KNOWLEDGE HYPERMARKET


В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
Строка 3: Строка 3:
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» '''  
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 6 класс|Литература 6 класс]]>>В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» '''  
 +
<br>
-
<br>
+
'''В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»'''<br><br>Рассказ В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой» —&nbsp; одно&nbsp; из самых&nbsp; замечательных произведений&nbsp; писателя,&nbsp; созданных&nbsp; для&nbsp; детей.&nbsp; Он дал&nbsp; это&nbsp; название&nbsp; всему&nbsp; сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г.  
-
 
+
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp; В. П. АСТАФЬЕВ '''
+
-
 
+
-
'''&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp; «Конь с розовой гривой» '''<br><br>Рассказ В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой» —&nbsp; одно&nbsp; из самых&nbsp; замечательных произведений&nbsp; писателя,&nbsp; созданных&nbsp; для&nbsp; детей.&nbsp; Он дал&nbsp; это&nbsp; название&nbsp; всему&nbsp; сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г.  
+
Рассказ «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой»&nbsp; открывает&nbsp; добрый&nbsp; и светлый мир&nbsp; народной жизни, увиденный&nbsp; детскими&nbsp; глазами,&nbsp; показывает&nbsp; живой&nbsp; и наблюдательный&nbsp; детский&nbsp; характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.  
Рассказ «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой»&nbsp; открывает&nbsp; добрый&nbsp; и светлый мир&nbsp; народной жизни, увиденный&nbsp; детскими&nbsp; глазами,&nbsp; показывает&nbsp; живой&nbsp; и наблюдательный&nbsp; детский&nbsp; характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.  
Строка 14: Строка 11:
Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано&nbsp; писателем)&nbsp; во многом&nbsp; автобиографично.&nbsp; Это&nbsp; воспоминание&nbsp; о собственном детстве,&nbsp; точнее,&nbsp; случае,&nbsp; происшедшем&nbsp; в детские&nbsp; годы.&nbsp; Анализируя&nbsp; особенности&nbsp; прозы писателя,&nbsp; критик&nbsp; Ю. Лощиц&nbsp; отмечает&nbsp; в ней&nbsp; главное: «…Имея&nbsp; ярко&nbsp; индивидуальную окраску,&nbsp; автобиографическую&nbsp; мотивировку,&nbsp; проза&nbsp; Астафьева&nbsp; в вершинных ее проявлениях&nbsp; воспринимается&nbsp; не как&nbsp; личностное&nbsp; творчество,&nbsp; а как&nbsp; стихийное самовыражение&nbsp; народного&nbsp; сознания,&nbsp; опыта&nbsp; многих&nbsp; поколений»15.&nbsp; Это&nbsp; утверждение исследователя&nbsp; целиком&nbsp; можно&nbsp; отнести&nbsp; и к произведению&nbsp; Астафьева «Конь&nbsp; с розовой гривой».  
Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано&nbsp; писателем)&nbsp; во многом&nbsp; автобиографично.&nbsp; Это&nbsp; воспоминание&nbsp; о собственном детстве,&nbsp; точнее,&nbsp; случае,&nbsp; происшедшем&nbsp; в детские&nbsp; годы.&nbsp; Анализируя&nbsp; особенности&nbsp; прозы писателя,&nbsp; критик&nbsp; Ю. Лощиц&nbsp; отмечает&nbsp; в ней&nbsp; главное: «…Имея&nbsp; ярко&nbsp; индивидуальную окраску,&nbsp; автобиографическую&nbsp; мотивировку,&nbsp; проза&nbsp; Астафьева&nbsp; в вершинных ее проявлениях&nbsp; воспринимается&nbsp; не как&nbsp; личностное&nbsp; творчество,&nbsp; а как&nbsp; стихийное самовыражение&nbsp; народного&nbsp; сознания,&nbsp; опыта&nbsp; многих&nbsp; поколений»15.&nbsp; Это&nbsp; утверждение исследователя&nbsp; целиком&nbsp; можно&nbsp; отнести&nbsp; и к произведению&nbsp; Астафьева «Конь&nbsp; с розовой гривой».  
-
В центре&nbsp; внимания&nbsp; писателя&nbsp; семья&nbsp; героя (вернее,&nbsp; то,&nbsp; что&nbsp; осталось&nbsp; от нее:&nbsp; мать утонула,&nbsp; отец —&nbsp; неизвестно&nbsp; где)&nbsp; и многодетная&nbsp; семья&nbsp; Левонтьевых.&nbsp; Живые&nbsp; и сочные описания&nbsp; бытовых подробностей&nbsp; дают&nbsp; возможность представить жизнь народа&nbsp; в первые <br>годы&nbsp; советской&nbsp; власти&nbsp; в одном&nbsp; из отдаленных&nbsp; сибирских&nbsp; сел.&nbsp; Вместе&nbsp; с этим&nbsp; писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева&nbsp; приобщает&nbsp; юных&nbsp; читателей&nbsp; к тем&nbsp; лучшим&nbsp; духовным&nbsp; ценностям,&nbsp; которые были выработаны всей многовековой историей народа.&nbsp;  
