|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 11 класс, М. Горький, Горький в эмиграции</metakeywords> | + | <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, 11 класс, М. Горький, Горький в эмиграции, Роман, писателя, Горького, проза, книгами, Фольклор, Творчество, истории, революции, Н. Гумилев, письмах, Ф. Сологубом, драмы, Макар Чудра, жанра</metakeywords> |
| | | |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 11 класс|Литература 11 класс]]>>М. Горький. Горький в эмиграции''' | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 11 класс|Литература 11 класс]]>>М. Горький. Горький в эмиграции''' |
| | | |
- | <br> Роман «Мать» Горький закончил в Италии. В марте 1906 г. он из-за угрозы ареста (участие в демонстрациях) и с мечтой ускорить «мировую революцию» духа уехал в США. Здесь были созданы очерки «В Америке», сатира на политическую власть — «Мои интервью», драма «Враги». Вернувшись в Европу, с конца 1906 г. до амнистии 1913 г. Горький прожил в Италии, на острове Капри. Скоро произошло сближение с отступившими от марксизма А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским. Под их влиянием горьковская мысль о пробуждении народной души слилась с «богостроительной» идеей. Герой повести «Исповедь» (1908) Матвей, пережив личную катастрофу, вместе с другими поверил в торжество «общей человечьей» духовной энергии, равной божественному чуду. | + | <br> [[Роман. Рассказ. Повесть|Роман]] «Мать» Горький закончил в Италии. В марте 1906 г. он из-за угрозы ареста (участие в демонстрациях) и с мечтой ускорить «мировую революцию» духа уехал в США. Здесь были созданы очерки «В Америке», сатира на политическую власть — «Мои интервью», драма «Враги». Вернувшись в Европу, с конца 1906 г. до амнистии 1913 г. Горький прожил в Италии, на острове Капри. Скоро произошло сближение с отступившими от марксизма А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским. Под их влиянием горьковская мысль о пробуждении народной души слилась с «богостроительной» идеей. Герой повести «Исповедь» (1908) Матвей, пережив личную катастрофу, вместе с другими поверил в торжество «общей человечьей» духовной энергии, равной божественному чуду. |
| | | |
| '''Раздумья о судьбах России''' | | '''Раздумья о судьбах России''' |
| | | |
- | Творческие поиски, в результате которых появился роман «Мать», ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили «разрушенный мир». В феврале 1912 г. Горький писал о России: «Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос — какова она? — а вопрос — почему она такова?» | + | Творческие поиски, в результате которых появился роман «Мать», ощутимо сказались на дальнейшем пути [[М. Горький. Горький и первая русская революция|писателя]]. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили «разрушенный мир». В феврале 1912 г. Горький писал о России: «Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос — какова она? — а вопрос — почему она такова?» |
| | | |
- | На такой почве были созданы на редкость колоритные «окуровские» повести (1909—1911), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917), автобиографическая проза («Детство», 1913; «В людях», 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова» («По Руси»), «Путешествие» по таинственным, «подводным» течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой. | + | На такой почве были созданы на редкость колоритные «окуровские» повести (1909—1911), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917), автобиографическая проза («Детство», 1913; «В людях», 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова» («По Руси»), «Путешествие» по таинственным, «подводным» течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения [[М. Горький. Биография. Творчество|Горького]] с современной ему литературой. |
| | | |
| '''Новые черты автобиографической прозы''' | | '''Новые черты автобиографической прозы''' |
Строка 17: |
Строка 17: |
| Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования — освещение жизни с двух возрастных точек зрения — позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего. | | Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования — освещение жизни с двух возрастных точек зрения — позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего. |
| | | |
- | В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей «свинцовых мерзостей» или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда «разные серые люди» сносили «мед своих знаний». | + | В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая [[Новейшая проза ХХ века (О.Н.Михайлов)|проза]] Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей «свинцовых мерзостей» или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда «разные серые люди» сносили «мед своих знаний». |
| | | |
| В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения — деда Каширина, дяди Якова Жихарева... А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления. | | В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения — деда Каширина, дяди Якова Жихарева... А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления. |
| | | |
