KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. С. Пушкин. Борис Годунов
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, ...)
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
'''Борис Годунов'''
+
'''Борис Годунов'''  
<br>'''Реалистическая трагедия.''' «Борис Годунов» создан&nbsp; Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила&nbsp; мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною&nbsp; употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд.  
<br>'''Реалистическая трагедия.''' «Борис Годунов» создан&nbsp; Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила&nbsp; мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною&nbsp; употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд.  
-
[[Image:17-08-1.jpg]]<br>Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внec- <br>шие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих <br>событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана грозно- <br>гo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину <br>Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхожде- <br>ние на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и ис- <br>торическом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета <br>позволяет автору решать философские, политические и&nbsp; морально-этические проблемы, среди которых выделя- <br>ются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследова- <br>ния высшей государственной власти, ответственность <br>&nbsp;<br><br>властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, <br>честь и совесть как факторы земного и божественного cy- <br>да за совершенные преступления. <br>Образ Бориса Годунова. Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический <br>деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе <br>с тем стремящийся к созиданию во благо государства. <br>В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, <br>умение пользоваться неограниченной властью и, с дpy- <br>гой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже <br>беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний <br>мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести. <br>Годунов, организуя убийство царевича, совершает <br>преступление против законного порядка престолонасле- <br>дования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к <br>власти Самозванца, котopoгo никто всерьез не восприни - <br>мает сыном Ивана грозного, также неправомерен, как в <br>свое время приход Бориса: престол освобожден путем <br>убийства истинного наследника, осталось только обста- <br>вить узурпацию власти псевдозаконн.ыми ритуалами. <br>Борис, понимая преступность совершенного им, наивно <br>надеется, что в следующем поколении восстановится <br>уже законное право на престол. Именно поэтому, обра- <br>щаясь к сыну, он говорит: <br>Я подданным рожден, и умереть <br>Мне подданным во мраке б надлежало; <br>Но я достиг верховной власти... чем? <br>Не спрашивай. Довольно: ты невинен, <br>Ты царствовать теперь по праву станешь, <br>Я, я за все один отвечу Богу... <br>Борис способен анализировать свою деятельность. <br>Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дe- <br>монстрируют понимание истинных задач, стоящих пе- <br>ред монархом, а также допущенных проступков, котO- <br>рые стали темным пятном и не позволяют пользоваться <br>народным доверием. Именно Борис поднимает в своих <br>рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не <br>дают почувствовать счастья от обладания властью, воз- <br>никают предчувствия приближающихся трагических co- <br>бытий. Народ отказывается верить в искренние HaMepe- <br>ния государя наладить жизнь. <br><br>Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже <br>названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчер- <br>кивается, что он - заботливый отец, тяжело пережи- <br>вающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно <br>желающий передать сыну управление царством, подго- <br>товить eгo к этой трудной миссии. <br>В трагедии явственно звучат интонации пушкинских <br>философских стихотворений. <br>Перед смертью Борис использует последние минуты, <br>чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальней- <br>шее царствование, и не торопится принять схиму и преk <br>стать перед Богом покаявшимся. <br>...0 Боже, Боже! <br>Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу <br>Мне некогда очистить покаяньем. <br>Последующие за этими словами наставления сыну <br>представляют собой постигнутые годами тайны власти, <br>основанные на знании психологии народа ( « Не изменяй <br>теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со BpeMe- <br>нем и понемногу снова / Затягивай державные бразды-, <br>«Будь милостив...» и т. д.). <br>Борис Годунов изображен реалистично как противо- <br>речивая и трагическая личность. <br>Суд над властью. В трагедии явственно звучит мотив <br>предстоящего суда над властителями за их неправые <br>деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, проис- <br>ходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог <br>летописца Пимена и молодого инока григория Отрепье- <br>ва, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пиме- <br>на о гибели царевича Димитрия, григорий восклицает: <br>Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, <br>Никто