|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, И. С. Тургенев, «Муму», 5 класс</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 5 класс, И. С. Тургенев, «Муму», рассказ, книга, Гоголь, чтения, пересказ</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>И. С. Тургенев. «Муму»''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 5 класс|Литература 5 класс]]>>И. С. Тургенев. «Муму»'''<br> <br> |
| | | |
| + | '''И. С. Тургенев. «Муму»'''<br><br>Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений назван и '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказ]]''' «Муму». |
| | | |
- | <br>
| + | Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны удачно, но известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном этапе изучения рассказа. В. А. Никольский в [[Людина без книги, як криниця без води. «Як краплин у Дніпрі» О. Пархоменко.|'''книге''']] «Преподавание литературы в средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала предлагал ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть) самостоятельно и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение на них произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила физическая сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается об отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не ясен один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму? Разве не проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы доволен, если бы вместо Муму Герасим утопил барыню». |
| | | |
- | ''' И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ»'''<br><br>Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений назван и рассказ «Муму».
| + | Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно начать с истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания В. Н. Житовой, Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и обстоятельства, повлиявшие на создание рассказа. |
| | | |
- | Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны удачно, но известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном этапе изучения рассказа. В. А. Никольский в книге «Преподавание литературы в средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала предлагал ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть) самостоятельно и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение на них произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила физическая сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается об отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не ясен один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму? Разве не проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы доволен, если бы вместо Муму Герасим утопил барыню».
| + | В 1852 г. умер '''[[Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества|Гоголь]]'''. Тургенев был удивлен равнодушием многих, сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть Гоголя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев напечатал статью в «Московских ведомостях». Царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Тургенев был взят под стражу, и именно под арестом написана была повесть (так определяют жанр произведения Тургенева в ряде работ) «Муму». |
| | | |
- | Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно начать с истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания В. Н. Житовой, Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и обстоятельства, повлиявшие на создание рассказа.
| + | Перед отъездом в свое имение Спасское '''[[И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества|Тургенев]]''' прочитал друзьям «Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как Герасим, характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал, что велика общественная драма там, где сторонники «крестьянской самобытности» находят успокоение и надежду на будущее в «немом» крепостном крестьянине Герасиме и не видят трагической стороны народной жизни. |
| | | |
- | В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был удивлен равнодушием многих, сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть Гоголя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев напечатал статью в «Московских ведомостях». Царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Тургенев был взят под стражу, и именно под арестом написана была повесть (так определяют жанр произведения Тургенева в ряде работ) «Муму».
| + | Важно уже в 5 классе создать первоначальный «образ Тургенева» на доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим озаглавить слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева французский писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так описывает писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался „олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу“. И дети, и взрослые вспоминают „образ исполина с чистой душой младенца“, величественного человека „с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского склада“». |
| | | |
- | Перед отъездом в свое имение Спасское Тургенев прочитал друзьям «Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как Герасим, характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал, что велика общественная драма там, где сторонники «крестьянской самобытности» находят успокоение и надежду на будущее в «немом» крепостном крестьянине Герасиме и не видят трагической стороны народной жизни. | + | Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его всегда. Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний завет: любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни». |
| | | |
- | Важно уже в 5 классе создать первоначальный «образ Тургенева» на доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим озаглавить слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева французский писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так описывает писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался „олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу“. И дети, и взрослые вспоминают „образ исполина с чистой душой младенца“, величественного человека „с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского склада“».
| + | Изучению темы предшествуют так называемые опережающие вопросы и [http://xvatit.com/vuzi/ '''задания'''], обращенные как ко всему классу, так и к отдельным группам и учащимся. |
| | | |
- | Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его всегда. Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний завет: любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни».
| + | <br> |
| | | |
- | Изучению темы предшествуют так называемые опережающие вопросы и задания, обращенные как ко всему классу, так и к отдельным группам и учащимся.
| + | <u>'''Общие вопросы и задания:'''</u><br> |
| | | |
- | '''Общие вопросы и задания:''' | + | ''— Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление после [[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|'''чтения''']] рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках?'' |
| | | |
- | — Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление после чтения рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках? | + | ''— Составьте цитатный план рассказа.'' |
| | | |
- | — Составьте цитатный план рассказа.
| + | <u>'''Групповые:'''</u> |
| | | |
- | '''Групповые:'''
| + | — Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны). |
| | | |
- | — Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны).