- | С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери. Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед «чужими» (умницей-химиком «Хорошее дело»), книгами («врут они, книжки-то»). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: «Шаткость людей слишком резко бросается в глаза». | + | С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери. Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед «чужими» (умницей-химиком «Хорошее дело»), [[Людина без книги, як криниця без води. «Як краплин у Дніпрі» О. Пархоменко.|книгами]] («врут они, книжки-то»). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: «Шаткость людей слишком резко бросается в глаза». |
| | | |
- | Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать «благовест новой жизни». Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор («Детство»), книга («В людях») стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием «Королевы Марго», чтения лермонтовского «Демона». Литература сделала Алешу «неуязвимым для многого» и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь — «красивую, бодрую, честную». | + | Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать «благовест новой жизни». Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. [[Література і фольклор — скарбниця духовних багатств людства. План уроку|Фольклор]] («Детство»), книга («В людях») стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием «Королевы Марго», чтения лермонтовского «Демона». Литература сделала Алешу «неуязвимым для многого» и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь — «красивую, бодрую, честную». |
| | | |
| Автобиографическая проза Горького — богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна «хорошего, человечьего», что значительно просветляет общую картину. | | Автобиографическая проза Горького — богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна «хорошего, человечьего», что значительно просветляет общую картину. |
Строка 29: |
Строка 29: |
| '''Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г.''' | | '''Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г.''' |
| | | |
- | Творчество Горького, по его определению, было вдохновлено стремлением «помочь развитию самосознания новой России». Кровавые события 1917 г. вызвали закономерно негативную оценку. Революция не смогла, писал он «духовно излечить или обогатить» страну. | + | [[Великий дар творчества: радость и красота созидания|Творчество]] Горького, по его определению, было вдохновлено стремлением «помочь развитию самосознания новой России». Кровавые события 1917 г. вызвали закономерно негативную оценку. Революция не смогла, писал он «духовно излечить или обогатить» страну. |
| | | |
| С апреля 1917 но май 1918 г. Горький опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». И газета была закрыта: позиция писателя разошлась с политикой партии. | | С апреля 1917 но май 1918 г. Горький опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». И газета была закрыта: позиция писателя разошлась с политикой партии. |
Строка 35: |
Строка 35: |
| '''«Несвоевременные мысли»''' | | '''«Несвоевременные мысли»''' |
| | | |
- | Это живой документ истории и авторской реакции на ее противоречия. Отстаивая прежний идеал новой культуры. Горький обрушился на разгулявшуюся анархию — истребление «трудовой энергии на убийства и разрушения», приводя устрашающие факты. Сарказмом были заклеймены власти, иронически именуемые «социальных дел мастерами». Главное обвинение направлено на их неспособность «оздоровить больную волю» восставших. Причина раскрыта впечатляюще: «г. г. комиссары бьют с размаха, не разбирая, кто является противником только их безумств, кто является принципиальным врагом революции». Происходящее привело автора к безапелляционному выводу: «практический максимализм анархокоммунистов и фантазеров из Смольного пагубен для России». | + | Это живой документ [[Литература и история|истории]] и авторской реакции на ее противоречия. Отстаивая прежний идеал новой культуры. Горький обрушился на разгулявшуюся анархию — истребление «трудовой энергии на убийства и разрушения», приводя устрашающие факты. Сарказмом были заклеймены власти, иронически именуемые «социальных дел мастерами». Главное обвинение направлено на их неспособность «оздоровить больную волю» восставших. Причина раскрыта впечатляюще: «г. г. комиссары бьют с размаха, не разбирая, кто является противником только их безумств, кто является принципиальным врагом революции». Происходящее привело автора к безапелляционному выводу: «практический максимализм анархокоммунистов и фантазеров из Смольного пагубен для России». |
| | | |
- | Гневному осуждению подвергалась взбунтовавшаяся, покрывшая землю трупами и руинами масса. Причем автор заподозрил источник беды в свойствах национальной психологии. На этой основе возникло твердое убеждение: «В современных условиях русской жизни нет места для социальной революции». | + | Гневному осуждению подвергалась взбунтовавшаяся, покрывшая землю трупами и руинами масса. Причем автор заподозрил источник беды в свойствах национальной психологии. На этой основе возникло твердое убеждение: «В современных условиях русской жизни нет места для социальной [[М. Горький. Горький и первая русская революция|революции]]». |
