KNOWLEDGE HYPERMARKET


Н. С. Лесков. Самобытный художник слова
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Литература, ...)
Строка 5: Строка 5:
<br>  
<br>  
-
Самобытный художник слова <br><br><br>Творчество Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью романов, а с помощью рассказов и повестей. <br><br>Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без <br>которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и « мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, <br>иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ). <br><br>Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов горький назвал <br>«иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством. <br><br>Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века. <br><br>«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоинвстать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова М. Горький. <br><br>Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. <br><br>Подведем итоги<br><br>Вопросы и задания <br><br>1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова? <br>2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля? <br>3. В чем заключается лесковская концепция праведничества? <br>4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»? <br>5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. <br>6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» с персонажами приключенческих романов? <br>7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»? <br>8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», <br>сближая тем самым Флягина с гepoeM гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия? <br>9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»? <br>10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccKoгo национального характера? В чем она заключается? <br><br>Темы сочинений <br><br>1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина. <br>2. Особенности жанра и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . <br>4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>5. Воплощение pyccKoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова. <br><br>Темы докладов и рефератов <br><br>1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе. <br>2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник». <br>3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>4. Н. С. Лесков и народная культура. <br>5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова. <br><br>Рекомендуемая литература <br><br>А н н и н с к и й&nbsp; Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. <br>Г о р е л о в&nbsp; А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. <br>Д ы х а н о в а&nbsp; Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. <br>С е м е н о в&nbsp; В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. <br>С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978. <br>Т р о и ц к и й&nbsp; В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. <br><br>
+
'''Самобытный художник слова '''<br><br><br>Творчество Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью романов, а с помощью рассказов и повестей.
 +
 
 +
Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и «&nbsp;мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ).
 +
 
 +
Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством.
 +
 
 +
Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века.
 +
 
 +
«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоинвстать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова М. Горький.
 +
 
 +
Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. <br><br>'''Подведем итоги'''<br><br>'''''Вопросы и задания'''''<br><br>1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова? <br>2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля? <br>3. В чем заключается лесковская концепция праведничества? <br>4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»? <br>5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. <br>6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» с персонажами приключенческих романов? <br>7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»? <br>8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», сближая тем самым Флягина с гepoeм гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия? <br>9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»? <br>10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccKoгo национального характера? В чем она заключается? <br><br>'''''Темы сочинений'''''<br><br>1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина. <br>2. Особенности жанра и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . <br>4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>5. Воплощение pyccкoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова. <br><br>'''''Темы докладов и рефератов'''''<br><br>1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе. <br>2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник». <br>3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». <br>4. Н. С. Лесков и народная культура. <br>5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова. <br><br>'''''Рекомендуемая литература'''''<br><br>А н н и н с к и й&nbsp; Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. <br>Г о р е л о в&nbsp; А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988. <br>Д ы х а н о в а&nbsp; Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. <br>С е м е н о в&nbsp; В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. <br>С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978. <br>Т р о и ц к и й&nbsp; В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. <br><br>
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  
<br> ''Литература. 10 кл.&nbsp;: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др.&nbsp;; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.&nbsp;: Дрофа, 2007. '' <br>  

Версия 09:49, 27 августа 2010

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Н. С. Лесков. Самобытный художник слова


Самобытный художник слова


Творчество Н. С. Лескова - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Лескову удалось одному из первых создать широкую картину русской жизни не с помощью романов, а с помощью рассказов и повестей.

Лесков - удивительно талантливый бытописатель. Он запечатлел такие подробности прошедших эпох, без которых наше представление о них было бы неполным. Важный смысл имеют у него и « мелочи жизни». Они помогают понять быт и характер человека («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения («Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле» ).

Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Нарисованную им галерею самобытных народных типов горький назвал «иконостасом праведников и святых» России. Не случайно мастерство Лескова нередко сравнивали с иконописью и древним зодчеством.

Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. Немногие писатели могут сравниться с ним в умeнии воспроизводить речь разных слоев народа. Лесков говорил: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки... Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош... Ведь я собирал eгo мнoгo лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях...» В eгo книгах предстает народная Россия во всем своем мнoгoголосье, в них звучит своеобразная «симфония» русской национальной речи XIX века.

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоинвстать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Typгeнев, гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает тaланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников» - такую оценку дал творчеству Лескова М. Горький.

Замечая противоречия и сложности русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что был убежден, что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Какие темы нашли отражение в произведениях Н. С. Лескова?
2. Каковы особенности писательской манеры Н. С. Лескова, eгo стиля?
3. В чем заключается лесковская концепция праведничества?
4. Что позволило Льву Толстому сказать: «Лесков - писатель будущего»?
5. Вспомните, что собой представляет жанр жития. Обозначьте черты житийного жанра в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова.
6. Что сближает героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» с персонажами приключенческих романов?
7. Чем важна для Н. С. Лескова сказовая форма повествования? Почему он обращается к ней в своем произведении «Очарованный странник»?
8. Первоначально Н. С. Лесков собирался назвать свою повесть «Русский Телемак» или «Черноземный Телемак», сближая тем самым Флягина с гepoeм гомеровской «Одиссеи», сыном Одиссея, разыскивающим отца. Как вы думаете, почему у писателя возникли эти варианты названия?
9. Над какими вопросами размышляет Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник»?
10. Можно ли утверждать, что в образе Ивана Флягина воплощена лесковская концепция pyccKoгo национального характера? В чем она заключается?

Темы сочинений

1. «Веруем и ищем»: религиозно-нравственный опыт Ивана Флягина.
2. Особенности жанра и композиции повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
3. Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» .
4. Возвышенно-героическое и комическо-ироническое начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
5. Воплощение pyccкoгo национального характера в произведениях Н. С. Лескова.

Темы докладов и рефератов

1. Возникновение сказовой формы повествования и ее развитие в литературе.
2. Нравственный идеал Н. С. Лескова в повести «Очарованный странник».
3. Художественное пространство в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
4. Н. С. Лесков и народная культура.
5. Человек и eгo ценностный мир в творчестве Н. С. Лескова.

Рекомендуемая литература

А н н и н с к и й  Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986. В и д у э ц к а я И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
Г о р е л о в  А. А. Лесков и народная культура. Л., 1988.
Д ы х а н о в а  Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
С е м е н о в  В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.
С т о л я р о в а И. В. В поисках идеала: Творчество ЛескоЗа. Л., 1978.
Т р о и ц к и й  В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Книги, учебники литературе скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.