+
В центре&nbsp; внимания&nbsp; писателя&nbsp; семья&nbsp; героя (вернее,&nbsp; то,&nbsp; что&nbsp; осталось&nbsp; от нее:&nbsp; мать утонула,&nbsp; отец —&nbsp; неизвестно&nbsp; где)&nbsp; и многодетная&nbsp; семья&nbsp; Левонтьевых.&nbsp; Живые&nbsp; и сочные описания&nbsp; бытовых подробностей&nbsp; дают&nbsp; возможность представить жизнь народа&nbsp; в первые годы&nbsp; советской&nbsp; власти&nbsp; в одном&nbsp; из отдаленных&nbsp; сибирских&nbsp; сел.&nbsp; Вместе&nbsp; с этим&nbsp; писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева&nbsp; приобщает&nbsp; юных&nbsp; читателей&nbsp; к тем&nbsp; лучшим&nbsp; духовным&nbsp; ценностям,&nbsp; которые были выработаны всей многовековой историей народа.&nbsp;  
-
С этим&nbsp; обстоятельством&nbsp; связано&nbsp; и внимание&nbsp; учителя&nbsp; на уроках&nbsp; литературы&nbsp; к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом&nbsp; связано&nbsp; с раскрытием&nbsp; нового&nbsp; пласта&nbsp; народной&nbsp; жизни.&nbsp; Вместе&nbsp; с тем&nbsp; язык <br>произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.  
+
С этим&nbsp; обстоятельством&nbsp; связано&nbsp; и внимание&nbsp; учителя&nbsp; на уроках&nbsp; литературы&nbsp; к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом&nbsp; связано&nbsp; с раскрытием&nbsp; нового&nbsp; пласта&nbsp; народной&nbsp; жизни.&nbsp; Вместе&nbsp; с тем&nbsp; язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.  
Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой». Они&nbsp; с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.  
Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой». Они&nbsp; с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.  
-
Главная же&nbsp; трудность&nbsp; в работе&nbsp; над&nbsp; этим&nbsp; произведением&nbsp; заключается&nbsp; прежде&nbsp; всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые <br>годы после Гражданской войны).  
+
Главная же&nbsp; трудность&nbsp; в работе&nbsp; над&nbsp; этим&nbsp; произведением&nbsp; заключается&nbsp; прежде&nbsp; всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны).  
-
Увлеченные&nbsp; сюжетом&nbsp; рассказа,&nbsp; школьники&nbsp; часто&nbsp; не совсем&nbsp; понимают,&nbsp; в каких условиях&nbsp; проходит&nbsp; детство&nbsp; героя&nbsp; и его&nbsp; сверстников,&nbsp; что&nbsp; стоит&nbsp; за деталями&nbsp; быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь <br>пряник конем.  
+
Увлеченные&nbsp; сюжетом&nbsp; рассказа,&nbsp; школьники&nbsp; часто&nbsp; не совсем&nbsp; понимают,&nbsp; в каких условиях&nbsp; проходит&nbsp; детство&nbsp; героя&nbsp; и его&nbsp; сверстников,&nbsp; что&nbsp; стоит&nbsp; за деталями&nbsp; быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.  
Внимание&nbsp; именно&nbsp; к этим&nbsp; вопросам&nbsp; поможет&nbsp; понять&nbsp; характеры&nbsp; детей&nbsp; и взрослых, мотивы&nbsp; их поведения,&nbsp; затронуть&nbsp; глубокие&nbsp; нравственные&nbsp; проблемы,&nbsp; показать&nbsp; красоту и выразительность художественного слова писателя.  
Внимание&nbsp; именно&nbsp; к этим&nbsp; вопросам&nbsp; поможет&nbsp; понять&nbsp; характеры&nbsp; детей&nbsp; и взрослых, мотивы&nbsp; их поведения,&nbsp; затронуть&nbsp; глубокие&nbsp; нравственные&nbsp; проблемы,&nbsp; показать&nbsp; красоту и выразительность художественного слова писателя.  
Строка 30: Строка 27:
Первый&nbsp; урок&nbsp; можно&nbsp; начать&nbsp; с краткого&nbsp; вступительного&nbsp; слова&nbsp; учителя,&nbsp; которое поможет&nbsp; ввести&nbsp; учащихся&nbsp; в атмосферу&nbsp; жизни,&nbsp; изображенной&nbsp; писателем,&nbsp; подчеркнет автобиографический&nbsp; характер&nbsp; этого&nbsp; произведения.&nbsp; Рассказ&nbsp; учителя&nbsp; можно&nbsp; заменить чтением&nbsp; вступительной&nbsp; статьи&nbsp; хрестоматии,&nbsp; сопровождая&nbsp; его&nbsp; небольшими комментариями.  
