KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества
User16 (Обсуждение | вклад)
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, ...)
Следующая правка →

Версия 08:39, 21 августа 2010

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества


Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ


1823, 31 марта (12 апреля) - родился в Москве.
1847,14 февраля - чтение пьесы «Семейная картина».
1849 - написана комедия «Свои люди - сочтемся!».
1853 - первое представление комедии «Не в свои сани не садись» на сцене Малого театра.
1856, февраль - дано согласие на постоянное сотрудничество в журнале «Современник».
1856, апрель - участие в литературной экспедиции по Волге.
1859 - драма «Гроза»; выход двухтомного издания сочинений А. Н.Островского.
1873 - весенняя сказка «Снегурочка».
1879 - драма «Бесприданница».
1882 - 35-летие литературной деятельности А. Н. Островского.
1886, 2 июня (14 июня) - кончина драматурга.


Очерк жизни и творчества


«Самый памятный... день». В одном из глухих переулков Замоскворечья, в котором издавна обосновал ось купечество, 31 марта 1823 года в семье чиновника poдился Александр Николаевич Островский, ставший впоследствии выдающимся русским драматургом. Обстановка жизни обитателей Замоскворечья носила отпечаток старины и представляла большой и интересный материал для наблюдения. Этот район за осквой-рекой стал местом действия многих комедий Островского, а caмoгo драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья».

По окончании гимназии Александр по совету отца поступил на юридический факультет Mосковскoгo университета. Однако юридические науки не стали eгo призванием, и он решил посвятить себя литературной деятельности. Любовь к литературе и театру пробудилась у будущего драматурга еще во время учебы в гимназии. Островский решил оставить университет, но отец настоял на том, чтобы он определился канцеляристом в Mocковский совестный суд, в котором «по совести» paссматРивались уголовные и гражданские дела между родите лями и детьми. Служба в совестном суде, а позднее в коммерческом дала возможность познакомиться с большим количеством гражданских дел - о злостных банкротах (несостоятельных должниках), об уловках с Kpeдиторами. С героями своих будущих комедий Островский познакомился именно здесь. Хотя служба мало интересовала будущего драматурга, но была полезна тем, что близко знакомила eгo с бытом и нравами купечества, мещан, чиновничества.

14 февраля 1847 года А. Н. Островский закончил свою первую одноактную комедию «Семейная картина» и в этот же день прочел ее в доме профессора С. П. Шевырева в присутствии литераторов. Пьеса произвела на слушателей большое впечатление. Шевырев поздравил присутствующих с « новым светилом в отечественной литературе» . Вспоминая об этом дне, Островский писал: «Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание» .

Пьеса была напечатана в марте этого же года в газете «Московский городской листок», но к постановке была запрещена. Эту же участь имела и последовавшая за ней пьеса драматурга «Свои люди - сочтемся!». Осенью 1849 года комедия была послана в драматическую цензуру. Цензор гедеонов, раскрывая содержание, особо укaзал, что все действующие лица - «отъявленные мерзавцы» , вся пьеса - «обида для pyccкoгo купечества».

«Пьесы жизни». В 1853 году впервые на сцене Малоготеатра была поставлена комедия А. Н. Островского «Не в свои сани не садись», за которой последовала и другая - «Бедность не порок». С этого времени он стaновится драматургом Малого театра. Все свои силы Островский отдает этому театру, своему делу, призванию не только драматурга, но и теоретика сценического искусства.

Драматические произведения А. Н. Островского постепенно входят в репертуар pyccкoгo театра. Каждый год он пишет одну, иногда две новые пьесы. Реалистическое творчество драматурга возродило русскую сцену.

Во второй половине 50-x годов, в годы общественного подъема А. Н. Островский становится сотрудником журнала «Современник ». Дружеские отношения связывали eгo с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым. Даже после раскола в «Современнике» и ухода из нeгo ряда известных писателей А. Н. Островский остaeтся верен этому журналу. После eгo запрещения в 1866 гoду драматург вместе с Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым- Щедриным переходит в «Отечественные записки».

В 1859 году вышло двухтомное собрание сочинений  А. Н.Островского. В этом же году в журнале «Современник» появилась статья Н. А. Добролюбова «Темное цapство». В ней был дан анализ всех пьес, вошедших в это издание. В статье критик писал, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и «великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны ». Добролюбов теоретически осмыслил закономерности открытого драматургом мира и назвал eгo «темным царством», а eгo пьесы - «пьесами жизни».

Статья «Темное царство» не только раскрыла значение Островского для русской литературы, но и оказала большое влияние на caмoгo драматурга.

