|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 10 класс, История, урок, на Тему, Человечество на заре своей истории, Первобытная эпоха, Неолитическая революция</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, История, 10 класс, История, урок, на Тему, Человечество на заре своей истории, Первобытная эпоха, Неолитическая революция, человечество, земледелие, популяции, среда, Турция, Индия, город</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[Иcтория 10 класс|История 10 класс]]>>История: Неолитическая революция ''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[Иcтория 10 класс|История 10 класс]]>>История: Неолитическая революция ''' |
Строка 7: |
Строка 7: |
| '''Неолитическая революция '''<br> | | '''Неолитическая революция '''<br> |
| | | |
- | <br>Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У мноrих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юro-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.<br> | + | <br>Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития '''[[Презентація уроку: Тема 2. Виникнення людини. Залюднення Європи|человечества]]''' можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Югo-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к '''[[Перші землероби та скотарі на території України. Трипільська археологічна культура.|земледелию]]''' и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.<br> |
| | | |
- | <br><u>'''Человек и природа: первый коифликт'''</u><br> | + | <br><u>'''Человек и природа: первый конфликт'''</u><br> |
| | | |
- | Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды cвoeгo обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогpесс.<br> | + | Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды cвoeгo обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой '''[[Рост численности и плотность популяций|популяции]]''' - такой была плата за прогpесс.<br> |
| | | |
| Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. <br> | | Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. <br> |
| | | |
- | Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.<br> | + | Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию [http://xvatit.com/vuzi/ '''знаний'''].<br> |
| | | |
- | В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития, Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.<br> | + | В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.<br> |
| | | |
- | После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, В отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников. <br> | + | После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной '''[[Основные пути приспособления организмов к среде|среде]]''', нуждались в человеке для их защиты от хищников. <br> |
| | | |
- | По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.<br> | + | По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, '''[[Турецька держава. Конспект уроку|Турции]]''' домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.<br> |
| | | |
| Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.<br> | | Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.<br> |
Строка 27: |
Строка 27: |
| <br><u>'''Aгpарно-скотоводческие культуры'''</u><br> | | <br><u>'''Aгpарно-скотоводческие культуры'''</u><br> |
| | | |
- | Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на территории современных Етпта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.<br> | + | Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на территории современных Египта, Ирана, Ирака, '''[[Давня Індія. Природно-географічні умови Індії. Найдавніша цивілізація в долині Інду. Прихід аріїв. Презентація уроку|Индии]]''', Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.<br> |
| | | |
- | Первыми растениями, которые стали выращиваться в европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо, В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы. <br> | + | Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы. <br> |
| | | |
| В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены. <br> | | В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены. <br> |
| | | |
- | На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного гopoдa в другой был достаточно распространенным явлением.<br> | + | На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного '''[[Возникновение городов|гopoдa]]''' в другой был достаточно распространенным явлением.<br> |
| | | |
| Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. <br> | | Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. <br> |
Строка 45: |
Строка 45: |
| В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-З тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Ceверной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще вceгo возводили монументальную постройку, жертвенник духам - покровителям племени.<br> | | В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-З тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Ceверной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще вceгo возводили монументальную постройку, жертвенник духам - покровителям племени.<br> |
| | | |
- | Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в дeньгax.<br> | + | Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в [http://xvatit.com/busines/ '''дeньгax'''].<br> |
| | | |
| Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще Bceгo это были меха, шкуры, у арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины у племен центральной Африки - слоновая кость, в Китае, Абиссинии - соль.<br> | | Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще Bceгo это были меха, шкуры, у арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины у племен центральной Африки - слоновая кость, в Китае, Абиссинии - соль.<br> |
Строка 69: |
Строка 69: |
| В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом. <br> | | В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом. <br> |
| | | |
- | Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчинуменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей. <br> | + | Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей. <br> |
| | | |
| Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе. <br> | | Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе. <br> |
Строка 77: |
Строка 77: |
| Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.<br> | | Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.<br> |
| | | |
- | При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственностu. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. | + | При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. |
| | | |
| Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь. | | Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь. |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <u>'''Переход к энеолиту'''</u> | | <u>'''Переход к энеолиту'''</u> |
Строка 99: |
Строка 99: |
| В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изгoтовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи. | | В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изгoтовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи. |
| | | |
- | Доступных запасов металла было еще немнoгo, их обработка дeлала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоенuяметалла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э.,но широко они распространяются лишь в IV - III тысячелетиях до н.э.), называют энеолuтом (медно-каменным. веком). Он ознаменовался наступлением новoгo этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств. | + | Доступных запасов металла было еще немнoгo, их обработка дeлала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э.,но широко они распространяются лишь в IV - III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным. веком). Он ознаменовался наступлением новoгo этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств. |