Первый&nbsp; урок&nbsp; можно&nbsp; начать&nbsp; с краткого&nbsp; вступительного&nbsp; слова&nbsp; учителя,&nbsp; которое поможет&nbsp; ввести&nbsp; учащихся&nbsp; в атмосферу&nbsp; жизни,&nbsp; изображенной&nbsp; писателем,&nbsp; подчеркнет автобиографический&nbsp; характер&nbsp; этого&nbsp; произведения.&nbsp; Рассказ&nbsp; учителя&nbsp; можно&nbsp; заменить чтением&nbsp; вступительной&nbsp; статьи&nbsp; хрестоматии,&nbsp; сопровождая&nbsp; его&nbsp; небольшими комментариями.  
-
В произведении&nbsp; В. Астафьева,&nbsp; как&nbsp; об этом&nbsp; уже&nbsp; говорилось,&nbsp; живая&nbsp; разговорная&nbsp; речь, встречаются&nbsp; диалектизмы&nbsp; и просторечия,&nbsp; которые&nbsp; создают&nbsp; своеобразный «сибирский» колорит.&nbsp; Поэтому,&nbsp; чтобы&nbsp; учащиеся&nbsp; почувствовали&nbsp; аромат&nbsp; народного&nbsp; слова,&nbsp; его <br>выразительность,&nbsp; важно,&nbsp; чтобы&nbsp; рассказ&nbsp; прочел&nbsp; сам&nbsp; учитель (чтение&nbsp; занимает&nbsp; около 30 минут). Чтение&nbsp; нам&nbsp; представляется&nbsp; особенно&nbsp; ответственной&nbsp; частью&nbsp; работы&nbsp; над&nbsp; этим произведением. Иногда можно использовать заранее подготовленных учеников.  
+
В произведении&nbsp; В. Астафьева,&nbsp; как&nbsp; об этом&nbsp; уже&nbsp; говорилось,&nbsp; живая&nbsp; разговорная&nbsp; речь, встречаются&nbsp; диалектизмы&nbsp; и просторечия,&nbsp; которые&nbsp; создают&nbsp; своеобразный «сибирский» колорит.&nbsp; Поэтому,&nbsp; чтобы&nbsp; учащиеся&nbsp; почувствовали&nbsp; аромат&nbsp; народного&nbsp; слова,&nbsp; его выразительность,&nbsp; важно,&nbsp; чтобы&nbsp; рассказ&nbsp; прочел&nbsp; сам&nbsp; учитель (чтение&nbsp; занимает&nbsp; около 30 минут). Чтение&nbsp; нам&nbsp; представляется&nbsp; особенно&nbsp; ответственной&nbsp; частью&nbsp; работы&nbsp; над&nbsp; этим произведением. Иногда можно использовать заранее подготовленных учеников.  
-
В оставшееся&nbsp; время&nbsp; можно&nbsp; задать&nbsp; учащимся&nbsp; вопросы,&nbsp; которые&nbsp; дадут&nbsp; возможность проверить,&nbsp; как&nbsp; воспринят&nbsp; рассказ,&nbsp; что&nbsp; осталось&nbsp; в нем&nbsp; непонятным,&nbsp; обратить&nbsp; внимание на некоторые особенности композиции произведения. Вопросы эти могут быть примерно такими:
+
В оставшееся&nbsp; время&nbsp; можно&nbsp; задать&nbsp; учащимся&nbsp; вопросы,&nbsp; которые&nbsp; дадут&nbsp; возможность проверить,&nbsp; как&nbsp; воспринят&nbsp; рассказ,&nbsp; что&nbsp; осталось&nbsp; в нем&nbsp; непонятным,&nbsp; обратить&nbsp; внимание на некоторые особенности композиции произведения. <br>
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия. <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Какие&nbsp; слова&nbsp; вам&nbsp; были&nbsp; непонятны&nbsp; или&nbsp; показались&nbsp; необычными?&nbsp; Что&nbsp; вы можете сказать&nbsp; о характере&nbsp; этих&nbsp; слов?&nbsp; Почему&nbsp; писатель,&nbsp; по-вашему,&nbsp; использовал&nbsp; их в своем произведении, а не заменил другими словами? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. От чьего лица ведется повествование? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?
+
<br>
-
Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):  
+
<u>'''Вопросы эти могут быть примерно такими:'''</u>
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман. <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Сравните&nbsp; поведение&nbsp; Саньки&nbsp; и рассказчика&nbsp; в эпизоде&nbsp; с ягодами.&nbsp; Что&nbsp; вы можете сказать о каждом из них? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов.  
+
''1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия. <br>2. Какие&nbsp; слова&nbsp; вам&nbsp; были&nbsp; непонятны&nbsp; или&nbsp; показались&nbsp; необычными?&nbsp; Что&nbsp; вы можете сказать&nbsp; о характере&nbsp; этих&nbsp; слов?&nbsp; Почему&nbsp; писатель,&nbsp; по-вашему,&nbsp; использовал&nbsp; их в своем произведении, а не заменил другими словами? <br>3. От чьего лица ведется повествование? <br>4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?''
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
<u>'''Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):'''</u>
 +
 