| | | |
| А надежда на священную для Горького «возможность свободной работы, всестороннего творчества» продолжала светить даже в «проклятые дни, залитые кровью и вином». | | А надежда на священную для Горького «возможность свободной работы, всестороннего творчества» продолжала светить даже в «проклятые дни, залитые кровью и вином». |
Строка 45: |
Строка 45: |
| '''Творчество периода второй эмиграции''' | | '''Творчество периода второй эмиграции''' |
| | | |
- | В 1918—1921 гг. Горький много сделал для строительства культуры в России. Он постоянно выступал против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, в частности по таганиевскому делу, в связи с которым был расстрелян Н. Гумилев. Большевистские власти выразили полное недоверие писателю: почти все члены «Всероссийского комитета помощи голодающим», объединившего стараниями Горького деятелей старой интеллигенции, были арестованы; переписка самого Горького проверялась, его петроградскую квартиру в 1920 г. подвергли обыску, просьбы освободить из-под ареста огульно оговоренных оставались без ответа. Возмущенный беззаконием, он покинул Россию 16 октября 1921 г. До апреля 1924 г. лечился в санаториях Германии и на чешском курорте, а затем уехал в Италию, где прожил до конца 1931 г. | + | В 1918—1921 гг. Горький много сделал для строительства культуры в России. Он постоянно выступал против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, в частности по таганиевскому делу, в связи с которым был расстрелян [[Н. С. Гумилев. Биография. Творчество|Н. Гумилев]]. Большевистские власти выразили полное недоверие писателю: почти все члены «Всероссийского комитета помощи голодающим», объединившего стараниями Горького деятелей старой интеллигенции, были арестованы; переписка самого Горького проверялась, его петроградскую квартиру в 1920 г. подвергли обыску, просьбы освободить из-под ареста огульно оговоренных оставались без ответа. Возмущенный беззаконием, он покинул Россию 16 октября 1921 г. До апреля 1924 г. лечился в санаториях Германии и на чешском курорте, а затем уехал в Италию, где прожил до конца 1931 г. |
| | | |
- | За рубежом Горький остро реагировал на советскую действительность: в открытых письмах А. И. Рыкову и Л. Франсу (июль 1922 г.) назвал смертный приговор эсерам политическим преступлением, началом изоляции страны. В результате поддержанный Горьким журнал «Беседа» (Берлин) не был пропущен в Россию, другой журнал — «Русский современник», созданный в Ленинграде с участием писателя, цензура закрыла. И все-таки жажда «всестороннего творчества», одиночество в эмигрантской среде, мечта о новой культуре привели его на родину. | + | За рубежом Горький остро реагировал на советскую действительность: в открытых [[Обучение написанию дружеского письма|письмах]] А. И. Рыкову и Л. Франсу (июль 1922 г.) назвал смертный приговор эсерам политическим преступлением, началом изоляции страны. В результате поддержанный Горьким журнал «Беседа» (Берлин) не был пропущен в Россию, другой журнал — «Русский современник», созданный в Ленинграде с участием писателя, цензура закрыла. И все-таки жажда «всестороннего творчества», одиночество в эмигрантской среде, мечта о новой культуре привели его на родину. |
| | | |
| В последний период творчества самыми крупными сочинениями Горького были: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1924), четырехтомная эпопея «Жизнь Клима Самгина», не завершенная в связи со смертью автора в июне 1936 г. Эти произведения совершенно различны тематически, по жанру, стилю. Одна особенность их сближает. Социально-исторические явления всюду воплощены с позиций их общечеловеческого смысла. | | В последний период творчества самыми крупными сочинениями Горького были: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1924), четырехтомная эпопея «Жизнь Клима Самгина», не завершенная в связи со смертью автора в июне 1936 г. Эти произведения совершенно различны тематически, по жанру, стилю. Одна особенность их сближает. Социально-исторические явления всюду воплощены с позиций их общечеловеческого смысла. |
Строка 53: |
Строка 53: |
| '''«Дело Артамоновых» — обогащение романной формы''' | | '''«Дело Артамоновых» — обогащение романной формы''' |
| | | |
- | Роман обычно рассматривался как история зарождения, процветания и гибели русского капитализма. В нем действительно отражена постепенная нравственная деградация рода фабрикантов Артамоновых. Но примитивно-классовый подход начисто отсутствует. Горького увлекла вечная проблема творческого труда. | + | Роман обычно рассматривался как история зарождения, процветания и гибели русского капитализма. В нем действительно отражена постепенная нравственная деградация рода [http://xvatit.com/busines/jobs-career/ фабрикантов] Артамоновых. Но примитивно-классовый подход начисто отсутствует. Горького увлекла вечная проблема творческого труда. |
| | | |
