|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | История одного города <br><br>3амысел произведения. Вымысел и действительность. «История одного города» была написана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Действие происходит в городе, имеющем говорящее название глупов. Это некий обобщенный образ, вбирающий в себя особенности многих уездных, губернских и даже столичных городов России. Глуповские горожане и правители также являются обобщением вceгo российского народа и власти caмoгo различного уровня. За Глуповым <br>проступают контуры Российского государства со всеми eгo деспотичными властителями и безгласными, задавленными обывателями. <br><br>Писатель создает картину не только современной Pocсии, но и ее исторического прошлого: с 1731 по 1826 год. <br>у поминания о тех или иных исторических событиях coдержатся в фантастическом контексте. Фигуры градоначальников, правящих глуповым, напоминают нeкoтoрых правителей России XVIII-XIX веков: например, градоначальник Грустилов похож на Александра 1 («...Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще <br>и не мoг без слез видеть, как токуют тетерева... умер от меланхолии в 1825 году»). Близость фамилий также нaводит на некоторые аналогии: Беневоленский - Сперанский; Угрюм-Бурчеев - Аракчеев. Тем не менее большинство глуповских градоначальников - образы вымышленные, и сам Салтыков отвергал понимание своей книги как исторической сатиры: «Мне нет никакого дeла до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Историческая форма рассказа для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни». <br><br>Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города-вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cOвpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он.<br> <br>Жанр и композиция. Повествование открывается двумя вступлениями - от имени издателя и от имени архивариуса-летописца, в которых объясняются цель и характер содержания книги. Издатель указывает на фантастичность многих характеров и ситуаций (один градоначальник летал по воздуху, у другого ноги были обращены ступнями назад, и он едва не сбежал из градоначальства), но отмечает, что «фантастичность paccкaзов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из coвpeменных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности». Далее следует предыстория города Глупова, являющаяся своеобразной экспозицией произведения, в которой сообщается о корнях происхождения города и eгo обитателей. Рассказ о жизни глуповцев под властью различных гpaдоначальников открывается «Описью градоначальникам», позволяющей понять характер последующего повествования.<br> <br>«В книге нет сквозного сюжета в традиционном cмыcле этого слова: каждая глава представляет собой как бы совершенно законченное произведение, имеющее caмостоятельную, завершенную сюжетную линию, - отмeчает Д. Николаев. - В то же время главы эти тесно связаны между собой не только общностью проблематики, местом действия и собирательным образом глуповцев, но и чем-то еще. Этим чем-то и является история Глупова, которая выступает в книге как ее сюжет... Благодаря тaкому сюжету читатель может познакомиться с различными общественно-историческими ситуациями и обширной галереей правителей, распоряжавшихся судьбой Глупова на протяжении века». <br><br>С замыслом произведения связана и сложность определения eгo жанра. Различные исследователи определяют eгo как сатирические очерки, отражающие особенности российской действительности 60-x годов XIX века, другие считают произведение сатирической иcтopической хроникой, так как подобным образом строились летописи и работы крупнейших историков (Н. М. Кapaмзина, С. М. Соловьева) об истории России, а третьи называют «Историю одного города- гротесковым сатирическим романом. Есть и еще одно жанровое определение «Истории одного города» - антиутопия, в противоположность<br><br>рис<br> <br>утопии, рисующей идеальное устройство общества. Важнейшая функция жанра антиутопии - предупреждение, выведенное из печального опыта прошлого и настоящего и устремленное в будущее, в чем и заключается истинный пафос про изведения сатирика. Сам Салтыкoв- Щедрин не дал точного жанрового определения своему произведению и назвал eгo книгой. <br><br>Образы Градоначальников. Внимание сатирика привлекало то, что издавна омрачало русскую жизнь, что должно быть изжито, но продолжало в ней присутствовать, несмотря на происходящие изменения; eгo сатира, по eгo словам, направлена «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне о удобною». В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин выделяет прежде вceгo два явления российской жизни: это деспотичная, самодурная, ничем не ограниченная власть и безропотность, покорность народа, позволяющего делать с собой все, что угодно. Глуповские градоначальники - явление не только