| + | <u>'''Индивидуальные:'''</u> |
| | | |
- | '''Индивидуальные:'''
| + | — Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова клятва»). |
| | | |
- | — Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова клятва»).
| + | Подготовить по своему выбору '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|пересказ]]''' одного из основных эпизодов рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика, например от лица дворецкого Гаврилы или дворового Степана).<br><br>'''Примерное планирование темы''' |
| | | |
- | Подготовить по своему выбору пересказ одного из основных эпизодов рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика, например от лица дворецкого Гаврилы или дворового Степана).<br><br>''' Примерное планирование темы'''<br><br>'''1-й урок.''' Вступительное слово о писателе учителя и сообщения его ассистентов-учащихся. Обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанном учениками рассказе «Муму». Аналитическое перечитывание в классе 1-й главы. Беседа о Герасиме. Проявление черт характера глухонемого в его отношении к делу, дому, дворне. Примеры того, как Тургенев передает отношения и настроения немого дворника через внешние его движения.
| + | '''1-й урок.''' Вступительное слово о писателе учителя и сообщения его ассистентов-учащихся. Обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанном учениками рассказе «Муму». Аналитическое перечитывание в классе 1-й главы. Беседа о Герасиме. Проявление черт характера глухонемого в его отношении к делу, дому, дворне. Примеры того, как Тургенев передает отношения и настроения немого дворника через внешние его движения. |
| | | |
- | '''2-й урок.''' История с Татьяной. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми. Почему у барыни в рассказе нет имени? Отношение Герасима к Татьяне. | + | '''2-й урок.''' История с Татьяной. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми. Почему у барыни в рассказе нет имени? Отношение Герасима к Татьяне. |
| | | |
- | '''3-й урок.''' История с Муму. Почему в рассказе эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Духовные и нравственные качества Герасима, проявившиеся в историях с Татьяной и Муму. | + | '''3-й урок.''' История с Муму. Почему в рассказе эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Духовные и нравственные качества Герасима, проявившиеся в историях с Татьяной и Муму. |
| | | |
- | '''4-й урок'''. Подведение итогов чтения и обсуждения рассказа. Портрет и пейзаж в рассказе. Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. | + | '''4-й урок'''. Подведение итогов чтения и обсуждения рассказа. Портрет и пейзаж в рассказе. Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. |
| | | |
- | В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы. Эта озабоченность угрозой обвинений в методическом плагиате непродуктивна. | + | В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы. Эта озабоченность угрозой обвинений в методическом плагиате непродуктивна. |
| | | |
- | В данной главе мы попытаемся объединить такие рекомендации различных авторов, которые представляются нам оригинальными и достойными воспроизведения в школьной практике в рамках любой методической модели как «общее достояние» современной теории и практики литературного образования (источники заимствований указаны в списке литературы). | + | В данной главе мы попытаемся объединить такие рекомендации различных авторов, которые представляются нам оригинальными и достойными воспроизведения в школьной практике в рамках любой методической модели как «общее достояние» современной теории и практики литературного [http://xvatit.com/vuzi/ '''образования'''] (источники заимствований указаны в списке литературы). |
| | | |
- | При анализе первой главы рассказа уместны следующие вопросы и задания: | + | При анализе первой главы рассказа уместны следующие вопросы и задания: |
| | | |
- | — Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)? | + | — Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)? |
| | | |
- | — Тургенев не дает подробного портрета Герасима. Попробуйте представить себе его внешний облик, создав словесный портрет героя. | + | — Тургенев не дает подробного портрета Герасима. Попробуйте представить себе его внешний облик, создав словесный портрет героя. |
| | | |
- | — В каких формах выражается у Герасима горе и радость? Приведите примеры того, как Тургенев передает настроения немого дворника не описанием его чувств и мыслей, а через внешние движения: жесты, позы, походку, мимику. | + | — В каких формах выражается у Герасима горе и радость? Приведите примеры того, как Тургенев передает настроения немого дворника не описанием его чувств и мыслей, а через внешние движения: жесты, позы, походку, мимику. |
| | | |
- | — Поскольку сам Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? | + | — Поскольку сам Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? |
| | | |
- | — Тургенев приводит сравнения, позволяющие почувствовать состояние глухонемого. Что дает нам сопоставление Герасима с деревом на плодородной земле, с молодым быком, с пойманным зверем, с гусаком? | + | — Тургенев приводит сравнения, позволяющие почувствовать состояние глухонемого. Что дает нам сопоставление Герасима с деревом на плодородной земле, с молодым быком, с пойманным зверем, с гусаком? |
| | | |
- | — Что мы узнали о Герасиме после чтения первой главы? | + | — Что мы узнали о Герасиме после чтения первой главы? |
| | | |