| Глава семьи Илья Артамонов, разбогатевший нечистым путем, деньги пустил на строительство и организацию мануфактурного производства. Обуреваемый планами его создания, жаждой участия в обшей работе, он живет напряженной внутренней жизнью. Его порывы, чувства, при полном равнодушии к моральным принципам, сильны и самобытны. Сын Ильи Петр, племянник Алексей оказываются невольниками воли хозяина, обреченного на служение прибыли. У Петра рождается страх перед фабрикой, болезненное ощущение одиночества; Алексей, напротив, наслаждается властью, ее приумножением. В любом случае человеческие способности меркнут. Внук Артамонова-старшего Яков, владелец огромного состояния, окончательно отлучен от трудовых обязанностей. Бездумное расхищение богатства приводит его к полному опустошению, делает игрушкой случая. | | Глава семьи Илья Артамонов, разбогатевший нечистым путем, деньги пустил на строительство и организацию мануфактурного производства. Обуреваемый планами его создания, жаждой участия в обшей работе, он живет напряженной внутренней жизнью. Его порывы, чувства, при полном равнодушии к моральным принципам, сильны и самобытны. Сын Ильи Петр, племянник Алексей оказываются невольниками воли хозяина, обреченного на служение прибыли. У Петра рождается страх перед фабрикой, болезненное ощущение одиночества; Алексей, напротив, наслаждается властью, ее приумножением. В любом случае человеческие способности меркнут. Внук Артамонова-старшего Яков, владелец огромного состояния, окончательно отлучен от трудовых обязанностей. Бездумное расхищение богатства приводит его к полному опустошению, делает игрушкой случая. |
Строка 67: |
Строка 67: |
| *'''Круг понятий проблем''' | | *'''Круг понятий проблем''' |
| | | |
- | Взаимосвязь романтической и реалистической прозы<br>Романтическая мечта о нравственном преображении Человека<br>Ритмическая организация романтической прозы<br>Внутреннее действие и полилог в пьесе «На дне»<br>Новаторство автобиографического жанра прозы<br>Психологическое осмысление исторического развития России | + | Взаимосвязь романтической и реалистической прозы<br>Романтическая мечта о нравственном преображении Человека<br>Ритмическая организация романтической прозы<br>Внутреннее действие и полилог в пьесе «На дне»<br>Новаторство автобиографического [[Жанры публицистики|жанра]] прозы<br>Психологическое осмысление исторического развития России |
| | | |
| *'''Вопросы''' | | *'''Вопросы''' |
| | | |
- | ''1. В чем состоит внутренняя связь между реалистическими и романтическими произведениями Горького 1890-х гг.?<br>2. Как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов?<br>3. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?<br>4. Каковы отношения Ниловны с интеллигентами Наташей, Софьей, Сашенькой, Николаем Ивановичем?<br>5. Проследите, как писатель показывает воскрешение внутреннего мира Ниловны?<br>6. В чем своеобразие жизненной позиции Алеши Пешкова («Детство», «В людях»)?<br>*7. Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы 1890-х гг.?<br>*8. Как вы думаете, чем вызвано появпеиие нового типа романтического героя (на примере 3—4 произведений)?'' | + | ''1. В чем состоит внутренняя связь между реалистическими и романтическими произведениями Горького 1890-х гг.?<br>2. Как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов?<br>3. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?<br>4. Каковы отношения Ниловны с интеллигентами Наташей, Софьей, Сашенькой, Николаем Ивановичем?<br>5. Проследите, как писатель показывает воскрешение внутреннего мира Ниловны?<br>6. В чем своеобразие жизненной позиции Алеши Пешкова («Детство», «В людях»)?<br>*7. Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы 1890-х гг.?<br>*8. Как вы думаете, чем вызвано появпеиие нового типа романтического героя (на примере 3—4 произведений)?'' |
| | | |
| *'''Задания для самостоятельного анализа текста''' | | *'''Задания для самостоятельного анализа текста''' |
| | | |
- | 1. Найдите и объясните амтиномичныс образы-символы, проследите их развитие в рассказе «Старуха Изергиль».<br>2. Попытайтесь определить философскую и эмоциональную окрашенность пейзажа в ряде романтических произведений: «Макар Мудра», «Старуха Изергиль», «Немой».<br>3. Раскройте многозначность понятий «мать», «сын», «дети» в контексте повествования «Мать».<br>*4. Определите по тексту романа «Мать» употребление слов «мысль», «чувство», «разум», «сердце», их синонимов.<br>*5. Проследите роль лейтмотивов в драме «На дне».<br>*6. Найдите в тексте повести «Детство» эпементы повествования с двух возрастных точек зрения. | + | 1. Найдите и объясните амтиномичныс образы-символы, проследите их развитие в рассказе «Старуха Изергиль».<br>2. Попытайтесь определить философскую и эмоциональную окрашенность пейзажа в ряде романтических произведений: «[[Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) «Макар Чудра»|Макар Чудра]]», «Старуха Изергиль», «Немой».<br>3. Раскройте многозначность понятий «мать», «сын», «дети» в контексте повествования «Мать».<br>*4. Определите по тексту романа «Мать» употребление слов «мысль», «чувство», «разум», «сердце», их синонимов.<br>*5. Проследите роль лейтмотивов в драме «На дне».<br>*6. Найдите в тексте повести «Детство» эпементы повествования с двух возрастных точек зрения. |
| | | |
| *'''Темы сочинений''' | | *'''Темы сочинений''' |
| | | |