тебе не смеет и напомнить <br>О жребии несчастного младенца, - <br>А между тем отшельник в темной келье <br>Здесь на тебя донос ужасный пишет: <br>И не уйдешь ты от суда мирского, <br>Как не уйдешь от Божьего суда. <br>В трагедии вершится суд над властью. Это и суд сов <br>ременников, включая летописца Пимена, и суд народа, <br>отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, <br><br>и, конечно, Высший суд, который свершится - и это <br>знает умирающий государь, - когда он будет держать <br>ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в <br>период земной жизни Бориса, во время eгo цapCTBOBa- <br>ния. И если мирской суд может быть несправедлив: при- <br>мером тому служит расправа над семьей Годуновых и <br>возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстa- <br>новлении справедливости» мечтает будущий Самозва- <br>нец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыc- <br>ший суд праведен всегда. <br>Ч то же является критериями оценки личности и дe- <br>ятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они <br>вытекают из концепции православия: монарх должен <br>прийти к власти праведным путем, установленным с co- <br>изволения господа законом. Он должен соблюдать Хрис- <br>то вы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. <br>Нарушение моральных устоев (совершение преступле- <br>ния), какими бы благими целями оно ни было продикто- <br>вано, приводит TaKoгo правителя к отчуждению народа, <br>к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрес- <br>сивных, и к самому страшному - мучениям совести. <br>Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии <br>наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы <br>знаем, всегда почитались православной церковью как <br>особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться - <br>за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что <br>он велел зарезать царевича Димитрия. <br>Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нe- <br>чиста», - становится обобщенной философской позици- <br>ей, раскрывающей смысл человеческой жизни и OTBeT- <br>ственности за свои поступки перед Богом и людьми. <br><br>и эта нравственная формула рождается в монологе, KO- <br>торый начинается уверенными в себе и прочности своей - <br><br>власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж - <br>год я царствую спокойно». <br><br>Летописец Пимен. « Познав безумные потехи юных - <br>лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь И <br><br>женскую лукавую любовь», - пройдя через соблазн чес- <br>толюбия, Пимен находит истинные ценности в служе- <br>- <br>нии Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo - <br>«долг, завещанный от Бога», - летописание. - <br><br>Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен <br>(в диалоге с Григорием) трем царям российским, кото- <br>рых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанно- <br>вичу и Борису Годунову. <br>Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много<br>жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление <br>к церковному покаянию за содеянное и с явной симпа- <br>тией и состраданием воспринимает настроение «гроз- <br>ного царя», уставшего «от гневных дум и казней», меч- <br>тающего о принятии схимы И смиренных молитвах <br>в обители. <br>И сладко речь из уст eгo лилася - <br>И плакал он. А мы в слезах молились, <br>Да ниспошлет господь любовь и мир <br>Eгo душе, страдающей и бурной. <br>Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор <br>Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смире- <br>нием, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За <br>это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и <br>смиренного самодержца и святую Русь. <br>И Русь при нем во славе безмятежной <br>Утешилась... <br>Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоми - <br>наниях Пимена как кончина святого. <br>Неожиданно резко меняется интонация монаха-лето- <br>писца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стa- <br>новится одновременно и скорбной и обвинительной. <br>ПРИговор земного суда соединяется с приговором суда <br>небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, <br>ответственному за воцарение преступника. <br>О страшное, невиданное гope! <br>ПРОгневали мы Бога, согрешили: <br>Владыкою себе цареубийцу <br>Мы нарекли. <br>Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над <br>летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / <br>Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, <br>ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, <br>истинный патриот неравнодушен к судьбе страны. <br>&nbsp;
+
[[Image:17-08-1.jpg]]<br>Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внecшие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозногo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхождение на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и историческом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и&nbsp; морально-этические проблемы, среди которых выделяются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследования высшей государственной власти, ответственность&nbsp; властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cyда за совершенные преступления.
 +
 