- | Беседа на втором уроке могла бы проходить с использованием предложенных различными авторами вопросов и заданий: | + | Беседа на втором уроке могла бы проходить с использованием предложенных различными авторами вопросов и заданий: |
| | | |
- | — Герасим в переводе с греческого означает «почтенный», внушающий почтение, глубокое уважение. За что уважали Герасима? | + | — Герасим в переводе с греческого означает «почтенный», внушающий почтение, глубокое уважение. За что уважали Герасима? |
| | | |
- | — Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений и диалогов между обитателями барского дома. | + | — Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений и диалогов между обитателями барского дома. |
| | | |
- | — Как Герасим пытается преодолеть свое одиночество? | + | — Как Герасим пытается преодолеть свое одиночество? |
| | | |
- | — В старой книге «Реестр о дамах и прекрасных девицах» дано народное толкование имени «Татьяна»: «лукавый разговор». Имя это в христианской истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек, который был крещен именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие». Какое из этих двух толкований вы скорее бы отнесли к героине тургеневского рассказа и почему? | + | — В старой книге «Реестр о дамах и прекрасных девицах» дано народное толкование имени «Татьяна»: «лукавый разговор». Имя это в христианской истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек, который был крещен именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие». Какое из этих двух толкований вы скорее бы отнесли к героине тургеневского рассказа и почему? |
| | | |
- | — Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? Как в соответствии с этим автор относится к своим героям? | + | — Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? Как в соответствии с этим автор относится к своим героям? |
| | | |
- | — Почему же Герасим так легко отказался от Татьяны, поддавшись обману? Потому ли, что обычно очень догадливый Герасим не ожидал от кроткой Татьяны обмана? Как характеризуют Татьяну и ее образ жизни слова: «А кого мне в женихи назначат»? | + | — Почему же Герасим так легко отказался от Татьяны, поддавшись обману? Потому ли, что обычно очень догадливый Герасим не ожидал от кроткой Татьяны обмана? Как характеризуют Татьяну и ее образ жизни слова: «А кого мне в женихи назначат»? |
| | | |
- | — Почему одинока барыня и почему одинок Герасим? Чем Герасим пытается возместить свою потерю? | + | — Почему одинока барыня и почему одинок Герасим? Чем Герасим пытается возместить свою потерю? |
| | | |
- | Беседа на третьем уроке продолжит историю с Татьяной следующим наблюдением: между историей с Татьяной и историей с Муму есть нечто общее, их объединяющее. Что является общим стержнем обеих линий? Какие черты характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне и Муму? | + | Беседа на третьем уроке продолжит историю с Татьяной следующим наблюдением: между историей с Татьяной и историей с Муму есть нечто общее, их объединяющее. Что является общим стержнем обеих линий? Какие черты характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне и Муму? |
| | | |
- | — Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне: «великан» и «людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он выполняет приказания барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь Герасима и некоторых дворовых? Они же все крепостные. В чем разница между ними? | + | — Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне: «великан» и «людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он выполняет приказания барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь Герасима и некоторых дворовых? Они же все крепостные. В чем разница между ними? |
| | | |
- | — Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что ее больше всего раздражает? | + | — Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что ее больше всего раздражает? |
| | | |
- | — Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Как вы это объясняете? Почему барыня в рассказе названа «причудливой старухой»? | + | — Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Как вы это объясняете? Почему барыня в рассказе названа «причудливой старухой»? |
| | | |
- | — Как пытается Герасим защитить свою собаку? Как проявил он себя при этом? В каких случаях и почему усмехался Герасим? Почему он усмехался, когда увидел Татьяну, притворяющуюся пьяной, когда Степан пытался поймать Муму? Чем вызвана презрительная усмешка Герасима при «ответе» Гавриле? | + | — Как пытается Герасим защитить свою собаку? Как проявил он себя при этом? В каких случаях и почему усмехался Герасим? Почему он усмехался, когда увидел Татьяну, притворяющуюся пьяной, когда Степан пытался поймать Муму? Чем вызвана презрительная усмешка Герасима при «ответе» Гавриле? |
| | | |
- | — Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Когда-то он хотел в этом кафтане идти свататься к Татьяне. Почему он сейчас его надел? Почему он так вычесывает Муму перед уходом? Почему кормит ее мясными щами в трактире? | + | — Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Когда-то он хотел в этом кафтане идти свататься к Татьяне. Почему он сейчас его надел? Почему он так вычесывает Муму перед уходом? Почему кормит ее мясными щами в трактире? |
| | | |
- | Завершает тему четвертый урок, подводящий итог обсуждению вопросами и заданиями: | + | Завершает тему четвертый урок, подводящий итог обсуждению вопросами и заданиями: |
| | | |
