|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»'''<br> <br> |
| | | |
| + | '''А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»'''<br><br>Новую встречу с М. Ю. Лермонтовым в седьмом классе открывает рассказ литературоведа и замечательного рассказчика Ираклия Андроникова, который напомнит школьникам о детстве поэта, пристрастиях и привязанностях, многочисленных его талантах. Учащиеся рассмотрят в учебнике портрет, изображения родных мест поэта, затем в процессе беседы расскажут о том, что им самим уже известно о Лермонтове, его произведениях и героях, какие из них особенно близки им. |
| | | |
- | <br> | + | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздает стиль и дух народной поэзии, а сам поэт выступает в этом случае как истинно народный. Начать изучение этого произведения можно с разговора об эпохе Ивана Грозного, со знакомства с картинами И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный» . Хорошо использовать диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный<sup>1</sup>», «Крестовая комната Теремного дворца» и др., прочитать ребятам отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, например указание на противоречивость характера Ивана Грозного: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления.» «Сказать неучтивое слово кромешнику (т. е. опричнику. — В. К.) значило оскорбить самого царя». «.Люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричнины<sup>2</sup>» . Именно эти жесткость и жестокость проявились в «Песне...». |
| | | |
- | ''' М. Ю. ЛЕРМОНТОВ'''<br>'''<br>«Песня про... купца Калашникова», <br>«Когда волнуется желтеющая нива...» <br>«Ангел», «Молитва»'''<br><br>Новую встречу с М. Ю. Лермонтовым в седьмом классе открывает рассказ литературоведа и замечательного рассказчика Ираклия Андроникова, который напомнит школьникам о детстве поэта, пристрастиях и привязанностях, многочисленных его талантах. Учащиеся рассмотрят в учебнике портрет, изображения родных мест поэта, затем в процессе беседы расскажут о том, что им самим уже известно о Лермонтове, его произведениях и героях, какие из них особенно близки им.
| + | З. Я. Рез пишет о двух вариантах изучения «Песни про. купца Калашникова»: «Один — последовательное перечитывание глав с выделением для подробного анализа наиболее существенных эпизодов. Другой вариант — разбор основного конфликта, определившего драматизм событий и характеров героев. Естественно, что в любом случае предполагаются выводы о художественной идее и пафосе поэмы<sup>3</sup>» . Первый вариант описан многими методистами (Г. Н. Поспелов, Г. И. Бочаров<sup>4</sup> и др.), второй подробно изложен З. Я. Рез в вышеназванной книге, где автор справедливо утверждает, что при любом варианте изучения полезно выяснить, какой отклик «Песня.» вызвала у школьников после первого прослушивания ее содержания. |
| | | |
- | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздает стиль и дух народной поэзии, а сам поэт выступает в этом случае как истинно народный. Начать изучение этого произведения можно с разговора об эпохе Ивана Грозного, со знакомства с картинами И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный» . Хорошо использовать диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный<sup>1</sup>», «Крестовая комната Теремного дворца» и др., прочитать ребятам отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, например указание на противоречивость характера Ивана Грозного: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления.» «Сказать неучтивое слово кромешнику (т. е. опричнику. — В. К.) значило оскорбить самого царя». «.Люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричнины<sup>2</sup>» . Именно эти жесткость и жестокость проявились в «Песне...».
| + | З. Я. Рез формулирует вопросы для первой устной беседы: какие картины старой Москвы и ее быта возникают при чтении поэмы? Что в них было для вас нового, неожиданного? Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете и есть ли что-нибудь непонятное для вас в их поступках и характерах? Какое чувство вызывает конец «Песни.»? С каким настроением расстались вы с ней? |
| | | |
- | З. Я. Рез пишет о двух вариантах изучения «Песни про. купца Калашникова»: «Один — последовательное перечитывание глав с выделением для подробного анализа наиболее существенных эпизодов. Другой вариант — разбор основного конфликта, определившего драматизм событий и характеров героев. Естественно, что в любом случае предполагаются выводы о художественной идее и пафосе поэмы<sup>3</sup>» . Первый вариант описан многими методистами (Г. Н. Поспелов, Г. И. Бочаров<sup>4</sup> и др.), второй подробно изложен З. Я. Рез в вышеназванной книге, где автор справедливо утверждает, что при любом варианте изучения полезно выяснить, какой отклик «Песня.» вызвала у школьников после первого прослушивания ее содержания.
