|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' 6.2. Концепции эволюции '''<br><br>Обычным стереотипом является связывание концепции эволюции только с именем Ч. Дарвина, благодаря запоминающемуся выводу о близости биологических «корней» человека и человекообразных обезьян. В вульгарном толковании общность ветви приматов (существовавшая около 45 млн. лет назад) и её разделение на группы и виды (разделение гориллы, шимпанзе 139и человека датируется 10 млн. лет тому назад) сводится к прямому генетическому происхождению «человека от обезьяны». Неверны оба стереотипа. <br><br>''' 6.2.1. Концепция Ламарка '''<br><br>Первая научная классификация в зоологии была предложена К. Линнеем (1707-1778), на её базе Ж.-Б. Ламарк разработал свою концепцию эволюции, основанную на двух принципиальных положениях. Во-первых, все существа в течение их жизни приспосабливаются к среде обитания. В ходе этого процесса изменяются его поведение, физические параметры и организм приобретает новые признаки фенотипа. Во-вторых, приобретенные признаки и свойства (поведение) передаются по наследству потомкам. Оба фактора, по мнению Ламарка, действуют как проявление всеобщего внутренне присущего «стремления к усовершенствованию». По данной концепции движущие силы развития заложены «внутри» живых организмов, и это можно было совместить с христианской версией сотворения мира: стремление к самоусовершенствованию есть проявление части «святого духа» Творца. <br><br>Если первое положение основано на данных палеонтологии и является обобщением «опытов» природы, то второе сформулировано, скорее, как интуитивно очевидное и в экспериментах не подтверждено. Хотя и были попытки не только акклиматизации растений по Мичурину или Лысенко, но и в опытах по отрезанию хвостов у 20 поколений лабораторных белых мышей. Подтверждения факту передачи информации от фенотипа к генотипу не было получено, тогда как обратная передача (с учетом мутаций) является экспериментальным фактом и возведена в центральную догму, подобно тому, как ещё лет 20 назад центральной догмой молекулярной биологии было признание передачи наследственной информации только в одном направлении - от ДНК к РНК. Открытие обратной транскрипции эту догму разрушило. <br><br>[[Image:33-02-026.jpg]]<br><br>Что касается внутреннего стремления к усовершенствованию, то в современном философском течении номогенеза также постулируется универсальное стремление к высшему состоянию, по терминологии Т. де Шардена - это «точка Омега» (по названию последней буквы греческого алфавита). «Точка Омега» выступает в качестве некоего мегааттрактора развития биосферы и человека, подобно тому, как поток галактик направлен к Великому аттрактору (природа которого пока не выяснена). В какой-то мере коммунизм К. Маркса тоже считался «точкой Омега» социального развития человеческого общества. <br><br><br><br><br> | + | ''' 6.2. Концепции эволюции '''<br><br>Обычным стереотипом является связывание концепции эволюции только с именем Ч. [[Развитие_эволюционного_учения_Дарвина|Дарвина]], благодаря запоминающемуся выводу о близости биологических «корней» человека и человекообразных обезьян. В вульгарном толковании общность ветви приматов (существовавшая около 45 млн. лет назад) и её разделение на группы и виды (разделение гориллы, шимпанзе 139и человека датируется 10 млн. лет тому назад) сводится к прямому генетическому происхождению «человека от обезьяны». Неверны оба стереотипа. <br><br>''' 6.2.1. Концепция Ламарка '''<br><br>Первая научная классификация в зоологии была предложена К. Линнеем (1707-1778), на её базе Ж.-Б. Ламарк разработал свою концепцию эволюции, основанную на двух принципиальных положениях. Во-первых, все существа в течение их жизни приспосабливаются к [[Среда_обитания_организмов_и_ее_факторы|среде обитания]]. В ходе этого процесса изменяются его поведение, физические параметры и организм приобретает новые признаки фенотипа. Во-вторых, приобретенные признаки и свойства (поведение) передаются по наследству потомкам. Оба фактора, по мнению Ламарка, действуют как проявление всеобщего внутренне присущего «стремления к усовершенствованию». По данной концепции движущие силы развития заложены «внутри» живых организмов, и это можно было совместить с христианской версией сотворения мира: стремление к самоусовершенствованию есть проявление части «святого духа» Творца. <br><br>Если первое положение основано на данных палеонтологии и является обобщением «опытов» [[Влияние_факторов_природы_на_растительные_сообщества|природы]], то второе сформулировано, скорее, как интуитивно очевидное и в