- | — Почему Герасим утопил Муму? Он ведь все равно ослушался, самовольно уйдя в деревню. Почему он радостно шагает в деревню? Ведь только недавно погибла его любимица Муму. Как картины природы связаны с героем? | + | — Почему Герасим утопил Муму? Он ведь все равно ослушался, самовольно уйдя в деревню. Почему он радостно шагает в деревню? Ведь только недавно погибла его любимица Муму. Как картины природы связаны с героем? |
| | | |
- | — Что добавляет сравнение героя со львом к нашим представлениям о Герасиме? Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни? Как можно и сегодня бороться с самим собой, чтобы не превратиться в лакея? (По материалам Ц. Балталона, В. Зырянова, М. Клочихиной, А. Лихаева, В. Маранцмана, Л. Росляковой, Б. Турьянской.)<br><br><br><br> | + | — Что добавляет сравнение героя со львом к нашим представлениям о Герасиме? Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни? Как можно и сегодня бороться с самим собой, чтобы не превратиться в лакея? (По материалам Ц. Балталона, В. Зырянова, М. Клочихиной, А. Лихаева, В. Маранцмана, Л. Росляковой, Б. Турьянской.)<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
| ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' | | ''Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.'' |
| + | |
| + | <sub></sub> |
| | | |
| <sub>Планирование Литература, материалы по литературе 5 класса [[Литература|скачать]], учебники [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> | | <sub>Планирование Литература, материалы по литературе 5 класса [[Литература|скачать]], учебники [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] </sub> |
Текущая версия на 12:07, 20 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>И. С. Тургенев. «Муму»
И. С. Тургенев. «Муму»
Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений назван и рассказ «Муму».
Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны удачно, но известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном этапе изучения рассказа. В. А. Никольский в книге «Преподавание литературы в средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала предлагал ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть) самостоятельно и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение на них произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила физическая сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается об отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не ясен один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму? Разве не проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы доволен, если бы вместо Муму Герасим утопил барыню».
Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно начать с истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания В. Н. Житовой, Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и обстоятельства, повлиявшие на создание рассказа.
В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был удивлен равнодушием многих, сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть Гоголя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев напечатал статью в «Московских ведомостях». Царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Тургенев был взят под стражу, и именно под арестом написана была повесть (так определяют жанр произведения Тургенева в ряде работ) «Муму».
Перед отъездом в свое имение Спасское Тургенев прочитал друзьям «Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как Герасим, характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал, что велика общественная драма там, где сторонники «крестьянской самобытности» находят успокоение и надежду на будущее в «немом» крепостном крестьянине Герасиме и не видят трагической стороны народной жизни.
Важно уже в 5 классе создать первоначальный «образ Тургенева» на доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим озаглавить слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева французский писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так описывает писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался „олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу“. И дети, и взрослые вспоминают „образ исполина с чистой душой младенца“, величественного человека „с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского склада“».
Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его всегда. Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний завет: любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни».
Изучению темы предшествуют так называемые опережающие вопросы и задания, обращенные как ко всему классу, так и к отдельным группам и учащимся.
Общие вопросы и задания:
— Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление после чтения рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках?
— Составьте цитатный план рассказа.
Групповые:
— Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны).
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова клятва»).
Подготовить по своему выбору пересказ одного из основных эпизодов рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика, например от лица дворецкого Гаврилы или дворового Степана).
Примерное планирование темы
1-й урок. Вступительное слово о писателе учителя и сообщения его ассистентов-учащихся. Обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанном учениками рассказе «Муму». Аналитическое перечитывание в классе 1-й главы. Беседа о Герасиме. Проявление черт характера глухонемого в его отношении к делу, дому, дворне. Примеры того, как Тургенев передает отношения и настроения немого дворника через внешние его движения.
