|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Русская Поэзия XIX Века</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Русская Поэзия XIX Века, литературы, рассказ, Жуковский, Державина, элегий, Фет, А. С. Пушкину, природы, лирик</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Русская Поэзия XIX Века''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Русская Поэзия XIX Века'''<br> <br> |
| | | |
| + | '''Русская Поэзия XIX Века''' |
| + | |
| + | <br>Итак, если XVIII век для '''[[Презентация урока на тему: Древнерусская литература|литературы]]''' был освещен двумя литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказ]]''' об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. |
| + | |
| + | Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:<br><br> '' Его стихов пленительная сладость<br> Пройдет веков завистливую даль —''<br><br>и слова В. Г. Белинского о том, что '''[[В. А. Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок»|Жуковский]]''' открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», — утверждал поэт. |
| + | |
| + | Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека — в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у '''[[М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин|Державина]]''' сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:<br><br> ''''' Г. Державин. «Соловей» <br>'''<br>'' '' На холме, сквозь зеленой рощи,<br> При блеске светлого ручья, <br> Под кровом тихой майской нощи,<br> Вдали я слышу соловья...''<br><br> '''''В. Жуковский. «Вечер»<br>''''' <br> '' Ручей, виющийся по светлому песку,<br> Как тихая твоя гармония приятна!<br> С каким сверканием катишься ты в реку!..''<br><br>В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте. |
| + | |
| + | К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения: |
| + | |
| + | — о Константине Николаевиче Батюшкове — одном из основателей русского романтизма, авторе '''[[Песня. Романс. Элегия|элегий]]''', посланий («определенность и ясность — первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого — мечта о совершенном человеке;<br>— о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого — в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;<br>— о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах — Сусанин, Ермак);<br>— о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, '''[[А. А. Фет. Очерк жизни и творчества|Фет]]''' и др. |
| + | |
| + | Евгений Абрамович Баратынский — автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное — лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:<br> '' Переменяют годы нас<br> И с нами вместе наши нравы;<br> От всей души люблю я вас,<br> Но ваши чужды мне забавы...''<br><br>Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные '''[[А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества .Полные уроки|А. С. Пушкину]]''', М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову. |
| + | |
| + | Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии? |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА<br>'''<br>Итак, если XVIII век для литературы был освещен двумя литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. | + | <u>'''Федор Иванович Тютчев'''. </u> |
| | | |
- | Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:<br><br> Его стихов пленительная сладость<br> Пройдет веков завистливую даль —<br><br>и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», — утверждал поэт.
| + | Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. |
| | | |
- | Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека — в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:<br><br> ''''' Г. Державин. «Соловей» <br>'''<br>'' На холме, сквозь зеленой рощи,<br> При блеске светлого ручья, <br> Под кровом тихой майской нощи,<br> Вдали я слышу соловья...<br><br> '''''В. Жуковский. «Вечер»<br>''''' <br> Ручей, виющийся по светлому песку,<br> Как тихая твоя гармония приятна!<br> С каким сверканием катишься ты в реку!..<br><br><br>В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.
| + | [http://xvatit.com/vuzi/ '''Поэт'''] неудовлетворен современностью, в стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''' — все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться... |
| | | |
- | К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:
| + | <br> |
| | | |
- | — о Константине Николаевиче Батюшкове — одном из основателей русского романтизма, авторе элегий, посланий («определенность и ясность — первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого — мечта о совершенном человеке;<br>— о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого — в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;<br>— о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах — Сусанин, Ермак);<br>— о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.
| + | <u>'''Аполлон Николаевич Майков'''</u> |
| | | |
- | Евгений Абрамович Баратынский — автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное — лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:<br><br> Переменяют годы нас<br> И с нами вместе наши нравы;<br> От всей души люблю я вас,<br> Но ваши чужды мне забавы...<br><br>Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.
| + | — «это — поэт-художник, поэт-пластик, но не '''[[В. В. Маяковский Лирика. Поэмы|лирик]]'''; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди — рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера — ненастье...». |
| | | |
- | Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?
