|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Д. И. Фонвизин, Недоросль</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Д. И. Фонвизин, Недоросль, литературе, А. Н. Радищев, комедии, чтение, книги, драматургии, речевыми</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Д. И. Фонвизин «Недоросль»''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Д. И. Фонвизин «Недоросль»'''<br><br>'''Д. И. Фонвизин<br><br>«Недоросль»<br>'''<br>Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «'''[[Недоросль (В сокращении)|Недоросль]]'''». |
| | | |
- | <br>
| + | Весь раздел «Литература XVIII века» в [http://xvatit.com/it/fishki-ot-itshki/ '''программе'''] обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина. |
| | | |
- | <br><br>''' Д. И. ФОНВИЗИН<br><br> «Недоросль»<br>'''<br>Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «Недоросль».
| + | Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской '''[[Тесты по разделу «Литература XVIII века»|литературе]]''' XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова: |
| | | |
- | Весь раздел «Литература XVIII века» в программе обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина.
| + | 1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием. |
| | | |
- | Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской литературе XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова:
| + | 2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать. |
| | | |
- | 1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием.
| + | 3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, '''[[А. Н. Радищев|А. Н. Радищев]]'''). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров. |
| | | |
- | 2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать.
| + | Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль». |
| | | |
- | 3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров.
| + | Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами '''[[Комедия.Трагедия|комедии]]'''. |
| | | |
- | Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль».
| + | Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров: |
| | | |
- | Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами комедии.
| + | 1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи).<br>2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы.<br>3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие).<br>4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен.<br>5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|чтение]]''' по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение.<br>6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации. |
| | | |
- | Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров:
| + | Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой '''[[Людина без книги, як криниця без води. «Як краплин у Дніпрі» О. Пархоменко.|книги]]''' могут составить содержательный план: |
| | | |
- | 1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи).<br>2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы.<br>3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие).<br>4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен.<br>5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное чтение по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение.<br>6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации. | + | 1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин).<br>2. Езда в Елагин остров.<br>3. Урок царям.<br>4. Умри, Денис!<br>5. Неугодный собеседник.<br>6. Через два года родится Грибоедов. |
| | | |
- | Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой книги могут составить содержательный план:
| + | Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир“ был комедией о наших нравах; „Недоросль“ стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило... |
| | | |
- | 1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин).<br>2. Езда в Елагин остров.<br>3. Урок царям.<br>4. Умри, Денис!<br>5. Неугодный собеседник.<br>6. Через два года родится Грибоедов.
| + | „Недоросль“ — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез». |
| | | |
- | Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир“ был комедией о наших нравах; „Недоросль“ стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило...
| + | Система уроков по '''[[Філософсько-моральний конфлікт драми. Презентація|драматургии]]''' построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений. |
| | | |
- | „Недоросль“ — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез».
| + | Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы: |
| | | |
- | Система уроков по драматургии построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений.
| + | 1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е).<br>2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название.<br>3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены?<br>4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над '''[[Развитие устной речи учащихся 5 класса на уроках литературы|речевыми]]''' выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.)<br>5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия?<br>6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами? |
| | | |
- | Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы:
| + | При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой): |
| | | |
- | 1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е).<br>2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название.<br>3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены?<br>4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над речевыми выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.)<br>5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия?<br>6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами?
| + | ''— Сколько лет Тришке? Почему его так зовут?<br>— Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп?<br>— Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему?<br>— Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка?<br>— Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях?'' |
| | | |
- | При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой):
| + | Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов. |
| | | |
- | — Сколько лет Тришке? Почему его так зовут?<br>— Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп?<br>— Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему?<br>— Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка?<br>— Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях?
| + | Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта. |
| | | |
- | Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов.
| + | Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия. |
| | | |
- | Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта.
| + | Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа. |
| | | |
- | Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия.
| + | Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям. |
| | | |
- | Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа.
