Версия 07:13, 21 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Русская литература второй половины XIX века
Русская литература второй половины XIX века
60-е годы. Это время вошло в историю России как период обострения общественной борьбы. После реформы 1861 года в стране прошла волна крестьянских восстaний. Проблемы переустройства жизни волновали все aктивно действующие силы - от революционеров-демократов, которые звали Русь к топору, до мягких и либеральных сторонников постепенного и бескровного эволюционного пути.
В 60-e годы XIX века менялся и характер литературной жизни. Отчетливей определились группировки славянофилов, западников и революционных демократов.
Славянофильство - направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Славянофилы называли свое нaправление славяно-христианским, московским, истинно русским. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра 1.
3ападники, напротив, считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuоnnо-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. OгapeB, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).
И славянофилы и западники выступали против крепостничества, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны. Обострение споров привело к разрыву всех личных отношений между прежде дружественными людьми и к их ожесточенной полемике.
Идейные споры западников и славянофилов изображены в «Былом и думах», «Copокe-Bopовкe» А. И. Гepцена, отразились в «Записках охотника» И. С. Typгeнeва, «Тарантасе» В. А. Соллогуба. Вот как оценивал эти два направления Герцен: « У нас была одна любовь, но не одинакаяая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Существовало направление, которое стремилось сгладить противоречия между западниками и славянофилами - «почвенничество». Ф. М. Достоевский, ...... Ап. А. Григорьев и Н. Н. Страхов утверждали «всечеловечность» pyccкoгo национального духа. Они считали, что необходимо преодолеть разобщенность интеллигенции и народа. «Почвеннцки» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра 1. Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых И смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л. Н. Толстой, - писал Страхов, и он совершенно прав».
В 60-e годы - в период подъема общественной мысли - все большую роль приобретала периодическая печать. Если в начале века число газет, журналов исчислялось десятками, то во второй половине столетия - сотиями. Почти все произведения русской классической литературы сначала печатались и активно обсуждались на страницах журналов и только потом появлялись перед читателем в отдельно изданных книгах. Сложившийся в XIX веке особый тип pyccкoгo «толстого» литературного журнала стал явлением национальной культуры.
Прочтите имена авторов и названия произведений, которые были опубликованы, например, в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным в 1836 гoду (журнал существовал до 1866 года): «Записки охотника» и «Mуму» И. С. Typгeнeвa, «Обыкновенная историю» и «Сон Обломова» (в приложении к журналу) И. А. Гончарова, «Детство» И «Отрочество» Л. Н. Толстого, стихотворения Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А. К. Толстoгo, А. А. Фета, Я. П. Полонского... С 1847 года «Cовременник» издавали Н. А. Некрасов и И. И. Панаев, а позже эту роль взяли на себя Н. Г. Чернышевский (с 1853 года) и Н. А. Добролюбов (с 1856 года).
Наряду с Чернышевским революционно-демократичес кую критику представлял Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Bceгo за пять лет своей дeятельности он создал ряд статей, которые и сейчас важны и интересны. Свою критику Добролюбов называл peальной. Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для характеристики pyccкoгo простонародья», «Когда же придет настоящий день?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве». Для Добролюбова на первом месте стоял вопрос о «миросозерцании писателя». В приложении к журналу «Современник» - «Свистке» он создал сатирические образы поэтов Аполлона Капелькина, Kонрада Лилиеншвагера и Якова Хама. Журнал «Современник» собрал Bокpyг себя талантливых критиков. И дело даже не в том, что именно на eгo страницах появились важнейшие критические произведения, а в том, что критика заняла прочное место в pyc- ской литературе. Ожесточенность противостояния при решении злободневных вопросов жизни общества неизбежно вызыва - ла конфликты. Ярким всплеском TaKoгo противостояния стал раскол, произошедший в редакции журнала «Cов- ременник». Непосредственным поводом к нему послужила статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет Ha-
стоящий день?,» о романе И. С. Typгeневa «Накануне» (1860). В про изведении Typгeневa речь шла о болгарском революционере Инсарове, мечтавшем об избавлении балканских славян от турецкого ига. Предсказание Добро- любова о неизбежности появления «русских Инсаровых», которые будут бороться против угнетателей нapoда, совсем не совпадало с прогнозами caмoгo писателя и даже пугало eгo. Прочитав статью критика до ее опубли- кования, TypгeHeB предъявил Некрасову ультиматум: «Выбирай: или я, или Добролюбов!» Некрасов выбрал cBвeгo единомышленника. Статья, из-за которой шел спор, появилась в печати, и разрыв стал неизбежен. Вслед за Тургеневым ушли из журнала Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. А. Фет и др. Обсуждение животрепещущих проблем тoгo времени отразилось на судьбах авторов и произведений, которые, казалось бы, давно и прочно себя утвердили. Даже вклад в русскую литературу великого Пушкина подвергается пе реоценке. И противники, и защитники творчества великогo поэта активно использовали eгo имя и eгo роизведения в своих сражениях. И. А. Гончаров писал: «Пушкин - отец, родоначальник pyccкoгo искусства, как Ломоносов отец науки в Россию». И таких суждений звучало множество. А вот популярный критик Д. И. Писарев утверждал, - что Пушкин - Bceгo лишь « кумир предшествующих поколений». Он ставил своей задачей свержение «Устapeвшего- кумира, чтобы добиться победы «реализма». На тaких же позициях, как вы убедитесь, будет стоять и Базаров, герой романа И. С. Тургеньевa «Отцы и дети». С именем Пушкина тесно связывалась незатухающая ,- полемика по поводу «чистого искусства». В этой полемике переплелись и вопросы, связанные с ролью литературы, которые звучали в искусстве многих веков, и вполне злободневные темы, порожденные подготовкой реформы - 1861 года и ее осуществлением.
