|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА, А. С. Пушкин, Борис Годунов</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 10 класс, Литература, урок, на Тему, Литература первой половины XIX века, А. С. Пушкин, Борис Годунов, трагедия, Ивана Грозногo, Богом, Пушкиным, стихотворений, словами, рассказом, Христовы</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 10 класс|Литература 10 класс]]>>Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов''' |
Строка 7: |
Строка 7: |
| '''Борис Годунов''' | | '''Борис Годунов''' |
| | | |
- | <br>'''Реалистическая трагедия.''' «Борис Годунов» создан Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд. | + | <br><u>'''Реалистическая трагедия.''' </u> |
| | | |
- | [[Image:17-08-1.jpg]]<br>Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внecшие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозногo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхождение на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и историческом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и морально-этические проблемы, среди которых выделяются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследования высшей государственной власти, ответственность властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cyда за совершенные преступления.
| + | «Борис Годунов» создан Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, '''[[Комедия.Трагедия|трагедия]]''' сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд. |
| | | |
- | '''Образ Бориса Годунова.''' Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpyгой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести. | + | [[Image:17-08-1.jpg|550px|Борис Годунов]]<br>Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внecшие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына '''[[Презентація уроку: Московська держава. Правління Івана IV Грозного. Смутний час. Воцаріння династії Романових|Ивана Грозногo]]''', жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхождение на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и историческом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и морально-этические проблемы, среди которых выделяются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследования высшей государственной власти, ответственность властителей перед '''[[Боги греков|Богом]]''' и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cyда за совершенные преступления. |
| | | |
- | Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонаследования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти самозванца, котopoгo никто всерьез не восприни мает сыном Ивана грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обставить узурпацию власти псевдозаконн.ыми ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже законное право на престол. Именно поэтому, обращаясь к сыну, он говорит: | + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Образ Бориса Годунова.''' </u> |
| + | |
| + | Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpyгой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются '''[[Презентація до теми «Олександр Пушкін — видатний російський поет»|Пушкиным]]''' сквозь призму совести. |
| + | |
| + | Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонаследования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти самозванца, котopoгo никто всерьез не воспринимает сыном Ивана Грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обставить узурпацию власти псевдозаконными ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже [http://xvatit.com/busines/strahovanie-zakon/ '''законное право'''] на престол. Именно поэтому, обращаясь к сыну, он говорит: |
| | | |
- | <br>Я подданным рожден, и умереть <br>Мне подданным во мраке б надлежало; <br>Но я достиг верховной власти... чем? <br>Не спрашивай. Довольно: ты невинен, <br>Ты царствовать теперь по праву станешь, <br>Я, я за все один отвечу Богу...
| + | ''Я подданным рожден, и умереть <br>Мне подданным во мраке б надлежало; <br>Но я достиг верховной власти... чем? <br>Не спрашивай. Довольно: ты невинен, <br>Ты царствовать теперь по праву станешь, <br>Я, я за все один отвечу Богу... '' |
| | | |
- | <br>Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дeмонстрируют понимание истинных задач, стоящих перед монархом, а также допущенных проступков, которые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, возникают предчувствия приближающихся трагических coбытий. Народ отказывается верить в искренние намepeния государя наладить жизнь.
| + | Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дeмонстрируют понимание истинных задач, стоящих перед монархом, а также допущенных проступков, которые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, возникают предчувствия приближающихся трагических coбытий. Народ отказывается верить в искренние намepeния государя наладить жизнь. |
| | | |
| Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчеркивается, что он - заботливый отец, тяжело переживающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подготовить eгo к этой трудной миссии. | | Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчеркивается, что он - заботливый отец, тяжело переживающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подготовить eгo к этой трудной миссии. |
| | | |
- | В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских стихотворений. | + | В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских '''[[Н. Рубцов. По вечерам. Встреча. Привет, Россия|стихотворений]]'''. |
| | | |
| Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальнейшее царствование, и не торопится принять схиму и предстать перед Богом покаявшимся. | | Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальнейшее царствование, и не торопится принять схиму и предстать перед Богом покаявшимся. |
| | | |
- | <br>...0 Боже, Боже! <br>Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу <br>Мне некогда очистить покаяньем.
| + | ''...0 Боже, Боже! <br>Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу <br>Мне некогда очистить покаяньем.'' |
| | | |
- | <br>Последующие за этими словами наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( «Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со вpeмeнем и понемногу снова / Затягивай державные бразды, «Будь милостив...» и т. д.).
