|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Л. Н. Толстой, Юность</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, Л. Н. Толстой, Юность, Кавказский пленник, Чтение, слово, повести, Л. Толстого, И. С. Тургенев</metakeywords> |
| | | |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Л. Н. Толстой «Юность»''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература ]]>>[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]>> Л. Н. Толстой «Юность»'''<br> <br> |
| | | |
| + | '''Л. Н. Толстой''' |
| + | |
| + | '''«Юность»<br>'''<br>С произведениями '''[[Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества|Толстого]]''' учащиеся встречались не раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны. Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи. «'''[[Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»|Кавказский пленник]]'''» представил молодого Льва Николаевича в начале 50-х годов, с более поздним временем связано изучение отрывка «Петя Ростов» и рассказа «После бала». Поэтому есть смысл начать тему с обзора первых повестей автобиографической трилогии, уделив особое внимание во вступительном слове о писателе периоду создания повести «Юность», т. е. периоду Севастопольской обороны. Примерный план изучения повести «Юность» можно представить следующим образом: |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Л. Н. ТОЛСТОЙ''' | + | <u>'''1-й урок'''.</u> |
| | | |
- | ''' «Юность»<br>'''<br>С произведениями Толстого учащиеся встречались не раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны. Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи. «Кавказский пленник» представил молодого Льва Николаевича в начале 50-х годов, с более поздним временем связано изучение отрывка «Петя Ростов» и рассказа «После бала». Поэтому есть смысл начать тему с обзора первых повестей автобиографической трилогии, уделив особое внимание во вступительном слове о писателе периоду создания повести «Юность», т. е. периоду Севастопольской обороны. Примерный план изучения повести «Юность» можно представить следующим образом:
| + | Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. История создания повести «Юность». Психологизм автобиографической прозы писателя, форма раскрытия изнутри процесса становления личности юного героя повести. '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|Чтение]]''' фрагментов и анализ главы «Мои занятия». |
| | | |
- | '''1-й урок'''. Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. История создания повести «Юность». Психологизм автобиографической прозы писателя, форма раскрытия изнутри процесса становления личности юного героя повести. Чтение фрагментов и анализ главы «Мои занятия».
| + | <br> |
| | | |
- | '''2-й урок.''' Смысл выражения «comme il faut». Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Подлинные и мнимые ценности жизни. Критерий Толстого в оценке человека — способность его к духовному росту. Чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut». | + | <u>'''2-й урок.''' </u> |
| | | |
- | '''3-й урок.''' Особенности поэтики Л. Толстого. Проблема «опрощения» в повести. Приемы психологического самоанализа героя (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, образ-деталь, речевая характеристика). «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого. Чтение фрагментов и анализ главы «Я проваливаюсь». Заключительное слово учителя.
| + | Смысл выражения «comme il faut». Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Подлинные и мнимые ценности жизни. Критерий Толстого в оценке человека — способность его к духовному росту. Чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut». |
| | | |
- | В качестве опережающих заданий и вопросов можно использовать материалы из учебника для 9 класса с небольшими дополнениями.
| + | <br> |
| | | |
- | Все учащиеся заранее читают повесть «Юность», причем отдельные их группы готовят краткие пересказы и анализ трех глав: 1-й ряд — «Мои занятия», 2-й ряд — «Comme il faut», 3-й ряд — «Я проваливаюсь». Индивидуальные задания связаны с обзором ранее изучавшихся повестей «Детство» и «Отрочество».<br><br>''Некоторые общие вопросы:<br>''<br>— Что вы узнали о Николеньке Иртеньеве на основании прочитанных ранее повестей?<br>— Какие черты художественного мастерства Толстого проявились в его автобиографической трилогии?<br>— Какова общая идея, связывающая все три повести?<br>— В чем вы видите автобиографическое, национально-историческое и общечеловеческое значение повести «Юность»?<br><br>''Вступительное слово о писателе<br>''<br>Молодой Толстой четко формулирует задачи, которые должен решать художник, приступая к изображению характера человека. Во-первых, характер должен быть очерчен с достаточной определенностью, необходимо достигнуть «резкости», ясности характеристики, во-вторых, характеры нельзя рисовать только розовой или только черной краской. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом — широкая, вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. Так и люди: они не черные и не белые, а они, как выражался Толстой, «пегие». Интересна и мысль Л. Толстого о «формуле» для обозначения живого человеческого характера: это дробь, в числителе которой достоинства человека, а в знаменателе — его мнение о себе (часто самомнение). Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Совершенствуя свой характер, Толстой ревниво следил за тем, как изменялась его собственная «дробь» (К. Ломунов). Этой цели служили и его дневники и письма. Так, он пишет: «Севастополь... 16-го я выехал из Севастополя на позицию. В поездке этой я больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться» (23 ноября 1854 года).