«Искусство для искусства», или «чистое иcкусство», - это условное название ряда эстетических - концепций, которым свойственно утверждение caмoцeнности всякого художественного творчества, т. е. независи-
мости искусства от политики, общественных проблем, воспитательных задач. Такая позиция бывала и прогрессивной, например, когда ее сторонники противопоставляли изображение личных чувств высокопарным и верноподданическим одам. Но часто она отражала достаточно консервативные взгляды. Вот как выразил свое отношение к таким эстетическим взглядам В. Г. Белинский: «Вполне признавая, что искусство, прежде Bceгo, должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере... есть мысль отвлеченная, мечтатель- ная. TaKoгo искусства никогда и нигде не бывает». Знакомясь с лирикой Пушкина, вы уже убедились, как сложно решался для Heгo вопрос о роли и призвании поэта. И потому трудно понять, почему в эти годы ему в укор ставили такие замечательные строки, видя в них лозунг «чистого искусства»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв... у всех теоретиков «чистого искусства» защита абсо- лют ной независимости творчества предполагает резкие ограничения в выборе тем. Иначе говоря, декларация свободы сталкивается с реальной несвободой. Когда же мы обращаемся к творчеству Пушкина, то нам очевидна необычайная широта eгo подхода к окружающему миру, полнота охвата жизни и богатство ее отражения. Представителей «чистого искусства» упрекали в OT- казе от решения социальных проблем. и многочислен- ные пародии подчеркивали именно эту особенность их произведений. Для подтверждения этого достаточно прочесть стихо- творение Д. Д. Минаева 1 «Дуэт Фета и Розенгейма 2 ». 1 Мин.аев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889) - русский поэт. Славился как .король рифмы». Особенно ярко eгo сатири- чес кое дарование проявилось при работе в журнале «Искра». Мастер эпиграммы, пародии, стихотворного фельетона. 2 Розенzейм. Михаил Павлович (1820-1887) - русский поэт, публицист. Был известен как «обличитель» моральных по- роков. Eгo Прогрессивность была поверхностной, а славянофиль- ские идеи часто оборачивались грубым национализмом.
