KNOWLEDGE HYPERMARKET


Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Урок 2. Полные уроки
 
Строка 1: Строка 1:
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 10 класc. Полные уроки|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Урок 2. Полные уроки<metakeywords>история, гипермаркет знаний, полные уроки, уроки истории, 9 класс, полные уроки истории, методические разработки, Наука и искусство в XVIII—XIX вв, литература</metakeywords>'''  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[Иcтория_10_класс._Полные_уроки|История 10 класс]]&gt;&gt;История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Урок 2. Полные уроки<metakeywords>история, гипермаркет знаний, полные уроки, уроки истории, 9 класс, полные уроки истории, методические разработки, Наука и искусство в XVIII—XIX вв, литература</metakeywords>'''  
=== Цель урока  ===
=== Цель урока  ===
Строка 7: Строка 7:
=== Тип урока  ===
=== Тип урока  ===
-
комбинированный урок истории и [[Историзм_литературы|литературы]]
+
комбинированный урок истории и [[Историзм литературы|литературы]]  
=== Задачи урока  ===
=== Задачи урока  ===
Строка 41: Строка 41:
'''[[Image:Viv4ennia nov temi.jpg]]'''  
'''[[Image:Viv4ennia nov temi.jpg]]'''  
-
'''Просветительский [[Фонвизин_и_классицизм|классицизм]]''' - условный период в истории мировой литературы, охватывающей 18 века (в отдельных странах конец 17 или начало 19 века). Этот период отмечен дальнейшим углублением неравномерности литературного процесса в мире. В Западной Европе это был достаточно четко очерченный литературный период, обозначенный связанными между собой художественными и идейными направлениями Просвещения и сентиментализма. В странах Востока литература продолжала носить черты предыдущих эпох, которые вытекали еще со средневековья.  
+
'''Просветительский [[Фонвизин и классицизм|классицизм]]''' - условный период в истории мировой литературы, охватывающей 18 века (в отдельных странах конец 17 или начало 19 века). Этот период отмечен дальнейшим углублением неравномерности литературного процесса в мире. В Западной Европе это был достаточно четко очерченный литературный период, обозначенный связанными между собой художественными и идейными направлениями Просвещения и сентиментализма. В странах Востока литература продолжала носить черты предыдущих эпох, которые вытекали еще со средневековья.  
-
В литературе 18 века происходит серьезный стилевой перелом. Практика универсальных стилевых систем остается в прошлом. Искусство, прежде всего литература, становятся отдельной сферой культурной жизни и уже не выражают совокупные культурно-исторические стремления своей эпохи. Эстетические системы теряют значение всеобщности. Расходятся пути различных видов искусства: литературы и театра, театра и [[Зримая_музыка|музыки]]. Поэт больше не использует общий стилевой запас времени, он создает собственную систему стиля и подчиняет ее своему личному замыслу.  
+
В литературе 18 века происходит серьезный стилевой перелом. Практика универсальных стилевых систем остается в прошлом. Искусство, прежде всего литература, становятся отдельной сферой культурной жизни и уже не выражают совокупные культурно-исторические стремления своей эпохи. Эстетические системы теряют значение всеобщности. Расходятся пути различных видов искусства: литературы и театра, театра и [[Зримая музыка|музыки]]. Поэт больше не использует общий стилевой запас времени, он создает собственную систему стиля и подчиняет ее своему личному замыслу.  
'''Национальный характер литератур'''  
'''Национальный характер литератур'''  
Строка 53: Строка 53:
Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Главным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Использовав учение Аристотеля об искусстве, просветители заложили теоретические основы критического реализма, развившегося уже в искусстве 19 века.  
Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Главным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Использовав учение Аристотеля об искусстве, просветители заложили теоретические основы критического реализма, развившегося уже в искусстве 19 века.  
-
Произведения просветителей отличает концептуальность, они глубоко философических. В ряде случаев это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и определенная рассудочность творчестве просветителей. Они создали жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: произведения Эразма Роттердамского, [[Путешествия_в_некоторые_отдаленные_страны_света_Лемюэля_Гулливера,_сначала_хирурга,_а_потом_капитана_нескольких_кораблей|Франсуа Рабле]], Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.  
+
Произведения просветителей отличает концептуальность, они глубоко философических. В ряде случаев это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и определенная рассудочность творчестве просветителей. Они создали жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: произведения Эразма Роттердамского, [[Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей|Франсуа Рабле]], Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.  
-
<br> '''Сентиментализм''' – явление сложное и полное противоречий. Как идейное и художественное направление он не тождественен Просвещения в целом, но в то же время тесно связан с последним. В ряде случаев он был кризисом [[Эпоха_Просвещения_и_просвещенный_абсолютизм|Просвещения]] (Англия), в других почти полностью слился с просветительской литературой (Франция, Германия).  
+
<br> '''Сентиментализм''' – явление сложное и полное противоречий. Как идейное и художественное направление он не тождественен Просвещения в целом, но в то же время тесно связан с последним. В ряде случаев он был кризисом [[Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм|Просвещения]] (Англия), в других почти полностью слился с просветительской литературой (Франция, Германия).  
Сентиментализм в корне отличался от классицизма, и частично вытекал из Просвещения. Если классицисты рассказывали о выдающихся людях, выдающиеся события и выдающиеся страсти, то сентименталисты обратились к людям простым, угнетенных, слабых. В их героях нет ничего особенного. Страдания их не удивляют и не поражают, зато трогают. Вместо возвышенного и великого, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное. Сентиментализм был также и реакцией на Просвещение, с его часто чрезмерной рационализацией сюжетов и персонажей. Хотя именно с Просвещения вытекала внимание к обычным людям.  
Сентиментализм в корне отличался от классицизма, и частично вытекал из Просвещения. Если классицисты рассказывали о выдающихся людях, выдающиеся события и выдающиеся страсти, то сентименталисты обратились к людям простым, угнетенных, слабых. В их героях нет ничего особенного. Страдания их не удивляют и не поражают, зато трогают. Вместо возвышенного и великого, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное. Сентиментализм был также и реакцией на Просвещение, с его часто чрезмерной рационализацией сюжетов и персонажей. Хотя именно с Просвещения вытекала внимание к обычным людям.  
Строка 69: Строка 69:
Джонатан Свифт (1667-1745)  
Джонатан Свифт (1667-1745)  
-
'''Литература просветительского рационализма во [[Альтернатива_фашизму:_опыт_Великобритании_и_Франции|Франции]]'''  
+
'''Литература просветительского рационализма во [[Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции|Франции]]'''  
Монтескье (1689-1755)  
Монтескье (1689-1755)  
Строка 159: Строка 159:
''Тема:'' Русская литература 18-19 ст.  
''Тема:'' Русская литература 18-19 ст.  
-
*Известен кантемировский [[Демократия_афоризми|афоризм]]: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?
+
*Известен кантемировский [[Демократия афоризми|афоризм]]: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?
*Когда и где был открыт первый русский университет?
*Когда и где был открыт первый русский университет?
Строка 198: Строка 198:
----
----
-
 