| + | Далее вопросы углубляются, учитель координирует ответы ребят. Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? И т. д. |
| | | |
- | З. Я. Рез формулирует вопросы для первой устной беседы: какие картины старой Москвы и ее быта возникают при чтении поэмы? Что в них было для вас нового, неожиданного? Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете и есть ли что-нибудь непонятное для вас в их поступках и характерах? Какое чувство вызывает конец «Песни.»? С каким настроением расстались вы с ней?
| + | Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? К каким поступкам она побуждает обоих? Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? Как относятся к каждому из них гусляры? К каким выводам ведет читателя Лермонтов, сопоставляя двух герев? Далее предлагается разделить класс на две группы и попросить прочитать два диалога: разговор Кирибеевича царем на пиру и Калашникова с царем после кулачного боя а затем провести тщательный сопоставительный анализ прочитанного. |
| | | |
- | Далее вопросы углубляются, учитель координирует ответы ребят. Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? И т. д.
| + | Рекомендуются письменные работы, например: «Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание». |
| | | |
- | Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? К каким поступкам она побуждает обоих? Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? Как относятся к каждому из них гусляры? К каким выводам ведет читателя Лермонтов, сопоставляя двух герев? Далее предлагается разделить класс на две группы и попросить прочитать два диалога: разговор Кирибеевича царем на пиру и Калашникова с царем после кулачного боя а затем провести тщательный сопоставительный анализ прочитанного.
| + | Возможен и другой путь, сочетающий первые два пути анализа. Например, можно идти от общей обстановки царствования Ивана Грозного, привлекая наиболее яркие исторические свидетельства («Историю государства Российского» Карамзина и другие источники), картины старой Москвы (фотографии, репродукции картин, изображающих Ивана Грозного, и др.). |
| | | |
- | Рекомендуются письменные работы, например: «Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание».
| + | Беседа с учащимися проходит от самых простых вопросов к проблемным, требующим размышлений, раздумий. Например: кто из героев показался вам наиболее интересным? Какое впечатление произвели на вас диалоги Грозного и Кирибеевича, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова? Какие черты характера проявляются героев в процессе разговора? Какие детали помогают определить время царствования Ивана Грозного? Каким описывает Лермонтов царя? На чьей стороне народ, гусляры, автор? Справедлив ли царь? Учащиеся сами пробуют рассказать о героях, используя план характеристики, демонстрируют и чтение по ролям, и комментированное чтение. |
| | | |
- | Возможен и другой путь, сочетающий первые два пути анализа. Например, можно идти от общей обстановки царствования Ивана Грозного, привлекая наиболее яркие исторические свидетельства («Историю государства Российского» Карамзина и другие источники), картины старой Москвы (фотографии, репродукции картин, изображающих Ивана Грозного, и др.).
| + | Рассуждая о характерах героев, школьники не делят их на черных и белых, в каждом из них находят они привлекательные черты характера, сильные чувства. |
| | | |
- | Беседа с учащимися проходит от самых простых вопросов к проблемным, требующим размышлений, раздумий. Например: кто из героев показался вам наиболее интересным? Какое впечатление произвели на вас диалоги Грозного и Кирибеевича, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова? Какие черты характера проявляются героев в процессе разговора? Какие детали помогают определить время царствования Ивана Грозного? Каким описывает Лермонтов царя? На чьей стороне народ, гусляры, автор? Справедлив ли царь? Учащиеся сами пробуют рассказать о героях, используя план характеристики, демонстрируют и чтение по ролям, и комментированное чтение.
| + | Далее семиклассники устанавливают сходство произведения Лермонтова с произведениями устного народного творчества, с былинами, песнями. Например, сравнивают с народной песней о Степане Разине: |
| | | |
- | Рассуждая о характерах героев, школьники не делят их на черных и белых, в каждом из них находят они привлекательные черты характера, сильные чувства.
