'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 10 класc. Полные уроки|История 10 класс]]>>История: Деспотии Востока. Полные уроки'''
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[Иcтория_10_класс._Полные_уроки|История 10 класс]]>>История: Деспотии Востока. Полные уроки'''
=== Цель урока ===
=== Цель урока ===
Строка 33:
Строка 33:
=== Изучение нового материала ===
=== Изучение нового материала ===
-
Основной формой государственной организации древневосточных государств была '''деспотия (от греческого слова "despotos" - хозяин, господин)''', хотя им были свойственны также и республиканские формы правления, в которых значительную роль сыграли традиции примитивной родовой демократии (например, республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии). Еще от «отца истории» Геродота (5 век до н.э.) берет свое начало концепция «восточной деспотии». Понятие «восточная деспотия» характеризуется рядом признаков: во-первых, это неограниченная форма правления с неограниченной властью наследственного монарха, во-вторых, обоготворення его лица и сосредоточение в его руках религиозной власти, в-третьих, признание монарха верховным собственником земли, единоособным законодателем и высшим судьей; в-четвертых, централизованное государство с тоталитарным режимом и разветвленным чиновничьим аппаратом.
+
Основной формой государственной организации древневосточных государств была '''деспотия (от греческого слова "despotos" - хозяин, господин)''', хотя им были свойственны также и республиканские формы правления, в которых значительную роль сыграли традиции примитивной родовой демократии (например, республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии). Еще от «отца истории» Геродота (5 век до н.э.) берет свое начало концепция «восточной деспотии». Понятие «восточная деспотия» характеризуется рядом признаков: во-первых, это неограниченная форма правления с неограниченной властью наследственного монарха, во-вторых, обоготворення его лица и сосредоточение в его руках религиозной власти, в-третьих, признание монарха верховным собственником земли, единоособным [[Современное_российское_законодательство|законодателем]] и высшим судьей; в-четвертых, централизованное государство с тоталитарным режимом и разветвленным чиновничьим аппаратом.
Поэтому деспотическую власть можно определить как систему трех принципов: единовластие, единобожество, единодумство.
Поэтому деспотическую власть можно определить как систему трех принципов: единовластие, единобожество, единодумство.
'''Главными функциями стран Древнего Востока''' были организация общественных работ, взимание налогов, строительство ирригационных сооружений, обеспечения обороны от внешних врагов, захвата других народов (отсюда и три основных ведомства, которые существовали в этих странах): ведомство внутренних дел; ведомство военных дел; ведомство публичных работ.
+
'''Главными функциями стран [[Древний_восток|Древнего Востока]]''' были организация общественных работ, взимание налогов, строительство ирригационных сооружений, обеспечения обороны от внешних врагов, захвата других народов (отсюда и три основных ведомства, которые существовали в этих странах): ведомство внутренних дел; ведомство военных дел; ведомство публичных работ.
Власть над подчиненными содержалась не через посредство закона, а путем запугивания.
Власть над подчиненными содержалась не через посредство закона, а путем запугивания.
Строка 49:
Строка 49:
Государственное принуждение подкреплялся господствующей идеологией. Государство поддерживало культ богов: сооружались колоссальные культовые сооружения, содержался большой штат жрецов. Высокое положение служителей культа привел к тому, что они принимали активное участие в осуществлении правосудия.
Государственное принуждение подкреплялся господствующей идеологией. Государство поддерживало культ богов: сооружались колоссальные культовые сооружения, содержался большой штат жрецов. Высокое положение служителей культа привел к тому, что они принимали активное участие в осуществлении правосудия.
-
[[Image:Ist10 polnuroki t6-3.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t6-3.jpg|460px|египет]]
'''Египет'''
'''Египет'''
Строка 65:
Строка 65:
5. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установленную юридическую практику. С этим и связан их казуистический характер, т.е. правовая норма фиксируется не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. 6. Неразвитость правотворческой техники замедляет процесс изменения и создание новых правовых норм, отсюда консерватизм и формализм древневосточного права.
5. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установленную юридическую практику. С этим и связан их казуистический характер, т.е. правовая норма фиксируется не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. 6. Неразвитость правотворческой техники замедляет процесс изменения и создание новых правовых норм, отсюда консерватизм и формализм древневосточного права.
-
7. В правовых системах Древнего Востока могут представление о сфере права, о четкие различия преступлений от частных правонарушений. Только на первый взгляд, правовые документы изложены бессистемно и без внутренне логики. Но внутренняя логика есть. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, станово-варного деления в Древней Индии.
+
7. В правовых системах Древнего Востока могут представление о сфере права, о четкие различия преступлений от частных правонарушений. Только на первый взгляд, правовые документы изложены бессистемно и без внутренне логики. Но внутренняя логика есть. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, станово-варного деления в [[Ранние_цивилизации_Древней_Индии|Древней Индии]].