- | 1. Традиции А. П. Чехова и самобытность драмы М. Горького «На дне».<br>2. Духовные противоречия героев романа «Мать»?<br>3. Новаторство автобиографических повестей.<br>4. Новый тип романтического героя о ранних рассказах Горького. | + | 1. Традиции А. П. Чехова и самобытность [[Філософсько-моральний конфлікт драми. Презентація|драмы]] М. Горького «На дне».<br>2. Духовные противоречия героев романа «Мать»?<br>3. Новаторство автобиографических повестей.<br>4. Новый тип романтического героя о ранних рассказах Горького. |
| | | |
| *'''Советуем прочитать''' | | *'''Советуем прочитать''' |
| | | |
- | Горький и русская журналистика начала XX века: Неизданная переписка. — М., 1988. | + | Горький и русская журналистика начала XX века: Неизданная переписка. — М., 1988. |
| | | |
- | Понять наследие М. Горького возможно, лишь постигнув его личность и отношения с людьми. Незаменимую роль на этом пути выполняет 95-й том «Литературного наследства». Среди интересных материалов особое место занимает переписка Горького с известным беллетристом и журналистом А. В. Амфитеатровым, длившаяся с 1902 по 1919 г. | + | Понять наследие М. Горького возможно, лишь постигнув его личность и отношения с людьми. Незаменимую роль на этом пути выполняет 95-й том «Литературного наследства». Среди интересных материалов особое место занимает переписка Горького с известным беллетристом и журналистом А. В. Амфитеатровым, длившаяся с 1902 по 1919 г. |
| | | |
| Не оставят читателя равнодушным и другие разделы книги. Живой голос Горького, его позиция в разных ситуациях литературного движения очень многое проясняют в творческой судьбе писателя. | | Не оставят читателя равнодушным и другие разделы книги. Живой голос Горького, его позиция в разных ситуациях литературного движения очень многое проясняют в творческой судьбе писателя. |
| | | |
- | Наследие М. Горького и современность, — М., 1988. | + | Наследие М. Горького и современность, — М., 1988. |
| | | |
| В книге широко представлены переписка М. Горького с современниками. воспоминания о пребывании писателя в Италии, а также статьи о первых литературных шагах писателя. Познакомившись с этой книгой. читатель откроет для себя новые страницы эпохи рубежа веков. | | В книге широко представлены переписка М. Горького с современниками. воспоминания о пребывании писателя в Италии, а также статьи о первых литературных шагах писателя. Познакомившись с этой книгой. читатель откроет для себя новые страницы эпохи рубежа веков. |
| | | |
- | Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. — М., 1990. | + | Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. — М., 1990. |
| | | |
| Книга познакомит читателей с циклом публицистических произведений М. Горького, которые до недавнего времени находились под строжайшим запретом. | | Книга познакомит читателей с циклом публицистических произведений М. Горького, которые до недавнего времени находились под строжайшим запретом. |
| | | |
- | Митин Генрих. Евангелие от Максима//Литература в школе. — 1989. — № 4. | + | Митин Генрих. Евангелие от Максима//Литература в школе. — 1989. — № 4. |
| | | |
| Автор статьи решает задачу восстановления духовного содержания романа Горького «Мать», которое было утрачено в горьковедении в процессе бытования романа. Г. Митин рассматривает это произведение как попытку Горького создать своего рода христианское евангелие революционера. | | Автор статьи решает задачу восстановления духовного содержания романа Горького «Мать», которое было утрачено в горьковедении в процессе бытования романа. Г. Митин рассматривает это произведение как попытку Горького создать своего рода христианское евангелие революционера. |
| | | |
- | Горький и его эпоха: Исследования и материалы. — М., 1989. — Вып. 1. | + | Горький и его эпоха: Исследования и материалы. — М., 1989. — Вып. 1. |
| | | |
- | В книге опубликованы новые материалы из рукописного наследия М. Горького: статья «Все о том же» (1929), направленная на защиту советских писателей (Б. А. Пильняка и др.) от политических обвинителей, и переписка 20-х годов с И. Е. Вольновым: печатаются фельетоны из газеты «Нижегородский листок» (1898), принадлежность которых Горькому установлена только теперь. | + | В книге опубликованы новые материалы из рукописного наследия М. Горького: статья «Все о том же» (1929), направленная на защиту советских писателей (Б. А. Пильняка и др.) от политических обвинителей, и переписка 20-х годов с И. Е. Вольновым: печатаются фельетоны из газеты «Нижегородский листок» (1898), принадлежность которых Горькому установлена только теперь. |
| | | |
- | Статьи сборника посвящены малоизвестным фактам биографии Горького, взаимоотношениям его с писателями Вяч. Ивановым, Ф. Сологубом. Н. Клюевым и др., с учеными, деятелями искусства. | + | Статьи сборника посвящены малоизвестным фактам биографии Горького, взаимоотношениям его с писателями Вяч. Ивановым, [[Від романтизму до символізму. Повні уроки|Ф. Сологубом]]. Н. Клюевым и др., с учеными, деятелями искусства. |
| | | |
- | Русская литература. XX век: Справочные материалы/Сост. Л. А. Смирнова, — М., 1995. | + | Русская литература. XX век: Справочные материалы/Сост. Л. А. Смирнова, — М., 1995. |
| | | |
