|
|
Строка 7: |
Строка 7: |
| '''Уроки 15—16''' | | '''Уроки 15—16''' |
| | | |
- | ''' ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО''' | + | ''' ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
Строка 19: |
Строка 19: |
| | '''Итоги''' | | | '''Итоги''' |
| |- | | |- |
- | | Изготовление подвесной конструкции из соломки по мотивам традиционных рождественских украшений | + | | Изготовление подвесной конструкции из соломки по мотивам традиционных [[Н._В._Гоголь._«Ночь_перед_Рождеством»|рождественских]] украшений |
| | 1. Развивать у школьников представление о конструировании традиционных украшений к рождественским праздникам.<br>2. Формировать знания о приемах создания объемной подвесной конструкции из соломенных модулей.<br>3. Совершенствовать умение работать по технологической карте с внесением изменений в конструкцию изделия.<br>4. Развивать умение выполнять художественные конструкции-подвески из соломки на основе вариации по мотивам традиционных изделий | | | 1. Развивать у школьников представление о конструировании традиционных украшений к рождественским праздникам.<br>2. Формировать знания о приемах создания объемной подвесной конструкции из соломенных модулей.<br>3. Совершенствовать умение работать по технологической карте с внесением изменений в конструкцию изделия.<br>4. Развивать умение выполнять художественные конструкции-подвески из соломки на основе вариации по мотивам традиционных изделий |
| | Соломка злаков или стебли камыша, нити для соединения деталей, ножницы | | | Соломка злаков или стебли камыша, нити для соединения деталей, ножницы |
- | | 1. Беседа о традиции изготовления к рождественским праздникам подвесных украшений из соломки — пауков.<br>2. Анализ приемов подготовки деталей и сборки из них модулей.<br>3. «Твоя мастерская». Выполнение собственных вариантов подвесных объемных конструкций из соломки на основе октаэдров способами нанизывания деталей на нитку, связывания.<br>4. Беседа о многообразии традиционных и современных вариантов соединения соломенных модулей-восьмигранников в подвесных конструкциях, о приемах декора традиционных пауков.<br>5. Работа по технологической карте. Анализ вариантов изготовления украшений для подвесной конструкции.<br>6. Выполнение украшений для конструкций из соломки; сборка более сложных вариантов подвесных объемных конструкций (коллективная работа), их декор | + | | 1. Беседа о [[Синтез_восточных_и_античных_традиций_в_эллинизме._Спящий_гермафродит._Венера_Мелосская._Гигантизм_архитектурных_форм|традиции]] изготовления к рождественским праздникам подвесных украшений из соломки — пауков.<br>2. Анализ приемов подготовки деталей и сборки из них модулей.<br>3. «Твоя мастерская». Выполнение собственных вариантов подвесных объемных конструкций из соломки на основе октаэдров способами нанизывания деталей на нитку, связывания.<br>4. Беседа о многообразии традиционных и современных вариантов соединения соломенных модулей-восьмигранников в подвесных конструкциях, о приемах декора традиционных пауков.<br>5. Работа по технологической карте. Анализ вариантов изготовления украшений для подвесной конструкции.<br>6. Выполнение украшений для конструкций из соломки; сборка более сложных вариантов подвесных объемных конструкций (коллективная работа), их декор |
| | Оформляется подвесными конструкциями класс, актовый зал или коридор школы. Анализируются характер компоновки модулей в конструкциях, оригинальность и красота декора | | | Оформляется подвесными конструкциями класс, актовый зал или коридор школы. Анализируются характер компоновки модулей в конструкциях, оригинальность и красота декора |
| |} | | |} |
Строка 30: |
Строка 30: |
| <br> Уроки проводятся в дни подготовки к новогоднему празднику и к празднику Рождества Христова. Первый урок по данной теме можно начать с беседы о рождественских праздниках, Святках. | | <br> Уроки проводятся в дни подготовки к новогоднему празднику и к празднику Рождества Христова. Первый урок по данной теме можно начать с беседы о рождественских праздниках, Святках. |
| | | |
