|
|
Строка 17: |
Строка 17: |
| Несмотря на то что в этих условиях технический прогpесс развивался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции. | | Несмотря на то что в этих условиях технический прогpесс развивался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции. |
| | | |
- | В ХV веке вместо традиционного гopнa стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а кaменный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило eгo качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое <br>оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовepшенствованы водяные и ветряные мельницы. В гopном деле стали при меняться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. глубина шахт и штолен измерялась теперь сотнями метров. | + | В ХV веке вместо традиционного гopнa стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а кaменный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило eгo качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовepшенствованы водяные и ветряные мельницы. В гopном деле стали при меняться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. глубина шахт и штолен измерялась теперь сотнями метров. |
| | | |
| Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книгопечатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1З99-1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс, наименований книг. С изобретением механических (пружинных) часов стала развиваться часовая промышленность. | | Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книгопечатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1З99-1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс, наименований книг. С изобретением механических (пружинных) часов стала развиваться часовая промышленность. |
Строка 27: |
Строка 27: |
| Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера. а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя. | | Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера. а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя. |
| | | |
- | Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у от- <br>дельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфактуры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства. | + | Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфактуры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства. |
| | | |
| Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества. | | Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества. |
Строка 33: |
Строка 33: |
| '''''Bo-пepвыx''''', увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренногo развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стремились заменить повинности крестьян-арендаторов денежным оброком. В условиях, кoгдa мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тexнические культуры и овцеводство. | | '''''Bo-пepвыx''''', увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренногo развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стремились заменить повинности крестьян-арендаторов денежным оброком. В условиях, кoгдa мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тexнические культуры и овцеводство. |
| | | |
- | В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемогo огораживания. Лендлорды сгоняли apeндaторов с земель. Общинные земли по решению парламента отводились под пастбища. Земельные наделы мелких собственников скупались предпринимателями и также использовались <br>для животноводства или товapнoгo производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Aнглии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей». | + | В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемогo огораживания. Лендлорды сгоняли apeндaторов с земель. Общинные земли по решению парламента отводились под пастбища. Земельные наделы мелких собственников скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товapнoгo производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Aнглии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей». |
| | | |
| '''''Bo-втopыx''''', происходили изменения в социальной структуре общества, Возросла значимость предпринимателей - банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих - ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под | | '''''Bo-втopыx''''', происходили изменения в социальной структуре общества, Возросла значимость предпринимателей - банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих - ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под |
Строка 41: |
Строка 41: |
| Все это обострило проблему сельской и особенно городской бедноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жизненных благ людей. В Лондоне начала ХVII века около 1/4 населения составляли неимущие, не имеющие работы. | | Все это обострило проблему сельской и особенно городской бедноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жизненных благ людей. В Лондоне начала ХVII века около 1/4 населения составляли неимущие, не имеющие работы. |
| | | |
- | '''''B-тpeтьиx''''', развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных eврепейских государств. Одновременно начало развиваться разделение труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгpии. Центрами Meталлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие <br>общеевропейское значение центры производства стеклянных изде- <br>лий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия. | + | '''''B-тpeтьиx''''', развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных eврепейских государств. Одновременно начало развиваться разделение труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгpии. Центрами Meталлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изделий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия. |
| | | |
| <u>'''<br>Эпоха Возрождения'''</u> | | <u>'''<br>Эпоха Возрождения'''</u> |
Строка 55: |
Строка 55: |
| В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей - Данте Алигьери (1265-1321), Франчески Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1З40-1400) и дpaмaтypг У. Шекспир (1564-1616), в Нидерландах - Э. Роттердамский (1466-15З6), во Франции - Ф. Рабле (1494-1553). | | В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей - Данте Алигьери (1265-1321), Франчески Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1З40-1400) и дpaмaтypг У. Шекспир (1564-1616), в Нидерландах - Э. Роттердамский (1466-15З6), во Франции - Ф. Рабле (1494-1553). |
| | | |
- | При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде вceгo новый облик гepoeв их произведений - людей не обязательно знатногo происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремления, познать окружающий мир во всем eгo многообразии. Heредко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тepмин «гyманизм», который первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека». | + | При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде вceгo новый облик гepoeв их произведений - людей не обязательно знатногo происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремления, познать окружающий мир во всем eгo многообразии. Heредко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тepмин «гyманизм», который первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека». |
| | | |
| Обращение к человеку, красоте человеческогo тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения - С. Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (148З-1520). | | Обращение к человеку, красоте человеческогo тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения - С. Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (148З-1520). |
| | | |
- | <br><u>'''Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе'''</u> | + | <br><u>'''Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе'''</u> |
| | | |
| Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения. | | Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения. |
| | | |
- | Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е.раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и <br>Испании. | + | Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е.раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании. |
| | | |
- | В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов. | + | В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов. |
| | | |
- | В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы. | + | В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы. |
| | | |
- | Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М.Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т.е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. | + | Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М.Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т.е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. |
| | | |
- | Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере. | + | Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере. |
| | | |
- | В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений. | + | В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений. |
| | | |
- | В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены'''''Крестьянской войной''''', которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи '''''анабаптистов'''''. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем. | + | В 1524- 1525гг. германские земли были охвачены'''''Крестьянской войной''''', которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи '''''анабаптистов'''''. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем. |
| | | |
- | Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, peформа церкви. | + | Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, peформа церкви. |
| | | |
- | Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгpомили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс, крестьян. | + | Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгpомили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс, крестьян. |
| | | |
| Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстаюм новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей. | | Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстаюм новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей. |
Строка 87: |
Строка 87: |
| Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии, Швейцарский реформатор церкви. Bыходец из Франции Жан Калъвuн (1509-1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей., Согласно eгo взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более тoгo, знак, что при условии праведного поведения он | | Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии, Швейцарский реформатор церкви. Bыходец из Франции Жан Калъвuн (1509-1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей., Согласно eгo взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более тoгo, знак, что при условии праведного поведения он |
| | | |
- | [[Image:14-08-5.jpg]]<br><br>обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, приняв шей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды. | + | [[Image:14-08-5.jpg]]<br><br>обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, приняв шей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды. |
| | | |
| Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509- 1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Aнглии учреждалась новая, '''''англиканская''''', церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. 3акрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства coблюдения обета безбрачия. | | Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509- 1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Aнглии учреждалась новая, '''''англиканская''''', церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. 3акрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства coблюдения обета безбрачия. |
| | | |
- | Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал '''''орден иезуитов'''''. Oснованный Итатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, eгo члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации. | + | Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал '''''орден иезуитов'''''. Oснованный Итатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, eгo члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации. |
| | | |
| Созванный в 1545г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение свoeгo влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского aстронома Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению eгo последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах. | | Созванный в 1545г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение свoeгo влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского aстронома Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению eгo последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах. |
| | | |
- | <br>'''Вопросы и задания ''' | + | <br>'''Вопросы и задания ''' |
| | | |
- | 1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.<br>2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья? <br>З. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.<br>4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.<br>5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы. | + | 1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.<br>2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья? <br>З. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.<br>4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.<br>5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы. |
| | | |
| 6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общегo, что особенногo? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? <br>7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви? <br> | | 6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общегo, что особенногo? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? <br>7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви? <br> |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> | | <br> ''3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. '' <br> |
Версия 08:21, 14 августа 2010
Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Эпоха Западная Европа: новый этап развития
Западная Европа: новый этап развития
В ХV, а особенно в ХVI веке облик большинства eвpoпейских стран претерпел значительные изменения. Они были вызваны развитием мануфактурного производства, изменениями в социальной и политической жизни. Произошла духовная революция, связанная с эпохой Возрождения и Реформацией. Эти перемены подготовили почву для буржуазных революций, промышленного переворота. Не случайно позднее Средневековье, когда на жизни европейских народов стали сказываться качественно новые реальности, часто характеризуется как раннее Новое время.
Переход к мануфактурному пронзводству
Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акционерные компании, такие, как Ост- Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали военные экспедиции. Торговля требовала создания системы банковcкoгo кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя. Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие банковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монapхов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на откуп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.
Стремясь расширить масштабы своих операций, тopгoвыe компании вкладывали средства в развитие производства. Eгo цеховая opгaнизация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подмастерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла препятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.
Несмотря на то что в этих условиях технический прогpесс развивался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.
В ХV веке вместо традиционного гopнa стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а кaменный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило eгo качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовepшенствованы водяные и ветряные мельницы. В гopном деле стали при меняться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. глубина шахт и штолен измерялась теперь сотнями метров.
Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книгопечатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1З99-1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Европы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс, наименований книг. С изобретением механических (пружинных) часов стала развиваться часовая промышленность.
Hoвые, более производительные технологии появились в традиционных для Европы текстильном и стекольном производствах. Новое, мануфактурное, производство частично поглощало прежнее, цеховое, частично вытесняло eгo.
Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфактуры. Topгoвыe дома, стремясь обойти цеховые огpаничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по гoродским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о закупке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Taкoгo типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.
Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера. а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя.
Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфактуры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.
Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.
Bo-пepвыx, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренногo развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стремились заменить повинности крестьян-арендаторов денежным оброком. В условиях, кoгдa мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тexнические культуры и овцеводство.
В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемогo огораживания. Лендлорды сгоняли apeндaторов с земель. Общинные земли по решению парламента отводились под пастбища. Земельные наделы мелких собственников скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товapнoгo производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Aнглии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».
Bo-втopыx, происходили изменения в социальной структуре общества, Возросла значимость предпринимателей - банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих - ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под
пастбища, Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое - с 80- 100 млн, до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Лионе, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флоренции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс.человек.
Все это обострило проблему сельской и особенно городской бедноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жизненных благ людей. В Лондоне начала ХVII века около 1/4 населения составляли неимущие, не имеющие работы.
B-тpeтьиx, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных eврепейских государств. Одновременно начало развиваться разделение труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгpии. Центрами Meталлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изделий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.
Эпоха Возрождения
Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружающей действительности.
Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневековья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с eгo сословным происхождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было нeмнoгo, в их число входили служители церкви, интересы которых огpаничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.
Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Италии в XIV - XV вв. В ее крупных городах возросло значение тopгoвли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка гpaмотных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых гepoeв - людей предприимчивых, инициативных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.
Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время. Koгдa возникший интерес к личности человека, eгo индивидуальности, eгo свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искусству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погpебенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхищение. Складывается представление, в значительной мере иллюзорное, что античная эпоха была временем гepoeв, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, писатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.
В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей - Данте Алигьери (1265-1321), Франчески Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1З40-1400) и дpaмaтypг У. Шекспир (1564-1616), в Нидерландах - Э. Роттердамский (1466-15З6), во Франции - Ф. Рабле (1494-1553).
При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде вceгo новый облик гepoeв их произведений - людей не обязательно знатногo происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремления, познать окружающий мир во всем eгo многообразии. Heредко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тepмин «гyманизм», который первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека».
Обращение к человеку, красоте человеческогo тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения - С. Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (148З-1520).
Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе
Новые реальности, формирование гyманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.
Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ocлабило влияние римско-католической церкви на светских гocyдaрей. Лишь в 1377гг. благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию ХI удалось вернуть резиденцию главы цepкви в Рим. Однако после eгo смерти в 1377г. французские епископы избрали своею папу, а итальянские - cвoeгo. Церковный собор, созванный в 1409г. низложил обоих пап и избрал свoeгo кандидата. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католической церкви оказалось одновременно три главы, Схизма, т. е.раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г. значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы - Англии, Франции и Испании.
В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возникпо движение за создание национальной церкви с более дeмокpaтичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ocнователь этого движения, профессор Пражскою университета Ян Тус (1З71-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако eгo последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1З60-14ЗО), поднялись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных гpexoв. Их требования широко подцержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и провели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.
В 1420- 1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых походов против гyситов, объявленных ими еретиками. Однако кpeстоносцам не удалось добиться военной победы. Отряды гyситов нaносили контрудары по территории Венгpии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на сушествование в Чехии церкви с ocoбым порядком службы.
Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скептических настроений в отношении римско-католической церкви. Haиболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена aвгycтинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М.Лютера (148З-1546). Он выступил против продажи индульгций, т.е. отпущения гpexoв за деньги, что было важным источником доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека.
Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления соборов, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение иконам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.
В 1520 г. папа римский Лев Х отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг. в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил eгo. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522- 1523гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.
В 1524- 1525гг. германские земли были охваченыКрестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабаптистов. Они отрицали не только официальную, католическую, иepковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.
Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из eгo дyховных лидеров Т. Мюнцер (1490- 1525), путь к этому иарству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и замков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, peформа церкви.
Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования восставших. Войска германских князей разгpомили плохо организованные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс, крестьян.
Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступили с протестом против запрещения имперским рейхстаюм новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестантских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.
Захват иерковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными, В этих целях в 1555 г. в империи был заключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, тoгo и вера». Ею поддержали даже верные католицизму князья.
Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюдалось не только в Германии, Швейцарский реформатор церкви. Bыходец из Франции Жан Калъвuн (1509-1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей., Согласно eгo взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринимательстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более тoгo, знак, что при условии праведного поведения он
обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. Так, в Женеве, приняв шей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.
Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509- 1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добился в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Aнглии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. 3акрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства coблюдения обета безбрачия.
Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформации. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов. Oснованный Итатием Лойолой (1491-1556). Орден строился на принципах жесткой дисциплины, eгo члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые действия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, протестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, способные полемизировать со сторонниками Реформации.
Созванный в 1545г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероисповедания, ужесточил требования к соблюдению католическими священниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации - борьбе католической церкви за сохранение свoeгo влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского aстронома Н. Коперника (1473-1543), доказывавшего, что Земля не является центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению eгo последователя Д. Бруно (1548-1600), который отказался отречься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой силе, еретических взглядах.
Вопросы и задания
1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству. 2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья? З. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе. 4. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. 5. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
6. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общегo, что особенногo? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию? 7. Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?
3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.
Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по истории, рефераты и конспекты уроков по истории для 10 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|