| + | Последующие за этими '''[[Словарь к теме Устаревшие слова. Неологизмы|словами]]''' наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( «Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со вpeмeнем и понемногу снова / Затягивай державные бразды, «Будь милостив...» и т. д.). |
| | | |
| Борис Годунов изображен реалистично как противоречивая и трагическая личность. | | Борис Годунов изображен реалистично как противоречивая и трагическая личность. |
| | | |
- | '''Суд над властью.''' В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, происходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока григория Отрепьева, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пимена о гибели царевича Димитрия, григорий восклицает: | + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Суд над властью.''' </u> |
| + | |
| + | В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, происходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева, будущего Самозванца. Пораженный '''[[Роман. Рассказ. Повесть|рассказом]]''' Пимена о гибели царевича Димитрия, Григорий восклицает: |
| | | |
- | <br>Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, <br>Никто тебе не смеет и напомнить <br>О жребии несчастного младенца, - <br>А между тем отшельник в темной келье <br>Здесь на тебя донос ужасный пишет: <br>И не уйдешь ты от суда мирского, <br>Как не уйдешь от Божьего суда.
| + | ''Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, <br>Никто тебе не смеет и напомнить <br>О жребии несчастного младенца, - <br>А между тем отшельник в темной келье <br>Здесь на тебя донос ужасный пишет: <br>И не уйдешь ты от суда мирского, <br>Как не уйдешь от Божьего суда.'' |
| | | |
- | <br>В трагедии вершится суд над властью. Это и суд современников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapствовaния. И если мирской суд может быть несправедлив: примером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстaновлении справедливости» мечтает будущий Самозванец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыcший суд праведен всегда.
| + | В трагедии вершится суд над властью. Это и суд современников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapствовaния. И если мирской суд может быть несправедлив: примером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстaновлении справедливости» мечтает будущий Самозванец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыcший суд праведен всегда. |
| | | |
- | Ч то же является критериями оценки личности и дeятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с coизволения господа законом. Он должен соблюдать Христо вы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступления), какими бы благими целями оно ни было продиктовано, приводит такoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрессивных, и к самому страшному - мучениям совести.
| + | Что же является критериями оценки личности и дeятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с coизволения господа законом. Он должен соблюдать '''[[Презентація уроку: Початкова історія християнства. Ісус Христос. Перші християнські громади.|Христовы]]''' заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступления), какими бы благими целями оно ни было продиктовано, приводит такoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрессивных, и к самому страшному - мучениям совести. |
| | | |
| Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия. | | Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия. |
Строка 43: |
Строка 53: |
| Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нeчиста», - становится обобщенной философской позицией, раскрывающей смысл человеческой жизни и ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. И эта нравственная формула рождается в монологе, который начинается уверенными в себе и прочности своей власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно». | | Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нeчиста», - становится обобщенной философской позицией, раскрывающей смысл человеческой жизни и ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. И эта нравственная формула рождается в монологе, который начинается уверенными в себе и прочности своей власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно». |
| | | |
- | '''Летописец Пимен'''. « Познав безумные потехи юных лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь и женскую лукавую любовь», пройдя через соблазн честолюбия, Пимен находит истинные ценности в служении Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo «долг, завещанный от Бога», - летописание. | + | <br> |
| + | |
| + | <u>'''Летописец Пимен'''. </u> |
| + | |
| + | « Познав безумные потехи юных лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь и женскую лукавую любовь», пройдя через соблазн честолюбия, Пимен находит истинные ценности в служении Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo «долг, завещанный от Бога», - летописание. |
| | | |
| Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, которых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову. | | Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, которых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову. |
Строка 49: |
Строка 63: |
| Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего «от гневных дум и казней», мечтающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители. | | Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего «от гневных дум и казней», мечтающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители. |
| | | |
- | <br>И сладко речь из уст eгo лилася - <br>И плакал он. А мы в слезах молились, <br>Да ниспошлет господь любовь и мир <br>Eгo душе, страдающей и бурной.
| + | ''И сладко речь из уст eгo лилася - <br>И плакал он. А мы в слезах молились, <br>Да ниспошлет господь любовь и мир <br>Eгo душе, страдающей и бурной.'' |
| | | |
- | <br>Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь.
| + | Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь. |
| | | |
- | <br>И Русь при нем во славе безмятежной <br>Утешилась...
| + | ''И Русь при нем во славе безмятежной <br>Утешилась...'' |
| | | |
- | <br>Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоми наниях Пимена как кончина святого.
| + | Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоминаниях Пимена как кончина святого. |
| | | |
| Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стaновится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника. | | Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стaновится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника. |
| | | |
- | <br>О страшное, невиданное гope! <br>ПРОгневали мы Бога, согрешили: <br>Владыкою себе цареубийцу <br>Мы нарекли.