+
<br>
'''Над уроком работали: '''  
'''Над уроком работали: '''  
Строка 210: Строка 210:
----
----
-
 
+
<br>
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на [http://xvatit.com/forum/ '''Образовательном форуме'''], где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав [http://xvatit.com/club/blogs/ '''блог,'''] Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. [http://xvatit.com/school/guild/ '''Гильдия Лидеров Образования'''] открывает двери для специалистов&nbsp; высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.<br>  
[[Category:История_10_класс]]
[[Category:История_10_класс]]

Текущая версия на 13:18, 10 июля 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Урок 2. Полные уроки

Содержание

Цель урока

рассмотреть развитие искусства 18-19 ст, сделать упор на литературу

Тип урока

комбинированный урок истории и литературы

Задачи урока

  • рассмотреть характеристики литературы 18-19 ст
  • ознакомиться с главными представителями литературы данного периода
  • пополнить знания с помощью видеоматериала
  • улучшить навыки публичного выступления
  • сформировать системное понимание литературы эпохи

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Здравствуйте, дети! На прошлом уроке мы рассматривали развитие науки в 18-19 ст. А сегодня мы поговорим об искусстве, в основном - о литературе этого периода.

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

Viv4ennia nov temi.jpg

Просветительский классицизм - условный период в истории мировой литературы, охватывающей 18 века (в отдельных странах конец 17 или начало 19 века). Этот период отмечен дальнейшим углублением неравномерности литературного процесса в мире. В Западной Европе это был достаточно четко очерченный литературный период, обозначенный связанными между собой художественными и идейными направлениями Просвещения и сентиментализма. В странах Востока литература продолжала носить черты предыдущих эпох, которые вытекали еще со средневековья.