 +
'''Образ Бориса Годунова.''' Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpyгой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести.
 +
 
 +
Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонаследования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти самозванца, котopoгo никто всерьез не восприни мает сыном Ивана грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обставить узурпацию власти псевдозаконн.ыми ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже законное право на престол. Именно поэтому, обращаясь к сыну, он говорит:
 +
 
 +
<br>Я подданным рожден, и умереть <br>Мне подданным во мраке б надлежало; <br>Но я достиг верховной власти... чем? <br>Не спрашивай. Довольно: ты невинен, <br>Ты царствовать теперь по праву станешь, <br>Я, я за все один отвечу Богу...
 +
 
 +
<br>Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дeмонстрируют понимание истинных задач, стоящих перед монархом, а также допущенных проступков, которые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, возникают предчувствия приближающихся трагических coбытий. Народ отказывается верить в искренние намepeния государя наладить жизнь.
 +
 
 +
Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчеркивается, что он - заботливый отец, тяжело переживающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подготовить eгo к этой трудной миссии.
 +
 
 +
В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских стихотворений.
 +
 
 +
Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальнейшее царствование, и не торопится принять схиму и предстать перед Богом покаявшимся.
 +
 
 +
<br>...0 Боже, Боже! <br>Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу <br>Мне некогда очистить покаяньем.
 +
 
 +
<br>Последующие за этими словами наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( «Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со вpeмeнем и понемногу снова / Затягивай державные бразды, «Будь милостив...» и т. д.).
 +
 
 +
Борис Годунов изображен реалистично как противоречивая и трагическая личность.
 +
 
 +
'''Суд над властью.''' В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, происходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока григория Отрепьева, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пимена о гибели царевича Димитрия, григорий восклицает:
 +
 
 +
<br>Борис, Борис! всё пред тобой трепещет, <br>Никто тебе не смеет и напомнить <br>О жребии несчастного младенца, - <br>А между тем отшельник в темной келье <br>Здесь на тебя донос ужасный пишет: <br>И не уйдешь ты от суда мирского, <br>Как не уйдешь от Божьего суда.
 +
 
 +
<br>В трагедии вершится суд над властью. Это и суд современников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapствовaния. И если мирской суд может быть несправедлив: примером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстaновлении справедливости» мечтает будущий Самозванец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыcший суд праведен всегда.
 +
 
 +
Ч то же является критериями оценки личности и дeятельности монарха в трагедии «&nbsp;Борис Годунов&nbsp;»? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с coизволения господа законом. Он должен соблюдать Христо вы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступления), какими бы благими целями оно ни было продиктовано, приводит такoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрессивных, и к самому страшному - мучениям совести.
 +
 
 +
Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия.
 +
 
 +
Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нeчиста», - становится обобщенной философской позицией, раскрывающей смысл человеческой жизни и ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. И эта нравственная формула рождается в монологе, который начинается уверенными в себе и прочности своей власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно».
 +
 
 +
'''Летописец Пимен'''. «&nbsp;Познав безумные потехи юных лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь и женскую лукавую любовь»,&nbsp; пройдя через соблазн честолюбия, Пимен находит истинные ценности в служении Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo «долг, завещанный от Бога», - летописание.
 +
 
 +
Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, которых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову.
 +
 
 +
Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего «от гневных дум и казней», мечтающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители.
 +
 
 +
<br>И сладко речь из уст eгo лилася - <br>И плакал он. А мы в слезах молились, <br>Да ниспошлет господь любовь и мир <br>Eгo душе, страдающей и бурной.
 +
 
 +
<br>Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь.
 +
 
 +
<br>И Русь при нем во славе безмятежной <br>Утешилась...
 +
 
 +
<br>Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоми наниях Пимена как кончина святого.
 +
 
 +
Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стaновится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника.
 +
 
 +
<br>О страшное, невиданное гope! <br>ПРОгневали мы Бога, согрешили: <br>Владыкою себе цареубийцу <br>Мы нарекли.
 +
 