- | Педагог рассказывает о том, что в старину у крестьян в России был обычай к рождественским праздникам делать необычные конструкции из соломки. Такие конструкции подвешивались в избе. От малейшего дуновения воздуха они кружились и таинственно мерцали золотыми отблесками в полумраке жилища. На Руси это рождественское украшение чаще всего называли «паук». Учеников можно спросить, почему так назвали это традиционное изделие, и в беседе выяснить, что причиной стала его легкость и ажурность, что оно по виду действительно напоминает паутину. Учитель обращает внимание детей на то, что неслучайно именно соломка стала материалом для подвесной конструкции. Крестьяне верили, что и сноп соломы, который хранили в избе, и изделия из соломки принесут в дом добро, достаток и благополучие. | + | Педагог рассказывает о том, что в старину у крестьян в [[Геологическая_история_и_геологическое_строение_территории_России|России]] был обычай к рождественским праздникам делать необычные конструкции из соломки. Такие конструкции подвешивались в избе. От малейшего дуновения воздуха они кружились и таинственно мерцали золотыми отблесками в полумраке жилища. На Руси это рождественское украшение чаще всего называли «паук». Учеников можно спросить, почему так назвали это традиционное изделие, и в беседе выяснить, что причиной стала его легкость и ажурность, что оно по виду действительно напоминает паутину. Учитель обращает внимание детей на то, что неслучайно именно соломка стала материалом для подвесной конструкции. Крестьяне верили, что и сноп соломы, который хранили в избе, и изделия из соломки принесут в дом добро, достаток и благополучие. |
| | | |
- | В условиях современного города соломку можно заменить заготовленными осенью стеблями трав и другими материалами, имеющими форму трубочек. | + | В условиях [[Архитектура_современного_города|современного]] города соломку можно заменить заготовленными осенью стеблями трав и другими материалами, имеющими форму трубочек. |
| | | |
| Вместе с учениками можно полюбоваться изображениями соломенных пауков, выполненных белорусскими мастерами и учащимися школы-лицея. <br> Изготовление рождественских подвесок чаще всего было развлечением деревенской молодежи. Множество рук плело отдельные детали иногда довольно большой по размеру и сложной по конструкции соломенной подвески. Это коллективное творчество всегда основывалось на традициях той или иной местности в отношении форм и украшений подвесных конструкций, но общая фантазия, изобретательность и выдумка всегда вносили в них что-нибудь новое и неожиданное. | | Вместе с учениками можно полюбоваться изображениями соломенных пауков, выполненных белорусскими мастерами и учащимися школы-лицея. <br> Изготовление рождественских подвесок чаще всего было развлечением деревенской молодежи. Множество рук плело отдельные детали иногда довольно большой по размеру и сложной по конструкции соломенной подвески. Это коллективное творчество всегда основывалось на традициях той или иной местности в отношении форм и украшений подвесных конструкций, но общая фантазия, изобретательность и выдумка всегда вносили в них что-нибудь новое и неожиданное. |
| | | |
- | Несмотря на различие соломенных конструкций по величине и форме, у них есть одинаковые повторяющиеся детали. Такие детали называются деталями-модулями, потому что из них возможно получить самые различные варианты пауков. Для простых по конструкции пауков обычно используют 5—6 модулей, а для сложных — до 50 и более. Форму деталей-модулей, из которых сделаны пауки, сами мастера называют «ромб». | + | Несмотря на различие соломенных конструкций по величине и форме, у них есть одинаковые повторяющиеся детали. Такие детали называются деталями-модулями, потому что из них возможно получить самые различные варианты пауков. Для простых по конструкции пауков обычно используют 5—6 модулей, а для сложных — до 50 и более. Форму деталей-модулей, из которых сделаны пауки, сами мастера называют «[[Ромб|ромб]]». |
| | | |
- | Далее дети рассматривают Приложение «Азбука работы с соломкой», в котором показаны приемы заготовки деталей для подвесной конструкции, и технологическую карту по изготовлению подвески, составляют план работы. Самостоятельно определяют размеры деталей своего изделия. Педагог подчеркивает необходимость соблюдения одинаковых размеров деталей в отдельной подвесной конструкции, иначе в изделии появятся перекосы. Ученики могут собрать несколько одинаковых по размеру модулей для коллективной композиции или сделать модули разных размеров. | + | Далее дети рассматривают Приложение «Азбука работы с соломкой», в котором показаны приемы заготовки деталей для подвесной конструкции, и технологическую карту по изготовлению подвески, составляют план работы. Самостоятельно определяют размеры деталей своего изделия. Педагог подчеркивает необходимость соблюдения одинаковых размеров деталей в отдельной подвесной конструкции, иначе в изделии появятся перекосы. Ученики могут собрать несколько одинаковых по размеру модулей для коллективной [[Передача_симметрии_и_асимметрии_в_композиции|композиции]] или сделать модули разных размеров. |
