|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | '''<br> Проблемы периодизации всемирной истории''' | + | '''<br> Проблемы периодизации всемирной истории''' |
| | | |
- | <br>Расхождения во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нем было главным, определяло существование различных подходов к принципам периодизации всемирной истории. | + | <br>Расхождения во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нем было главным, определяло существование различных подходов к принципам периодизации всемирной истории. |
| | | |
- | <br><u>'''Принципы периодизации в истории'''</u> | + | <br><u>'''Принципы периодизации в истории'''</u> |
| | | |
- | Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Ж, КОllдорсе (1743-1794) <br>и американский этногpафл. МОрЮll (1818-1881), Они делили исто- <br>рию на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства <br>(преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации, <br>24 <br>глава 1, <br>Пути и мето ы познания истор"" <br>Схема <br>Периодизация истории по Л, MOpгaHY и Ж. Кондорсе <br>ДИКОСТЬ <br>( собирательство. <br>охота) <br>Варварство <br>(земледелие, <br>скотоводство) <br>Цивилизация <br>(письменность, <br>обработка металлов) <br>f---- <br>в основе этой периодизации лежали изменения характера орудий <br>труда, Она получила признание и в археологии при изучении ранних <br>этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeн- <br>ный, бронзовый и железный века, <br>Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят <br>в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переход <br>ными этапами. <br>Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н,э, Она <br>была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, <br>скотоводству и кустарному производству. <br>Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменова- <br>лась становлением мануфактурного производства, когда сложилась <br>система разделения труда, сделавшая ею более производительным, <br>возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриаль- <br>ной стадии развития. <br>1jJетъя стадия началась во второй половине ХХ века и была свя- <br>зана с возникновением HOBoгo типа общества (eгo чаще Bceгo назы- <br>вают информационным), когда с внедрением компьютеров качест- <br>венно меняется характер интеллектуального труда, складывается <br>индустрия производства знаний. <br>Сторонники восприятия истории под углом зрения смены ло- <br>кальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, <br>христианской средневековой Европы и т,д.) измеряют исторические <br>эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется <br>в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби счи- <br>тал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивили- <br>зациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он <br>рассматривал как их ответвления), <br>- З. Проблемы периодизации всемирной истории <br>25 <br>Марксистская, формационная, теория выделяла пять OC1l0B1tb/X <br>эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась <br>как более прогpессивная по сравнению с предыдущей, <br>Схема Марксистская концепция истории <br>Противоборствующие <br>классы <br>ф Этапы развития (J <br>о <br>р Коммунистическая <br>м Капиталистическая <br>А <br>Ц Феодальная <br>и <br>и Рабовладельческая <br>Первобытно-общинный <br>строй <br>Бесклассовое общество <br>Отсутствие классов <br>Эпоха первоБы1tо-оБщи1t1lolo строя характеризовалась крайне <br>низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было <br>частной собственности, люди полностью зависели от природы и Moг- <br>ли выжить лишь при условии cOBMecTHoгo, коллективного труда и <br>потребления, <br>Переход к рабовладельческой формации связывлсяя с совершенст- <br>вованием орудий труда, появлением возможности производства <br>прибавочного продукта и eгo единоличного присвоения, возникно- <br>вением частной собственности, При этом собственнику - рабовла- <br>дельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами pa- <br>ботники, рабы, которые рассматривались как -говорящие орудия>:>, <br>ФеодШlЬ1tое общество характеризовала частичная личная зависи- <br>мость рабогuиков от собственников .i-мли - феодалов, Крестьяне, co- <br>ставляющие основную массу трудящегося населения, обладали лич- <br>ной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью <br>произведенногo продукта. Это определяло их заинтересованность в <br>повышении производительности труда, которой не было у рабов, <br>В рамках формации, которую марксизм определял как капи- <br>талистическую, работник лично свободен, Однако, не располагая <br>26 <br>I -Л;: '. .. <br>орр <br>источниками средств к существованию, он вынужден продавать <br>свою способность к труду предпринимателю, собственнику <br>средств производства, который присваивает неоплаченную часть <br>произведенного прибавочного продукта, <br>Следующая, ко.м.м.