 +
<br>Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны.
 +
 
 +
<br>&nbsp;
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  

Версия 07:00, 17 августа 2010

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов


Борис Годунов


Реалистическая трагедия. «Борис Годунов» создан  Пушкиным в 1825 году в Михайловском и посвящен Н. М. Карамзину. «Писанная мною в cтpoгoм уединении, вдали охлаждающего света, плод добросовестных изучений, постоянного труда, трагедия сия доставила  мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое занятие вдохновению, внутреннее убеждение, что мною  употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа избранных... Трагедия моя уже известна почти всем тем, мнением которых дорожу. Одного недоставало в числе моих слушателей: тoгo, кому обязан мыслию моей трагедии, чей гений одушевил и поддержал меня, чье одобрение представлял ось воображению моему сладкою наградою и единственно развлекало посреди уединенногo труда» - так оценил поэт свой вдохновенный труд.

17-08-1.jpg
Произведение основано на реальных событиях, в нем действуют персонажи русской истории XVI века, внecшие свой вклад в политические, социальные и культурные процессы, происходившие в России. Одно из этих событий. положивших начало Смутному времени, - гибель царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозногo, жившего вместе с матерью в Угличе. Молва приписала смерть семилетнего младенца коварному боярину Борису Годунову, фактически при царе Феодоре управлявшему государством. Цель eгo замысла - восхождение на престол после смерти Феодора при отсутствии иных наследников. Хотя эта версия в юридическом и историческом отношениях подвергалась сомнению, Пушкин кладет ее в основу трагедии. Такая основа сюжета позволяет автору решать философские, политические и  морально-этические проблемы, среди которых выделяются взаимоотношение власти и народа, сущность pycской православной духовности, законность наследования высшей государственной власти, ответственность  властителей перед Богом и отечеством за свои деяния, честь и совесть как факторы земного и божественного cyда за совершенные преступления.

Образ Бориса Годунова. Центральным гepoeм тpaгeдии является Борис, опытный и мудрый политический деятель, искушенный в дворцовых интригах и вместе с тем стремящийся к созиданию во благо государства. В нем сочетаются, с одной стороны, решительность, ум, умение пользоваться неограниченной властью и, с дpyгой - слабость, прикрываемая царским саном, и даже беспомощность. Eгo моральные качества, внутренний мир рассматриваются Пушкиным сквозь призму совести.

Годунов, организуя убийство царевича, совершает преступление против законного порядка престолонаследования, и оно порождает дальнейшую смуту. Приход к власти самозванца, котopoгo никто всерьез не восприни мает сыном Ивана грозного, также неправомерен, как в свое время приход Бориса: престол освобожден путем убийства истинного наследника, осталось только обставить узурпацию власти псевдозаконн.ыми ритуалами. Борис, понимая преступность совершенного им, наивно надеется, что в следующем поколении восстановится уже законное право на престол. Именно поэтому, обращаясь к сыну, он говорит:


Я подданным рожден, и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало;
Но я достиг верховной власти... чем?
Не спрашивай. Довольно: ты невинен,
Ты царствовать теперь по праву станешь,
Я, я за все один отвечу Богу...


Борис способен анализировать свою деятельность. Eгo монологи, обращенные к самому себе или сыну, дeмонстрируют понимание истинных задач, стоящих перед монархом, а также допущенных проступков, которые стали темным пятном и не позволяют пользоваться народным доверием. Именно Борис поднимает в своих рассуждениях тему совести. Нравственные мучения не дают почувствовать счастья от обладания властью, возникают предчувствия приближающихся трагических coбытий. Народ отказывается верить в искренние намepeния государя наладить жизнь.

Царь Борис обрисован разносторонне. Помимо уже названных eгo достоинств и слабостей в трагедии подчеркивается, что он - заботливый отец, тяжело переживающий несчастье дочери, потерявшей жениха, страстно желающий передать сыну управление царством, подготовить eгo к этой трудной миссии.

В трагедии явственно звучат интонации пушкинских философских стихотворений.

Перед смертью Борис использует последние минуты, чтобы дать важные советы сыну, надеясь на eгo дальнейшее царствование, и не торопится принять схиму и предстать перед Богом покаявшимся.