| В книге предлагается новый подход к анализу произведений Горького. особенно его романа «Мать» и ранней прозы. | | В книге предлагается новый подход к анализу произведений Горького. особенно его романа «Мать» и ранней прозы. |
| | | |
- | Спиридонова Л. А. Горький: диалог с историей. — М., 1994. | + | Спиридонова Л. А. Горький: диалог с историей. — М., 1994. |
| | | |
| В книге рассказывается о взаимоотношениях писателя с исторической реальностью XX века, предлагается анализ центральных произведений Горького.<br> | | В книге рассказывается о взаимоотношениях писателя с исторической реальностью XX века, предлагается анализ центральных произведений Горького.<br> |
| | | |
- | <br> ''Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. '' | + | <br> ''Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. '' |
| | | |
| ''<br>Отослано читателями из интернет-сайтов<br>'' | | ''<br>Отослано читателями из интернет-сайтов<br>'' |
Текущая версия на 22:05, 28 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 11 класс>>М. Горький. Горький в эмиграции
Роман «Мать» Горький закончил в Италии. В марте 1906 г. он из-за угрозы ареста (участие в демонстрациях) и с мечтой ускорить «мировую революцию» духа уехал в США. Здесь были созданы очерки «В Америке», сатира на политическую власть — «Мои интервью», драма «Враги». Вернувшись в Европу, с конца 1906 г. до амнистии 1913 г. Горький прожил в Италии, на острове Капри. Скоро произошло сближение с отступившими от марксизма А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским. Под их влиянием горьковская мысль о пробуждении народной души слилась с «богостроительной» идеей. Герой повести «Исповедь» (1908) Матвей, пережив личную катастрофу, вместе с другими поверил в торжество «общей человечьей» духовной энергии, равной божественному чуду.
Раздумья о судьбах России
Творческие поиски, в результате которых появился роман «Мать», ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили «разрушенный мир». В феврале 1912 г. Горький писал о России: «Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос — какова она? — а вопрос — почему она такова?»
На такой почве были созданы на редкость колоритные «окуровские» повести (1909—1911), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917), автобиографическая проза («Детство», 1913; «В людях», 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова» («По Руси»), «Путешествие» по таинственным, «подводным» течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
Новые черты автобиографической прозы
Алеше Пешкову, герою автобиографического цикла, необходимо понять несовершенный мир «изнутри». Мальчик поставлен перед вопросами отнюдь не «розового» содержания. Сочетание детски обостренного восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интересный эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования — освещение жизни с двух возрастных точек зрения — позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей «свинцовых мерзостей» или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда «разные серые люди» сносили «мед своих знаний».
В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения — деда Каширина, дяди Якова Жихарева... А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери. Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед «чужими» (умницей-химиком «Хорошее дело»), книгами («врут они, книжки-то»). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: «Шаткость людей слишком резко бросается в глаза».
Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать «благовест новой жизни». Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор («Детство»), книга («В людях») стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием «Королевы Марго», чтения лермонтовского «Демона». Литература сделала Алешу «неуязвимым для многого» и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь — «красивую, бодрую, честную».
Автобиографическая проза Горького — богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна «хорошего, человечьего», что значительно просветляет общую картину.
Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г.
Творчество Горького, по его определению, было вдохновлено стремлением «помочь развитию самосознания новой России». Кровавые события 1917 г. вызвали закономерно негативную оценку. Революция не смогла, писал он «духовно излечить или обогатить» страну.
С апреля 1917 но май 1918 г. Горький опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». И газета была закрыта: позиция писателя разошлась с политикой партии.
«Несвоевременные мысли»
Это живой документ истории и авторской реакции на ее противоречия. Отстаивая прежний идеал новой культуры. Горький обрушился на разгулявшуюся анархию — истребление «трудовой энергии на убийства и разрушения», приводя устрашающие факты. Сарказмом были заклеймены власти, иронически именуемые «социальных дел мастерами». Главное обвинение направлено на их неспособность «оздоровить больную волю» восставших. Причина раскрыта впечатляюще: «г. г. комиссары бьют с размаха, не разбирая, кто является противником только их безумств, кто является принципиальным врагом революции». Происходящее привело автора к безапелляционному выводу: «практический максимализм анархокоммунистов и фантазеров из Смольного пагубен для России».
