Версия 06:59, 29 июня 2010
Гипермаркет знаний>>Информатика>>Информатика 8 класс>>Информатика: Растровая и векторная графика
РАСТРОВАЯ И ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА
§ 21. Растровая и векторная графика
Основные темы параграфа:
• два принципа представления изображения; • растровая графика; • векторная графика.
Два принципа представления изображения В компьютерной графике существуют два различных под¬хода к представлению графической информации. Они назы¬ваются соответственно растровым и векторным. С растро¬вым подходом вы уже знакомы. Суть его в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разно¬го цвета. Векторный подход рассматривает изображение как
совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. В растровой графике графическая информация — это со¬вокупность данных о цветах пикселей на экране. В вектор¬ной графике графическая информация — это данные, од¬нозначно определяющие все графические примитивы, со¬ставляющие рисунок. Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сет¬кой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; верти¬кальная ось Y — сверху вниз. Отрезок прямой линии однозначно определяется указани¬ем координат его концов; окружность — координатами цент¬ра и радиусом; многоугольник — координатами его вершин; закрашенная область — граничной линией и цветом закрас¬ки и пр. Для примера рассмотрим «маленький монитор» с растро¬вой сеткой размером 10 х 10 и черно-белым изображением. На рис. 4.11 одна клетка соответствует пикселю. Приведено изображение буквы «К». Для кодирования изображения в растровой форме на таком экране требуется 100 битов (1 бит на пиксель). На рис. 4.12 этот код представлен в виде
битовой матрицы, в которой строки и столбцы соответствуют строкам и столбцам растровой сетки («1» обозначает закра¬шенный пиксель, а «0» — незакрашенный).
В векторном представлении буква «К» — это три линии. Всякая линия описывается указанием координат ее концов в таком виде: ЛИНИЯ(Х1,Y1,Х2,Y2). Изображение буквы «К» на рис. 4.10 описывается следую¬щим образом: ЛИНИЯ(4,2,4,8); ЛИНИЯ(5,5,8,2); ЛИНИЯ(5,5,8,8). Для цветного изображения кроме координат указывается еще один параметр — цвет линии. Для создания рисунков на компьютере используются гра¬фические редакторы. Графические редакторы бывают раст¬ровыми и векторными1. Графическая информация о рисун¬ках, созданных с помощью редактора, сохраняется в файлах на диске. Существуют разнообразные форматы графических файлов. Их также можно разделить на растровые и вектор¬ные форматы. Растровые графические файлы хранят инфор¬мацию о цвете каждого пикселя изображения на экране. В графических файлах векторного формата содержатся опи¬сания графических примитивов, составляющих рисунок. 1Графический редактор Paint является растровым, а СогеlDraw - векторным.
Растровая графика Растровые графические редакторы называют программа¬ми «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «ки¬сти», «краски», «ластики» и др. При создании растрового изображения пользователь словно водит кистью по «элект¬ронному полотну» закрашивая каждый пиксель рисунка, или стирает закраску пикселей, используя «ластик». При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата. Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора раст¬ровое изображение может иметь фотографическое качест¬во (рис. 4.13). Основной недостаток растровой графики — большой раз¬мер графических файлов. Простые растровые картинки зани¬мают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистиче¬ские изображения, полученные с помощью сканеров с вы¬сокой разрешающей способностью, могут занимать несколь¬ко мегабайтов. По этой причине информация в файлах рас¬трового формата, как правило, хранится в сжатом виде. Для сжатия графической информации используются специаль¬ные методы, позволяющие сократить ее объем в десятки раз.
Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, враще¬нии и других преобразованиях. Картинка, которая прекрасно выглядела при одном размере, после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность. Напри¬мер, в областях однотонной закраски могут появиться не¬нужные узоры; кривые и прямые линии могут приобрести пилообразную форму и т. п. Векторная графика Векторные изображения получаются с помощью графиче¬ских редакторов векторного типа (их еще называют пакетами иллюстративной графики). Эти пакеты предоставляют в распо-ряжение пользователя набор инструментов и команд, с помо¬щью которых создаются рисунки. Прямые линии, окружно¬сти, эллипсы и дуги являются основными компонентами век¬торных изображений. Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует описания графических примитивов, из которых строится рисунок. Эти описания сохраняются в графическом файле. Картинки на рис. 4.14 составлены из графических прими¬тивов с помощью редактора векторного типа.
К достоинствам векторной графики можно отнести следу¬ющие ее свойства. Графические файлы векторного типа имеют относи¬тельно небольшие размеры, Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Аналогичный рас¬тровый рисунок требует в 10-1000 раз большую память.
Векторные изображения легко масштабируются без по¬тери качества, Например, для увеличения или уменьшения эллипса достаточно изменить координаты левого верхнего и правого нижнего углов прямоугольника, ограничивающего этот эллипс. Следует понимать, что различие в представлении графи¬ческой информации в растровом и векторном форматах су¬ществует лишь для файлов. При выводе на экран любого изображения в видеопамяти формируется информация, со¬держащая данные о цвете каждого пикселя экрана. Коротко о главном Существуют два подхода к представлению изображения на компьютере: растровый и векторный. Растровая графическая информация — это сведения о цвете каждого пикселя при выводе изображения на экран. Векторная графическая информация — это описания гра¬фических элементов (примитивов), из которых составлен ри¬сунок: прямых линий, дуг, эллипсов, многоугольников, за¬красок и пр. Растровые графические редакторы формируют графиче¬ские файлы с данными растрового типа. Векторные редакто¬ры формируют графические файлы векторных форматов. При сканировании изображений формируется графиче¬ская информация растрового типа. Растровый формат позволяет получать изображения фото-графического качества; растровые графические файлы име¬ют большой размер и обычно подвергаются сжатию. Файлы векторного формата относительно невелики. Век¬торное изображение хорошо поддается растяжению и сжа¬тию, не теряя при этом качества. Вопросы и задания 1. В чем разница между растровым и векторным способами представления изображения? 2. Что такое графические примитивы? 3. Какая информация хранится в файлах растрового типа и в файлах векторного типа? 4. Что такое система графических координат? 5. С помощью каких средств (программных, технических) получа¬ется растровая и векторная графическая информация? 6. Какой способ представления графической информации эконом¬нее по использованию памяти? 7. Для чего производится сжатие файлов растрового типа? 8. Как реагируют растровые и векторные изображения на измене¬ние размеров, вращения? 9. Получите растровый код и векторное описание для изображе¬ния букв «Н», «Л», «Т» на черно-белом экране с графической сеткой размером 8x8.
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|