 +
1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман. <br>2. Сравните&nbsp; поведение&nbsp; Саньки&nbsp; и рассказчика&nbsp; в эпизоде&nbsp; с ягодами.&nbsp; Что&nbsp; вы можете сказать о каждом из них? <br>3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов.  
Желающие&nbsp; рисуют&nbsp; устно&nbsp; или&nbsp; письменно&nbsp; одну&nbsp; из иллюстраций&nbsp; к рассказу и озаглавливают ее.  
Желающие&nbsp; рисуют&nbsp; устно&nbsp; или&nbsp; письменно&nbsp; одну&nbsp; из иллюстраций&nbsp; к рассказу и озаглавливают ее.  
Строка 46: Строка 49:
Урок&nbsp; можно&nbsp; начать&nbsp; с беседы&nbsp; по вопросам,&nbsp; которые&nbsp; во многом&nbsp; будут&nbsp; подготовлены домашним&nbsp; заданием. Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.  
Урок&nbsp; можно&nbsp; начать&nbsp; с беседы&nbsp; по вопросам,&nbsp; которые&nbsp; во многом&nbsp; будут&nbsp; подготовлены домашним&nbsp; заданием. Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.  
-
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Прочитайте&nbsp; отрывок,&nbsp; рисующий&nbsp; семью&nbsp; дяди&nbsp; Левонтия.&nbsp; Какое&nbsp; впечатление&nbsp; она оставила&nbsp; у рассказчика?&nbsp; Найдите&nbsp; детали&nbsp; текста,&nbsp; которые&nbsp; наиболее&nbsp; выразительно подчеркивают&nbsp; это&nbsp; впечатление&nbsp; бедности&nbsp; и бесхозяйственности («ничто&nbsp; не мешало <br>смотреть&nbsp; на свет&nbsp; белый», «кое-как&nbsp; застекленные&nbsp; окна», «все&nbsp; исчезало&nbsp; в утробе&nbsp; русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»). <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Объясните,&nbsp; почему&nbsp; героя&nbsp; рассказа&nbsp; неудержимо&nbsp; тянуло&nbsp; к Левонтьевым.&nbsp; Что привлекало его в этой семье? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что&nbsp; они&nbsp; делали. Найдите&nbsp; в тексте&nbsp; слова,&nbsp; которые&nbsp; передают&nbsp; отношение&nbsp; писателя&nbsp; к этим детям («левонтьевские&nbsp; орлы»).&nbsp; Вспомните&nbsp; подобные&nbsp; выражения&nbsp; в других&nbsp; эпизодах, <br>которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его&nbsp; словами: «Санька&nbsp; был&nbsp; вреднее и злее&nbsp; всех&nbsp; левонтьевских&nbsp; ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 8. Проследите,&nbsp; как&nbsp; менялось&nbsp; его&nbsp; настроение&nbsp; после&nbsp; того,&nbsp; как&nbsp; он вернулся&nbsp; домой, и на следующий&nbsp; день.&nbsp; Как&nbsp; это&nbsp; отразилось&nbsp; в речи&nbsp; рассказчика,&nbsp; ее интонации,&nbsp; поведении героя? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 9. Когда,&nbsp; по-вашему,&nbsp; переживания&nbsp; героя&nbsp; особенно&nbsp; обострились?&nbsp; С чем&nbsp; это&nbsp; было связано? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет. <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 11. А что вы можете рассказать о его бабушке? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 12. Как&nbsp; вы думаете,&nbsp; почему&nbsp; бабушка,&nbsp; несмотря&nbsp; на обман&nbsp; внука,&nbsp; купила&nbsp; ему&nbsp; пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 13. Какой&nbsp; жизненный&nbsp; урок&nbsp; извлек&nbsp; герой&nbsp; из рассказанной&nbsp; им истории?&nbsp; Как&nbsp; с этим обстоятельством&nbsp; связаны&nbsp; заключительные&nbsp; строки&nbsp; произведения: «Сколько&nbsp; лет&nbsp; с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того <br>дивного коня с розовой гривой»?  
+
1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком? <br>2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей? <br>3. Прочитайте&nbsp; отрывок,&nbsp; рисующий&nbsp; семью&nbsp; дяди&nbsp; Левонтия.&nbsp; Какое&nbsp; впечатление&nbsp; она оставила&nbsp; у рассказчика?&nbsp; Найдите&nbsp; детали&nbsp; текста,&nbsp; которые&nbsp; наиболее&nbsp; выразительно подчеркивают&nbsp; это&nbsp; впечатление&nbsp; бедности&nbsp; и бесхозяйственности («ничто&nbsp; не мешало <br>смотреть&nbsp; на свет&nbsp; белый», «кое-как&nbsp; застекленные&nbsp; окна», «все&nbsp; исчезало&nbsp; в утробе&nbsp; русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»). <br>4. Объясните,&nbsp; почему&nbsp; героя&nbsp; рассказа&nbsp; неудержимо&nbsp; тянуло&nbsp; к Левонтьевым.&nbsp; Что привлекало его в этой семье? <br>5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что&nbsp; они&nbsp; делали. Найдите&nbsp; в тексте&nbsp; слова,&nbsp; которые&nbsp; передают&nbsp; отношение&nbsp; писателя&nbsp; к этим детям («левонтьевские&nbsp; орлы»).&nbsp; Вспомните&nbsp; подобные&nbsp; выражения&nbsp; в других&nbsp; эпизодах, <br>которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае? <br>6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его&nbsp; словами: «Санька&nbsp; был&nbsp; вреднее и злее&nbsp; всех&nbsp; левонтьевских&nbsp; ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель? <br>7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман? <br>8. Проследите,&nbsp; как&nbsp; менялось&nbsp; его&nbsp; настроение&nbsp; после&nbsp; того,&nbsp; как&nbsp; он вернулся&nbsp; домой, и на следующий&nbsp; день.&nbsp; Как&nbsp; это&nbsp; отразилось&nbsp; в речи&nbsp; рассказчика,&nbsp; ее интонации,&nbsp; поведении героя? <br>9. Когда,&nbsp; по-вашему,&nbsp; переживания&nbsp; героя&nbsp; особенно&nbsp; обострились?&nbsp; С чем&nbsp; это&nbsp; было связано? <br>10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет. <br>11. А что вы можете рассказать о его бабушке? <br>12. Как&nbsp; вы думаете,&nbsp; почему&nbsp; бабушка,&nbsp; несмотря&nbsp; на обман&nbsp; внука,&nbsp; купила&nbsp; ему&nbsp; пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде? <br>13. Какой&nbsp; жизненный&nbsp; урок&nbsp; извлек&nbsp; герой&nbsp; из рассказанной&nbsp; им истории?&nbsp; Как&nbsp; с этим обстоятельством&nbsp; связаны&nbsp; заключительные&nbsp; строки&nbsp; произведения: «Сколько&nbsp; лет&nbsp; с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?  
 +
 