| | | |
| Знания секретов о приемах работы народных мастеров пригодятся ученикам при сборке модуля из деталей, когда вместо иголки они могут продевать нить в детали кончиком тонкой соломинки. Этот же прием поможет легко заправить концы связанных нитей после завершения сборки модуля. <br> Для соединения деталей из соломки не следует применять жесткие, сильно закрученные нити, леску, проволоку, так как такие материалы разрезают соломенные детали. Удобнее использовать мягкие, слабо крученые нити (шерстяные, синтетические и др.), тем более что туго стягивать соломенные детали в конструкции нельзя. <br><br>'''Далее ученики работают по намеченному плану (с. 60—61):''' | | Знания секретов о приемах работы народных мастеров пригодятся ученикам при сборке модуля из деталей, когда вместо иголки они могут продевать нить в детали кончиком тонкой соломинки. Этот же прием поможет легко заправить концы связанных нитей после завершения сборки модуля. <br> Для соединения деталей из соломки не следует применять жесткие, сильно закрученные нити, леску, проволоку, так как такие материалы разрезают соломенные детали. Удобнее использовать мягкие, слабо крученые нити (шерстяные, синтетические и др.), тем более что туго стягивать соломенные детали в конструкции нельзя. <br><br>'''Далее ученики работают по намеченному плану (с. 60—61):''' |
| | | |
- | <br> • Нанижи на нить четыре детали.<br> • Свяжи детали в квадрат.<br> • Нанижи на длинный конец нити еще 2 детали. <br> • Оберни нить два раза вокруг места соединения двух сторон квадрата и слегка стяни ее. <br> • To же самое сделай около каждой стороны квадрата. <br> • Свяжи длинный кончик нити с коротким. Заправь концы нити внутрь детали более тонкой соломинкой. <br> • Отрежь две дополнительные нити и свяжи ими вершины противоположных треугольников сначала сверху, а потом снизу.<br> • Заправь концы нитей внутрь деталей. <br><br> На втором уроке ученики знакомятся с многообразием приемов соединения модулей и способами декора подвесной конструкции. | + | <br> • Нанижи на нить четыре детали.<br> • Свяжи детали в [[Декоративна_композиція_у_крузі,_квадраті,_прямокутнику._Сюжетно-декоративна_композиція._Цілісність_композиції._Презентація_уроку|квадрат]].<br> • Нанижи на длинный конец нити еще 2 детали. <br> • Оберни нить два раза вокруг места соединения двух сторон квадрата и слегка стяни ее. <br> • To же самое сделай около каждой стороны квадрата. <br> • Свяжи длинный кончик нити с коротким. Заправь концы нити внутрь детали более тонкой соломинкой. <br> • Отрежь две дополнительные нити и свяжи ими вершины противоположных треугольников сначала сверху, а потом снизу.<br> • Заправь концы нитей внутрь деталей. <br><br> На втором уроке ученики знакомятся с многообразием приемов соединения модулей и способами декора подвесной конструкции. |
| | | |
| В процессе беседы педагог обращает внимание детей на то, что форма пауков зависит и от количества деталей-модулей в изделии, и от приема их соединения. | | В процессе беседы педагог обращает внимание детей на то, что форма пауков зависит и от количества деталей-модулей в изделии, и от приема их соединения. |
Строка 48: |
Строка 48: |
| Далее можно предложить ученикам проанализировать на с. 63 учебника фотографии подвесных конструкций из одного или нескольких модулей и определить, какие варианты модулей были использованы в конструкциях, рассказать о порядке соединения деталей в более сложном изделии из нескольких модулей, рассмотреть, с помощью каких деталей украшены различные виды подвесных конструкций. Также можно предложить придумать и нарисовать свой вариант соединения модулей в конструкцию, а затем выполнить его коллективно в группах по 4—5 человек. В коллективе интереснее и быстрее выполнять также и декор для конструкции. | | Далее можно предложить ученикам проанализировать на с. 63 учебника фотографии подвесных конструкций из одного или нескольких модулей и определить, какие варианты модулей были использованы в конструкциях, рассказать о порядке соединения деталей в более сложном изделии из нескольких модулей, рассмотреть, с помощью каких деталей украшены различные виды подвесных конструкций. Также можно предложить придумать и нарисовать свой вариант соединения модулей в конструкцию, а затем выполнить его коллективно в группах по 4—5 человек. В коллективе интереснее и быстрее выполнять также и декор для конструкции. |