| + | '' Схороните меня, братцы, между трех дорог: <br> Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; <br> В головах моих поставьте животворный крест, <br> Во ногах моих положьте саблю вострую. <br> Буде старый человек пойдет — помолится... <br> Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется...'' |
| | | |
- | Далее семиклассники устанавливают сходство произведения Лермонтова с произведениями устного народного творчества, с былинами, песнями. Например, сравнивают с народной песней о Степане Разине:<br><br> Схороните меня, братцы, между трех дорог: <br> Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; <br> В головах моих поставьте животворный крест, <br> Во ногах моих положьте саблю вострую. <br> Буде старый человек пойдет — помолится... <br> Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется...<br><br>Для сравнительного анализа подходит и народная баллада «Смерть Разина»:<br><br> «Ах вы милые сотоварищи! <br> Похороните меня, добра молодца, <br> Промежду трех дорог — первой Питерской, <br> Другой Владимирской, третьей Киевской... <br> Во правую ручку дайте саблю вострую, <br> Во левую ручку калену стрелу, <br> В головах поставьте чуден-дивен крест, <br> Во ногах поставьте ворона коня». <br> Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца,<br> Мимо молодца, всяк помолится.<br><br>Что общего в этих текстах с «Песней про. купца Калашникова»? Проводится и словарная работа (рассмотрение слова, строки).
| + | Для сравнительного анализа подходит и народная баллада «Смерть Разина»: |
| | | |
- | Попробуем сопоставить речь героев «Песни.», объяснив некоторые слова.
| + | '' «Ах вы милые сотоварищи! <br> Похороните меня, добра молодца, <br> Промежду трех дорог — первой Питерской, <br> Другой Владимирской, третьей Киевской... <br> Во правую ручку дайте саблю вострую, <br> Во левую ручку калену стрелу, <br> В головах поставьте чуден-дивен крест, <br> Во ногах поставьте ворона коня». <br> Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца,<br> Мимо молодца, всяк помолится.'' |
| | | |
- | Кирибеевич: не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит.
| + | Что общего в этих текстах с «Песней про. купца Калашникова»? Проводится и словарная работа (рассмотрение слова, строки). |
| | | |
- | Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.
| + | Попробуем сопоставить речь героев «Песни.», объяснив некоторые слова. |
| | | |
- | Обратим внимание и на такие старинные выражения, слова, которые можно использовать в разговорной речи и сегодня: молвить, затуманиться, пригорюниться, прогневать, тяготиться. Некоторые из подобных слов используются в шутливой речи, другие в обычном разговоре.
| + | Кирибеевич: не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит. |
| | | |
- | Учащиеся рассказывают о том, как они понимают тот или иной фрагмент, диалог, какое настроение передается им текстом всей «Песни.» и каждым ее эпизодом, учатся выразительно читать, размышляют над тем, как должно звучать начало, конец, диалоги, описание боя, пира и т. д.
| + | Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте. |
| | | |
- | Рассматривая иллюстрации учебника, обратим внимание школьников на то, как видит каждый художник сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни.»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
| + | Обратим внимание и на такие старинные выражения, слова, которые можно использовать в разговорной речи и сегодня: молвить, затуманиться, пригорюниться, прогневать, тяготиться. Некоторые из подобных слов используются в шутливой речи, другие в обычном разговоре. |
| | | |
- | Как работал Лермонтов и как относился к написанному? Подумаем над восприятием его творчества. Что в нем особенно нравится? Какие характеры его героев вас привлекают? Задумывались ли вы над вопросами, которые волновали поэта Д. С. Мережковского?
| + | Учащиеся рассказывают о том, как они понимают тот или иной фрагмент, диалог, какое настроение передается им текстом всей «Песни.» и каждым ее эпизодом, учатся выразительно читать, размышляют над тем, как должно звучать начало, конец, диалоги, описание боя, пира и т. д. |
| | | |
- | Перечитайте стихотворение «Ангел». Какие настроения возникают у вас в процессе его чтения?
| + | Рассматривая иллюстрации учебника, обратим внимание школьников на то, как видит каждый художник сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни.»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях? |
| | | |
- | О стихотворении «Ангел» пишет в статье «По небу полуночи ангел летел.» В. А. Солоухин (см.: Литература в школе. — М., 1989. — — 4). Прочитайте об этом:
| + | Как работал Лермонтов и как относился к написанному? Подумаем над восприятием его творчества. Что в нем особенно нравится? Какие характеры его героев вас привлекают? Задумывались ли вы над вопросами, которые волновали поэта Д. С. Мережковского? |
| | | |
- | «По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову — 17 лет). Эта традиция установилась не напрасно. «Ангел» — это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну плывущую по небу, но сам родник, сам источник — стихотворение «Ангел».
