Версия 06:49, 17 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов
Борис Годунов
Реалистическая трагедия. «Борис Годунов» создан Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд.
Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внec- шие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана грозно- гo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхожде- ние на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и ис- торическом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и морально-этические проблемы, среди которых выделя- ются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследова- ния высшей государственной власти, ответственность
властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cy- да за совершенные преступления. Образ Бориса Годунова. Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpy- гой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести. Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонасле- дования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти Самозванца, котopoгo никто всерьез не восприни - мает сыном Ивана грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обста- вить узурпацию власти псевдозаконн.ыми ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже законное право на престол. Именно поэтому, обра- щаясь к сыну, он говорит: Я подданным рожден, и умереть Мне подданным во мраке б надлежало; Но я достиг верховной власти... чем? Не спрашивай. Довольно: ты невинен, Ты царствовать теперь по праву станешь, Я, я за все один отвечу Богу... Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дe- монстрируют понимание истинных задач, стоящих пе- ред монархом, а также допущенных проступков, котO- рые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, воз- никают предчувствия приближающихся трагических co- бытий. Народ отказывается верить в искренние HaMepe- ния государя наладить жизнь.
Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчер- кивается, что он - заботливый отец, тяжело пережи- вающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подго- товить eгo к этой трудной миссии. В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских стихотворений. Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальней- шее царствование, и не торопится принять схиму и преk стать перед Богом покаявшимся. ...0 Боже, Боже! Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу Мне некогда очистить покаяньем. Последующие за этими словами наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( « Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со BpeMe- нем и понемногу снова / Затягивай державные бразды-, «Будь милостив...» и т. д.). Борис Годунов изображен реалистично как противо- речивая и трагическая личность. Суд над властью. В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, проис- ходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока григория Отрепье- ва, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пиме- на о гибели царевича Димитрия, григорий восклицает: Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца, - А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда. В трагедии вершится суд над властью. Это и суд сов ременников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести,
и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapCTBOBa- ния. И если мирской суд может быть несправедлив: при- мером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстa- новлении справедливости» мечтает будущий Самозва- нец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыc- ший суд праведен всегда. Ч то же является критериями оценки личности и дe- ятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с co- изволения господа законом. Он должен соблюдать Хрис- то вы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступле- ния), какими бы благими целями оно ни было продикто- вано, приводит TaKoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрес- сивных, и к самому страшному - мучениям совести. Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться - за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия. Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нe- чиста», - становится обобщенной философской позици- ей, раскрывающей смысл человеческой жизни и OTBeT- ственности за свои поступки перед Богом и людьми.
и эта нравственная формула рождается в монологе, KO- торый начинается уверенными в себе и прочности своей -
власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж - год я царствую спокойно».
Летописец Пимен. « Познав безумные потехи юных - лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь И
женскую лукавую любовь», - пройдя через соблазн чес- толюбия, Пимен находит истинные ценности в служе- - нии Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo - «долг, завещанный от Бога», - летописание. -
Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, кото- рых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанно- вичу и Борису Годунову. Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпа- тией и состраданием воспринимает настроение «гроз- ного царя», уставшего «от гневных дум и казней», меч- тающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители. И сладко речь из уст eгo лилася - И плакал он. А мы в слезах молились, Да ниспошлет господь любовь и мир Eгo душе, страдающей и бурной. Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смире- нием, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь. И Русь при нем во славе безмятежной Утешилась... Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоми - наниях Пимена как кончина святого. Неожиданно резко меняется интонация монаха-лето- писца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стa- новится одновременно и скорбной и обвинительной. ПРИговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника. О страшное, невиданное гope! ПРОгневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|