|
|
Строка 20: |
Строка 20: |
| | | |
| <br>Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой — чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу…<br>Медный екатерининский пятак поведал жителям псковской деревни Вяжище Гдовского района о времени ее рождения. Разбирая старую печь, нашли этот пятак, на котором стояла дата — 1788. Старики вспомнили любопытное правило прежних мастеров: класть под нижний венец бревен, когда ставили избу, монету с данным годом чеканки. Так жители деревни узнали, что их «гавани» двести лет. После этой находки избы деревни были взяты под охрану государства.<br><br> | | <br>Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой — чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу…<br>Медный екатерининский пятак поведал жителям псковской деревни Вяжище Гдовского района о времени ее рождения. Разбирая старую печь, нашли этот пятак, на котором стояла дата — 1788. Старики вспомнили любопытное правило прежних мастеров: класть под нижний венец бревен, когда ставили избу, монету с данным годом чеканки. Так жители деревни узнали, что их «гавани» двести лет. После этой находки избы деревни были взяты под охрану государства.<br><br> |
| + | |
| + | [[Категория:Тема 2. Писемність та усна народна творчість як джерело історичних відомостей. Архіви. Гумор, притчі, приколи, приказки, цитати]] |
Текущая версия на 19:54, 19 августа 2009
История происхождения монет в поэмах, притчах и преданиях
Кто сегодня не знает знаменитый аул Кубачи, славный на весь мир своими чеканщиками! Живет там нумизмат, который имеет редкую коллекцию абиссинских монет, среди которых есть одна с изображением девушки-горянки. История этой монеты стала известна недавно…
Жил в горах Дагестана молодой мастер-златокузнец. Любил он дочь состоятельного человека, любил так, что без нее считал свою жизнь немыслимой. И девушка по имени Цибац, что значит Новый месяц, отвечала ему взаимностью. Но сватам Хаджи — так звали златокузнеца — родители девушки отказали. Тогда Хаджи со своим другом покинул аул, покинул родные горы и пустился в чужедальние странствия. После долгих и неудачных скитаний забрели друзья в город Аддис-Абебу, здесь и стали заниматься чеканным ремеслом, восхищая всех своим мастерством. Слух о них дошел до императора Абиссинии Менилика II, который поспешил пригласить их во дворец. Вскоре Хаджи за добрые дела был объявлен начальником императорского монетного двора и награжден орденом. Пришли слава и почет, но что все это по сравнению с огнем души, с горечью неразделенной любви и тоской! Хаджи не забывал своей Цибац, грустил и страдал. Император предлагал ему руку принцессы, но никто не был мил Хаджи. И вот в минуту острой печали он отлил монету с изображением своей возлюбленной.
А в далеких горах от разлуки тосковала Цибац. Своенравные родители сватали дочь за многих джигитов из знатных родов, но Цибац была неумолима. И рассвирепевший отец однажды объявил свою волю: выдать дочь за первого нищего, который постучится к вечернему намазу. Им оказался друг Хаджи, который узнал об угрозе старика и приехал в аул, решив помочь другу. И в тот же вечер старик выпроводил за ворота свою дочь с «нищим». Прощаясь, тот поклонился отцу Цибац и отдал ему монету. — Что это? — удивился старик. — Монета, почтенный,— сказал друг Хаджи. — Я не нищий! — возмутился отец Цибац и готов был выбросить монету. — Не выбрасывай, почтенный, монету. Она очень дорогая, на ней изображена ваша дочь, которую вы, может быть, никогда больше не увидите…
Сказав это, друг Хаджи увез девушку. А единственная эта монета, говорят, до сих пор хранится в сакле кубачинца-нумизмата. Сколько историй, народных преданий, связанных с монетами, послужили основой для создания литературных произведений! Вспомните немецкого сказочника В. Гауфа — автора знаменитого «Калифа-аиста», создавшего интереснейшее «Сказание о гульдене с оленем». Монета в два хао стала основой рассказа «Заколдованная монета» вьетнамского писателя Нгуена Конг Хоана. Русского писателя И. И. Дмитриева червонец и полушка вдохновили на создание басни.
Не ведаю, какой судьбой Червонец золотой с полушкою на мостовой Столкнулся. Металл сиятельный раздулся, Суровый на свою соседку бросил взор.
Великий русский драматург А. Н. Островский написал немало пьес, где не только название, но и сюжет связаны с деньгами, с богатством и послужили основой для выявления человеческих отношений,— «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Богатые невесты» и другие.
В 1924 г. тогда еще малоизвестный журналист М. Кольцов написал поэму в прозе «145 строк лирики», посвященную новому советскому гривеннику… «Преклоните головы. Почтите память усопших. Совзнак скончался. Гривенник родился. Товарный рубль отошел к праотцам… Гривенник — это приятная вещь. Это этап. Это завоевание. Это победа в наших условиях!».
Ночевал в своей квартире. На прощанье мать дала ему монетку как талисман и рассказала такую историю. Прадед ее матери Василий Андреевич Кузнецов летом 1836 г. рыбачил на Неве. К нему в лодку попросился одетый по-городскому человек, которому нужно было попасть не Малую Охту. Рыболов перевез этого человека, а внучка Елена проводила его до Малоохтинского кладбища. Поблагодарив девушку, горожанин подарил ей на память серебряный пятачок, сказав: «Храни и передай своему внуку — от Пушкина… Монетка эта памятна мне годом чеканки и скорби моей, когда я получил свободу, а прежде лишился друзей». В августе 1826г. Пушкин в Михайловском узнал о казни декабристов, а в сентябре последовало «высочайшее повеление» выехать в Москву «под надзором фельдъегеря не в виде арестанта». Было уточнено, что переправа Пушкина в лодке через Неву на Малую Охту произошла в конце лета 1836г., когда он жил на даче на Каменном острове.
Поэт Б. А. Шмидт передал музею и свою поэму «Монетка», в основу которой положено это семейное предание.
Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой — чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу… Медный екатерининский пятак поведал жителям псковской деревни Вяжище Гдовского района о времени ее рождения. Разбирая старую печь, нашли этот пятак, на котором стояла дата — 1788. Старики вспомнили любопытное правило прежних мастеров: класть под нижний венец бревен, когда ставили избу, монету с данным годом чеканки. Так жители деревни узнали, что их «гавани» двести лет. После этой находки избы деревни были взяты под охрану государства.
Предмети > Історія України > Історія України 5 клас > Тема 2. Писемність та усна народна творчість як джерело історичних відомостей. Архіви > Тема 2. Писемність та усна народна творчість як джерело історичних відомостей. Архіви. Гумор, притчі, приколи, приказки, цитати
|