| + | Перечитайте стихотворение «Ангел». Какие настроения возникают у вас в процессе его чтения? |
| | | |
- | В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическим фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. | + | О стихотворении «Ангел» пишет в статье «По небу полуночи ангел летел.» В. А. Солоухин (см.: Литература в школе. — М., 1989. — — 4). Прочитайте об этом: |
| | | |
- | Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно — изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
| + | «По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову — 17 лет). Эта традиция установилась не напрасно. «Ангел» — это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну плывущую по небу, но сам родник, сам источник — стихотворение «Ангел». |
| | | |
- | А тут еще в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там — она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он ее до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».
| + | В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическим фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. |
| | | |
- | Затем большая работа предстоит на уроках внеклассного чтения и развития речи. Отсюда необходимость продумать темы для устных и письменных сочинений, например:
| + | Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно — изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь. |
| | | |
- | — Подготовьте небольшое устное или письменное сочинение-рассуждение: «Мое отношение к Лермонтову», «Каким мне представляется Лермонтов — поэт и гражданин?», «Каким я представляю себе Калашникова?», «Что можно сказать об авторском отношении к героям «Песни.»?», «Мой отзыв на одно из стихотворений Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива.», «Молитва», «Ангел» — на выбор)».
| + | А тут еще в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там — она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он ее до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли». |
| | | |
- | На уроках развития устной и письменной речи продолжится словарная работа, наблюдение над художественными особенностями текста, создание рассказов о поэте и о героях, выразительное конкурсное чтение, анализ актерского чтения и подготовка отзыва на это чтение.
| + | Затем большая работа предстоит на уроках внеклассного чтения и развития речи. Отсюда необходимость продумать темы для устных и письменных сочинений, например: |
| | | |
- | На уроках развития речи или во время совершенствования речи на обычном уроке литературы полезно провести различные конкурсы: кто лучше читает, кто полнее ответил на вопрос, осветил тему сочинения. Для этого можно было бы воспользоваться следующими типами вопросов и заданий: как вы понимаете слова... , выражения ... ? Используйте их в предложениях собственной конструкции. Создайте словарик и продемонстрируйте особенности словаря одного из героев.
| + | — Подготовьте небольшое устное или письменное сочинение-рассуждение: «Мое отношение к Лермонтову», «Каким мне представляется Лермонтов — поэт и гражданин?», «Каким я представляю себе Калашникова?», «Что можно сказать об авторском отношении к героям «Песни.»?», «Мой отзыв на одно из стихотворений Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива.», «Молитва», «Ангел» — на выбор)». |
| | | |
- | — Подготовьте на конкурс устное или письменное сочинение: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный», «Памятник одному из героев «Песни.», отзыв на одну на иллюстраций, отзыв на актерское чтение (на выбор).
| + | На уроках развития устной и письменной речи продолжится словарная работа, наблюдение над художественными особенностями текста, создание рассказов о поэте и о героях, выразительное конкурсное чтение, анализ актерского чтения и подготовка отзыва на это чтение. |
| | | |
- | — Составьте цитатный план «Песни про. купца Калашникова». Определите ее размер. Какие произведения Лермонтова вы читали самостоятельно? О чем они? Какие из них вы хотели бы обсудить на уроках внеклассного чтения?
| + | На уроках развития речи или во время совершенствования речи на обычном уроке литературы полезно провести различные конкурсы: кто лучше читает, кто полнее ответил на вопрос, осветил тему сочинения. Для этого можно было бы воспользоваться следующими типами вопросов и заданий: как вы понимаете слова... , выражения ... ? Используйте их в предложениях собственной конструкции. Создайте словарик и продемонстрируйте особенности словаря одного из героев. |
| | | |
- | Завершается работа на уроках развития речи письменным сочинением с последующим его обсуждением, взаимным редактированием и рецензированием сочинений товарища и, естественно, учительскими рецензиями написанного.