В литературе 18 века происходит серьезный стилевой перелом. Практика универсальных стилевых систем остается в прошлом. Искусство, прежде всего литература, становятся отдельной сферой культурной жизни и уже не выражают совокупные культурно-исторические стремления своей эпохи. Эстетические системы теряют значение всеобщности. Расходятся пути различных видов искусства: литературы и театра, театра и музыки. Поэт больше не использует общий стилевой запас времени, он создает собственную систему стиля и подчиняет ее своему личному замыслу.

Национальный характер литератур

В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт и традиций. Хотя для всей эпохи были характерны некоторые общие черты, выраженные в явлении Просвещения и течения сентиментализма.

Просветительская эстетика

Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Главным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Использовав учение Аристотеля об искусстве, просветители заложили теоретические основы критического реализма, развившегося уже в искусстве 19 века.

Произведения просветителей отличает концептуальность, они глубоко философических. В ряде случаев это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и определенная рассудочность творчестве просветителей. Они создали жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: произведения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.


Сентиментализм – явление сложное и полное противоречий. Как идейное и художественное направление он не тождественен Просвещения в целом, но в то же время тесно связан с последним. В ряде случаев он был кризисом Просвещения (Англия), в других почти полностью слился с просветительской литературой (Франция, Германия).

Сентиментализм в корне отличался от классицизма, и частично вытекал из Просвещения. Если классицисты рассказывали о выдающихся людях, выдающиеся события и выдающиеся страсти, то сентименталисты обратились к людям простым, угнетенных, слабых. В их героях нет ничего особенного. Страдания их не удивляют и не поражают, зато трогают. Вместо возвышенного и великого, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное. Сентиментализм был также и реакцией на Просвещение, с его часто чрезмерной рационализацией сюжетов и персонажей. Хотя именно с Просвещения вытекала внимание к обычным людям.

В западноевропейской литературе этого периода выделяют следующие этапы:

Литература просветительского рационализма в Англии


Даниэль Дефо


Даниэль Дефо (1661-1731)

Джонатан Свифт (1667-1745)

Литература просветительского рационализма во Франции

Монтескье (1689-1755)

Монтескье


Вольтер (1694-1778)

Дени Дидро (1713-1784)

Бомарше (1732-1799)

Литература сентиментализма в Англии

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761)

Генри Филдинг (1707-1757)


Генри Филдинг

Лоренс Стерн (1713-1768)

Эдуард Юнг (1683-1765)

Роберт Бернс (1759-1796)

Роберт Бернс


Литература сентиментализма во Франции

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Луи-Себастьян Мерсье (1740-1814)

Жан-Анри Бернарден де Сен-Пьер


Жан-Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737-1814)

Николя Ретиф де ля Бретон (1734-1806)

Маркиз де Сад (1740-1814)

Веймарская классика

Готгольд Эфраим Лессинг (1729-1781) (предтеча)

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

гете


Доклады

Ученики выступают с подготовленными дома докладами о русской литературе 18-19 ст.

Закрепление выученного материала

1. Что такое просветительский классицизм?

2. Какой стилевой перелом произошел в литературе 18 ст?

3. Кто такие просветители?

4. Что такое сентиментализм?

Домашнее задание

Написать эссе на одну из тем:

1. Пессимизм и оптимизм в литературе 18-19 ст

2. Литература востока 18-19 ст

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Voprosi klasy.jpgМини-викторина

Тема: Русская литература 18-19 ст.

  • Известен кантемировский афоризм: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?
  • Когда и где был открыт первый русский университет?
  • Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?
  • Какие жанры относили они к «высоким», а какие - к «низким»?
  • Что советует Сумароков стихотворцу, сочиняющему притворные, «хладные» стихи о любви: «Коль хочешь ты писать, так прежде ты ...»?
  • Одна из эпиграмм Сумарокова звучит вполне по-современному: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог, Конечно, голова в почтеньи меньше ...» Меньше чего?
  • Какое определение получил реализм XVIII в.?
  • На какие теории природного равенства и «естественного» человека опирались русские сентименталисты?

Видеоматериал




Использованные источники

  • Урок на тему "Литература 18-19 вв" Неустроевой Елизаветы Ивановны (festival.1september.ru)
  • Алексашкина Людмила, Головина Вера Всеобщая история. 10 кл. Учебник.- 2009 г.
  • «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
  • litopys.org.ua
  • www.booksite.ru


Над уроком работали:

Неустроева Е.И.

Любименко В.В.

Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.



Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > История > История 10 класс