...0 Боже, Боже!
Сейчас явлюсь перед Тобой - и душу
Мне некогда очистить покаяньем.


Последующие за этими словами наставления сыну представляют собой постигнутые годами тайны власти, основанные на знании психологии народа ( «Не изменяй теченья дел. Привычка - / Душа держав», «Со вpeмeнем и понемногу снова / Затягивай державные бразды, «Будь милостив...» и т. д.).

Борис Годунов изображен реалистично как противоречивая и трагическая личность.

Суд над властью. В трагедии явственно звучит мотив предстоящего суда над властителями за их неправые деяния. Развитие этой темы начинается в сцене, происходящей в келье Чудова монастыря, где звучит диалог летописца Пимена и молодого инока григория Отрепьева, будущего Самозванца. Пораженный рассказом Пимена о гибели царевича Димитрия, григорий восклицает:


Борис, Борис! всё пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, -
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.


В трагедии вершится суд над властью. Это и суд современников, включая летописца Пимена, и суд народа, отвернувшегося от Бориса, и суд собственной совести, и, конечно, Высший суд, который свершится - и это знает умирающий государь, - когда он будет держать ответ перед Богом. Однако Божий суд вершится уже в период земной жизни Бориса, во время eгo цapствовaния. И если мирской суд может быть несправедлив: примером тому служит расправа над семьей Годуновых и возведение на престол Лжедимитрия (о таком «Bосстaновлении справедливости» мечтает будущий Самозванец, обуреваемый честолюбивыми замыслами), то Bыcший суд праведен всегда.

Ч то же является критериями оценки личности и дeятельности монарха в трагедии « Борис Годунов »? Они вытекают из концепции православия: монарх должен прийти к власти праведным путем, установленным с coизволения господа законом. Он должен соблюдать Христо вы заповеди, т. е. служить образцом нравственности. Нарушение моральных устоев (совершение преступления), какими бы благими целями оно ни было продиктовано, приводит такoгo правителя к отчуждению народа, к краху всех замыслов, даже самых гуманных и прогрессивных, и к самому страшному - мучениям совести.

Правом давать нелицеприятные оценки в трагедии наделяется и Николка-юродивый, а юродивые, как мы знаем, всегда почитались православной церковью как особо угодные Богу. Юродивый отказывается молиться за «царя Ирода» и открыто обвиняет Бориса в том, что он велел зарезать царевича Димитрия.

Вывод Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нeчиста», - становится обобщенной философской позицией, раскрывающей смысл человеческой жизни и ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. И эта нравственная формула рождается в монологе, который начинается уверенными в себе и прочности своей власти словами: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно».

Летописец Пимен. « Познав безумные потехи юных лет-: «схватки боевые», «шумные пиры», «роскошь и женскую лукавую любовь»,  пройдя через соблазн честолюбия, Пимен находит истинные ценности в служении Богу. Можно считать монашеским подвигом eгo «долг, завещанный от Бога», - летописание.

Обратим внимание на оценку, которую дает Пимен (в диалоге с Григорием) трем царям российским, которых он знал лично, - Ивану грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову.

Несмотря на то что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего «от гневных дум и казней», мечтающего о принятии схимы И смиренных молитвах в обители.


И сладко речь из уст eгo лилася -
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет господь любовь и мир
Eгo душе, страдающей и бурной.


Особое теплое чувство вызывает у нeго царь Феодор Иоаннович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением, душевной святостью, пристрастию к молитвам. За это господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и святую Русь.


И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась...


Кончина Феодора Иоанновича обрисована в воспоми наниях Пимена как кончина святого.

Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Eго речь стaновится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с приговором суда небесного. Это Приговор и злодею-цареубийце, и народу, ответственному за воцарение преступника.


О страшное, невиданное гope!
ПРОгневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.


Ошибся Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, / Добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гневa». Летописец как гражданин своeго отечества, истинный патриот неравнодушен к судьбе страны.


 


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.