экспериментах не подтверждено. Хотя и были попытки не только акклиматизации растений по Мичурину или Лысенко, но и в опытах по отрезанию хвостов у 20 поколений лабораторных белых мышей. Подтверждения факту передачи информации от фенотипа к генотипу не было получено, тогда как обратная передача (с учетом мутаций) является экспериментальным фактом и возведена в центральную догму, подобно тому, как ещё лет 20 назад центральной догмой молекулярной биологии было признание передачи наследственной информации только в одном направлении - от [[Нуклеїнові_кислоти:_ДНК_та_РНК._Практикум|ДНК]] к РНК. Открытие обратной транскрипции эту догму разрушило. <br><br>[[Image:33-02-026.jpg|ламарк]]<br><br>Что касается внутреннего стремления к усовершенствованию, то в современном философском течении номогенеза также постулируется универсальное стремление к высшему состоянию, по терминологии Т. де Шардена - это «точка Омега» (по названию последней буквы греческого [[Алфавит|алфавита]]). «Точка Омега» выступает в качестве некоего мегааттрактора развития [[Эволюция_биосферы|биосферы]] и человека, подобно тому, как поток галактик направлен к Великому аттрактору (природа которого пока не выяснена). В какой-то мере коммунизм К. Маркса тоже считался «точкой Омега» социального развития человеческого общества. <br><br><br><br><br> |
| | | |
| ''Концепции современного естествознания. Стародубцев В.А., 2-е изд., доп. — Томск.: Том. политех. ун-т, 2002. — 184 с.'' | | ''Концепции современного естествознания. Стародубцев В.А., 2-е изд., доп. — Томск.: Том. политех. ун-т, 2002. — 184 с.'' |
Текущая версия на 11:03, 9 июля 2012
Гипермаркет знаний>>Естествознание>>Естествознание 11 класс>> Концепция Ламарка
6.2. Концепции эволюции
Обычным стереотипом является связывание концепции эволюции только с именем Ч. Дарвина, благодаря запоминающемуся выводу о близости биологических «корней» человека и человекообразных обезьян. В вульгарном толковании общность ветви приматов (существовавшая около 45 млн. лет назад) и её разделение на группы и виды (разделение гориллы, шимпанзе 139и человека датируется 10 млн. лет тому назад) сводится к прямому генетическому происхождению «человека от обезьяны». Неверны оба стереотипа.
6.2.1. Концепция Ламарка
Первая научная классификация в зоологии была предложена К. Линнеем (1707-1778), на её базе Ж.-Б. Ламарк разработал свою концепцию эволюции, основанную на двух принципиальных положениях. Во-первых, все существа в течение их жизни приспосабливаются к среде обитания. В ходе этого процесса изменяются его поведение, физические параметры и организм приобретает новые признаки фенотипа. Во-вторых, приобретенные признаки и свойства (поведение) передаются по наследству потомкам. Оба фактора, по мнению Ламарка, действуют как проявление всеобщего внутренне присущего «стремления к усовершенствованию». По данной концепции движущие силы развития заложены «внутри» живых организмов, и это можно было совместить с христианской версией сотворения мира: стремление к самоусовершенствованию есть проявление части «святого духа» Творца.
Если первое положение основано на данных палеонтологии и является обобщением «опытов» природы, то второе сформулировано, скорее, как интуитивно очевидное и в экспериментах не подтверждено. Хотя и были попытки не только акклиматизации растений по Мичурину или Лысенко, но и в опытах по отрезанию хвостов у 20 поколений лабораторных белых мышей. Подтверждения факту передачи информации от фенотипа к генотипу не было получено, тогда как обратная передача (с учетом мутаций) является экспериментальным фактом и возведена в центральную догму, подобно тому, как ещё лет 20 назад центральной догмой молекулярной биологии было признание передачи наследственной информации только в одном направлении - от ДНК к РНК. Открытие обратной транскрипции эту догму разрушило.
Что касается внутреннего стремления к усовершенствованию, то в современном философском течении номогенеза также постулируется универсальное стремление к высшему состоянию, по терминологии Т. де Шардена - это «точка Омега» (по названию последней буквы греческого алфавита). «Точка Омега» выступает в качестве некоего мегааттрактора развития биосферы и человека, подобно тому, как поток галактик направлен к Великому аттрактору (природа которого пока не выяснена). В какой-то мере коммунизм К. Маркса тоже считался «точкой Омега» социального развития человеческого общества.
Концепции современного естествознания. Стародубцев В.А., 2-е изд., доп. — Томск.: Том. политех. ун-т, 2002. — 184 с.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|