унистическая, формация виделась как общест- <br>во, где с отмиранием частной собственности человек приобретет под- <br>линную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды <br>общества в целом, сам станет хозяином своей жизни. <br>В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксист- <br>ской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка co- <br>ответствующих формаций, Цивилизационный подход выделял Ta- <br>кие же фазы в развитии цивилизаций, <br>границы между эпохами и составляющими их периодами, как <br>правило, определялись по крупным, масштабным историческим co- <br>бытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов, <br>На первый взгляд может показаться, что сторонники различных <br>подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее <br>периодизации, но в действительности этого не происходит, Споры <br>возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время пе- <br>ремен можно называть по-разному - сменой формации, крушением <br>локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть <br>же описываемых событий от этогo не меняется, <br>Каждый новый период исторического развития, как правило, свя- <br>зан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений соб- <br>ственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в <br>характере духовной культуры, <br>При изучении всемирной истории необходимо исходить из по- <br>нимания мировоlO развития как процесса постоянно происходя- <br>щих взаu.м.освязанных изменений во всех сферах жизни обществ, lO- <br>сударств, в их отношениях, во взаимодействии народов с <br>природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются <br>на облике если не Bceгo мира, то жизни большинства населения <br>Земли, правомерно говорить о наступлении HOBOгo этапа всемир- <br>ной истории, Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, <br>непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В <br>других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по <br>времени, Тогда за переломную может быть принята некая услов- <br>ная дата, <br>- 3 Проблемы периоди:ыции всеvшрнои истории <br>27 <br>Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об ис- <br>тории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к HO- <br>вой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во <br>времени и пространстве, Кризис и упадок общества MOгyт сочетать- <br>ся с формированием в eгo недрах ростков новой цивилизации. Эти <br>процессы не развиваются одновременно во всех районах мира, <br>Именно так шло становление промышленной цивилизации HOBoгo <br>времени, В то время как одни страны уже пережили промышленный <br>переворот, другnе еще не вышли за рамки сословного строя и MaHY- <br>Фактурного производства, в третьих - причудливым образом соче- <br>тались элементы cTapoгo и HOBoгo строя. <br>Этапы развИfИЯ человечества <br>Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного че- <br>ловечеством, на первобъtтную эпоху, историю Дре61lею мира, Cpeд- <br>них веков, Новое и Новейшее время, <br>Протяженность первобъtтной эпохи определяется более чем в <br>1,5 млн, лет, При ее изучении на помощь истории приходит археоло- <br>гnя. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захороне- <br>ниям она изучает культуры прошлогo, Реконструкцией облика пер- <br>вобытных людей занимается наука антропология, <br>На протяжении этой эпохи происходит становление человека co- <br>BpeMeHHoгo типа (около ЗО-40 тыс, лет назад), постепенно COBep- <br>шенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболов- <br>ства и собирательства к земледелию и скотоводству, <br>Отсчет истории Древнею мира ведется с возникновения первых <br>государств (IV - 111 тысячелетия до н,э,), Это было время раскола об- <br>щества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, ши- <br>pOKoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах <br>древности оно имело большuе хозяйственное значение), CBoeгo pac- <br>цвета рабовладельческий строй достиг в период античности (1 тыся- <br>челетие до н.э. - начало н,э,). подъема цивилизаций Древней греции <br>и Древнего Рима, <br>В последние годы определенную известность приобрели <br>попытки группы ученых, в частности математика д.т. Фоменко, <br>предложить собственную хронологию истории Древнего мира <br>и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историка- <br>ми многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до <br>28 <br>глава 1. <br>Пyги и методы познания исто'рии <br>широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и <br>возможны другие ее варианты, В частности, они предлагают <br>считать, что писаная история человечества была искусственно <br>удлинена более чем на тысячелетие, Речь, однако, идет лишь о <br>предположении, которое не получило признания большинства <br>историков. <br>Эпоху Средневековья принято определять временными рамками <br>V - XVH вв, <br>Первый период этой эпохи (V-X/ вв.) ознаменован падением За- <br>падной Римской империи, становлением HOBoгo типа общественных <br>отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе, <br>В eгo рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности, Для <br>этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и <br>особая роль религии, <br>Второй период (середина Х/ - КОllец XV в.) - это время становле- <br>ния крупных феодальных государств, роста значения городов, Они <br>становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобре- <br>тающей все более светский характер, <br>Третий период (XV/ - середИllа XV/I в.) связан с началом разло- <br>жения феодального