| | | |
- | По технологической карте предлагается спланировать порядок выполнения разных вариантов декора пауков, выбрать понравившийся и сделать украшения для своей конструкции. <br><br>'''Дополнительная литература''' | + | По технологической карте предлагается спланировать порядок выполнения разных вариантов декора пауков, выбрать понравившийся и сделать украшения для своей конструкции. <br><br>'''Дополнительная [[Литература|литература]]''' |
| | | |
| <br> 1. Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества / В. А. Воронов. — М., 2000. <br> 2. Лобачевкая О. А. Плетение из соломки / О. А Лобачевкая. — М., 2000. <br> 3. Федотов Г. Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла / Г. Я. Федотов — М., 1997.<br><br> | | <br> 1. Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества / В. А. Воронов. — М., 2000. <br> 2. Лобачевкая О. А. Плетение из соломки / О. А Лобачевкая. — М., 2000. <br> 3. Федотов Г. Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла / Г. Я. Федотов — М., 1997.<br><br> |
Строка 54: |
Строка 54: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.'' | + | ''Шпикалова Т. Я. [[Приложение._Технология_2_класс|Технология]]. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.'' |
| | | |
| <br> <br> | | <br> <br> |
Текущая версия на 11:12, 18 июля 2012
Гипермаркет знаний>>Технология >>Технология 3 класс>> Добрых рук мастерство
Уроки 15—16
ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО
Творческое задание
| Задачи
| Материалы и инструменты
| План уроков
| Итоги
|
Изготовление подвесной конструкции из соломки по мотивам традиционных рождественских украшений
| 1. Развивать у школьников представление о конструировании традиционных украшений к рождественским праздникам. 2. Формировать знания о приемах создания объемной подвесной конструкции из соломенных модулей. 3. Совершенствовать умение работать по технологической карте с внесением изменений в конструкцию изделия. 4. Развивать умение выполнять художественные конструкции-подвески из соломки на основе вариации по мотивам традиционных изделий
| Соломка злаков или стебли камыша, нити для соединения деталей, ножницы
| 1. Беседа о традиции изготовления к рождественским праздникам подвесных украшений из соломки — пауков. 2. Анализ приемов подготовки деталей и сборки из них модулей. 3. «Твоя мастерская». Выполнение собственных вариантов подвесных объемных конструкций из соломки на основе октаэдров способами нанизывания деталей на нитку, связывания. 4. Беседа о многообразии традиционных и современных вариантов соединения соломенных модулей-восьмигранников в подвесных конструкциях, о приемах декора традиционных пауков. 5. Работа по технологической карте. Анализ вариантов изготовления украшений для подвесной конструкции. 6. Выполнение украшений для конструкций из соломки; сборка более сложных вариантов подвесных объемных конструкций (коллективная работа), их декор
| Оформляется подвесными конструкциями класс, актовый зал или коридор школы. Анализируются характер компоновки модулей в конструкциях, оригинальность и красота декора
|
Примерный ход уроков
Уроки проводятся в дни подготовки к новогоднему празднику и к празднику Рождества Христова. Первый урок по данной теме можно начать с беседы о рождественских праздниках, Святках.
Педагог рассказывает о том, что в старину у крестьян в России был обычай к рождественским праздникам делать необычные конструкции из соломки. Такие конструкции подвешивались в избе. От малейшего дуновения воздуха они кружились и таинственно мерцали золотыми отблесками в полумраке жилища. На Руси это рождественское украшение чаще всего называли «паук». Учеников можно спросить, почему так назвали это традиционное изделие, и в беседе выяснить, что причиной стала его легкость и ажурность, что оно по виду действительно напоминает паутину. Учитель обращает внимание детей на то, что неслучайно именно соломка стала материалом для подвесной конструкции. Крестьяне верили, что и сноп соломы, который хранили в избе, и изделия из соломки принесут в дом добро, достаток и благополучие.