| | | |
- | <br><u>'''Вопросы и задания'''</u> | + | <br><u>'''Вопросы и задания'''</u> |
| | | |
- | ''1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? <br>2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации? <br>3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. <br>4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров? <br>5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности.<br>6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.<br>7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп? <br>8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов? '' | + | ''1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? <br>2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации? <br>3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. <br>4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров? <br>5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности.<br>6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.<br>7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп? <br>8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов? '' |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <sub>Книги, учебники географии [[История|скачать]], конспект на помощь учителю и ученикам, учиться [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> | | <sub>Книги, учебники географии [[История|скачать]], конспект на помощь учителю и ученикам, учиться [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]]</sub> |
Текущая версия на 06:25, 12 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Неолитическая революция
Неолитическая революция
Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Югo-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.
Человек и природа: первый конфликт
Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды cвoeгo обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогpесс.
Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира.
Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.
В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.
После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.
По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.
Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.
Aгpарно-скотоводческие культуры
Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.
Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы.
В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.
На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного гopoдa в другой был достаточно распространенным явлением.
Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.
Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отдeлилось от скотоводства, с другой - самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V - IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного кpyгa изготовлялась глиняная посуда. Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).
Чтобы ремесленник мoг специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мaстерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты cвoeгo труда на мясо и зерно.
Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания. Haчали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между coceдними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других - на ткачестве, в третьих - на изготовлении посуды и т.д.
В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-З тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Ceверной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще вceгo возводили монументальную постройку, жертвенник духам - покровителям племени.
Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в дeньгax.
Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще Bceгo это были меха, шкуры, у арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины у племен центральной Африки - слоновая кость, в Китае, Абиссинии - соль.
Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.
Неолитические племена не знали частной собственности, так, американские индейцы даже в XVH - XIX вв. вели хозяйство сообща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.
Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых peмесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты cвoeгo мастерства.
Переход от матриархата к патриархату
Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.
Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в eгo решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дpyгих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Mopгaнa, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.
Важнейшую роль в становлении семьи сыгpал переход от матриархата к патриархату.
В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умeлые из них доживали до 25-30 лет.
Отзвуком времени, Koгдa от количества мужчин - добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика.
В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.
Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей.
Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе.
Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.
Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.
При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.
Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.
Переход к энеолиту
С ростом численности населения отдельные рода отселялись на нeосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, внеурожайные годы.
Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом cвoeгo происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.
Классификация языков дает материал дпя определения исходных районов проживания народов, понимания основ их тpaдиций и культуры, так, родство языков народов, разделенных обширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одногo гeoгpaфического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.
Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп.
Bceгo на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одногo языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгoльскую, семито-хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.
В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, pycский и английский). Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н.э. проживали в ограниченном ареале - в Юго-Западной Азии, к югy от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии.
В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изгoтовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.
Доступных запасов металла было еще немнoгo, их обработка дeлала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э.,но широко они распространяются лишь в IV - III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным. веком). Он ознаменовался наступлением новoгo этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.
Вопросы и задания
1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? 2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации? 3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. 4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров? 5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности. 6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату. 7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп? 8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
Книги, учебники географии скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|