 +
Завершить&nbsp; урок&nbsp; можно&nbsp; рекомендацией&nbsp; учителя&nbsp; прочитать&nbsp; к уроку&nbsp; внеклассного чтения&nbsp; весь&nbsp; сборник&nbsp; рассказов&nbsp; В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой»&nbsp; и ответить на вопросы:
-
Завершить&nbsp; урок&nbsp; можно&nbsp; рекомендацией&nbsp; учителя&nbsp; прочитать&nbsp; к уроку&nbsp; внеклассного чтения&nbsp; весь&nbsp; сборник&nbsp; рассказов&nbsp; В. Астафьева «Конь&nbsp; с розовой&nbsp; гривой»&nbsp; и ответить на вопросы: <br><br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Какой рассказ вам особенно понравился и чем именно? <br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов? <br><br><br><br><br>  
+
''1. Какой рассказ вам особенно понравился и чем именно? <br>2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов? ''<br>  
<br>  
<br>  

Версия 11:16, 21 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»


В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Рассказ В. Астафьева «Конь  с розовой  гривой» —  одно  из самых  замечательных произведений  писателя,  созданных  для  детей.  Он дал  это  название  всему  сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г.

Рассказ «Конь  с розовой  гривой»  открывает  добрый  и светлый мир  народной жизни, увиденный  детскими  глазами,  показывает  живой  и наблюдательный  детский  характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано  писателем)  во многом  автобиографично.  Это  воспоминание  о собственном детстве,  точнее,  случае,  происшедшем  в детские  годы.  Анализируя  особенности  прозы писателя,  критик  Ю. Лощиц  отмечает  в ней  главное: «…Имея  ярко  индивидуальную окраску,  автобиографическую  мотивировку,  проза  Астафьева  в вершинных ее проявлениях  воспринимается  не как  личностное  творчество,  а как  стихийное самовыражение  народного  сознания,  опыта  многих  поколений»15.  Это  утверждение исследователя  целиком  можно  отнести  и к произведению  Астафьева «Конь  с розовой гривой».

В центре  внимания  писателя  семья  героя (вернее,  то,  что  осталось  от нее:  мать утонула,  отец —  неизвестно  где)  и многодетная  семья  Левонтьевых.  Живые  и сочные описания  бытовых подробностей  дают  возможность представить жизнь народа  в первые годы  советской  власти  в одном  из отдаленных  сибирских  сел.  Вместе  с этим  писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева  приобщает  юных  читателей  к тем  лучшим  духовным  ценностям,  которые были выработаны всей многовековой историей народа. 

С этим  обстоятельством  связано  и внимание  учителя  на уроках  литературы  к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом  связано  с раскрытием  нового  пласта  народной  жизни.  Вместе  с тем  язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.

Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь  с розовой  гривой». Они  с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.

Главная же  трудность  в работе  над  этим  произведением  заключается  прежде  всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны).

Увлеченные  сюжетом  рассказа,  школьники  часто  не совсем  понимают,  в каких условиях  проходит  детство  героя  и его  сверстников,  что  стоит  за деталями  быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.

Внимание  именно  к этим  вопросам  поможет  понять  характеры  детей  и взрослых, мотивы  их поведения,  затронуть  глубокие  нравственные  проблемы,  показать  красоту и выразительность художественного слова писателя.