Гневному осуждению подвергалась взбунтовавшаяся, покрывшая землю трупами и руинами масса. Причем автор заподозрил источник беды в свойствах национальной психологии. На этой основе возникло твердое убеждение: «В современных условиях русской жизни нет места для социальной революции».
А надежда на священную для Горького «возможность свободной работы, всестороннего творчества» продолжала светить даже в «проклятые дни, залитые кровью и вином».
Герой рассказов «По Руси» услышал мудрое изречение: «В непогожий день легче летать и выше взлетишь». Обнаружив связанной «крылатую душу», писатель настойчиво стремился освободить ее от пут. В разоблачении любых преград на этом пути он был бескомпромиссен.
Творчество периода второй эмиграции
В 1918—1921 гг. Горький много сделал для строительства культуры в России. Он постоянно выступал против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, в частности по таганиевскому делу, в связи с которым был расстрелян Н. Гумилев. Большевистские власти выразили полное недоверие писателю: почти все члены «Всероссийского комитета помощи голодающим», объединившего стараниями Горького деятелей старой интеллигенции, были арестованы; переписка самого Горького проверялась, его петроградскую квартиру в 1920 г. подвергли обыску, просьбы освободить из-под ареста огульно оговоренных оставались без ответа. Возмущенный беззаконием, он покинул Россию 16 октября 1921 г. До апреля 1924 г. лечился в санаториях Германии и на чешском курорте, а затем уехал в Италию, где прожил до конца 1931 г.
За рубежом Горький остро реагировал на советскую действительность: в открытых письмах А. И. Рыкову и Л. Франсу (июль 1922 г.) назвал смертный приговор эсерам политическим преступлением, началом изоляции страны. В результате поддержанный Горьким журнал «Беседа» (Берлин) не был пропущен в Россию, другой журнал — «Русский современник», созданный в Ленинграде с участием писателя, цензура закрыла. И все-таки жажда «всестороннего творчества», одиночество в эмигрантской среде, мечта о новой культуре привели его на родину.
В последний период творчества самыми крупными сочинениями Горького были: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1924), четырехтомная эпопея «Жизнь Клима Самгина», не завершенная в связи со смертью автора в июне 1936 г. Эти произведения совершенно различны тематически, по жанру, стилю. Одна особенность их сближает. Социально-исторические явления всюду воплощены с позиций их общечеловеческого смысла.
«Дело Артамоновых» — обогащение романной формы
Роман обычно рассматривался как история зарождения, процветания и гибели русского капитализма. В нем действительно отражена постепенная нравственная деградация рода фабрикантов Артамоновых. Но примитивно-классовый подход начисто отсутствует. Горького увлекла вечная проблема творческого труда.
Глава семьи Илья Артамонов, разбогатевший нечистым путем, деньги пустил на строительство и организацию мануфактурного производства. Обуреваемый планами его создания, жаждой участия в обшей работе, он живет напряженной внутренней жизнью. Его порывы, чувства, при полном равнодушии к моральным принципам, сильны и самобытны. Сын Ильи Петр, племянник Алексей оказываются невольниками воли хозяина, обреченного на служение прибыли. У Петра рождается страх перед фабрикой, болезненное ощущение одиночества; Алексей, напротив, наслаждается властью, ее приумножением. В любом случае человеческие способности меркнут. Внук Артамонова-старшего Яков, владелец огромного состояния, окончательно отлучен от трудовых обязанностей. Бездумное расхищение богатства приводит его к полному опустошению, делает игрушкой случая.
В романе воссоздана яркая картина русской жизни рубежа веков, отношений в городе, на предприятии, в семье. Психологически глубоко раскрыты сложные душевные метаморфозы большого круга героев. Весь этот многогранный мир внутренне организован авторскими раздумьями о разрушительной стихии «машинной» цивилизации, неостановимом расточении духовной культуры, гибели личности. Активная и мучительная реакция писателя на трагический для страны процесс, мечта о творчестве новых форм общественного и индивидуального бытия на редкость актуальны для нашей современности.
«Жизнь Клима Самгина» — образное воплощение истории
Талант Горького в полную меру проявился в «Жизни Клима Самгина», где, по авторскому определению, воспроизведена история русской интеллигенции за 40 лет. Роман поистине поражает масштабностью и динамизмом изображенных явлений и событий: сменой эпох, стремительным развитием идейно-философских, эстетических течений, «диалектикой души» бесчисленных героев. Самым большим художественным достижением стало проникновение в напряженные процессы человеческой психологии, рожденные историческими событиями на рубеже двух веков. Думается, эти открытия Горького не утратили своего значения для любого времени.