| + | <u>'''3-й урок.''' </u> |
| | | |
- | «Нынче окончил „Севастополь днем и ночью“ (рассказ „Севастополь в декабре“) и немного написал „Юность“. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу... мне не хочется уходить отсюда...» (13 апреля 1855 года).
| + | Особенности поэтики Л. Толстого. Проблема «опрощения» в повести. Приемы психологического самоанализа героя (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, образ-деталь, речевая характеристика). «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого. Чтение фрагментов и анализ главы «Я проваливаюсь». Заключительное '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|слово]]''' учителя. |
| | | |
- | «Писать дневник офицера в Севастополе... Я думаю остановиться на этой мысли, хотя главное мое занятие должно быть „Юность“ и „Молодость“ (6 июля 1855 года).
| + | В качестве опережающих заданий и вопросов можно использовать материалы из учебника для 9 класса с небольшими дополнениями. |
| | | |
- | «Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые на улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе».
| + | Все учащиеся заранее читают повесть «Юность», причем отдельные их группы готовят краткие пересказы и анализ трех глав: 1-й ряд — «Мои занятия», 2-й ряд — «Comme il faut», 3-й ряд — «Я проваливаюсь». Индивидуальные задания связаны с обзором ранее изучавшихся повестей «Детство» и «Отрочество».<br><br><u>'''Некоторые общие вопросы:'''</u> |
| | | |
- | «Этот человек, который то отбивался картечью из маленьких своих пушек от неприятеля с открытой позиции, то жил на бастионе под плотным артиллерийским огнем, — этот человек, упрекая себя в лености и апатии, в это время работал над „Юностью“» (В. Шкловский).
| + | — Что вы узнали о Николеньке Иртеньеве на основании прочитанных ранее повестей?<br>— Какие черты художественного мастерства Толстого проявились в его автобиографической трилогии?<br>— Какова общая идея, связывающая все три '''[[Роман. Рассказ. Повесть|повести]]'''?<br>— В чем вы видите автобиографическое, национально-историческое и общечеловеческое значение повести «Юность»?<br><br><u>'''Вступительное слово о писателе'''</u> |
| | | |
- | — Писать в такой обстановке военные рассказы трудно, но естественно. Но как вы себе объясняете работу в это время над повестью «Юность», о которой в декабре 1855 года И. С. Тургенев напишет П. В. Анненкову: «Вообразите: вот уже более двух недель, как у меня живет Толстой... Он нам читал начало „Юности“... О есть вещи великолепные!»? | + | Молодой Толстой четко формулирует задачи, которые должен решать художник, приступая к изображению характера человека. Во-первых, характер должен быть очерчен с достаточной определенностью, необходимо достигнуть «резкости», ясности характеристики, во-вторых, характеры нельзя рисовать только розовой или только черной краской. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом — широкая, вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. Так и люди: они не черные и не белые, а они, как выражался Толстой, «пегие». Интересна и мысль '''[[Л. Н. Толстой. Война и мир|Л. Толстого]]''' о «формуле» для обозначения живого человеческого характера: это дробь, в числителе которой достоинства человека, а в знаменателе — его мнение о себе (часто самомнение). Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Совершенствуя свой характер, Толстой ревниво следил за тем, как изменялась его собственная «дробь» (К. Ломунов). Этой цели служили и его дневники и письма. Так, он пишет: «Севастополь... 16-го я выехал из Севастополя на позицию. В поездке этой я больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться» (23 ноября 1854 года). |
| | | |
- | Примерно в это же время Н. А. Некрасов пишет Толстому: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных» (22 августа 1856 года).