2-й урок. История с Татьяной. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми. Почему у барыни в рассказе нет имени? Отношение Герасима к Татьяне.
3-й урок. История с Муму. Почему в рассказе эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Духовные и нравственные качества Герасима, проявившиеся в историях с Татьяной и Муму.
4-й урок. Подведение итогов чтения и обсуждения рассказа. Портрет и пейзаж в рассказе. Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян.
В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы. Эта озабоченность угрозой обвинений в методическом плагиате непродуктивна.
В данной главе мы попытаемся объединить такие рекомендации различных авторов, которые представляются нам оригинальными и достойными воспроизведения в школьной практике в рамках любой методической модели как «общее достояние» современной теории и практики литературного образования (источники заимствований указаны в списке литературы).
При анализе первой главы рассказа уместны следующие вопросы и задания:
— Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?
— Тургенев не дает подробного портрета Герасима. Попробуйте представить себе его внешний облик, создав словесный портрет героя.
— В каких формах выражается у Герасима горе и радость? Приведите примеры того, как Тургенев передает настроения немого дворника не описанием его чувств и мыслей, а через внешние движения: жесты, позы, походку, мимику.
— Поскольку сам Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них?
— Тургенев приводит сравнения, позволяющие почувствовать состояние глухонемого. Что дает нам сопоставление Герасима с деревом на плодородной земле, с молодым быком, с пойманным зверем, с гусаком?
— Что мы узнали о Герасиме после чтения первой главы?
Беседа на втором уроке могла бы проходить с использованием предложенных различными авторами вопросов и заданий:
— Герасим в переводе с греческого означает «почтенный», внушающий почтение, глубокое уважение. За что уважали Герасима?
— Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений и диалогов между обитателями барского дома.
— Как Герасим пытается преодолеть свое одиночество?
— В старой книге «Реестр о дамах и прекрасных девицах» дано народное толкование имени «Татьяна»: «лукавый разговор». Имя это в христианской истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек, который был крещен именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие». Какое из этих двух толкований вы скорее бы отнесли к героине тургеневского рассказа и почему?
— Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? Как в соответствии с этим автор относится к своим героям?
— Почему же Герасим так легко отказался от Татьяны, поддавшись обману? Потому ли, что обычно очень догадливый Герасим не ожидал от кроткой Татьяны обмана? Как характеризуют Татьяну и ее образ жизни слова: «А кого мне в женихи назначат»?
— Почему одинока барыня и почему одинок Герасим? Чем Герасим пытается возместить свою потерю?
Беседа на третьем уроке продолжит историю с Татьяной следующим наблюдением: между историей с Татьяной и историей с Муму есть нечто общее, их объединяющее. Что является общим стержнем обеих линий? Какие черты характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне и Муму?
— Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне: «великан» и «людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он выполняет приказания барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь Герасима и некоторых дворовых? Они же все крепостные. В чем разница между ними?
— Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что ее больше всего раздражает?
— Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Как вы это объясняете? Почему барыня в рассказе названа «причудливой старухой»?
— Как пытается Герасим защитить свою собаку? Как проявил он себя при этом? В каких случаях и почему усмехался Герасим? Почему он усмехался, когда увидел Татьяну, притворяющуюся пьяной, когда Степан пытался поймать Муму? Чем вызвана презрительная усмешка Герасима при «ответе» Гавриле?
— Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Когда-то он хотел в этом кафтане идти свататься к Татьяне. Почему он сейчас его надел? Почему он так вычесывает Муму перед уходом? Почему кормит ее мясными щами в трактире?
Завершает тему четвертый урок, подводящий итог обсуждению вопросами и заданиями:
— Почему Герасим утопил Муму? Он ведь все равно ослушался, самовольно уйдя в деревню. Почему он радостно шагает в деревню? Ведь только недавно погибла его любимица Муму. Как картины природы связаны с героем?
— Что добавляет сравнение героя со львом к нашим представлениям о Герасиме? Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни? Как можно и сегодня бороться с самим собой, чтобы не превратиться в лакея? (По материалам Ц. Балталона, В. Зырянова, М. Клочихиной, А. Лихаева, В. Маранцмана, Л. Росляковой, Б. Турьянской.)
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
Планирование Литература, материалы по литературе 5 класса скачать, учебники онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|