Казуистика, консерватизм и формализм права свидетельствуют о низком уровне юридической техники в странах Древнего Востока. Поэтому все высокоразвитые правовые культуры, которые предшествовали римскому праву, включая и древневосточные, называют еще архаичными или древними.
Казуистика, консерватизм и формализм права свидетельствуют о низком уровне юридической техники в странах Древнего Востока. Поэтому все высокоразвитые правовые культуры, которые предшествовали римскому праву, включая и древневосточные, называют еще архаичными или древними.
-
Чрезмерная централизация управления, архаизм правовых норм, бесправие народа, застой в развитии общественных отношений вели к стагнации процессы исторического развития стран Древнего Востока. Со временем восточная цивилизация потеряла свою роль лидера, она перешла к западной цивилизации.
+
Чрезмерная централизация управления, архаизм правовых норм, бесправие народа, застой в развитии общественных отношений вели к стагнации процессы исторического развития стран Древнего Востока. Со временем восточная цивилизация потеряла свою роль лидера, она перешла к западной [[Расширение_ареала_цивилизации|цивилизации]].
Интересно, что в Законах Хаммурапи принцип талиона (а, следовательно, и возможности применения смертной казни) распространялся даже на лиц, никоим образом не причастных к преступлению. Так, в случае избиения беременной женщины, повлекшее ее смерть (и, очевидно, гибель плода), убить надо дочь того, кто нанес побои. Смерть под развалинами здания сына заказчика наказывается смертной казнью сына строителя.
Интересно, что в Законах Хаммурапи принцип талиона (а, следовательно, и возможности применения смертной казни) распространялся даже на лиц, никоим образом не причастных к преступлению. Так, в случае избиения беременной женщины, повлекшее ее смерть (и, очевидно, гибель плода), убить надо дочь того, кто нанес побои. Смерть под развалинами здания сына заказчика наказывается смертной казнью сына строителя.
Отнеси перечисленные положения к: А) причинам образования государства; Б) к признакам государства.
Отнеси перечисленные положения к: А) причинам образования государства; Б) к признакам государства.
-
1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти. 2. Появление законодательства. 3. Наличие определенной территории. 4. Необходимость удержания в повиновении народа. 5. Необходимость защиты от врагов. 6. Наличие центров ремесла и торговли. 7. Появление аппарата управления.
+
1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти. 2. Появление законодательства. 3. Наличие определенной территории. 4. Необходимость удержания в повиновении народа. 5. Необходимость защиты от врагов. 6. Наличие центров ремесла и [[Презентация_2_на_тему:_Торговля._Эффективность_торговли_по_Интернету|торговли]]. 7. Появление аппарата управления.
=== Домашнее задание ===
=== Домашнее задание ===
Строка 129:
Строка 129:
*«Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
*«Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
*Д.В. Деопик. История Древнего Востока Ранние деспотии в Месопотамии (society.polbu.ru)
*Д.В. Деопик. История Древнего Востока Ранние деспотии в Месопотамии (society.polbu.ru)
+
+
----
----
-
'''Над уроком работали:'''
+
'''Над уроком работали:'''
-
Лагутина О.Ю.
+
Лагутина О.Ю.
-
Любименко В.В.
+
Любименко В.В.
Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
+
+
----
+
+
+
+
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>
осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий
рассказать об особенностях деспотической власти
закрепить навыки делать выводы из выученного материала
научиться работать с видеоматериалом
закрепить знания по теме
План урока
Приветствие и мотивация
Изучение нового материала
Закрепление выученного материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Приветствие и мотивация
Прием 1. Приветствие и объявление темы
Прием 2. Проверка отсутствующих
Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?
Изучение нового материала
Основной формой государственной организации древневосточных государств была деспотия (от греческого слова "despotos" - хозяин, господин), хотя им были свойственны также и республиканские формы правления, в которых значительную роль сыграли традиции примитивной родовой демократии (например, республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии). Еще от «отца истории» Геродота (5 век до н.э.) берет свое начало концепция «восточной деспотии». Понятие «восточная деспотия» характеризуется рядом признаков: во-первых, это неограниченная форма правления с неограниченной властью наследственного монарха, во-вторых, обоготворення его лица и сосредоточение в его руках религиозной власти, в-третьих, признание монарха верховным собственником земли, единоособным законодателем и высшим судьей; в-четвертых, централизованное государство с тоталитарным режимом и разветвленным чиновничьим аппаратом.
Поэтому деспотическую власть можно определить как систему трех принципов: единовластие, единобожество, единодумство.
Древний Китай
Главными функциями стран Древнего Востока были организация общественных работ, взимание налогов, строительство ирригационных сооружений, обеспечения обороны от внешних врагов, захвата других народов (отсюда и три основных ведомства, которые существовали в этих странах): ведомство внутренних дел; ведомство военных дел; ведомство публичных работ.
Власть над подчиненными содержалась не через посредство закона, а путем запугивания.