«Для тoгo чтобы быть народным писателем, - читаем мы в одной из статейОстровского, - мало одной любви к родине... надобно еще хорошо знать свой народ». Поэтому, когда ему предложили принять участие в литературной экспедиции, организованной Морским минис..... терством, в места, расположенные в верховьях Волги, Островский сразу же согласился. В апреле 1856 года он выехал из Москвы и посетил Тверскую, Костромскую, Ярославскую и часть Нижегородской губерний. Островский изучал быт и нравы жителей при волжских городов с тщательностью исследователя. Богатейшие материалы, собранные им, дали новые темы для eгo будущих драм, комедий, исторических хроник.

Во время экспедиции Островский занимался изучением памятников старины, записывал народные песни и рассказы. Именно тогда у драматурга возникли замыслы пьес на исторические темы: «Дмитрий Самозванец и Baсилий Шуйский», «Козьма 3ахарьич Минин-Сухорук». Воспроизводя далекое прошлое, Островский поднимал важную для России проблему власти и народа. Во время литературной экспедиции была начала работа над дpaмой «Гроза» (закончена в 1859 году), возник замысел Beсенней сказки «Снегурочка», которая была написана в 1873 году.

Определяя типы драматических произведений, без которых не может существовать репертуар, Островский помимо драм и комедий, рисующих современную pycскую жизнь, исторических хроник, считал необходимым создать и пьесу-сказку, сопровождающуюся музыкой, народными песнями, на сцене она должна предстать как красочное народное зрелище. Именно такой пьесой явилась весенняя сказка «Снегурочка», в которой «поэтическая фантастика и живописная обстановка сочетаются с г лубоким лирико-философским содержанием» (Л. Лотман).

«Снегурочка» занимает особое место в творчестве Островского и во всей русской драматургии. Писатель глубоко изучал народное творчество, из истоков котopoгo возникла весенняя сказка. Она сохранила прелесть нaродной фантазии и в то же время обогатилась поэтическим дарованием Островского, eгo великолепным pycским языком.

О впечатлении, произведенном чтением «Снегурочки», писал драматургу редактор журнала «Вестник Eвропы»  М. М. Стасюлевич: «...Вы превосходно изучили наш сказочный мир и воспроизвели eгo так искусно, что видишь и слышишь какой-то реальный мир».

Тайной леса, благоуханием весенних цветов, широтой и силой то веселых, то задумчивых русских песен овеяна эта чудесная сказка. Недаром привлекла она к ceбе внимание таких композиторов, как П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, который, по eгo словам, был « влюблен в сказку Островского» И создал оперу по либретто, одобренному самим драматургом.

«Бесприданница».В произведениях, написанных в 70-80-e годы XIX века, Островский отражает новые явления, произошедшие в жизни пореформенной России. Он один из первых русских писателей создает образы буржуазных дельцов, в жизни и поступках которых peшающую роль играет денежный капитал, гepoeв, обладающих волчьей хваткой. Таковы Беркутов («Волки и овцы»), Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»).

По-прежнему в произведениях Островского звучит Teма горячего сердца. Он создает яркие женские образы: Дуня («Бедная Heвeстa»), Надя («Воспитанница»), Kaтeрина («Гроза»), Параша («Горячее сердце»), Снегурочка («Снегурочка») и Лариса («Бесприданница»).

Я постараюсь отделать драму самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое произведение», - писал А. Н. Островский своему другу актеру Бурдину о пьесе «Бесприданница», которую многие совpeменники признали лучшим произведением драматурга.

Обесценивание личности, превращение человека в предмет купли-продажи, в «вещь» такова основная мысль драмы «Бесприданница», обладающей глубоким социально-философским содержанием. «Вещь... да, вещь! » говорит Лариса в последнем действии драмы, подводя итог своей жизни. - Они правы, я вещь, а не человек» .

Афиша дает возможность автору высказать свое отношение к действующим лицам драмы, что проявляется в «значимых» фамилиях и именах.

«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Слово КНУР по словарю В. И. Даля означает боров, кабан, хряк, который держится вдали от стада. Такая характеристика, скрытая в фамилии, подтверждается уже в первом действии.

«Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из cyдoхозяев...» В лексике охотников паратый - это хищный, ловкий зверь. Островский подчеркивает, что за блестящей внешностью «идеала мужчины», как xapaктеризует eгo Лариса, скрывается черствый, бездушный человек. «Что такое «жаль», этого я не знаю, - говорит он Кнурову и Вожеватову. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Действие происходит « в настоящее время в большом городе Бряхимове на Волге». В «настоящее время» -значит, в 70-e годы XIX века.