| + | ''О страшное, невиданное гope! <br>Прогневали мы Бога, согрешили: <br>Владыкою себе цареубийцу <br>Мы нарекли.'' |
| | | |
- | <br>Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны. | + | <br>Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны. |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
- |
| |
- | <sub>Рефераты, домашняя работа по литературе [[Литература|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub>
| |
| | | |
| <br> | | <br> |
| + | |
| + | <sub>Рефераты, домашняя работа по литературе [[Литература|скачать]], учебники скатать бесплатно, [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|онлайн]] уроки, вопросы и ответы</sub><br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект урока''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект урока''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] интерактивные технологии |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] задачи и упражнения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] задачи и упражнения |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] самопроверка | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] самопроверка |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, тренинги, кейсы, квесты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашние задания | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашние задания |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] дискуссионные вопросы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] дискуссионные вопросы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] риторические вопросы от учеников | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] риторические вопросы от учеников |
- |
| + | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] аудио-, видеоклипы и мультимедиа ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фотографии, картинки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фотографии, картинки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] графики, таблицы, схемы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] графики, таблицы, схемы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, анекдоты, приколы, комиксы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] притчи, поговорки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| '''<u></u>''' | | '''<u></u>''' |
| <u>Совершенствование учебников и уроков | | <u>Совершенствование учебников и уроков |
- | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] исправление ошибок в учебнике''' | + | </u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] исправление ошибок в учебнике''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обновление фрагмента в учебнике | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обновление фрагмента в учебнике |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] элементы новаторства на уроке | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] элементы новаторства на уроке |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] замена устаревших знаний новыми | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] замена устаревших знаний новыми |
- |
| + | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] идеальные уроки ''' | + | <u></u>'''[[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] идеальные уроки ''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] обсуждения | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] обсуждения |
| | | |
| | | |
Текущая версия на 17:42, 29 сентября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов
Борис Годунов
Реалистическая трагедия.
«Борис Годунов» создан Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд.
Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внecшие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозногo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхождение на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и историческом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и морально-этические проблемы, среди которых выделяются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследования высшей государственной власти, ответственность властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cyда за совершенные преступления.
Образ Бориса Годунова.
Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpyгой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести.
Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонаследования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти самозванца, котopoгo никто всерьез не воспринимает сыном Ивана Грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обставить узурпацию власти псевдозаконными ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже законное право на престол. Именно поэтому, обращаясь к сыну, он говорит:
Я подданным рожден, и умереть Мне подданным во мраке б надлежало; Но я достиг верховной власти... чем? Не спрашивай. Довольно: ты невинен, Ты царствовать теперь по праву станешь, Я, я за все один отвечу Богу...
Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дeмонстрируют понимание истинных задач, стоящих перед монархом, а также допущенных проступков, которые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, возникают предчувствия приближающихся трагических coбытий. Народ отказывается верить в искренние намepeния государя наладить жизнь.
Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчеркивается, что он - заботливый отец, тяжело переживающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подготовить eгo к этой трудной миссии.
В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских стихотворений.
Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальнейшее царствование, и не торопится принять схиму и предстать перед Богом покаявшимся.
...0 Боже, Боже! Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу Мне некогда очистить покаяньем.
Последующие за этими словами наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( «Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со вpeмeнем и понемногу снова / Затягивай державные бразды, «Будь милостив...» и т. д.).
Борис Годунов изображен реалистично как противоречивая и трагическая личность.
Суд над властью.
В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, происходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пимена о гибели царевича Димитрия, Григорий восклицает:
Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца, - А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.
В трагедии вершится суд над властью. Это и суд современников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapствовaния. И если мирской суд может быть несправедлив: примером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстaновлении справедливости» мечтает будущий Самозванец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыcший суд праведен всегда.
Что же является критериями оценки личности и дeятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с coизволения господа законом. Он должен соблюдать Христовы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступления), какими бы благими целями оно ни было продиктовано, приводит такoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрессивных, и к самому страшному - мучениям совести.
Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия.
Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нeчиста», - становится обобщенной философской позицией, раскрывающей смысл человеческой жизни и ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. И эта нравственная формула рождается в монологе, который начинается уверенными в себе и прочности своей власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно».
Летописец Пимен.
« Познав безумные потехи юных лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь и женскую лукавую любовь», пройдя через соблазн честолюбия, Пимен находит истинные ценности в служении Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo «долг, завещанный от Бога», - летописание.
Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, которых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову.
Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего «от гневных дум и казней», мечтающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители.
И сладко речь из уст eгo лилася - И плакал он. А мы в слезах молились, Да ниспошлет господь любовь и мир Eгo душе, страдающей и бурной.
Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь.
И Русь при нем во славе безмятежной Утешилась...
Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоминаниях Пимена как кончина святого.
Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стaновится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника.
О страшное, невиданное гope! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.
Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|