KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. П. Чехов «Анна На Шее»
(Новая страница: «<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, А. П. Че...»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, А. П. Чехов, Анна На Шее</metakeywords>  
+
<metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 9 класс, А. П. Чехов, Анна На Шее, рассказов, Лошадиная фамилия, чтения, жанре, природы</metakeywords>  
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература ]]&gt;&gt;[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]&gt;&gt; А. П. Чехов «Анна На Шее»'''  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Литература|Литература ]]&gt;&gt;[[Литература 9 класс|Литература 9 класс]]&gt;&gt; А. П. Чехов «Анна На Шее»'''<br> <br>
 +
'''А. П. Чехов'''
-
<br>  
+
'''«Анна на шее»<br>'''<br>Произведения А. П. Чехова в средних классах школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил», «'''[[Конспект урока на тему: Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»|Лошадиная фамилия]]'''», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит сатирическое начало.
-
'''&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; А. П. ЧЕХОВ'''
+
В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова, лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные душевные качества.  
-
'''&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; «Анна на шее»<br>'''<br>Произведения А. П. Чехова в средних классах школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит сатирическое начало.
+
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказов]]''' Чехова прием — двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение ее нравственного уровня).  
-
В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова, лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные душевные качества.
+
Чеховская простота не обеднение, а прежде всего стремление вызвать в своем читателе активность. «Не разжевывать!» — принцип '''[[А. П. Чехов. Очерк жизни и творчества|Чехова]]'''. Писатель не «объясняет», а дает толчок мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.  
-
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических рассказов Чехова прием двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение ее нравственного уровня).
+
Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в том приеме, который назван подтекстом. Подтекст это способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя откроется „второе зрение“» (М. Семанова).  
-
Чеховская простота не обеднение, а прежде всего стремление вызвать в своем читателе активность. «Не разжевывать!» — принцип Чехова. Писатель не «объясняет», а дает толчок мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.
+
Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя. Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить в процессе '''[[Выразительное чтение вслух. Обобщение и повторение изученного материала за 1-й семестр.|чтения]]''' и анализа рассказа «Анна на шее».  
-
Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в том приеме, который назван подтекстом. Подтекст — это способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя откроется „второе зрение“» (М. Семанова).
+
В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа может включать и другие, конкретизирующие их, например:
-
Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя. Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить в процессе чтения и анализа рассказа «Анна на шее».
+
— Что в описании Модеста Алексеевича вызывает отвращение не только у Анны, но и у читателя?<br>— Определите смысл сцены, когда Анна в детстве представляла себе директора [http://xvatit.com/vuzi/ '''гимназии'''], его сиятельство и других в виде страшного белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и ее семью?<br>— Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет: «...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и отношение к нему автора?<br>— В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на польку. Как вы объясняете эту замену?<br>— На чем основано представление Анны о счастье и уверенность в своем счастливом будущем?<br> — На благотворительном базаре Анна стыдится, что у нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение к отцу?<br>— Объясните разницу между тремя, казалось бы, одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не надо!» Что именно каждый раз «не надо»?<br>— В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной живописи? Как это выражает отношение к нему автора?<br>— Как изображается в рассказе процесс опошления человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее»?<br>— Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой». Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).<br>— Напишите рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др. (по выбору).  
-
В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа может включать и другие, конкретизирующие их, например:
+
<br>
-
— Что в описании Модеста Алексеевича вызывает отвращение не только у Анны, но и у читателя?<br>— Определите смысл сцены, когда Анна в детстве представляла себе директора гимназии, его сиятельство и других в виде страшного белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и ее семью?<br>— Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет: «...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и отношение к нему автора?<br>— В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на польку. Как вы объясняете эту замену?<br>— На чем основано представление Анны о счастье и уверенность в своем счастливом будущем?<br> — На благотворительном базаре Анна стыдится, что у нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение к отцу?<br>— Объясните разницу между тремя, казалось бы, одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не надо!» Что именно каждый раз «не надо»?<br>— В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной живописи? Как это выражает отношение к нему автора?<br>— Как изображается в рассказе процесс опошления человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее»?<br>— Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой». Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).<br>— Напишите рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др. (по выбору).
+
<u>'''Воспользуйтесь при этом примерным планом по рецензированию художественных произведений:'''</u>  
-
Воспользуйтесь при этом примерным планом по рецензированию художественных произведений:
+
1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества, истории создания произведения, его '''[[Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему|жанре]]'''.<br>2. О чем говорится в произведении (тема, краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?<br>3. Как построено произведение, из каких основных частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не нравится и т. д.).<br>4. Что в произведении вам особенно понравилось (или не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений '''[[Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века|природы]]''' и т. д.)?<br>5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?<br>6. С какими другими произведениями этого автора или других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое сопоставление приводит?<br>7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:  
-
1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества, истории создания произведения, его жанре.<br>2. О чем говорится в произведении (тема, краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?<br>3. Как построено произведение, из каких основных частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не нравится и т. д.).<br>4. Что в произведении вам особенно понравилось (или не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений природы и т. д.)?<br>5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?<br>6. С какими другими произведениями этого автора или других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое сопоставление приводит?<br>7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:
+
«Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья, кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае, негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».
-
«Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья, кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае, негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».
+
(Использованы материалы В. Голубкова, М. Громова, А. Зверева, Т. Недайновой, М. Семановой, А. Чудакова и др.)<br>  
-
 
