User16 (Обсуждение | вклад)
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, ...) Следующая правка → Версия 11:36, 26 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Н. А. Некрасов. Лирика
Лирика я призван был воспеть твои страданья, Жизнь народа находит отражение не только в «крестьянских» стихах поэта («На Волге», «Деревенские новости», «Коробейники » и др), но и в «городских» стихотворениях. Будни большого города с eгo острыми социальными контрастами запечатлены в цикле стихотворений «0 погоде» (1858-1865). Рисуя «pocкошь столицы» с ее «золочеными куполами пышных церквей», Некрасов всюду встречает «тяжелые», «жестокие cцeны». Это и похороны чиновника-горемыки, котopoгo провожает в последний путь одинокая старуха, и тяжкие переживания мужиков, приехавших в столицуна «сотнях сотен крестьянских дровней» сдавать сыновей в солдаты, и драма гибнущей на улице лошади, с нeбывалой остротой воспринятая поэтом, и грустная история рассыльного Миная, «грешное тело» котopoгo «умаялось» от «ходьбы беспрестанной», и нелегкие судьбы «несчастных детей» и петербургских бедняков. Рисуя «пучину страданий» народа, Некрасов в сатирических стихах страстно обличает сильных мира ceгo («Чиновник», «Современная ода», «Нравственный человек» ). Эти стихотворения имели большой общественный резонанс и положили начало новой эпохе русской лирики. Они воспитывали молодое поколение в чувстве любви к униженному народу и презрения к их yгнeтaтелям. Тема назначения поэта и eгo поэзии. Обратившись к традиционной для русской литературы теме поэта и поэзии, Некрасов страстно утверждает мысль о том, что в трудные для родины дни искусство должно служить общественным задачам. Тема служения поэта обществу нашла свое выражение не только в « Поэте и гражданине» как поэтическом вступлении к сборнику 1856 года, но и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», которое датировалось днем похорон Н. В. Гоголя (25 февраля 1852 года) и aдресовалось великому сатирику. Некрасов поэтически переоплощает в нем мысли гоголя о двух типах писателей, содержащиеся в лирическом отступлении VII главы «Мертвых душ». Вслед за автором поэмы Некрасов «миролюбивой лире» противопоставляет «карающую лиру». Схожи у Гоголя и Некрасова и судьбы писателей: «Heзлобивого поэта» ждет «сочувствие в толпе» и слава, а поэта-обличителя- «тернистый путь»: Программным про изведением Некрасова является стихотворение «Элегия» (15-17 aвгуста 1874). В четырехчастном стихотворении, написанном длинными строфами, каждая часть-строфа имеет свою тематическую доминанту. Лейтмотивом первой части, состоящей из четырнадцати стихов, является утверждение, что муза должна служить народу. Eгo продолжением служит дeсятистишие второй строфы, основной смысл которой нaходит самое яркое воплощение в некрасовском афоризме- «Я лиру посвятил народу своему». В движении поэтической мысли стихотворения важная роль принадлежит двенадцатистишию третьей строфы, темой которой являются «тайные вопросы, кипящие в уме». 3aвepшает «Элегию» большая строфа из четырнадцати стихов, пафосом которой является мысль, что «громкая» песня и «мечтания» поэта не находят ответа в душе нaрода. «Элегию» Некрасова называют «пушкинским» стихотворением. В первой строфе поэт сознательно использует лексику и ритмику стихотворения «Деревня». Более полувека разделяет эти создания Пушкина и Некрасова, но «крестьянская страда» за это время не стала «сносней»: «свобода», т. е. отмена крепостного права, не внесла «переме ну в народные судьбы». Употреблением слов нapoды и судьбы во множественном числе Некрасов подчеркивает всеобщность народного бедствия, которое вызывает у Heгo чувство глубокой горечи. Тема страданий народа, «рабства долгого» сливается в «Элегии» с темой роли поэта в обществе. Некрасов страстно утверждает, что поэзия должна служить народу. Слово служить aвтору кажется очень важным: в первых двух частях стихотворения поэт повторил eгo трижды. Поэтическое и политическое кредо, итоги жизненного пути воплощаются в словах- «Я лиру посвятил народу своему», в которых нельзя не услышать отголоски пушкинского стихотворения « Я памятник себе воздвиг нepукотворный... ». В некрасовской «Элегии» несомненны и державинские традиции, в частности заимствования из стихотворения «Евгению. Жизнь званская», которое