| + | «Нынче окончил „Севастополь днем и ночью“ (рассказ „Севастополь в декабре“) и немного написал „Юность“. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу... мне не хочется уходить отсюда...» (13 апреля 1855 года). |
| | | |
- | Учитель после чтения фрагментов повести и анализа отдельных глав может обратиться с вопросами ко всему классу:
| + | «Писать дневник офицера в Севастополе... Я думаю остановиться на этой мысли, хотя главное мое занятие должно быть „Юность“ и „Молодость“ (6 июля 1855 года). |
| | | |
- | — 1-я глава повести называется «Что я считаю началом юности». Что же считает Николенька началом юности? Почему и как именно дружба открыла юному герою повести новый взгляд на жизнь?<br>— В каких эпизодах повести раскрывается сущность дружбы, основанной на доверии, взаимном интересе и взаимопомощи? Передайте их содержание.<br>— В чем проявляется у Николеньки противоречие между его мечтами и действительностью?<br>— В чем состоит идеал человека «комильфо» и как его оценивает в результате герой повести? Что осуждает герой Толстого в образе жизни светского общества и в основах светского воспитания?<br>— Почему главным чувством этой поры жизни Николенька считает «отвращение к самому себе и раскаяние»? На чем основано это его убеждение?<br>— Какой двойной смысл имеет заглавие последней главы «Я проваливаюсь»? Касается ли это только провала на экзамене? Покажите на примере главы, как сменяются различные проявления внутренней жизни героя, как в них проявляется чистота его нравственного чувства и «диалектика его души»? Как Толстой отражает не только результаты психического процесса, но и сам процесс, используя, например, внутренний монолог?<br> — К каким общим выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев, как происходит нравственный рост героя на различных этапах его жизни?<br><br><br> | + | «Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые на улице [http://xvatit.com/relax/ '''игра''']ли в лошадки: они обнялись и упали вместе». |
| + | |
| + | «Этот человек, который то отбивался картечью из маленьких своих пушек от неприятеля с открытой позиции, то жил на бастионе под плотным артиллерийским огнем, — этот человек, упрекая себя в лености и апатии, в это время работал над „Юностью“» (В. Шкловский). |
| + | |
| + | — Писать в такой обстановке военные рассказы трудно, но естественно. Но как вы себе объясняете работу в это время над повестью «Юность», о которой в декабре 1855 года '''[[И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества|И. С. Тургенев]]''' напишет П. В. Анненкову: «Вообразите: вот уже более двух недель, как у меня живет Толстой... Он нам читал начало „Юности“... О есть вещи великолепные!»? |
| + | |
| + | Примерно в это же время Н. А. Некрасов пишет Толстому: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных» (22 августа 1856 года). |
| + | |
| + | Учитель после чтения фрагментов повести и анализа отдельных глав может обратиться с вопросами ко всему классу: |
| + | |
| + | — 1-я глава повести называется «Что я считаю началом юности». Что же считает Николенька началом юности? Почему и как именно дружба открыла юному герою повести новый взгляд на жизнь?<br>— В каких эпизодах повести раскрывается сущность дружбы, основанной на доверии, взаимном интересе и взаимопомощи? Передайте их содержание.<br>— В чем проявляется у Николеньки противоречие между его мечтами и действительностью?<br>— В чем состоит идеал человека «комильфо» и как его оценивает в результате герой повести? Что осуждает герой Толстого в образе жизни светского общества и в основах светского воспитания?<br>— Почему главным чувством этой поры жизни Николенька считает «отвращение к самому себе и раскаяние»? На чем основано это его убеждение?<br>— Какой двойной смысл имеет заглавие последней главы «Я проваливаюсь»? Касается ли это только провала на экзамене? Покажите на примере главы, как сменяются различные проявления внутренней жизни героя, как в них проявляется чистота его нравственного чувства и «диалектика его души»? Как Толстой отражает не только результаты психического процесса, но и сам процесс, используя, например, внутренний монолог?<br> — К каким общим выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев, как происходит нравственный рост героя на различных этапах его жизни?<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.'' | + | ''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<u><br></u> |
| | | |
- | <br> <br> | + | <u></u> |
| | | |
- | '''<u>Содержание урока</u>''' | + | <u>'''Содержание урока'''</u> |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока'''
| + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
Строка 58: |
Строка 71: |
| | | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
Строка 65: |
Строка 78: |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
Строка 72: |
Строка 85: |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
- | '''<u></u>''' | + | |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
| </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' | | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
Строка 80: |
Строка 93: |
| | | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' | + | '''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
| [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации | | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
Текущая версия на 18:50, 28 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Л. Н. Толстой «Юность»
Л. Н. Толстой
«Юность»
С произведениями Толстого учащиеся встречались не раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны. Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи. «Кавказский пленник» представил молодого Льва Николаевича в начале 50-х годов, с более поздним временем связано изучение отрывка «Петя Ростов» и рассказа «После бала». Поэтому есть смысл начать тему с обзора первых повестей автобиографической трилогии, уделив особое внимание во вступительном слове о писателе периоду создания повести «Юность», т. е. периоду Севастопольской обороны. Примерный план изучения повести «Юность» можно представить следующим образом:
1-й урок.
Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. История создания повести «Юность». Психологизм автобиографической прозы писателя, форма раскрытия изнутри процесса становления личности юного героя повести. Чтение фрагментов и анализ главы «Мои занятия».