| + | — Подготовьте на конкурс устное или письменное сочинение: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный», «Памятник одному из героев «Песни.», отзыв на одну на иллюстраций, отзыв на актерское чтение (на выбор). |
| | | |
- | В книге «Читаем, думаем, спорим.» семиклассники найдут дополнительные вопросы и задания по теме «М. Ю. Лермонтов», им предлагается построить рассуждение «Авторское отношение к героям», ответить на вопросы викторины, поразмышлять над кроссвордом.
| + | — Составьте цитатный план «Песни про. купца Калашникова». Определите ее размер. Какие произведения Лермонтова вы читали самостоятельно? О чем они? Какие из них вы хотели бы обсудить на уроках внеклассного чтения? |
| | | |
- | Учитель может воспользоваться пособиями и книгами: «Лермонтов в школе» (М., 1976), «Лермонтовская энциклопедия» (М., 1981) и др. Многое из «Лермонтовской энциклопедии» целесообразно рекомендовать и семиклассникам. Урок внеклассного чтения расширит границы знакомства с произведениями Лермонтова. Прочитанные и проанализированные стихотворения, поэмы впоследствии прозвучат на конкурсе или вечере, посвященном творчеству поэта.<br> <br>''<sup>1</sup> См.: Демонстрационный материал по литературе для 7 класса.— М., 1971. <br><sup>2</sup> Карамзин Н. Избранные произведения.— М., 1966.— С.218, 254. <br><sup>3</sup> Лермонтов в школе.— М., 1976.— С.170. <br><sup>4</sup> См.: Бочаров Г. Поэмы Лермонтова в VII классе // Литература в школе.— 1964.— № 3, и др. ''
| + | Завершается работа на уроках развития речи письменным сочинением с последующим его обсуждением, взаимным редактированием и рецензированием сочинений товарища и, естественно, учительскими рецензиями написанного. |
| | | |
- | <br><br><br><br><br>
| + | В книге «Читаем, думаем, спорим.» семиклассники найдут дополнительные вопросы и задания по теме «М. Ю. Лермонтов», им предлагается построить рассуждение «Авторское отношение к героям», ответить на вопросы викторины, поразмышлять над кроссвордом. |
| | | |
- | <br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | Учитель может воспользоваться пособиями и книгами: «Лермонтов в школе» (М., 1976), «Лермонтовская энциклопедия» (М., 1981) и др. Многое из «Лермонтовской энциклопедии» целесообразно рекомендовать и семиклассникам. Урок внеклассного чтения расширит границы знакомства с произведениями Лермонтова. Прочитанные и проанализированные стихотворения, поэмы впоследствии прозвучат на конкурсе или вечере, посвященном творчеству поэта.<br> <br>''<sup>1</sup> См.: Демонстрационный материал по литературе для 7 класса.— М., 1971. <br><sup>2</sup> Карамзин Н. Избранные произведения.— М., 1966.— С.218, 254. <br><sup>3</sup> Лермонтов в школе.— М., 1976.— С.170. <br><sup>4</sup> См.: Бочаров Г. Поэмы Лермонтова в VII классе // Литература в школе.— 1964.— № 3, и др. ''<br> |
| | | |
- | <br> <sub>Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] библиотеки книжек, планы конспектов уроков по литературе, рефераты и конспекты уроков по литературе для 7 класса [[Литература|скачать]]</sub> | + | <br> ''В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' |
| | | |
- | <br> | + | <br> <sub>Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] библиотеки книжек, планы конспектов уроков по литературе, рефераты и конспекты уроков по литературе для 7 класса [[Литература|скачать]]</sub><br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Версия 16:56, 21 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>>А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный Всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»
Новую встречу с М. Ю. Лермонтовым в седьмом классе открывает рассказ литературоведа и замечательного рассказчика Ираклия Андроникова, который напомнит школьникам о детстве поэта, пристрастиях и привязанностях, многочисленных его талантах. Учащиеся рассмотрят в учебнике портрет, изображения родных мест поэта, затем в процессе беседы расскажут о том, что им самим уже известно о Лермонтове, его произведениях и героях, какие из них особенно близки им.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздает стиль и дух народной поэзии, а сам поэт выступает в этом случае как истинно народный. Начать изучение этого произведения можно с разговора об эпохе Ивана Грозного, со знакомства с картинами И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный» . Хорошо использовать диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный1», «Крестовая комната Теремного дворца» и др., прочитать ребятам отрывки из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, например указание на противоречивость характера Ивана Грозного: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления.» «Сказать неучтивое слово кромешнику (т. е. опричнику. — В. К.) значило оскорбить самого царя». «.Люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричнины2» . Именно эти жесткость и жестокость проявились в «Песне...».