| + | <br> |
| | | |
- | '''''Федор Иванович Тютчев'''''. Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. | + | <u>'''Афанасий Афанасьевич Фет'''</u> |
| | | |
- | Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы — все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...
| + | — поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»). |
| | | |
- | '''''Аполлон Николаевич Майков''''' — «это — поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди — рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера — ненастье...».
| + | <br> |
| | | |
- | '''''Афанасий Афанасьевич Фет''''' — поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»). | + | <u>'''Аполлон Александрович Григорьев'''</u> |
| | | |
- | '''''Аполлон Александрович Григорьев''''' — поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.
| + | — поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского [http://xvatit.com/vuzi/ '''университета''']. Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром. |
| | | |
- | '''''Яков Петрович Полонский''''' — поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).
| + | <br> |
| | | |
- | '''''Алексей Константинович Толстой'''''— поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним — Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений — природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). | + | <u>'''Яков Петрович Полонский'''</u> |
| | | |
- | Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве — поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.
| + | — поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»). |
| | | |
- | Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:
| + | <br> |
| | | |
- | — Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?<br>— Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?<br>— Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.<br>— Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.<br>— Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».<br><br>'''Советуем прочитать<br>'''<br>Бухштаб Б. Русские поэты. — Л., 1970.<br>Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974.<br>Коровин В. Поэты пушкинской поры. — М., 1980.<br>Коровин В. Русская поэзия XIX века. — М., 1987, 1997.<br>Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970.<br>Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1990. — Ч. I.<br><br><br><br> | + | <u>'''Алексей Константинович Толстой'''</u> |
| + | |
| + | — поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним — Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений — природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). |
| + | |
| + | Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве — поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи. |
| + | |
| + | Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания: |
| + | |
| + | — Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?<br>— Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?<br>— Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.<br>— Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.<br>— Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».<br><br><u>'''Советуем прочитать'''</u> |
| + | |
| + | ''Бухштаб Б. Русские поэты. — Л., 1970.<br>Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974.<br>Коровин В. Поэты пушкинской поры. — М., 1980.<br>Коровин В. Русская поэзия XIX века. — М., 1987, 1997.<br>Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970.<br>Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1990. — Ч. I.''<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<u><br></u> |
| | | |
- | <br> <br> | + | <u></u> |
| | | |
- | '''<u>Содержание урока</u>''' | + | <u>'''Содержание урока'''</u> |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
| + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
Строка 62: |
Строка 87: |
| | | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
Строка 69: |
Строка 94: |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
Строка 76: |
Строка 101: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
- | '''<u></u>''' | + | |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
| </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' | | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
Строка 84: |
Строка 109: |
| | | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
Текущая версия на 15:38, 28 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Русская Поэзия XIX Века
Русская Поэзия XIX Века
Итак, если XVIII век для литературы был освещен двумя литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль —
и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», — утверждал поэт.
Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека — в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:
Г. Державин. «Соловей»
На холме, сквозь зеленой рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья...
В. Жуковский. «Вечер» Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!..
В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.
К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:
— о Константине Николаевиче Батюшкове — одном из основателей русского романтизма, авторе элегий, посланий («определенность и ясность — первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого — мечта о совершенном человеке; — о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого — в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество; — о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах — Сусанин, Ермак); — о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.
Евгений Абрамович Баратынский — автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное — лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»: Переменяют годы нас И с нами вместе наши нравы; От всей души люблю я вас, Но ваши чужды мне забавы...
Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.
Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?
Федор Иванович Тютчев.
Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.
Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы — все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...
Аполлон Николаевич Майков
— «это — поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди — рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера — ненастье...».
Афанасий Афанасьевич Фет
— поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).
Аполлон Александрович Григорьев
— поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.
Яков Петрович Полонский
— поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).
Алексей Константинович Толстой
— поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним — Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений — природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).
Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве — поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.
Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:
— Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова? — Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева? — Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры. — Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века. — Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».
Советуем прочитать
Бухштаб Б. Русские поэты. — Л., 1970. Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974. Коровин В. Поэты пушкинской поры. — М., 1980. Коровин В. Русская поэзия XIX века. — М., 1987, 1997. Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970. Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1990. — Ч. I.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|