2-й урок.
Смысл выражения «comme il faut». Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Подлинные и мнимые ценности жизни. Критерий Толстого в оценке человека — способность его к духовному росту. Чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut».
3-й урок.
Особенности поэтики Л. Толстого. Проблема «опрощения» в повести. Приемы психологического самоанализа героя (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, образ-деталь, речевая характеристика). «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого. Чтение фрагментов и анализ главы «Я проваливаюсь». Заключительное слово учителя.
В качестве опережающих заданий и вопросов можно использовать материалы из учебника для 9 класса с небольшими дополнениями.
Все учащиеся заранее читают повесть «Юность», причем отдельные их группы готовят краткие пересказы и анализ трех глав: 1-й ряд — «Мои занятия», 2-й ряд — «Comme il faut», 3-й ряд — «Я проваливаюсь». Индивидуальные задания связаны с обзором ранее изучавшихся повестей «Детство» и «Отрочество».
Некоторые общие вопросы:
— Что вы узнали о Николеньке Иртеньеве на основании прочитанных ранее повестей? — Какие черты художественного мастерства Толстого проявились в его автобиографической трилогии? — Какова общая идея, связывающая все три повести? — В чем вы видите автобиографическое, национально-историческое и общечеловеческое значение повести «Юность»?
Вступительное слово о писателе
Молодой Толстой четко формулирует задачи, которые должен решать художник, приступая к изображению характера человека. Во-первых, характер должен быть очерчен с достаточной определенностью, необходимо достигнуть «резкости», ясности характеристики, во-вторых, характеры нельзя рисовать только розовой или только черной краской. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом — широкая, вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. Так и люди: они не черные и не белые, а они, как выражался Толстой, «пегие». Интересна и мысль Л. Толстого о «формуле» для обозначения живого человеческого характера: это дробь, в числителе которой достоинства человека, а в знаменателе — его мнение о себе (часто самомнение). Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Совершенствуя свой характер, Толстой ревниво следил за тем, как изменялась его собственная «дробь» (К. Ломунов). Этой цели служили и его дневники и письма. Так, он пишет: «Севастополь... 16-го я выехал из Севастополя на позицию. В поездке этой я больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться» (23 ноября 1854 года).
«Нынче окончил „Севастополь днем и ночью“ (рассказ „Севастополь в декабре“) и немного написал „Юность“. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу... мне не хочется уходить отсюда...» (13 апреля 1855 года).
«Писать дневник офицера в Севастополе... Я думаю остановиться на этой мысли, хотя главное мое занятие должно быть „Юность“ и „Молодость“ (6 июля 1855 года).
«Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые на улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе».
«Этот человек, который то отбивался картечью из маленьких своих пушек от неприятеля с открытой позиции, то жил на бастионе под плотным артиллерийским огнем, — этот человек, упрекая себя в лености и апатии, в это время работал над „Юностью“» (В. Шкловский).
— Писать в такой обстановке военные рассказы трудно, но естественно. Но как вы себе объясняете работу в это время над повестью «Юность», о которой в декабре 1855 года И. С. Тургенев напишет П. В. Анненкову: «Вообразите: вот уже более двух недель, как у меня живет Толстой... Он нам читал начало „Юности“... О есть вещи великолепные!»?
Примерно в это же время Н. А. Некрасов пишет Толстому: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных» (22 августа 1856 года).
Учитель после чтения фрагментов повести и анализа отдельных глав может обратиться с вопросами ко всему классу:
— 1-я глава повести называется «Что я считаю началом юности». Что же считает Николенька началом юности? Почему и как именно дружба открыла юному герою повести новый взгляд на жизнь? — В каких эпизодах повести раскрывается сущность дружбы, основанной на доверии, взаимном интересе и взаимопомощи? Передайте их содержание. — В чем проявляется у Николеньки противоречие между его мечтами и действительностью? — В чем состоит идеал человека «комильфо» и как его оценивает в результате герой повести? Что осуждает герой Толстого в образе жизни светского общества и в основах светского воспитания? — Почему главным чувством этой поры жизни Николенька считает «отвращение к самому себе и раскаяние»? На чем основано это его убеждение? — Какой двойной смысл имеет заглавие последней главы «Я проваливаюсь»? Касается ли это только провала на экзамене? Покажите на примере главы, как сменяются различные проявления внутренней жизни героя, как в них проявляется чистота его нравственного чувства и «диалектика его души»? Как Толстой отражает не только результаты психического процесса, но и сам процесс, используя, например, внутренний монолог? — К каким общим выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев, как происходит нравственный рост героя на различных этапах его жизни?
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|