В условиях современного города соломку можно заменить заготовленными осенью стеблями трав и другими материалами, имеющими форму трубочек.
Вместе с учениками можно полюбоваться изображениями соломенных пауков, выполненных белорусскими мастерами и учащимися школы-лицея. Изготовление рождественских подвесок чаще всего было развлечением деревенской молодежи. Множество рук плело отдельные детали иногда довольно большой по размеру и сложной по конструкции соломенной подвески. Это коллективное творчество всегда основывалось на традициях той или иной местности в отношении форм и украшений подвесных конструкций, но общая фантазия, изобретательность и выдумка всегда вносили в них что-нибудь новое и неожиданное.
Несмотря на различие соломенных конструкций по величине и форме, у них есть одинаковые повторяющиеся детали. Такие детали называются деталями-модулями, потому что из них возможно получить самые различные варианты пауков. Для простых по конструкции пауков обычно используют 5—6 модулей, а для сложных — до 50 и более. Форму деталей-модулей, из которых сделаны пауки, сами мастера называют «ромб».
Далее дети рассматривают Приложение «Азбука работы с соломкой», в котором показаны приемы заготовки деталей для подвесной конструкции, и технологическую карту по изготовлению подвески, составляют план работы. Самостоятельно определяют размеры деталей своего изделия. Педагог подчеркивает необходимость соблюдения одинаковых размеров деталей в отдельной подвесной конструкции, иначе в изделии появятся перекосы. Ученики могут собрать несколько одинаковых по размеру модулей для коллективной композиции или сделать модули разных размеров.
Знания секретов о приемах работы народных мастеров пригодятся ученикам при сборке модуля из деталей, когда вместо иголки они могут продевать нить в детали кончиком тонкой соломинки. Этот же прием поможет легко заправить концы связанных нитей после завершения сборки модуля. Для соединения деталей из соломки не следует применять жесткие, сильно закрученные нити, леску, проволоку, так как такие материалы разрезают соломенные детали. Удобнее использовать мягкие, слабо крученые нити (шерстяные, синтетические и др.), тем более что туго стягивать соломенные детали в конструкции нельзя.
Далее ученики работают по намеченному плану (с. 60—61):
• Нанижи на нить четыре детали. • Свяжи детали в квадрат. • Нанижи на длинный конец нити еще 2 детали. • Оберни нить два раза вокруг места соединения двух сторон квадрата и слегка стяни ее. • To же самое сделай около каждой стороны квадрата. • Свяжи длинный кончик нити с коротким. Заправь концы нити внутрь детали более тонкой соломинкой. • Отрежь две дополнительные нити и свяжи ими вершины противоположных треугольников сначала сверху, а потом снизу. • Заправь концы нитей внутрь деталей.
На втором уроке ученики знакомятся с многообразием приемов соединения модулей и способами декора подвесной конструкции.
В процессе беседы педагог обращает внимание детей на то, что форма пауков зависит и от количества деталей-модулей в изделии, и от приема их соединения.
Далее можно предложить ученикам проанализировать на с. 63 учебника фотографии подвесных конструкций из одного или нескольких модулей и определить, какие варианты модулей были использованы в конструкциях, рассказать о порядке соединения деталей в более сложном изделии из нескольких модулей, рассмотреть, с помощью каких деталей украшены различные виды подвесных конструкций. Также можно предложить придумать и нарисовать свой вариант соединения модулей в конструкцию, а затем выполнить его коллективно в группах по 4—5 человек. В коллективе интереснее и быстрее выполнять также и декор для конструкции.
По технологической карте предлагается спланировать порядок выполнения разных вариантов декора пауков, выбрать понравившийся и сделать украшения для своей конструкции.
Дополнительная литература
1. Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества / В. А. Воронов. — М., 2000. 2. Лобачевкая О. А. Плетение из соломки / О. А Лобачевкая. — М., 2000. 3. Федотов Г. Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла / Г. Я. Федотов — М., 1997.
Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|