Писатель работал над «Жизнью Клима Самгина» свыше десяти лет. Глубокой печалью и мужеством прозвучали его слова за несколько дней до кончины: «Конец романа — конец героя — конец автора».
Взаимосвязь романтической и реалистической прозы Романтическая мечта о нравственном преображении Человека Ритмическая организация романтической прозы Внутреннее действие и полилог в пьесе «На дне» Новаторство автобиографического жанра прозы Психологическое осмысление исторического развития России
1. В чем состоит внутренняя связь между реалистическими и романтическими произведениями Горького 1890-х гг.? 2. Как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов? 3. Почему «На дне» называют социально-философской драмой? 4. Каковы отношения Ниловны с интеллигентами Наташей, Софьей, Сашенькой, Николаем Ивановичем? 5. Проследите, как писатель показывает воскрешение внутреннего мира Ниловны? 6. В чем своеобразие жизненной позиции Алеши Пешкова («Детство», «В людях»)? *7. Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы 1890-х гг.? *8. Как вы думаете, чем вызвано появпеиие нового типа романтического героя (на примере 3—4 произведений)?
- Задания для самостоятельного анализа текста
1. Найдите и объясните амтиномичныс образы-символы, проследите их развитие в рассказе «Старуха Изергиль». 2. Попытайтесь определить философскую и эмоциональную окрашенность пейзажа в ряде романтических произведений: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Немой». 3. Раскройте многозначность понятий «мать», «сын», «дети» в контексте повествования «Мать». *4. Определите по тексту романа «Мать» употребление слов «мысль», «чувство», «разум», «сердце», их синонимов. *5. Проследите роль лейтмотивов в драме «На дне». *6. Найдите в тексте повести «Детство» эпементы повествования с двух возрастных точек зрения.
1. Традиции А. П. Чехова и самобытность драмы М. Горького «На дне». 2. Духовные противоречия героев романа «Мать»? 3. Новаторство автобиографических повестей. 4. Новый тип романтического героя о ранних рассказах Горького.
Горький и русская журналистика начала XX века: Неизданная переписка. — М., 1988.
Понять наследие М. Горького возможно, лишь постигнув его личность и отношения с людьми. Незаменимую роль на этом пути выполняет 95-й том «Литературного наследства». Среди интересных материалов особое место занимает переписка Горького с известным беллетристом и журналистом А. В. Амфитеатровым, длившаяся с 1902 по 1919 г.
Не оставят читателя равнодушным и другие разделы книги. Живой голос Горького, его позиция в разных ситуациях литературного движения очень многое проясняют в творческой судьбе писателя.
Наследие М. Горького и современность, — М., 1988.
В книге широко представлены переписка М. Горького с современниками. воспоминания о пребывании писателя в Италии, а также статьи о первых литературных шагах писателя. Познакомившись с этой книгой. читатель откроет для себя новые страницы эпохи рубежа веков.
Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. — М., 1990.
Книга познакомит читателей с циклом публицистических произведений М. Горького, которые до недавнего времени находились под строжайшим запретом.
Митин Генрих. Евангелие от Максима//Литература в школе. — 1989. — № 4.
Автор статьи решает задачу восстановления духовного содержания романа Горького «Мать», которое было утрачено в горьковедении в процессе бытования романа. Г. Митин рассматривает это произведение как попытку Горького создать своего рода христианское евангелие революционера.
Горький и его эпоха: Исследования и материалы. — М., 1989. — Вып. 1.
В книге опубликованы новые материалы из рукописного наследия М. Горького: статья «Все о том же» (1929), направленная на защиту советских писателей (Б. А. Пильняка и др.) от политических обвинителей, и переписка 20-х годов с И. Е. Вольновым: печатаются фельетоны из газеты «Нижегородский листок» (1898), принадлежность которых Горькому установлена только теперь.
Статьи сборника посвящены малоизвестным фактам биографии Горького, взаимоотношениям его с писателями Вяч. Ивановым, Ф. Сологубом. Н. Клюевым и др., с учеными, деятелями искусства.
Русская литература. XX век: Справочные материалы/Сост. Л. А. Смирнова, — М., 1995.
В книге предлагается новый подход к анализу произведений Горького. особенно его романа «Мать» и ранней прозы.
Спиридонова Л. А. Горький: диалог с историей. — М., 1994.
В книге рассказывается о взаимоотношениях писателя с исторической реальностью XX века, предлагается анализ центральных произведений Горького.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003.
Отослано читателями из интернет-сайтов
Полный курс литературы, скачать бесплатно тесты, онлайн библиотека с книгами и учебниками по литературе, планы уроков литературы 11 класс
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|