+
-
(Использованы материалы В. Голубкова, М. Громова, А. Зверева, Т. Недайновой, М. Семановой, А. Чудакова и др.)<br><br><br>  
+
<br>  
<br>  
-
''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''  
+
''В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.''<br>  
-
 
+
-
<br> <br>  
+
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''

Текущая версия на 18:58, 28 сентября 2012

Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> А. П. Чехов «Анна На Шее»

А. П. Чехов

«Анна на шее»

Произведения А. П. Чехова в средних классах школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит сатирическое начало.

В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова, лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные душевные качества.

В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических рассказов Чехова прием — двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение ее нравственного уровня).

Чеховская простота не обеднение, а прежде всего стремление вызвать в своем читателе активность. «Не разжевывать!» — принцип Чехова. Писатель не «объясняет», а дает толчок мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.

Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в том приеме, который назван подтекстом. Подтекст — это способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя откроется „второе зрение“» (М. Семанова).

Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя. Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить в процессе чтения и анализа рассказа «Анна на шее».

В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа может включать и другие, конкретизирующие их, например:

— Что в описании Модеста Алексеевича вызывает отвращение не только у Анны, но и у читателя?
— Определите смысл сцены, когда Анна в детстве представляла себе директора гимназии, его сиятельство и других в виде страшного белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и ее семью?
— Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет: «...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и отношение к нему автора?
— В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на польку. Как вы объясняете эту замену?
— На чем основано представление Анны о счастье и уверенность в своем счастливом будущем?
— На благотворительном базаре Анна стыдится, что у нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение к отцу?
— Объясните разницу между тремя, казалось бы, одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не надо!» Что именно каждый раз «не надо»?
— В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной живописи? Как это выражает отношение к нему автора?
— Как изображается в рассказе процесс опошления человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее»?
— Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой». Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).
— Напишите рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др. (по выбору).


Воспользуйтесь при этом примерным планом по рецензированию художественных произведений:

1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества, истории создания произведения, его жанре.
2. О чем говорится в произведении (тема, краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?
3. Как построено произведение, из каких основных частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не нравится и т. д.).
4. Что в произведении вам особенно понравилось (или не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений природы и т. д.)?
5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?
6. С какими другими произведениями этого автора или других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое сопоставление приводит?
7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:

«Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья, кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае, негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».

(Использованы материалы В. Голубкова, М. Громова, А. Зверева, Т. Недайновой, М. Семановой, А. Чудакова и др.)


В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.