Конец 70-x - 80-e годы XIX века - время бурного роста российской буржуазии. Потомки бывших купцов стали крупными дельцами, большей частью получили хорошее образование, владели иностранными языками. Они давно уже не занимаются мелкой торговлей, их кaпиталы вложены в заводы, мануфактуры, пароходные компании, они члены различных акционерных обществ. Кнуров ничем внешне не напоминает купцов из ранних пьес Островского. На сцене он появляется с французской газетой, собирается ехать в Париж на промышленную выставку. Что делать в Бряхимове такому дельцу, как Кнуров? Этот «идол», как называет eгo буфетчик Гаврила, чаще «молчит», а «разговаривать ездит в Москву,  Петербург да за границу» .

Во вступительной ремарке автор дает описание места действия: «городской бульвар на высоком берегу Волги; с площадкой перед кофейной... низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.». « Чугунная решетка» - важная для aвтора деталь. город Бряхимов противопоставлен окружающему eгo пространству (лес, села), на которое «через чугунную решетку» смотрят бряхимовцы, приходя на бульвар. Сюда приходит и Лариса. Первые слова, которые она произносит в пьесе: «Я сейчас все на Волгу смотрел как там хорошо, на той стороне! - Но Ларисе так и не удается вырваться на «ту сторону»: ей мешает «чугунная решетка».

В начале пьесы Островский создает атмосферу сонногo и безмятежного спокойствия: знойный летний полдень, застывшая речная ширь, тихая пустая кофейня. Однако за внешним спокойствием таятся сильные стpacти, глубокие драмы.

Уже в первом действии возникает мотив тоски, который начинает звучать в драме с появлением Ларисы. К главной героини имеет прямое отношение и мотив купли-продажи, зарождающийся тоже в первом действии  (К н ур о в: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку». В о ж е в а т о в: «Всякому товару цена есть... Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам»). В последнем действии драмы они будут разыгрывать Ларису в орлянку и даже не станут прикрывать свою сделку маской порядочности. Лариса досталась Кнурову, на что Вожеватов отвечает: «Я не в убытке, расходов меньше».

Так раскрывается Островским подлинная сущность лучших представителей «чистой публики» Бряхимова, способных выгодно все продать и все купить, для них нет «ничего невозможного», а люди, стоящие ниже их по материальному положению, - лишь предмет их «забавы» или купли-продажи.