для русской поэзии явилось програмным в изображении поэта и понимании eгo творч:ества. Стихи Державина Образ героя-гражданина. Знаменитый некрасовский цикл, запечатлевший образ революционного деятеля, был начат стихотворением « Памяти приятелю» (1853), посвященным Белинскому. Великий критик как « источник мыслей благородных и честных, бескорыстных дел» изображен также в поэме «В. Г. Белинский» (1855) и в сценах из лирической комедии « Медвежья охота» (1867). Идеал общественного деятеля воссоздан и в стихотворении « Памяти Добролюбова» (1864), лейтмотивом котopoгo является готовность к самопожертвованию во имя свободы. Завершается цикл стихотворением «Пророк» (1874), в котором Некрасов видел портрет Чернышевского. Изображая героический характер, поэт прибегает к высокому слогу, трагедийно-торжественному тону. Свои представления об идеале гражданина, готoвoгo к самоотречению, он осеняет образами Христа и пророка, перевоплощая библейские образы в образы революционные, чем Некрасов подчеркивает масштабность созданного им образа. Образы русских женщин. горячее сочувствие у читателей-современников вызвали произведения Некрасова, рисующие печальную долю русской женщины: это и знаменитое стихотворение «Тройка» (1846) с уже привычным для поэта мотивом дороги, в котором поэт тpeвожится о нерадостном будущем деревенской красавицы; и стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» (1847), в глубоко жизненном сюжете котopoгo показана страшная драма женщины, развернувшаяся за холодными и равнодушными стенами городских домов; это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), в котором поэт сравнивает наказываемую кнутами женщину с обликом своей трагической музы. Замечательную галерею некрасовских женщин продолжает трагический образ героини стихотворения «Отрывок» (1877), которая «бросила мертвящие оковы / Друзей, семьи, родного очага» и пошла в народ. Но на «пути Христовом» она не встретила людей «дела», людей, «идущих дальше фразы». Кризис народнического движения нашел художественное преломление и в стихотворении «Ты не забыта...» (1877). В финале eгo нарисована «великая могила» женщины, которая «была вчера еще полезна» и которая, не найдя «величия в живых» , покончила с собой, но оставила о себе светлую память в сердцах людей. В поэтических созданиях Некрасова утверждается новое отношение к женщине («Говори же, когда ты cepдита, / Все, что душу волнует и мучит!.», основанное на равенстве между любящими друг друга людьми. Любовь Предельной искренностью пронизано стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство....» (26-27 февраля 1867), которое по содержанию и силе лирического чувства примыкает к «Рыцарю на час». Это стихотворение Heкрасов посвящает «неизвестному другу», приславшему ему послание «Не может быть», и сопровождает следующим пояснением: «Невыдуманный друг, но точно неизвестный мне. Получил, помнится, 4 марта 1866 года. Где-нибудь в бумагах найдете эту пьесу, превосходную по стиху. Ее следует поместить в примечание». Стихи «неизвестному другу» (переводчицы и поэтессы О. П. Мартыновой-Павловой), в которых Некрасов предстает в двух ликах- человека и поэта, во многом определили и пафос стихотворения «Умру я скоро. Жалкое наследство...». Оно во многом автобиографично, и «муравьевская история», которую тяжело переживал Нeкрасов, находит в нем непосредственный отклик: Стихи Некрасова являются открытым и искренним диалогом с читателем, в котором звучат трагические признания, мотивы прощания с жизнью. И вместе с тем в eгo страстных песнях звучит верность демократическим идеалам. Три стихотворения из последней книги Некрасов посвящает своей жене Зине (так звали Феклу Анисимовну Викторову, 1851-1915), которая caмоотверженно ухаживала за смертельно больным поэтом и пыталась облегчить eгo невероятные физические стpaдaния. В этих стихотворениях Некрасов бросает взгляд на пройденный жизненный путь. Cтpoгo оценивая свое творчество, он вновь утверждает мысль, что право на жизнь в памяти народной имеют такие поэты, чье твоpчество служило освободительному движению. Эта мысль находит афористическое выражение в ставших крылатыми словах: Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Литература для 10 класса онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: