Версия 05:22, 17 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Лирика
Лирика
Лирика А. С. Пушкина - выдающееся явление pycской и мировой поэзии. Она богата и в тематическом, и в жанровом отношении, глубоко психологична. Пожалуй, все стороны духовной жизни ярко мыслящей и чувствующей личности нашли отражение в стихотворениях поэта. Это проблемы творчества и искусства в целом, любовь И дружба, картины природы и философские раздумья над сложнейшими вопросами бытия.
Пушкин блистательно владел разнообразными лирическими жанрами и формами, глубочайшими по смыслу и совершенными по художественному исполнению. Cpeди них оды, элегии, послания, сонеты, стансы, эпиграммы, стихотворения и др.
В лирике поэта, если ее рассматривать по этапам жизни и творчества, отчетливо видно движение от aнaкpeонтической (лицейский период) лирики к романтической поэзии, далее через преодоление жизненного и творче- скoгo кризиса к углублению и утверждению реалистическoгo начала, что связано с погружением поэта в россий- скую действительность, с усилением интереса к философии,религии, истории. Со многими из стихов Пушкина вы уже познакомились. Сейчас вам предстоит продолжить изучение лирики великого поэта.
Любовь к отечеству и «вольности святой». В вольнолюбивой лирике послелицейского периода (1817- 1820-e годы) органично соединились такие важные для поэта мотивы, как гражданская и духовная свобода личности и ее роль в укреплении государства, в достижении блага отечества, резкое неприятие тирании и нарушений человеческих прав, мотив готовности посвятить родине свою жизнь. Важной особенностью лирики этого периода является то, что Пушкин практически отождествляет свободолюбие с патриотизмом. Любовь к вольности и готовность бороться за нее ассоциируется с выполнением патриотического призвания гражданина. Вспомним стpоки из стихотворения «К Чаадаеву» (1818):
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг! отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Любовь к отечеству воспринимается Пушкиным как глубоко интимное чувство и переживание. Вам хорошо знакомы строки о минутах «вольности святой», которых лирический герой ждет «с томленьем упованья», «как ждет любовник молодой минуту вepнoгo свиданья». В стихах, написанных в петербургский период, еще ощущается влияние философии и поэтики различных литературных направлений - и классицизма, и сентиментализма, и романтизма. Вместе с тем в них уже чувствуется складывающийся индивидуальный Пушкинский стиль. Что же касается идей свободы, им поэт остaется верен на протяжении Bceгo свoeгo творчества. В 1817 году создана и получила распространение в списках ода «Вольность», провозглашающая равенство власти и народа перед законом. Она имеет традиционную для pyccKoгo классицизма трехчастную композицию. Поэт начинает «Вольность» собращения, в котором уже обозначена главная тема стихотворения - прославление свободы и обличение тирании. Создается антитеза: «Тираны мира», «неправедная Власть» - «Вольность святая» как основа справедливого общества, управляемого законом. Также противопоставлены друг другу «Цитеры слабая царица» и нроза царей, Свободы гордая певица». Иначе говоря, использовано характерное для pyccкoгo
Классицизма противопоставление любовной и героической поэзии. Что касается антитезы «любовь - свобо- да», то она содержит романтическое начало. Заявленная во вступлении к оде позиция поэта развивается в основной части через конкретизирующие и подчиненные ей темы. Это, прежде Bceгo, тема неправедной власти. тирании, держащейся на страхе подданных, постоянных репрессиях («везде бичи, везде железы», «He- воли немощные слезы»), пренебрежении законом. Эта власть получает у Пушкина развернутое мрачное опреде- ление - « Рабства грозный гений и Славы роковая страсть», в котором соединяются попрание человеческих прав и непомерное тщеславие. Теме роковой власти противостоит тема торжества закона в государстве, которая дополняется мотивом paBeH- ства перед законом всех граждан. ...венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Следующая тема, развивающая основную, - взаимо- действие народа, закона и власти. Может ли народ Ha- сильственно сменить власть путем восстания, револю- ции? Пушкин категорически это отрицает и на истори- ческих примерах (Французская революция 1789 года, - воцарение Наполеона, убийство в результате заговора - российского императора Павла 1) показывает гибель-
ность вольного обращения с законом или пренебрежения о
им. Поэт кратко и емко передает страшные историче- . ские картины насильственной гибели монархов и орудие цареубийства называет « преступной секирой», а плаху, е- на которую взошел Людовик, «кровавой плахой Bepo- . - ломства». Свержение власти во Франции в результате - Восстания обернулось установлением жестокой диктату- ры Наполеона. -
и се - злодейская порфира На галлах скованных лежит. Здесь использован прием резкого перехода от мотива осуждения беззакония революционных вождей к Heот-
вратимости новой тирании. Отношение к Наполеону вы- звано событиями Отечественной войны 1812 года. Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу... В стихотворении мы читаем призыв: «Восстаньте, падшие рабы!» Нет ли тут HeKoeгo противоречия: с одной стороны, поэт выступает против насильственного свep- жения власти, с другой - стимулирует восстание? Нет, здесь речь идет не о восстании, а о духовном росте обще- ства, которое должно преодолеть страх перед тиранией и осознать роль закона в защите своих человеческих и гражданских прав. Завершается ода выводом - обращением к царям, в котором вновь сформулировано философско-социаль- ное кредо юного Пушкина. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Однако мы ощущаем противоречие между сущест- вующим и должным положением дел, что свойственно классицизму. Утверждая идеальную модель общества, автор не может привести конкретных исторических при - меров, подтверждающих существование TaKoгo государ- ства, и при водит лишь негативные примеры, вызванные несоблюдением г лавенства закона в жизни той или иной страны. Влияние классицизма на создание этого стихотво- рения проявилось в характерных для оды чертах: об- ращение к читателям, открытое обличения порока, Hpa- воучительный пафос, использование архаизмов для придания торжественности и особой значимости выскa- зываемых автором суждений, рисуемых им картин (за- бвенье, zлас, за сими, nотаеllНЫ, врата, днесь и т. д», упоминание мифологических или античных гe- роев (Клии страшный zлас, Калиzулы последний час и др». Интересно взглянуть на графику стихотворения. Ta- кие философско-нравственные и социальные понятия, как Вольность, Свобода, Рабство, гeнии, Судьба,
ЗаН:Оll, Вероломство пишутся с прописной буквы. Воз- моЖНО, поэт этим приемом подчеркивает их особую зна- чИМОСТЬ. Стихотворение «Деревню> датируется 1819 годом. Оно написано под впечатлением двух поездок в родовое имение - село Михайловское. В стихотворении ощущается воздействие традиций сентиментальной и романтической поэзии. «Деревня» состоит из двух противопоставленных друг другу частей. Б первой - детально изображенная картина Михайлов- скoгo: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами», «ручьи в кустарниках», «лазурные равни- ны», «парус рыбаря», «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и т. д. Поэт использует лек- сику, характерную для пейзажной лирики сентимента- листов и романтиков: на лоне счастья и забвенья. мирный шум дубров. сей. лазурные равнинЫ. мель- 1lицы н:рилаты. отрадный zлас и др. Б начале первой части - антитеза, свойственная пев- цам сельской жизни: поэт отдает предпочтение «праЗk ности вольной» перед великосветскими забавами стO- личной знати. Прекрасные картины природы настраива- ют поэта на философские размышления об истинных ценностях: и не завидовать судьбе Злодея иль глупца - в величии неправом...
Первая часть завершается обращением в духе роман - тиков к оракулам веков, т. е. великим писателям и фи- - лософам, чей «отрадный глас» слышнее звучал в «уеди- о
ненье величавом», чьи « творческие думы в душевной зреют глубине». - Вторая часть резко отличается от предшествующей. - Если в первой в восторженном стиле передавались Kap- Тины природы и чувства внутренней удовлетворенности, - то во второй - с чувством глубокой горечи бичуются ди- кие крепостнические нравы, «невежества убийственный - позор», постоянное нарушение прав крестьянина, полно- стью зависящего от «неумолимого Владельца», от при- Хоти «бесчувственной злодея». Поэт называет права, от-
Пятые произволом сельского тирана: «и труд, И собствен- ПОСТЬ, и время земледельца», право на личное счастье.
Пушкин создает зримые образы «Барства дикогО»и « Рабства тощего » . Соответственно во второй части меняется и тональ- ность авторской речи. От мирной созерцательности поэт переходит к негодованию, гнeвнoму обличению. Резкий контраст возникает уже в начальной строке второй части:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает... Настроение поэта постоянно меняется. От обличения существующих порядков оно переходит к раздумью о сущности поэтического творчества и возможности поэта повлиять на общественные нравы. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?.. Поэт ставит перед собой вопрос о роли поэзии в жизни общества. Ответ на Heгo будет дан в творчестве Пушкина значительно позднее «Пророк», «Я памятник себе воз- двиг нерукотворный...», «Поэту» и др». Падение рабства в стране должно произойти не peBO- люционным, а законным путем, по воле просвещенного монарха: «И Рабство, падшее по манию царя.... Свобода, о которой мечтал Пушкин и многие прогрес- сивные деятели первой трети XIX века, названа поэтом просвещенной. Однако надежда на ее достижение выскa- зана уже со знаком вопроса: И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Так на интонации раздумья заканчивается стихотво- рение «Деревня». Романтическая лирика периода южной ссылки. В конце 1810-x - начале 1820-x годов Пушкин оконча- тельно формируется как поэт-романтик. Одним из eгo любимых романтических образов становится образ мо- ря, символизирующий свободную и могущественную стихию, влекущую воображение поэта. Морской пейзаж в творчестве романтиков помогает выразить настроение личности, ощущающей себя независимой и самоценной, порой страдающей и разочарованной. Именно поэтому и
В. А. Жуковский, и А. С. Пушкин, и Ф. И. Тютчев рису- ЮТ в стихах одушевленный образ моря, обращаются к яемУ как к живому собеседнику. Море вдохновляло поэ- тов на создание прежде Bceгo элегий, в которых мысли и чувства, навеянные образом бескрайней стихии, приоб- ретают обобщенно-философский и в то же время исклю- чительно личностный характер. Знаменательно, что период южной ссылки Пушкина открывается и завершается двумя романтическими эле- гиями, посвященными морю, - «Погасло дневное свe- тило...» (1820) и «Е морю,) (1824). «Ночью на корабле я написал Элегию...» - писал Пушкин брату Льву Сергеевичу 24 сентября 1820 года. В печати стихотворение «Погасло дневное светило...» появилось в том же году, впоследствии была добавлена помета «Подражание Байрону-. Элегия написана в форме монолога, содержащего гpy- стные размышления о былом и предстоящем. Она при- влекает своей искренностью и задушевностью, взволно- ванн остью и напевными интонациями. Основная тема элегии - добровольное изгнание лирического героя, по- кидающего «брега печальные» «туманной родины» и стремящегося « С волненьем и тоской » В « волшебные края» «земли полуденной». Ведущая тема раскрывается через мотивы душевного страдания, разочарованности в - «легкокрылой радости», непрочности дружеских свя- зей, предательства, безумной и трагической любви. Вместе с тем присутствует мотив мечты и надежды. Ли- тературоведы отмечают, что эти романтические мотивы являются сквозными в южной лирике Пушкина. Ключевыми словами и словосочетаниями этой роман -
тической элегии, отражающими внутреннее состояние лирического героя, стали послушное ветрило, угрю-
.м.ый океан, с волненьем и тоской, восnоминанье, - безумная любовь, желаний и надежд томитель-
ный обман, грозная прихоть обманчивых морей, nотерянная младость и т. д.
Колоритен образ морской стихии: она названа то о Океаном, то морем синим. Эта стихия грозная и угрю-
Мая, обманчивая и подверженная прихоти страстей. - Волнение моря необходимо лирическому герою, так как
ОНО созвучно с eI'o настроением, борением страстей в eгo собственной душе. «ПОгасло дневное светило...», как и романтические поэмы, написанные в период первой ссылки, напомина- ют МНОгими чертами поэзию Дж. г. Байрона. Как отмe- чал известный ученый-филолог Д. Д. Благой, «байро- новщина стихов Пушкина действительно лежала на ca- мой поверхности: море, корабль, лирическое обращение к тому и ДРУгому, стремление поэта к « пределам даль- ним». Именно это и побудило CaмогO Пушкина придать стихам... подзагОлоВОК: « Подражение Байрону». Лирика любви. Тема любви - одна из главных в ли- рике Пушкина. Если в лицейские и послелицейские гO- дЫ эта тема воплощается в духе анакреонтической поэ- зии, то впоследствии она приобретает иной характер: чувства и любовные переживания становятся глубже. В романтической любовной лирике Пушкина присут- ствует идеальный образ женщины («Все В ней гармония, все диво, / Все выше мира и страстей...»), оказывающей oгpoMHoe воздействие на лирическогО героя. Образ возлюбленной - это возвышенный и божественный об- раз:
Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, - Но, встретясь с ней, смущенный, ты Вдру!' остановишься невольно, БлагОговея богомольно Перед святыней красоты. «Красавица» Не случайно стихотворение, посвященное Наталии Николаевне гончаровой, называется «Мадона»1. Поэт, любуясь внешней и духовной красотой изображенной на иконе Пречистой Девы с божественным Спасителем, Ha- ходит свой идеал: «Творец / Тебя мне ниспослал, моя Мадона, / Чистейшей прелести чистейший образец». Философские мотивы. В стихотворениях Пушкина просматривается эволюция eгo творческогО метода: по-
1 Традиционно используется орфография А. С. Пушкина.
степенный переход от романтического к реалистическо- му способу восприятия действительности, выражения мыслей, чувств, настроений автора и лирического героя. В романтический период творчества поэта тема свобо- ды, являясь одной из главных, при обретает философ- ский характер: появляются ноты пессимистического, а иногда и трагического ее осмысления. Возникает анти- теза «поэт - толпа». Толпа не только не понимает, но даже враждебно относится к вольнолюбивым настроени - ЯМ поэта. Все это порождает сомнение и скептицизм. Проблема свободы в ее трагическом освещении при- нимает глубокий философский смысл в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...», написанном в 1823 гo- ду, кризисном для Пушкина. Тематика стихотворения определяется уже эпигра- фом «Изыде сеятель сеяти семена своя» - цитатой из евангельской притчи о сеятеле. В ней говорится, что вы- шел сеятель и стал разбрасывать семена. Одно упало при дороге и было поклевано птицами; другое упало на KaMe- нистую почву, быстро взошло и погибло, так как не име- ло корня. Третье попало в тернии, и сорная трава заглу- шила eгo. Четвертое упало на благодатную почву и при- несло большие плоды. Рассказав народу эту притчу, -
Христос объяснил ее значение. Он сказал, что семя -
это слово Божие, дорога символизирует сердце человека - неразумного и потому не принимающего слова о доброй - жизни. Каменистая почва - это духовно слабый чело- век, по своей трусости отказавшийся от божественной мудрости. Почва, на которой произрастают тернии, сим- волизирует людей, отягощенных материальными забо- тами, каждодневной С у етой. Благодатная почва - это
душа человека, готoBoгo к восприятию слова Божия и - желающего понять eгo, делающего добро людям. - - в черновике письма Пушкина к А. И. TypгeHeBY от - 1 декабря 1823 года читаем: «...на днях я закаялся - И, смотря на запад Европы и BOKpyг себя, обратился - 1\, Евангелию и произнес сию притчу в подражание Иису- Совой». -
Стихотворение состоит из двух строф, содержание Торых противопоставлено друг другу. Первая строфа -
характеристика лирического героя, поэта, попытавшегося - Пробудить людей от рабства и убедившегося в бесплод -
ности своей деятельности, вторая - гHeвнoe обличение, обращенное к тем «мирным народам», которые пребыва- ют в духовном рабстве и не MoгYT в силу этого отклик- нуться на вольнолюбивые призывы. Для более глубокого понимания пушкинского взгля- да на духовное состояние людей, не развивающих в себе чувства собственного достоинства, идей свободы и добра, следует обратиться к стихотворению (с Мое беспечное He- знанье...» «сБывало, в сладком ослепленье...» ). И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких ветреных судей, глупцов, всегда злодейству близких. Пред боязливой их толпой, Жестокой, суетной, холодной, Смешон глас правды благородный. Напрасен опыт вековой. Вы правы, мудрые народы, К чему свободы вольный клич! Стадам не нужен дар свободы, Их должно резать или стричь, Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. «Мое беспечное незнанье...» Суетность, предпочтение сиюминутных интересов вы- соким истинам - все это и есть неподготовленность лю- дей к усвоению вековой мудрости, гуманистических по- зиций, которые пытается донести до них поэт. Последние шесть строк почти дословно перешли в стихотворение « Свободы сеятель пустынный... ». Изме- нения, произведенные в трех строках, усиливают обли- чительно-иронический пафос произведения. В октябре - ноябре 1824 года Пушкин создал цикл из девяти стихотворений (сПодражания Корану». Творчески перерабатывая содержание сур (глав) Корана, поэт Bыpa- жает свое отношение к системе ценностей священной кни- ги мусульман. Известный литературовед г. А. гуковский оценил этот стихотворный цикл как реалистическое BOC- создание восточной культуры. Из KpaTKoгo изложения Корана Пушкин создал законченную развернутую Kap- тину.
В заключительных строках стихотворения содержит- ся не только признание путником всемогущества Бога - это очевидно, но и радостное чувство от познанного: Святые восторги наполнили грудь: И с Богом он дале пускается в путь. В этом отрывке отчетливо ощущается смена интона- ций. Неторопливое эпическое повествование сменяется диалогом путника и Бога, затем осуществляется переход от горестных эмоций к радостным, которые нарастают с каждой строчкой. И венцом испытанного путником BOC- Topгa становится лаконично и емко выраженная философ- ская мысль об осознании человеком божественной воли. Среди философских мотивов, развиваемых в лирике последнего десятилетия, внимание Пушкина привлекают вечные вопросы человеческого бытия - жизнь и смерть, непрерывное обновление жизни, борьба добра и зла в мире и в самом человеке, внутренняя сущность человека и т. д. Пушкина постоянно волнует тема смерти и смены по- колений, о чем он и пишет в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумНых...» (1829). Однако ожидание cBoeгo ухода соседствует с философским оптимизмом, понима- нием и принятием разумности вечного закона обновле- ния жизни. Эта мысль звучит и в других стихотворениях Пушкина философской направленности. К таким произведениям относится «Элегию) (1830). - Стихотворение состоит из двух частей. В первой части
друг другу противостоят развернутые метафоры « безум -
ных лет угасшее веселье» (годы юности, жизнелюбивые
настроения) и «грядущего волнуемое море» (воображае- ci Мое будущее). Лирический герой видит перед собой уны- лый путь, будущее сулит ему лишь труд и гope. Вторая
часть как будто находится в противоречии с первой, она - наполняется оптимистическими настроениями и надеж- дами, что «будут наслажденья меж горестей, забот и Tpe- Волненья». Вместе с тем продолжает развиваться тема непрерывности жизни. И юность и зрелость обладают - СВоей неповторимостью, привлекательностью и богаты- Ми возможностями самореализации личности как в - Творческом, так и в человеческом отношении.
И может быть - на мой закат печальный -
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Элегическому отношению к жизни с eгo подчинением непреодолимым законам времени противопоставлено co- знательное приятие страданий, что просветляет трагизм человеческого бытия. Переосмысляются в сознании Пушкина и основные жизненные ценности. В 1834 году создается стихотворе- ние «Пора, мой дрyг, пора! покоя сердце просит...». Тя- готясь обязанностями камер-юнкера при императорском дворе, поэт мечтает выйти в отставку и поселиться с ce- мейством в деревне. Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых Heг. Обращаясь к Наталии Николаевне, Пушкин форму- лирует в афористической фразе философскую мысль: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». И это при- нимается им как залог приятия жизни такой, как она есть, как условие ощущения свободы творчества. Стихотворение «...Вновь я посеТил...» (1835), как и «Деревня», написано под влиянием посещения Михай- ловского, но по прошествии десяти лет после ссылки. Подробно дается описание сельского пейзажа, но уже в иной, реалистической манере. Поэт неторопливо раз- мышляет о прошлом, настоящем, будущем. Читатель уже не слышит восторженных и пафосных обращений. Вся жизнь мысленно проходит перед взором поэта. Он видит перед собой «холм лесистый», нивы и пажити, pы- бака с убогим неводом, вместо «мельниц крилатых» ему открывается скривившаяся мельница, «насилу крылья ворочая при ветре» и т. д. Везде признаки изменений и, порой, увядания. И на этом фоне возникают раздумья о себе и собственной судьбе. И сам, покорный общему закону, Переменился я... Однако жизнь идет не только в сторону умирания и разрушения, нарождается и новое. ...младая роща разрослась, Зеленая семья, кусты теснятся Под сенью их как дети... И это напоминает поэту о движении жизни, ее вечном обновлении.
Финал стихотворения отличается радостным вооду- wевлением. В нем воедино сливается прошлое, настоя- щее и будущее. Одно из ярких философских стихотворений Пушки- на - (СОтцы пустынники И жены непорочны...» (1836). Оно было написано в день поминовения жены-мироноси- цы Марии Магдалины. В поэтической форме перелагает- ся молитва Ефрема Сирина, читаемая в церкви во время Великого поста. « господи и Владыко живота Moeгo (жиЗни .моей), дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (не дай .мне). Дух же цело- мудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, господи Царю, даруй ми зрети «мне ви- деть) моя прегрешения и не осуждати брата Moeгo, яко благословен еси (ты есть) во веки веков. Аминь». Примечательно, что поэт выделяет эту молитву из множества других. Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой... Таким образом, нравственные ценности, заключен- ные в молитве Ефрема Сирина, Пушкин провозглашает философией своей жизни и творчества. Тема искусства, судьбы художника и творческого вдохновения. Поэзия Пушкина настолько богата и Kpa- сочна, настолько каждое eгo стихотворение насыщено - мыслью и чувствами, что порой бывает трудно отнести eгo к какой-то одной теме. Вольнолюбие неотделимо от ; философских раздумий о ценностях земной жизни, в - свободолюбивых и философских стихах очень часты раз- мышления о судьбе поэта, роли искусства в жизни обще ства, рождении творческого вдохновения. Со многими - стихами о роли поэта и eгo поэзии вы уже познакоми - - лись в средней школе. Обратим внимание еще на Heкото- рые грани этой темы. - Многопланово небольшое по объему с'тихотворение - «Арион» (1827). Один из главных eгo мотивов - чудо- действенная сила вечно живого искусства. - Арион - древнегреческий поэт и музыкант VII- VI веков до н. э., О котором существует MHoгo легенд. -
Одну из них - о eгo чудесном спасении дельфином от - Морских пиратов - частично использовал Пушкин при
создании стихотворения. Арион, осыпанный дарами ко- ринфского царя, возвращался на корабле к себе на родину. Матросы, желая воспользоваться богатствами, решили убить eгo. Арион попросил разрешения спеть по- следнюю песню. Чудесное пение взволновало дельфина, и, когда певец бросился в волны, тот подхватил eгo и спас. Пушкин положил древнюю легенду в основу стихотво- рения, изменив ее. Обычно смысл произведения связыва- ют с событиями 14 декабря 1825 года и заключительную строчку «Я гимны прежние пою...» интерпретируют как выражение поэтом верности друзьям-декабристам и их идеям. Что касается верности дружеским чувствам, He- сомненно, однако слово ZUMH употребляется и в «Воль- ности» «...ты гимны смелые внушала.»; то были гимны в честь святости и незыблемости закона, под защитой ко- Topoгo должны находиться как вольность, так и трон. По мнению пушкиниста В. С. Непомнящего, в строке о «гимнах прежних» речь идет не о верности идеям дeKa- бризма, а о верности самому себе, своим прежним убеж- дениям. Сравним поведение во время бури кормщика, KотO- рый «в молчанье правил грузный челн», и Ариона, пол- Hoгo «беспечной веры». По мнению литературоведа, в этом различии в отношении к жизни и заключается спасение одного и гибель других. «Пушкин сохраняет мысль о спасительной силе искусства, склонного ДOBe- рять жизни, а не враждовать с ней» (В. Непомнящий). В сонете «Поэту» (1830) развиваются мотивы призна- ния заслуг поэта перед обществом, предваряющие тему итогового пушкинского стихотворения «Я памятник ce- бе воздвиг нерукотворный...». Размышления об искусстве принимают характер фи- лософских раздумий. Поэт предъявляет к себе самые вы- сокие требования и потому имеет право заявить: «Ты сам свой высший суд». Он взыскательный художник, обла- дающий свободным умом и воспринимающий свой труд на ниве искусства как благородный подвиг. Именно Ta- кая самооценка и позволяет ему не зависеть от мнения толпы, от шума «восторженных похвал». Некоторые фразы стихотворения, отражающие фило- софские выводы поэта, стали афоризмами и вошли в сов-
ременную речь «< Не дорожи любовию народной », « Вле- чет тебя свободный УМ», «Ты сам свой высший суд»). Философия подлинных жизненных ценностей Bыpa- жена Пушкиным в стихотворении «(Из Пивдемонти») (1836). Оно состоит из двух частей. В первой - перечис- ление принятых в обществе, но отрицаемых поэтом цeH- ностей. Он oTBepгaeT и установившиеся после революци- онных эпох политические системы, определяющиеся взаимоотношения народа, отдельной личности и государ- ства. В том числе поэтом отвергается и парламентаризм как чуждый интересам народа «<зависеть от царя, зави- сеть от народа»). Во второй части представлены цeннос- ти, понимаемые как истинные: свобода духовная и твоp- ческая. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в BocTopгax умиленья. - Вот счастье! вот права...
Теперь уже личная и творческая независимость зна - чительно выше ценится Пушкиным, чем все граждан- ские и политические свободы. Ему необходимо духовное раскрепощение личности.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Помощь школьнику онлайн, Литература для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|