На изучение рассказа В. Астафьева отводится два-три урока.

Первый  урок  можно  начать  с краткого  вступительного  слова  учителя,  которое поможет  ввести  учащихся  в атмосферу  жизни,  изображенной  писателем,  подчеркнет автобиографический  характер  этого  произведения.  Рассказ  учителя  можно  заменить чтением  вступительной  статьи  хрестоматии,  сопровождая  его  небольшими комментариями.

В произведении  В. Астафьева,  как  об этом  уже  говорилось,  живая  разговорная  речь, встречаются  диалектизмы  и просторечия,  которые  создают  своеобразный «сибирский» колорит.  Поэтому,  чтобы  учащиеся  почувствовали  аромат  народного  слова,  его выразительность,  важно,  чтобы  рассказ  прочел  сам  учитель (чтение  занимает  около 30 минут). Чтение  нам  представляется  особенно  ответственной  частью  работы  над  этим произведением. Иногда можно использовать заранее подготовленных учеников.

В оставшееся  время  можно  задать  учащимся  вопросы,  которые  дадут  возможность проверить,  как  воспринят  рассказ,  что  осталось  в нем  непонятным,  обратить  внимание на некоторые особенности композиции произведения.


Вопросы эти могут быть примерно такими:

1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
2. Какие  слова  вам  были  непонятны  или  показались  необычными?  Что  вы можете сказать  о характере  этих  слов?  Почему  писатель,  по-вашему,  использовал  их в своем произведении, а не заменил другими словами?
3. От чьего лица ведется повествование?
4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?


Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):

1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравните  поведение  Саньки  и рассказчика  в эпизоде  с ягодами.  Что  вы можете сказать о каждом из них?
3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов.

Желающие  рисуют  устно  или  письменно  одну  из иллюстраций  к рассказу и озаглавливают ее.

Цель  следующего  урока —  продолжение  анализа  рассказа. В центре  внимания  семья Левонтьевых, характеристика рассказчика, его бабушки и в связи с этим постановка таких нравственных  вопросов,  как:  что  такое  честность,  долг,  истинная  доброта и требовательность к человеку.

Урок  можно  начать  с беседы  по вопросам,  которые  во многом  будут  подготовлены домашним  заданием. Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.

1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком?
2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей?
3. Прочитайте  отрывок,  рисующий  семью  дяди  Левонтия.  Какое  впечатление  она оставила  у рассказчика?  Найдите  детали  текста,  которые  наиболее  выразительно подчеркивают  это  впечатление  бедности  и бесхозяйственности («ничто  не мешало
смотреть  на свет  белый», «кое-как  застекленные  окна», «все  исчезало  в утробе  русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»).
4. Объясните,  почему  героя  рассказа  неудержимо  тянуло  к Левонтьевым.  Что привлекало его в этой семье?
5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что  они  делали. Найдите  в тексте  слова,  которые  передают  отношение  писателя  к этим детям («левонтьевские  орлы»).  Вспомните  подобные  выражения  в других  эпизодах,
которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае?
6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его  словами: «Санька  был  вреднее и злее  всех  левонтьевских  ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?
7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман?
8. Проследите,  как  менялось  его  настроение  после  того,  как  он вернулся  домой, и на следующий  день.  Как  это  отразилось  в речи  рассказчика,  ее интонации,  поведении героя?
9. Когда,  по-вашему,  переживания  героя  особенно  обострились?  С чем  это  было связано?
10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
11. А что вы можете рассказать о его бабушке?
12. Как  вы думаете,  почему  бабушка,  несмотря  на обман  внука,  купила  ему  пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде?
13. Какой  жизненный  урок  извлек  герой  из рассказанной  им истории?  Как  с этим обстоятельством  связаны  заключительные  строки  произведения: «Сколько  лет  с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

Завершить  урок  можно  рекомендацией  учителя  прочитать  к уроку  внеклассного чтения  весь  сборник  рассказов  В. Астафьева «Конь  с розовой  гривой»  и ответить на вопросы:

1. Какой рассказ вам особенно понравился и чем именно?
2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов?


Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.


Материалы по литературе за 6 класс скачать, конспект по литературе, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.