|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Н. В. Гоголь, Шинель</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Н. В. Гоголь, Шинель, литературе, чтение, Гоголя, повесть, пересказ, слово, Ахматова</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Н. В. Гоголь «Шинель»''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Н. В. Гоголь «Шинель»''' |
| | | |
- | '''Н. В. Гоголь'''
| |
| | | |
| + | '''Н. В. Гоголь «Шинель»''' |
| | | |
- | '''«Шинель»'''<b> <br>Примерный план изучения темы:<br>'''1-й урок.''' Слово о Гоголе. «Шинель».
| + | <br>Примерный план изучения темы:<br>'''1-й урок.''' Слово о Гоголе. «Шинель». |
| | | |
- | «Петербургские повести». Тема Петербурга в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести, обоснование его комического характера.<br><br>'''2-й урок.''' Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо“» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости.<br><br>'''3-й урок'''. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели».<br><br>'''4-й урок.''' «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности.<br><br>'''5-й урок'''. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы.<br>'''<br> '''<u>'''Опережающие вопросы и задания'''</u> | + | «Петербургские повести». Тема Петербурга в русской '''[[Презентация урока на тему: Древнерусская литература|литературе]]'''. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|чтение]]''' начала повести, обоснование его комического характера. |
| | | |
- | ''1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного.'' | + | '''2-й урок.''' Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо“» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости. |
| | | |
- | ''2. Групповые: Подготовить художественный пересказ или чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души».'' | + | '''3-й урок'''. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства '''[[Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества|Гоголя]]''' в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели». |
| | | |
- | ''3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»).'' | + | '''4-й урок.''' «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности. |
| | | |
- | ''— Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель».<br>— Подготовить рассказ об одном из героев «Петербургских повестей» Гоголя.'' | + | '''5-й урок'''. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы.<br>'''<br> '''<u>'''Опережающие вопросы и задания'''</u> |
| | | |
- | Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор».
| + | 1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе '''[[Роман. Рассказ. Повесть|повесть<span style="font-style: italic;"> </span>]]'''«Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного. |
| | | |
- | В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное слово может быть таким. | + | 2. Групповые: Подготовить художественный '''[[36. РЗМ Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю|пересказ]]'''или чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души». |
| + | |
| + | 3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»). |
| + | |
| + | — Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель».<br>— Подготовить рассказ об одном из героев «Петербургских повестей» Гоголя. |
| + | |
| + | Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах [http://xvatit.com/vuzi/ '''учения'''] Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор». |
| + | |
| + | В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слово]]''' может быть таким. |
| | | |
| Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». | | Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». |
Строка 26: |
Строка 34: |
| Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла. | | Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла. |
| | | |
- | В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель». | + | В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и '''[[Роман. Рассказ. Повесть|повесть]]''' «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель». |
| | | |
| Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью. | | Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью. |
| | | |
- | Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией. | + | Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна '''[[А. А. Ахматова Лирика|Ахматова]]''' назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией. |
| | | |
| Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно. | | Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно. |
| | | |
- | «Хорошо известно, что „Шинель“» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову.<br><br><u>'''Вопросы и задания к учащимся:'''</u>''' | + | «Хорошо известно, что „Шинель“» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову.<br><br><u>'''Вопросы и задания к учащимся:'''</u> |
| | | |
- | — Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»?<br>— Почему повесть построена не только на рассказе о шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его службы и т. д.?<br>— Как вы объясняете себе, что уже в самом начале знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас всего нужнее объявить чин)...»?<br>— Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих?<br>— Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»?<br>— В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя? Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после вечеринки.<br>— О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений.<br>— Акакий Акакиевич наделен автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?<br>— Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо» едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»?<br>— «Значительное лицо», если подумать, не имеет прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он в фантастическом финале повести срывает с него шинель? | + | — Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»?<br>— Почему повесть построена не только на рассказе о шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его службы и т. д.?<br>— Как вы объясняете себе, что уже в самом начале знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас всего нужнее объявить чин)...»?<br>— Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих?<br>— Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»?<br>— В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя? Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после вечеринки.<br>— О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений.<br>— Акакий Акакиевич наделен автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?<br>— Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо» едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»?<br>— «Значительное лицо», если подумать, не имеет прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он в фантастическом финале повести срывает с него шинель? |
| | | |
| — Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель“: ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч».<br>— Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков: | | — Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель“: ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч».<br>— Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков: |
Строка 50: |
Строка 58: |
| — Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.<br> | | — Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.<br> |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<u><br></u> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<br>
| + | <u><br></u> |
| | | |
- | '''<u>Содержание урока</u>'''
| + | <u></u> |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' | + | |
| + | <u>'''Содержание урока'''</u> |
| + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
Строка 70: |
Строка 82: |
| | | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
Строка 77: |
Строка 89: |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
Строка 84: |
Строка 96: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
- | '''<u></u>''' | + | |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
| </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' | | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
Строка 92: |
Строка 104: |
| | | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
Строка 106: |
Строка 118: |
| Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам]. | | Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам]. |
| | | |
- | Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум]. | + | '''Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум]. ''' |
Текущая версия на 17:36, 28 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Н. В. Гоголь «Шинель»
Н. В. Гоголь «Шинель»
Примерный план изучения темы: 1-й урок. Слово о Гоголе. «Шинель».
«Петербургские повести». Тема Петербурга в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести, обоснование его комического характера.
2-й урок. Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо“» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости.
3-й урок. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели».
4-й урок. «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности.
5-й урок. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы.
Опережающие вопросы и задания
1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного.
2. Групповые: Подготовить художественный пересказили чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души».
3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»).
— Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель». — Подготовить рассказ об одном из героев «Петербургских повестей» Гоголя.
Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор».
В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное слово может быть таким.
Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».
Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла.
В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель».
Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью.
Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией.
Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно.
«Хорошо известно, что „Шинель“» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову.
Вопросы и задания к учащимся:
— Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»? — Почему повесть построена не только на рассказе о шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его службы и т. д.? — Как вы объясняете себе, что уже в самом начале знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас всего нужнее объявить чин)...»? — Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих? — Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»? — В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя? Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после вечеринки. — О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений. — Акакий Акакиевич наделен автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие? — Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо» едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»? — «Значительное лицо», если подумать, не имеет прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он в фантастическом финале повести срывает с него шинель?
— Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель“: ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч». — Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков:
Г. Гуковский: «Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они».
B. Ермилов: «В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести».
Г. Макогоненко: «...Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий... Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках...»
C. Машинский: «...Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков».
— Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|