З. Я. Рез пишет о двух вариантах изучения «Песни про. купца Калашникова»: «Один — последовательное перечитывание глав с выделением для подробного анализа наиболее существенных эпизодов. Другой вариант — разбор основного конфликта, определившего драматизм событий и характеров героев. Естественно, что в любом случае предполагаются выводы о художественной идее и пафосе поэмы3» . Первый вариант описан многими методистами (Г. Н. Поспелов, Г. И. Бочаров4 и др.), второй подробно изложен З. Я. Рез в вышеназванной книге, где автор справедливо утверждает, что при любом варианте изучения полезно выяснить, какой отклик «Песня.» вызвала у школьников после первого прослушивания ее содержания.
З. Я. Рез формулирует вопросы для первой устной беседы: какие картины старой Москвы и ее быта возникают при чтении поэмы? Что в них было для вас нового, неожиданного? Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете и есть ли что-нибудь непонятное для вас в их поступках и характерах? Какое чувство вызывает конец «Песни.»? С каким настроением расстались вы с ней?
Далее вопросы углубляются, учитель координирует ответы ребят. Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? И т. д.
Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? К каким поступкам она побуждает обоих? Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? Как относятся к каждому из них гусляры? К каким выводам ведет читателя Лермонтов, сопоставляя двух герев? Далее предлагается разделить класс на две группы и попросить прочитать два диалога: разговор Кирибеевича царем на пиру и Калашникова с царем после кулачного боя а затем провести тщательный сопоставительный анализ прочитанного.
Рекомендуются письменные работы, например: «Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание».
Возможен и другой путь, сочетающий первые два пути анализа. Например, можно идти от общей обстановки царствования Ивана Грозного, привлекая наиболее яркие исторические свидетельства («Историю государства Российского» Карамзина и другие источники), картины старой Москвы (фотографии, репродукции картин, изображающих Ивана Грозного, и др.).
Беседа с учащимися проходит от самых простых вопросов к проблемным, требующим размышлений, раздумий. Например: кто из героев показался вам наиболее интересным? Какое впечатление произвели на вас диалоги Грозного и Кирибеевича, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова? Какие черты характера проявляются героев в процессе разговора? Какие детали помогают определить время царствования Ивана Грозного? Каким описывает Лермонтов царя? На чьей стороне народ, гусляры, автор? Справедлив ли царь? Учащиеся сами пробуют рассказать о героях, используя план характеристики, демонстрируют и чтение по ролям, и комментированное чтение.
Рассуждая о характерах героев, школьники не делят их на черных и белых, в каждом из них находят они привлекательные черты характера, сильные чувства.
Далее семиклассники устанавливают сходство произведения Лермонтова с произведениями устного народного творчества, с былинами, песнями. Например, сравнивают с народной песней о Степане Разине:
Схороните меня, братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; В головах моих поставьте животворный крест, Во ногах моих положьте саблю вострую. Буде старый человек пойдет — помолится... Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется...
Для сравнительного анализа подходит и народная баллада «Смерть Разина»:
«Ах вы милые сотоварищи! Похороните меня, добра молодца, Промежду трех дорог — первой Питерской, Другой Владимирской, третьей Киевской... Во правую ручку дайте саблю вострую, Во левую ручку калену стрелу, В головах поставьте чуден-дивен крест, Во ногах поставьте ворона коня». Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца, Мимо молодца, всяк помолится.
Что общего в этих текстах с «Песней про. купца Калашникова»? Проводится и словарная работа (рассмотрение слова, строки).
Попробуем сопоставить речь героев «Песни.», объяснив некоторые слова.
Кирибеевич: не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит.
Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.
Обратим внимание и на такие старинные выражения, слова, которые можно использовать в разговорной речи и сегодня: молвить, затуманиться, пригорюниться, прогневать, тяготиться. Некоторые из подобных слов используются в шутливой речи, другие в обычном разговоре.