| + | В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям. |
| | | |
- | Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям.
| + | «Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях». |
| | | |
- | В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям.
| + | Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным: |
| | | |
- | «Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях».
| + | — Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь?<br>— А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин?<br>— Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин? |
| | | |
- | Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным:
| + | Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например: |
| | | |
- | — Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь?<br>— А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин?<br>— Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин? | + | — Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста. |
| | | |
- | Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например:
| + | — Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол?<br>— Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение?<br>— Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.) |
| | | |
- | — Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста.
| + | Последние вопросы можно уточнить: |
| | | |
- | — Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол?<br>— Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение?<br>— Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.) | + | — Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»?<br>— Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит?<br>— Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»? |
| | | |
- | Последние вопросы можно уточнить:
| + | Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера: |
| | | |
- | — Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»?<br>— Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит?<br>— Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»? | + | — Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?<br>— Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.)<br>— В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. Г. Качурин.)<br>— Чем сегодня интересен нам «Недоросль»? |
| | | |
- | Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера:
| + | В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы: |
- | | + | |
- | — Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?<br>— Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.)<br>— В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. Г. Качурин.)<br>— Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
| + | |
- | | + | |
- | В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы: | + | |
- | | + | |
- | 1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина.<br>2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»?<br>3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»?<br>4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?<br>5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»?<br>6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»?<br>7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?<br>8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами?<br>9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей?<br>10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»?<br>11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»?
| + | |
- | | + | |
- | Можно предложить темы для письменных работ:
| + | |
- | | + | |
- | 1. «Вот злонравия достойные плоды».<br>2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».<br>3. «Времен новейших Митрофан».<br><br>'''Советуем прочитать<br>'''<br>Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.<br>Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.<br>Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.<br>Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.
| + | |
| | | |
| + | ''1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина.<br>2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»?<br>3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»?<br>4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?<br>5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»?<br>6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»?<br>7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?<br>8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами?<br>9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей?<br>10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»?<br>11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»?'' |
| | | |
| + | <br> <u>Можно предложить темы для письменных работ:</u> |
| | | |
| + | 1. «Вот злонравия достойные плоды».<br>2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».<br>3. «Времен новейших Митрофан».<br><br><u>'''Советуем прочитать'''</u> |
| | | |
| + | ''Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.<br>Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.<br>Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.<br>Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.''<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<br> |
- | | + | |
- | <br> <br>
| + | |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 20:57, 27 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «Недоросль».
Весь раздел «Литература XVIII века» в программе обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина.
Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской литературе XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова:
1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием.
2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать.
3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров.
Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами комедии.
Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров:
1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи). 2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы. 3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие). 4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен. 5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное чтение по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение. 6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации.
Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой книги могут составить содержательный план:
1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин). 2. Езда в Елагин остров. 3. Урок царям. 4. Умри, Денис! 5. Неугодный собеседник. 6. Через два года родится Грибоедов.
Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир“ был комедией о наших нравах; „Недоросль“ стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило...
„Недоросль“ — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез».
Система уроков по драматургии построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений.
Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы:
1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е). 2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название. 3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены? 4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над речевыми выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.) 5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия? 6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами?
При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой):
— Сколько лет Тришке? Почему его так зовут? — Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп? — Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему? — Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка? — Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях?
Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов.
Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта.
Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия.
Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа.
Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям.
В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям.
«Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях».
Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным:
— Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь? — А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин? — Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин?
Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например:
— Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста.
— Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол? — Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение? — Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.)
Последние вопросы можно уточнить:
— Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»? — Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит? — Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»?
Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера:
— Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных? — Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.) — В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. Г. Качурин.) — Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы:
1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина. 2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»? 3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»? 4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»? 5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»? 6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»? 7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»? 8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами? 9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей? 10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»? 11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»?
Можно предложить темы для письменных работ:
1. «Вот злонравия достойные плоды». 2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». 3. «Времен новейших Митрофан».
Советуем прочитать
Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|