Государственное принуждение подкреплялся господствующей идеологией. Государство поддерживало культ богов: сооружались колоссальные культовые сооружения, содержался большой штат жрецов. Высокое положение служителей культа привел к тому, что они принимали активное участие в осуществлении правосудия.
Египет
Признаки, касающиеся права стран Древнего Востока.
1. Сохранение пережитков первобытнообщинного строя, которое отразилось в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности членов семьи и общины за преступления, совершенные их членами, ответственность за чужую вину, действие принципа "Талион".
2. Право открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось как в униженном положении рабов, так и некоторых категорий свободного населения.
3. Право Древнего Востока было тесно связано с религией и моралью. Правовая норма имела религиозное обоснование (хотя были и исключения). Правонарушение - это одновременно и нарушение нормы религии и морали.
4. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков были обычаи, являясь продуктом общинной творчества, долгое время не записывались, а хранили в устной традиции и памяти соплеменников. Обычай наполнен новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался основным источником права и то когда появились письменные законники, брахманские компиляции и др.
5. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установленную юридическую практику. С этим и связан их казуистический характер, т.е. правовая норма фиксируется не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. 6. Неразвитость правотворческой техники замедляет процесс изменения и создание новых правовых норм, отсюда консерватизм и формализм древневосточного права.
7. В правовых системах Древнего Востока могут представление о сфере права, о четкие различия преступлений от частных правонарушений. Только на первый взгляд, правовые документы изложены бессистемно и без внутренне логики. Но внутренняя логика есть. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, станово-варного деления в Древней Индии.
Древняя Индия
Казуистика, консерватизм и формализм права свидетельствуют о низком уровне юридической техники в странах Древнего Востока. Поэтому все высокоразвитые правовые культуры, которые предшествовали римскому праву, включая и древневосточные, называют еще архаичными или древними.
Чрезмерная централизация управления, архаизм правовых норм, бесправие народа, застой в развитии общественных отношений вели к стагнации процессы исторического развития стран Древнего Востока. Со временем восточная цивилизация потеряла свою роль лидера, она перешла к западной цивилизации.
Для восточных деспотий в социально-политическом плане были присущи такие общие черты как монополизация и централизация власти, ее персонификация в лице деспота (царя, фараона), сакрализация (подчинение религиозным нормам) всей жизни общества, наличие систем перманентного террора, жесткого подавления масс.
Важно осознать, что возникновение деспотических государств было обусловлено географическим фактором. Дело в том, что выжить на Востоке можно было лишь при оросительном земледелии и при постоянном создании общественных запасов зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и др.). Все это требовало огромного и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в единое целое.
Интересно знать
Замена смертной казни альтернативными наказаниями в странах Древнего Востока иногда зависела от имущественных состояний осужденного. Так, в Индии высшая мера наказания могла быть заменена в ряде случаев выплатой высшего штрафа - 1000 пан(средний штраф 500 пан, ниже 250 пан), что, по мнению историков права, ставило в неравное положение бедного и богатого преступника. Государство не только защищало так сказать «социальноблизьких» правонарушителей, но и имела свой материальный интерес. Если состоятельный преступник откупался от казни значительной для него суммой, это не только служило ему и другим оговоркой на будущее, но и существенно наполняло государственную казну. Зато казнь правонарушителя не оставляла властным структурам ничего, кроме, возможно, моральной сатисфакции.
Интересно, что в Законах Хаммурапи принцип талиона (а, следовательно, и возможности применения смертной казни) распространялся даже на лиц, никоим образом не причастных к преступлению. Так, в случае избиения беременной женщины, повлекшее ее смерть (и, очевидно, гибель плода), убить надо дочь того, кто нанес побои. Смерть под развалинами здания сына заказчика наказывается смертной казнью сына строителя.
Законы Хаммурапи
Закрепление выученного материала
Отнеси перечисленные положения к: А) причинам образования государства; Б) к признакам государства.
1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти. 2. Появление законодательства. 3. Наличие определенной территории. 4. Необходимость удержания в повиновении народа. 5. Необходимость защиты от врагов. 6. Наличие центров ремесла и торговли. 7. Появление аппарата управления.
Домашнее задание
Изучить материал темы по учебнику
Нарисовать иллюстрацию к теме (на выбор)
По желанию: создать презентацию к следующей теме (до 12 слайдов)
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ученики самостоятельно делают выводы в письменной форме (тезисно), затем один из учеников озвучивает свои выводы перед классом, остальные исправляют его и дополняют (устно). Выводы и обобщения можно представить также в виде схем и таблиц.
Видеоматериалы
Использованные источники
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древние государства Передней Азии. Цивилизация Древнего Востока" Лагутиной Ольги Юрьевны, учителя история (festival.1september.ru)
Модульный урок по всеобщей истории в 10 классе "Деспотии Востока" (www.zavuch.info)
«Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
Д.В. Деопик. История Древнего Востока Ранние деспотии в Месопотамии (society.polbu.ru)
Над уроком работали:
Лагутина О.Ю.
Любименко В.В.
Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.