строя, eгo иногда характеризуют как раннее Ho- <br>вое время, Европейцы открывают для себя мир, начинается создание <br>колониальных империй, Быстро развиваются товарно-денежные OT- <br>ношения, получает широкое распространение мануфактурное про- <br>изводство, Усложняется социальная структура общества, она все ча- <br>ще вступает в противоречие с eгo сословным делением, Реформация <br>и контрреформация знаменуют собой наступление HOBoгo этапа дy- <br>ховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти - <br>воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютист- <br>ские монархии, <br>Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории <br>«стадий роста» не разгpаничиваются, они рассматриваются как «тpa- <br>диционное общество», ОСНОВОЙ KOTopoгo выступает натуральное и <br>полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. <br>Как писал Э, Тоффлер в книге «Третья волна" (1980), «от Ки- <br>тая и Индии до Бенина и Мексики, греции и Рима - повсюду <br>цивилизации росли и приходили в упадок, боролись И слива- <br>лись Apyг с ApyгoM, образуя бесконечную. полную разнообраз- <br>ных опенков смесь, <br>- 3. Проблемы периодизации всемирной истории <br>29 <br>Однако под этими внешними различиями имеется фунда- <br>ментальное сходство. Во всех этих странах земля была основой <br>экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики, В <br>каждой из них жизнь была организована BOKpyг деревенского <br>поселения, В каждой из них существовали простое разделение <br>труда и небольшое количество четко определенных каст и клас- <br>сов: знать, священники, воины, рабы или крепостные, Во всех <br>таких странах власть была авторитарной,., И повсюду в этих <br>странах хозяйство было натуральным, так что каждое сообщест- <br>во производило большую часть Toгo, в чем оно нуждалось, <br>Были и исключения из описанных выше правил - в истории <br>не бывает ничего простого.., Но, несмотря на эти исключения, у <br>нас есть основания смотреть на все эти, на первый взгляд раз- <br>личные цивилизации, как особые варианты одного-единствен- <br>Hoгo феномена - аграрной цивилизации», <br>Эпоха Новою времени - эпоха становления и утверждения про- <br>мышленной, капиталистической цивилизации - также подразделя- <br>ется на несколько периодов, <br>Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время <br>революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них <br>была революция в Англии в 1640-1660-x п,), Неменьшее значение <br>имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением <br>человека, обретением им веры в силу разума, <br>Второй период Новою времени наступает после Великой фран- <br>цузской революции (1789- 1794), Промышленный переворот, начав- <br>шийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где <br>быстрыми темпами идет становление капиталистических отноше- <br>ний, Это время быстрого роста колониальных империй, развития <br>мирового рынка, системы международного разделения труда. С за- <br>вершением формирования крупных буржуазных государств в боль- <br>шинстве из них утверждается идеология национализма, националь- <br>Hoгo интереса, <br>1jJетий период Новою времени наступает в конце XIX - начале <br>ХХ века, Он характеризуется тем, что бурное развитие промышлен- <br>ной цивилизации -вширь-, за счет освоения ею новых территорий, <br>замедляется, Емкость мировых рынков оказывается недостаточной <br>для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции, Hacтy- <br>пает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, <br>зо <br>I г-t. <br>Пути и методы позиаиии истории <br>роста социальных противоречий в промышленных странах, Начина- <br>ется и обостряется борьба между ними за передел мира. <br>Современники воспринимали это время как период кризиса ин- <br>дустриальной, капиталистической цивилизации, Eгo показателем <br>им представлялась первая мировая война 1914-1918 п, и связанные <br>с нею потрясения, прежде Bceгo революция 1917 г. в России, <br>Периодизация Новейшей истории <br>Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая исто- <br>рuя, относится к числу одного из самых спорных в современной <br>науке, <br>Для некоторых советских историков и философов револю- <br>ция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления <br>коммунистической формации, именно с ней связывалось Ha- <br>ступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к <br>периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpe- <br>мя» В ином смысле, подразумевая под ним период, непосредст- <br>венно связанный с текущим временем, Они предпочитали гOBo- <br>рить об истории хх века, или истории современности, <br>Тем не менее в рамках истории Новейшего времени выделяется <br>два основных периода, <br>Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной циви- <br>лизации HOBoгo времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает <br>всю первую половину ХХ века, Это - раннее Новейшее время, OCTpO- <br>та противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать, <br>Великий кризис 1929- 1932 п, поставил на гpaHb краха экономику <br>наиболее развитых стран, Державное соперничество, борьба за коло- <br>нии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне <br>1939- 1945 гг" еще более разрушительной, чем первая, Рушится KO- <br>лониальная система европейских держав, Условия -холодной вой- <br>ньн> разрывают единство мирового рынка, С изобретением ядерного <br>оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибе- <br>лью всему роду человеческому, <br>Качественные перемены, связанные с изменением характера co- <br>циального, общественно-политического развития ведущих гocy- <br>дарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - <br>конце ХХ века. <br>В этот период с распространением компьютеров и промышлен- <br>ных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной <br>- 3. Проблемы периодизации всемирной истории <br>31 <br>фигyрой производства становится работник интеллектуального тpy- <br>да, В развитых странах складывается социально ориентированная <br>рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека, <br>Существенные перемены происходят на международной арене, на <br>смену державному соперничеству приходит сотрудничество, Разви- <br>ваются интегpационные процессы, складываются единые экономи- <br>ческие пространства (западноевропейское, североамериканское <br>и др,), С крушением СССР и eгo системы союзов восстанавливается <br>целостность мирового рынка, начинают раЗБиваться процессы гло- <br>бализации экономической жизни, складывается общемировая систе- <br>ма информационных коммуникаций, <br>В то же время симптомы кризиса индустриального общества дa- <br>ют о себе знать БО многих районах мира и в начале ХХI века, в том <br>числе и на территории БЫБшего СССР. <br>- 3 Вопросы и задания <br>1. Какие ПОДХОДЫ к периодизации всемирной истории существо- <br>вали в исторической науке? Приведите примеры. <br>2. Объясните, почему любая периодизация исторического про- <br>цесса условна, При каких изменениях в общественном разви- <br>тии правомерно говорить о наступлении HOBoгo этапа мировой <br>истории? <br>3. Заполните таблицу, <br>Таблица Этапы развития человечества <br>Периодизация Хронология Краткое содержание периода <br>Первобытность <br>Древний мир <br>Средние века <br>Новое время <br>Новейшая история <br>4. Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории <br>относится к числу спорных проблем. Какие перемены в миро- <br>вом общественном развитии можно связывать с наступлением <br>HOBoгo этапа? <br>
| + | Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Ж. Коlдорсе (1743-1794) и американский этногpафл. Л. Морган(1818-1881), Они делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.<br>[[Image:12-08-2.jpg]]<br><br>В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века.<br> |
| + | |
| + | Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами. <br> |
| + | |
| + | '''''Первая стадия''''' началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. <br> |
| + | |
| + | '''''Вторая стадия''''', начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.<br> |
| + | |
| + | '''''Третъя стадия''''' началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний. <br> |
| + | |
| + | Сторонники восприятия истории под углом зрения смены локальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивилизациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он <br>рассматривал как их ответвления).<br> |
| + | |
| + | Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как более прогpессивная по сравнению с предыдущей.<br> |
| + | |
| + | [[Image:12-08-3.jpg]] <br><br>Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мoгли выжить лишь при условии cовместнoгo, коллективного труда и потребления.<br> |
| + | |
| + | Переход к рабовладельческой формации связывлсяя с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и eгo единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику - рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами paботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».<br> |
| + | |
| + | '''''Феодальное общество''''' характеризовала частичная личная зависимость рабогuиков от собственников земли - феодалов. Крестьяне, coставляющие основную массу трудящегося населения, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенногo продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.<br> |
| + | |
| + | В рамках формации, которую марксизм определял как капиталистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта.<br> |
| + | |
| + | Следующая, коммунистическая, формация виделась как общество, где с отмиранием частной собственности человек приобретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни. <br> |
| + | |
| + | В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксистской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка coответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял тaкие же фазы в развитии цивилизаций.<br> |
| + | |
| + | Границы между эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим coбытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов.<br> |
| + | |
| + | На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время перемен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этогo не меняется.<br> |
| + | |
| + | Каждый новый период исторического развития, как правило, связан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений собственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.<br> |
| + | |
| + | При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мировоlO развития как процесса постоянно происходящих взаu.м.освязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не вceгo мира, то жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении новогo этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата. <br> |
| + | |
| + | Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могyт сочетаться с формированием в eгo недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации новoгo <br>времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другnе еще не вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих - причудливым образом сочетались элементы cтapoгo и новoгo строя.<br> |
| + | |
| + | <br><u>'''Этапы развития человечества'''</u><br> |
| + | |
| + | Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного человечеством, на первобъtтную эпоху, историю Древнего мира, Cpeдних веков, Новое и Новейшее время.<br> |
| + | |
| + | Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн, лет. При ее изучении на помощь истории приходит археология. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захоронениям она изучает культуры прошлогo. Реконструкцией облика первобытных людей занимается наука антропология.<br> |
| + | |
| + | На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около ЗО-40 тыс, лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.<br> |
| + | |
| + | Отсчет истории Древнею мира ведется с возникновения первых государств (IV - 111 тысячелетия до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Cвoeгo pacцвета рабовладельческий строй достиг в период античности (1 тысячелетие до н.э. - начало н,э,). подъема цивилизаций Древней греции и Древнего Рима.<br> |
| + | |
| + | В последние годы определенную известность приобрели попытки группы ученых, в частности математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.<br> |
| + | |
| + | Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVH вв.<br> |
| + | |
| + | '''''Первый период''''' этой эпохи (V-X/ вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе.В eгo рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.<br> |
| + | |
| + | '''''Второй период''''' (середина Х/ - конец XV в.) - это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.<br> |
| + | |
| + | '''''Третий период''''' (XV/ - середина XV// в.) связан с началом разложения феодального строя, eгo иногда характеризуют как раннее Hoвое время, Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное производство, Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с eгo сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление новoгo этапа дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти - <br>воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.<br> |
| + | |
| + | Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разгpаничиваются, они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой котopoгo выступает натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. <br> |
| + | |
| + | Как писал Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980), «от Китая и Индии до Бенина и Мексики, Греции и Рима» - повсюду цивилизации росли и приходили в упадок, боролись и сливались дpyг с дpyгoм, образуя бесконечную. полную разнообразных опенков смесь.<br> |
| + | |
| + | Однако под этими внешними различиями имеется фундаментальное сходство. Во всех этих странах земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики. В каждой из них жизнь была организована вокpyг деревенского поселения. В каждой из них существовали простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, священники, воины, рабы или крепостные. Во всех таких странах власть была авторитарной. И повсюду в этих странах хозяйство было натуральным, так что каждое сообщество производило большую часть тoгo, в чем оно нуждалось.<br> |
| + | |
| + | Были и исключения из описанных выше правил - в истории не бывает ничего простого.., но, несмотря на эти исключения, у нас есть основания смотреть на все эти, на первый взгляд различные цивилизации, как особые варианты одного-единственнoгo феномена - аграрной цивилизации».<br> |
| + | |
| + | '''''Эпоха Новою времени''''' - эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации - также подразделяется на несколько периодов.<br> |
| + | |
| + | '''''Первый''''' начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.<br> |
| + | |
| + | '''''Второй период'''''Новою времени наступает после Великой французской революции (1789- 1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.<br> |
| + | |
| + | '''''Тетий период''''' Нового времени наступает в конце XIX - начале ХХ века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Hacтyпает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира. <br> |
| + | |
| + | Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Eгo показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 п, и связанные с нею потрясения, прежде Bceгo революция 1917 г. в России. <br> |
| + | |
| + | <br><u>'''Периодизация Новейшей истории'''</u><br> |
| + | |
| + | Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая история, относится к числу одного из самых спорных в современной науке.<br> |
| + | |
| + | Для некоторых советских историков и философов революция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpe- <br>мя» в ином смысле, подразумевая под ним период, непосредственно связанный с текущим временем. Они предпочитали говoрить об истории хх века, или истории современности.<br> |
| + | |
| + | Тем не менее в рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.<br> |
| + | |
| + | Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации новoгo времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину ХХ века. Это - раннее Новейшее время, острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать.Великий кризис 1929- 1932 п, поставил на гpaнь краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне <br>1939- 1945 гг. еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью всему роду человеческому. |
| + | |
| + | Качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце ХХ века. |
| + | |
| + | В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигyрой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека.Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интегpационные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др,). С крушением СССР и eгo системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают разбиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций. |
| + | |
| + | В то же время симптомы кризиса индустриального общества дaют о себе знать обо многих районах мира и в начале ХХI века, в том числе и на территории бывшего СССР. |
| + | |
| + | '''<br> Вопросы и задания ''' |
| + | |
| + | <br>1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры. <br>2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении новoгo этапа мировой истории? <br>3. Заполните таблицу: |
| + | |
| + | '''Таблица. Этапы развития человечества''' |
| + | |
| + | {| cellspacing="1" cellpadding="1" border="1" style="width: 490px; height: 129px;" |
| + | |- |
| + | | Периодизация |
| + | | Хронология |
| + | | Краткое содержание периода |
| + | |- |
| + | | Первобытность |
| + | | |
| + | | |
| + | |- |
| + | | Древний мир |
| + | | |
| + | | |
| + | |- |
| + | | Средние века |
| + | | |
| + | | |
| + | |- |
| + | | Новое время |
| + | | |
| + | | |
| + | |- |
| + | | Новейшая история |
| + | | |
| + | | |
| + | |} |
| + | |
| + | <br>4. Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением новoгo этапа? <br> |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 11:13, 12 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Проблемы периодизации всемирной истории
Проблемы периодизации всемирной истории
Расхождения во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нем было главным, определяло существование различных подходов к принципам периодизации всемирной истории.
Принципы периодизации в истории
Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Ж. Коlдорсе (1743-1794) и американский этногpафл. Л. Морган(1818-1881), Они делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.
В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века.
Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами.
Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.
Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.
Третъя стадия началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.
Сторонники восприятия истории под углом зрения смены локальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивилизациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления).
Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как более прогpессивная по сравнению с предыдущей.
Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мoгли выжить лишь при условии cовместнoгo, коллективного труда и потребления.
Переход к рабовладельческой формации связывлсяя с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и eгo единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику - рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами paботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».
Феодальное общество характеризовала частичная личная зависимость рабогuиков от собственников земли - феодалов. Крестьяне, coставляющие основную массу трудящегося населения, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенногo продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.
В рамках формации, которую марксизм определял как капиталистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта.
Следующая, коммунистическая, формация виделась как общество, где с отмиранием частной собственности человек приобретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.
В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксистской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка coответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял тaкие же фазы в развитии цивилизаций.
Границы между эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим coбытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов.
На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время перемен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этогo не меняется.
Каждый новый период исторического развития, как правило, связан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений собственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.
При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мировоlO развития как процесса постоянно происходящих взаu.м.освязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не вceгo мира, то жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении новогo этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.
Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могyт сочетаться с формированием в eгo недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации новoгo времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другnе еще не вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих - причудливым образом сочетались элементы cтapoгo и новoгo строя.
Этапы развития человечества
Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного человечеством, на первобъtтную эпоху, историю Древнего мира, Cpeдних веков, Новое и Новейшее время.
Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн, лет. При ее изучении на помощь истории приходит археология. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захоронениям она изучает культуры прошлогo. Реконструкцией облика первобытных людей занимается наука антропология.
На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около ЗО-40 тыс, лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
Отсчет истории Древнею мира ведется с возникновения первых государств (IV - 111 тысячелетия до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Cвoeгo pacцвета рабовладельческий строй достиг в период античности (1 тысячелетие до н.э. - начало н,э,). подъема цивилизаций Древней греции и Древнего Рима.
В последние годы определенную известность приобрели попытки группы ученых, в частности математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.
Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVH вв.
Первый период этой эпохи (V-X/ вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе.В eгo рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.
Второй период (середина Х/ - конец XV в.) - это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.
Третий период (XV/ - середина XV// в.) связан с началом разложения феодального строя, eгo иногда характеризуют как раннее Hoвое время, Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное производство, Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с eгo сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление новoгo этапа дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти - воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.
Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разгpаничиваются, они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой котopoгo выступает натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство.
Как писал Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980), «от Китая и Индии до Бенина и Мексики, Греции и Рима» - повсюду цивилизации росли и приходили в упадок, боролись и сливались дpyг с дpyгoм, образуя бесконечную. полную разнообразных опенков смесь.
Однако под этими внешними различиями имеется фундаментальное сходство. Во всех этих странах земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики. В каждой из них жизнь была организована вокpyг деревенского поселения. В каждой из них существовали простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, священники, воины, рабы или крепостные. Во всех таких странах власть была авторитарной. И повсюду в этих странах хозяйство было натуральным, так что каждое сообщество производило большую часть тoгo, в чем оно нуждалось.
Были и исключения из описанных выше правил - в истории не бывает ничего простого.., но, несмотря на эти исключения, у нас есть основания смотреть на все эти, на первый взгляд различные цивилизации, как особые варианты одного-единственнoгo феномена - аграрной цивилизации».
Эпоха Новою времени - эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации - также подразделяется на несколько периодов.
Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.
Второй периодНовою времени наступает после Великой французской революции (1789- 1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.
Тетий период Нового времени наступает в конце XIX - начале ХХ века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Hacтyпает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.
Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Eгo показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 п, и связанные с нею потрясения, прежде Bceгo революция 1917 г. в России.
Периодизация Новейшей истории
Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая история, относится к числу одного из самых спорных в современной науке.
Для некоторых советских историков и философов революция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpe- мя» в ином смысле, подразумевая под ним период, непосредственно связанный с текущим временем. Они предпочитали говoрить об истории хх века, или истории современности.
Тем не менее в рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.
Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации новoгo времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину ХХ века. Это - раннее Новейшее время, острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать.Великий кризис 1929- 1932 п, поставил на гpaнь краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939- 1945 гг. еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью всему роду человеческому.
Качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце ХХ века.
В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигyрой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека.Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интегpационные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др,). С крушением СССР и eгo системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают разбиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.
В то же время симптомы кризиса индустриального общества дaют о себе знать обо многих районах мира и в начале ХХI века, в том числе и на территории бывшего СССР.
Вопросы и задания
1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры. 2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении новoгo этапа мировой истории? 3. Заполните таблицу:
Таблица. Этапы развития человечества
Периодизация
| Хронология
| Краткое содержание периода
|
Первобытность
|
|
|
Древний мир
|
|
|
Средние века
|
|
|
Новое время
|
|
|
Новейшая история
|
|
|
4. Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением новoгo этапа?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
Помощь школьнику онлайн, История для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|