Учащиеся рассказывают о том, как они понимают тот или иной фрагмент, диалог, какое настроение передается им текстом всей «Песни.» и каждым ее эпизодом, учатся выразительно читать, размышляют над тем, как должно звучать начало, конец, диалоги, описание боя, пира и т. д.
Рассматривая иллюстрации учебника, обратим внимание школьников на то, как видит каждый художник сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни.»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
Как работал Лермонтов и как относился к написанному? Подумаем над восприятием его творчества. Что в нем особенно нравится? Какие характеры его героев вас привлекают? Задумывались ли вы над вопросами, которые волновали поэта Д. С. Мережковского?
Перечитайте стихотворение «Ангел». Какие настроения возникают у вас в процессе его чтения?
О стихотворении «Ангел» пишет в статье «По небу полуночи ангел летел.» В. А. Солоухин (см.: Литература в школе. — М., 1989. — — 4). Прочитайте об этом:
«По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову — 17 лет). Эта традиция установилась не напрасно. «Ангел» — это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну плывущую по небу, но сам родник, сам источник — стихотворение «Ангел».
В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическим фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.
Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно — изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
А тут еще в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там — она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он ее до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».
Затем большая работа предстоит на уроках внеклассного чтения и развития речи. Отсюда необходимость продумать темы для устных и письменных сочинений, например:
— Подготовьте небольшое устное или письменное сочинение-рассуждение: «Мое отношение к Лермонтову», «Каким мне представляется Лермонтов — поэт и гражданин?», «Каким я представляю себе Калашникова?», «Что можно сказать об авторском отношении к героям «Песни.»?», «Мой отзыв на одно из стихотворений Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива.», «Молитва», «Ангел» — на выбор)».
На уроках развития устной и письменной речи продолжится словарная работа, наблюдение над художественными особенностями текста, создание рассказов о поэте и о героях, выразительное конкурсное чтение, анализ актерского чтения и подготовка отзыва на это чтение.
На уроках развития речи или во время совершенствования речи на обычном уроке литературы полезно провести различные конкурсы: кто лучше читает, кто полнее ответил на вопрос, осветил тему сочинения. Для этого можно было бы воспользоваться следующими типами вопросов и заданий: как вы понимаете слова... , выражения ... ? Используйте их в предложениях собственной конструкции. Создайте словарик и продемонстрируйте особенности словаря одного из героев.
— Подготовьте на конкурс устное или письменное сочинение: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный», «Памятник одному из героев «Песни.», отзыв на одну на иллюстраций, отзыв на актерское чтение (на выбор).
— Составьте цитатный план «Песни про. купца Калашникова». Определите ее размер. Какие произведения Лермонтова вы читали самостоятельно? О чем они? Какие из них вы хотели бы обсудить на уроках внеклассного чтения?
Завершается работа на уроках развития речи письменным сочинением с последующим его обсуждением, взаимным редактированием и рецензированием сочинений товарища и, естественно, учительскими рецензиями написанного.
В книге «Читаем, думаем, спорим.» семиклассники найдут дополнительные вопросы и задания по теме «М. Ю. Лермонтов», им предлагается построить рассуждение «Авторское отношение к героям», ответить на вопросы викторины, поразмышлять над кроссвордом.
Учитель может воспользоваться пособиями и книгами: «Лермонтов в школе» (М., 1976), «Лермонтовская энциклопедия» (М., 1981) и др. Многое из «Лермонтовской энциклопедии» целесообразно рекомендовать и семиклассникам. Урок внеклассного чтения расширит границы знакомства с произведениями Лермонтова. Прочитанные и проанализированные стихотворения, поэмы впоследствии прозвучат на конкурсе или вечере, посвященном творчеству поэта. 1 См.: Демонстрационный материал по литературе для 7 класса.— М., 1971. 2 Карамзин Н. Избранные произведения.— М., 1966.— С.218, 254. 3 Лермонтов в школе.— М., 1976.— С.170. 4 См.: Бочаров Г. Поэмы Лермонтова в VII классе // Литература в школе.— 1964.— № 3, и др.
В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по литературе, рефераты и конспекты уроков по литературе для 7 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|