Д. Д. Минаев Дуэт Фета и Розенгейма (Бессознательное ликование и бессознательное хуление) Фет Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало. Розенгейм Я пришел к тебе с памфлетом Рассказать, что нынче летом По трактирам, по буфетам Всюду мясо вздорожало. Фет Рассказать, что лес проснулся. Весь проснулся, веткой каждой. Розенгейм Рассказать, как я согнулся От забот и ужаснулся: Целый город захлебнулся И томится винной жаждой. Фет Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова... Розенгейм Рассказать, что с дикой властью Нас г лотает адской пастью Злоба ига откупного. Фет Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет. Розенгейм И открыть родному люду, Что всех взяточников буду Бить, как старую посуду, И мой стих их стон развеет. Сейчас нам очевидно, что такое столкновение поэтов и прозаиков лишь демонстрировало односторонность их суждений. Обращаясь к искусству 60-x годов XIX века, нельзя останавливаться только на литературе. Живопись и музыка с равной силой откликались на запросы времени. В русской живописи гpoмкo заявили о себе «передвижники». Имена И. Н. Kpaмcмoгo, И. Е. Репина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и др. получили широкую известность. Возникшее в 1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок» опиралось на деятельность «Артели свободных художников» (1863) В творчестве «передвижников» ярко проявил ась coциальная направленность. Для них руководством к дей- ствию были стихи Н. А. Некрасова: Доля народа, Счастье eгo, Свет и свобода Прежде Bceгo! В 60-e годы достиг ла расцвета и русская национальная музыка. В историю мировой музыкальной культуры вошли композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Созданные ими произведения до сих пор живут на оперных сценах. 70-е годы. Реформа 1861 года осталась позади, но нeдовольство ее результатами сотрясало великую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, - народники. Они выдвигали теорию «скрестьянского социализма», peшив совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение В нapoд», которое не увенчалось успехом. В революционной организации «Земля и воля» происходит раскол, и та часть, которая выделилась из организации и получила название «Hapoдная воля», поставила перед собой новую задачу - борьбу за свержение самодержавия путем террора. В литературе появляется группа писателей, отpaжающих народнические идеалы и настроения, - это
Г.И. Успенский, Н. Н. 3латовратский, С. М. СтепнякКравчинский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петро- павловский) и др. Среди этой плеяды наиболее ярким автором был Глеб Иванович Успенский, который начал публиковаться еще в 60-e годы. Уже тогда стали известны eгo «Нравы Растеряевой улицы». В 70-x годах он ув- лечен «хождением В народ» и живет в Новгородской и Самарской губерниях. Появляется серия eгo очерков: «Крестьянин И крестьянский труд», «Власть земли», « Четверть лошади», «Книжка чеков» и др. Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе. В поэзии Beдy- щую роль Игpает Н. А. Некрасов: появляется eгo поэма «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин публикует роман «Господа Головлевы», Л. Н. Толстой - роман «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский - романы « Бесы», « Подросток», « Братья Карамазовы». Особое место в русской литературе занимает Н. С. Лесков. В eгo произведениях «Соборяне», «На ножах» и «Очарованный странник» ярко проявилась отличительная черта творчества писателя - поиски одаренных Ha- тур, положительных типов русских людей. В 1866 году журнал «Современник» был закрыт. Beдущее место в журналистике занимают «Русское слово» и «Отечественные записки» (журналом после смерти He- красова в 1877 году стал руководить Салтыков-Щедрин). 80-е годы. 1 марта 1881 года был убит царь Александр 11. Общества народовольцев были разгромлены. Началось время, которое часто называли «сумерками» русской жизни. На место запрещенных журналов «Oтe-
чественные записки» и «Дело» приходят умеренные по с
своим установкам журналы «Неделя» И «Вестник Евро- пы». «Стрекоза» и «Осколки» с их мелкотравчатой юмо- ристикой сменили «Свисток» И «Искру». - Настроения той поры - эпохи « безвременья» и упад -
ка - отчетливо выражали в своем творчестве поэт - С. Я. Надсон и писатель В. М. гаршин. В эти годы при-
Ходит известность к В. г. Короленко «Сон Макара», « Река играет», « Слепой музыкант», « В дурном общест-
Ве», «Лес шумит» И др.), активно вступает в литературу - А. П. Чехов. -
Подведем итоги Вопросы и задания 1. Как вы связываете со второй половиной XIX века такие понятия, как либерал, западник, славянофил, революци- онep-дeмокpaт. « nочвенник». народник? 2. Как вы понимаете оценку позиций славянофилов и западников, данную А. И. Герценом? 3. К какому времени вы относите расцвет pyccKoгo реализма? С какими авторами он связан? 4. Что такое «чистое искусство»? Каковы eгo главные особенности? Кто и почему активно противостоял «чистому ис кусству»? В чем выражалось это противостояние? Приведите примеры. 5. Как можно объяснить резкое увеличение изданий периодической печати и усиление влияния журналов во второй половине XIX века?
Темы докладов и рефератов
1. Влияние творчества писателей и поэтов первой половины XIX века на развитие литературы во второй половине столетия. 2. Отражение идей славянофилов и западников в обществе и литературе второй половины XIX века. 3. «Почвенничество» как явление общественной мысли.
Рекомендуемая литература Г р и г о р ь е в Ап. А. Литературная критика. М., 1967. Г у р е в и ч А. М. Динамика реализма. М., 1995. Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., 1988. К у л е ш о в В. И. История русской критики. М., 1972. Ф о х т У. Пути pyccKoгo реализма. М., 1963.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Материалы по литературе онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по литературе скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|