Первое появление Ларисы на сцене сопровождается авторской ремаркой: «...В глубине садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль на Волгу». Величавые просторы Волги, зеленые дубравы 3аболотня - это не толь-
ко чудесное обрамление драмы «Бесприданница», они часть души Ларисы, символ красоты, добра, которые ис-
кала она в мире корысти и зла. Несколько раз на протяжени и двух первых действий обращается она к Kapaндышеву с просьбой «увезти ее отсюда», ей так хочется «отдохнуть душой», ее одолевают тяжелые предчувствия.
К. С. Станиславский считал очень важным начинать анализ пьесы с определения крупных событий, поскольку событие является ключом к постижению тайны aнaлиза пьесы. Событие - это то, что «все меняет, вызывает новые чувства, новые мысли, заставляет по-иному всматриваться в жизнь, меняет ее русло». События врываются в людские судьбы, как вихрь, поворачивая ноpмальное течение жизни, внося беспокойство в человеческие сердца. Таким первым событием в драме «Бесприданница» является приезд в город Бряхимов Паратова.
Eгo приезд будоражит затаенные чувства Ларисы, а первый разговор с ним рождает надежды на возможное счастье, на перемены в ее жизни, что предопределяет дальнейшие поступки героини. Лариса верит каждому
слову Паратова, а в eгo голове возникает замысел: во вpeмя обеда, на который он приглашен Карандышевым,
унизить, уничтожить жениха в глазах Ларисы. И никто не думает о самой Ларисе. В последнем действии она бу-
дет говорить с отчаянием и болью: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кoгo я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Кульминация драмы - обед у Карандышева. Это центральное событие пьесы. Поведение на нем всех действующих лиц является поворотным моментом в судьбе Ларисы.
Главное дело драматурга, по словам caмoгo Островского, - «показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-либо событие и почему именно так, а не иначе». Чем было вызвано решение Ларисы покинуть дом cвoeгo жениха и уехать со званого обеда в ее честь с Паратовым и всей компанией на пикник за Волгу?
Чувство стыда вызывает у Ларисы и ее матери этот нищенский обед в доме жениха. «Что за обед, что за обед!
А еще зовет Мокия Парменыча! - восклицает Лариса. ...стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь».
Во время обеда реализуется заговор Паратова и Вожеватова в отношении тщеславного, торжествующего Kaрандышев «.. . накатить eгo хорошенько и посмотреть, что выйдет». Своими репликами, поведением «знатные
люди» города унижают Карандышева, издеваются над ним и добиваются Toгo, что в глазах Ларисы он становит-
ся «ничтожеством», неспособным постоять за себя, отвeтить на оскорбления.
Ларисе, гордой и самолюбивой, невыносимо наблюдать сцену глумления над человеком, который должен
стать ее мужем. Позднее она скажет: «Я мужа cвoeгo, ecли уж не любить, так хоть уважать должна; а как я мoгy
уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! »
У Кнурова, Вожеватова и Паратова возникает новый замысел - уговорить Ларису поехать с ними за Волгу.
В сцене, следующей за исполнением романса Ларисой, Паратов со страстью в глазах говорит ей, что презирает
себя за быстрый отъезд, бегство, он уверяет, что «благородные чувства еще шевелятся в нем», что для нeгo глав-
ное - «слушать ее очаровательный голос и забывать весь мир » .
Лариса побеждена, ей кажется, что рядом с «ничтожеством» - «идеал мужчины», человек смелый, решительный, с чувством собственного достоинства, благородный, готовый пасть к ее ногам ( «разве можно быть в нем неуверенной»). Всей ситуацией в доме Карандышева Лариса уже психологически подготовлена к бегству из дома жениха, а слова любимого человека - «Сейчас или никогда» - утверждают ее решение. Это кульминация
драмы.
Последние явления раскрывают трагизм положения Карандышева, вернувшегося в пустую комнату. Эта заключительная сцена унижения человека обличает жестокость, духовную нищету «знатных людей». Города, для
которых втоптать человека в грязь, разбить eгo жизнь ничего не значит - « так смешнее». Последний монолог
сразу отрезвевшего Карандышева звучит как обличение: «Да, это смешно... Н смешной человек... Я смешон - ну,
смейся надо мной, смейся в глаза!.. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги
И растоптать eгo!.. Как мне жить!.
«Жестоко, бесчеловечно жестоко!. - с этими словами Карандышева будут перекликаться в четвертом действии слова Ларисы, узнавшей от Паратова, что он обручен: «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!»
Четвертое действие возвращает нас к декорациям первого актта же площадка перед кофейной, та же у решетки скамья, на которую опускается Лариса, вepнувшаяся вместе со всеми из-за Волги.
Карандышев, считавший своим долгом быть защитником Ларисы, становится ее убийцей («Так не достaвайся ж ты никому!.»). Пулю Карандышева Лариса воспринимает с благодарностью: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Умирая, Лариса ни на кого не жалуется: «...Я не хочу Meшать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть...»
Лариса гибнет не в результате любовной интриги, а в силу законов темного бряхимовского царства, где деньги
властвуют надо всем. Именно Карандышев находит слова, которые определяют, чем была Лариса для компании
кнуровых и вожеватовых: она - «вещь».
«Мы артисты». В 70-80-e Годы Островский создает ряд пьес, в которых изображает мир провинциальных

актеров, который был хорошо знаком драматургУ. В пьесах предстают образы талантливых русских актеров: He-

похожие друг на друга трагик несчастливцев и комик Счастливцев, которых роднит отвращение к мещанской
внешне благопристойной жизни, любовь к искусству («Лес»); Саша Негина, талантливая актриса с трагичной
судьбой, поскольку она бедна и беззащитна, то ее жизнь - это сцена и, чтобы не расставаться с ней, aктриса вынуждена принять покровительство миллионера Великатова («Таланты и поклонники» ); сильная и благородная Кручинина - «И артистка необыкновенная, и женщина необыкновенная», вселившая в Незнамова веру в свои творческие силы («Без вины виноватые»).
Особенно высоко была оценена комедия «Лес» (1871).
Typгeнев писал драматургу: «...какая это прелесть! Xaрактер «трагика» - один из самых Ваших удачных».
Некрасов называл комедию «великолепной вещью».
В пьесе «Лес» Островский подчеркнул, что по своему нравственному облику провинциальные актеры значи -
тельно выше властной, деспотичной помещицы гypмыжской, подчиняющей своей воле всех зависящих от
нее людей. На презрительное «Комедианты!», брошенное в лицо Счастливцеву и Несчастливцеву, последний
отвечает: «Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты вы. Мы, коли любим, так уж любим; коли не
любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали?) В этих словах Несчастливцева, который «гoворит и думает, как Шиллер», звучит гордость за pyccкoгo артиста, восхищение eгo чувством собственного дo-
стоинства, ибо для Островского артист - всегда художник, самоотверженно борющийся за высокие идеалы.


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 10 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.