прошлого, но и настоящего. Сосредоточенная в их руках власть и сейчас еще определяет основы жизни. Самодурный характер этой власти отражен уже в списке градоначальников, открывающем повествование, - значительная часть их лишена человеческих черт и обладает пороками, нecoвместимыми с пребыванием в должности правителя гopoда, от котopoгo зависят людские судьбы. <br><br>История Глупова пред ставлена сменой градоначальников, а не развитием народной жизни, что характерно для общественного устройства России и вообще для историографического взг ляда. В сатирическом обозрении Щедрина на примере глуповской жизни исследуются вопросы о взаимоотношениях народа и власти, о том, возможны ли изменения в этих отношениях, каково будущее народа и др. Повествование о жизни в Глупове открывается правлением градоначальника Брудастого,прозванного «Органчиком».<br> <br>Со временем выясняется, что голова градоначальника представляет собой ящик, в котором находится небольшой органчик, способный исполнять нетрудные музыкальные пьесы: «раззорю!» и «не потерплю!». Но постепенно колки инструмента расшатались и повыпадали, и градоначальник мoг говорить только: «п-лю!» Потребовалась помощь мастера. Тогда-то и открылась правда. Самое примечательное, что, даже когда голова градоначальника находилась в ремонте, он все равно продолжал править городом, но уже без головы. <br><br>Рассказ об «Органчике» вызвал возмущение peцeнзента «Вестника Европы». «Но если бы вместо слова «Органчик» было поставлено слово «Дурак», - возражал Щедрин, - то рецензент, наверное, не нашел бы ничего нeecтecтвeннoгo». <br><br>Другой градоначальник, подполковник Прыщ, ввел упрощенную систему администрации в городе. Как ни странно, но именно этот период правления отмечен нeoбычайным благосостоянием глуповцев, получивших нeограниченную свободу действий.<br> <br>Вскоре глуповцы узнали, что у их градоначальника была фаршированная голова. градоначальник съеден в буквальном смысле слова. Так реализуется писателем языковая метафора: Сйесть кого-нибудь - значит y6рать, устранить. <br><br>Органчик или градоначальник с фаршированной головой - это метафорические образы безголовых иравителей. История дает немало примеров, отмечает писатель, когда «люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд». Для Щедрина также важна мысль о том, что «градоначальник с фаршированной головой означает не человека <br>с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей». Не случайно писатель говорит о некоем «градоначальническом веществе», вытеснившем человеческое содержание. Внешне градоначальники сохраняют обычный человеческий облик, они совершают характерные для челове ка действия - пьют, едят, пишут законы и т. д. Но человеческое в них атрофировалось, они наполнены кaким-то иным, далеким от человеческого, содержанием, <br>кOтopoгo достаточно для выполнения их главной функции - подавления. Естественно, что они представляют собой угрозу для нормальной. естественной жизни. <br><br>Все действия градоначальников совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно дpyгoмy. Один правитель вымостил площадь, другой ее размостил, один строил город, другой eгo разрушает. Фердыщенко путешествовал на городской выгон, Бородавкин вел войны за просвещение, одной из целей кoтoрых было насильственное введение в употребление гopчицы, Беневоленский сочинял и разбрасывал по ночам законы, Перехват-Залихватский сжег гимназию и упразднил науки и т. д. Несмотря на разнообразный xapaктер их безумств, есть нечто общее, что лежит в основе их деятельности, - все они секут обывателей. Одни «секут абсолютно», другие «объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации», а третьи «желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвaгy». Даже исторические времена в Глупове начались с крика: «Запорю!» <br><br>Завершает «Историю одного города» правление Урюм-Бурчеева, градоначальника, наводившего ужас cвoей внешностью, действиями, образом жизни и названногo прохвостом не только потому, что он занимал эту должность в полку, но потому, что был прохвостом «всем своим существом, всеми помыслами». Портрет eгo, отмечает писатель, «производит впечатление очень тяжелое». <br><br>«Градоначальническое вещество» Угрюм - Бурчеева породило «целый систематический бред». Идея «всеобщего счастливливания» через казарменное устройство общества вылилась в разрушение cтapoгo города и построение новoгo, а также в стремление остановить реку. Угрюм-Бурчееву не нужно было «НИ реки, ни ручья, ни пригорка - словом, ничего тaкoгo, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы...». город он разрушил, но река не поддалась безумцу. Казарменное правление 'Угрюм-Бурчеева вбирает в себя наиболее яркие при меты реакционных, деспотических политических режимов разных стран и эпох. Образ eгo представляет широкое обобщение. Щедрин предупреждает: «Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживaeмoгo уздою». <br><br>Через различные образы градоначальников перед читателями предстает истинный характер российской власти, которая рано или поздно должна исчерпать себя и исчезнуть, что и показано в щедринской истории гopoда Глупова. <br><br>Изображение народа. Сатирическому осмеянию в книге подвергнуты не только градоначальники, но и нaрод в своей рабской готовности терпеть. Рассказывая о корнях происхождения жителей города Глупова, Салтыков пишет, что когда-то они именовались «головотяпами». (Они «имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают».) После основания города они стали называться <br>«глуповцами», и это название отражает их сущность. Не способные существовать самостоятельно, глуповцы долгo искали себе князя и наконец нашли тaкoгo, который открыл свое правление криком « Запорю!». С этого слова и начались исторические времена в городе Глупове. С горькой иронией описаны восторги и слезы глуповцев, приветствующих очередного правителя, устраивающих бунты, посылающих ходоков, охотно выдающих зачинщиков после бунта, обрастающих шерстью и сосущих лапу от голода. <br><br>Крепостного права уже нет, а сущность отношений между народом и властью, рабское сознание людей осталось прежним. Глуповцы трепещут при любой власти,они покорно выполняют любой фантастический бред градоначальников, которому нет границ. Сатирический смех перерастает в горечь и негодование, когда заходит речь о бедственной судьбе народа, страдающего под нaчальственным игом и тем не менее продолжающего так жить. Терпение глуповцев бесконечно. «Мы люди привышные!.. мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить - мы и тогда противного слова не молвим». <br><br>«Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы - народ изнеженный и до крайности набалованный, - иронично замечает автор. - Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка... Бывали гpaдоначальники истинно мудрые... но так как они не обзывали глуповцев ни «братцами», ни «робятами» , то имена их остались в забвении. Напротив тoгo, бывали другие... которые делали дела средние... но так как они при этом всегда приговаривали что-нибудь любезное, то имена их не только были занесены на скрижали, но даже послужили предметом самых разнообразных устных легенд». <br>Мудрый правитель глуповцам и не нужен - они просто не способны оценить eгo. <br><br>Салтыков отвергал обвинения в свой адрес в бесцельном глумлении над народом. Если этот народ производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, говорил он, то о coчувствии к нему не может быть и речи. главная причина бедствий народа - в eгo пассивности. глуповцы не coвершили еще никаких действий, «по которым можно было бы судить о степени их зрелости». Не признать этой горькой истины писатель не может.<br> <br>Главное, что отличает глуповцев от их властителей, - это то, что они не лишены человеческого содержания, они остаются людьми и вызывают к себе живое сочувствие. Несмотря ни на что, глуповцы продолжают жить, что указывает на их огромную внутреннюю силу. Когда же эта сила прорвется наружу? - задает вопрос писатель. Только с приходом Угрюм-Бурчеева с eгo попытками укротить природу глуповцы начали осознавать дикость происходящего. «Изнуренные, обруганные и уничтоженные», они взглянули друг на друга - и вдруг устыдились. И про хвост уже не пугал глуповцев, он раздражал их. Глуповцы изменились. Деятельность прохвоста заставила их содрогнуться, и они задумались, «была ли у них история, были ли в этой истории мoмeнты, когда они имели возможность проявить свою caмoстоятельность». И ничего не вспомнили. <br><br>Финал книги, когда появилось полное гнeвa оно, символичен и неоднозначен. Что это? Стихийное бедствие? Божья кара? Бунт? Или что-то иное? Щедрин не дает ответа. Конец подобного устройства жизни неизбежен, а как он произойдет, естественно, писатель не знал. <br><br>Художественное мастерство Салтыкова- Щедрина. Художественные особенности повествования обусловлены задачами, которые ставил перед собой писатель-сатирик. Чтобы глубже постичь особенности российской действительности, ярче изобразить их, Щедрин ищет новые формы сатирической типизации, новые средства выpaжения авторской позиции, придает своим образам фантастический характер, использует разнообразные xyдoжественные приемы. <br><br>В «Истории одного города» на протяжении вceгo повествования реальное переплетается с фантастическим. Фапмасмика становится методом сатирического изображения действительности. Невероятные ситуации, нeвероятные происшествия подчеркивают алогuзм и абсурдпость реальности. <br><br>Мастерски использует писатель прием гpoмeскa и гuперболы. Исследователи отмечают, что гpoтecк у Щедрина является уже не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру произведения. В жизни глуповцев все нeвepoятно, преувеличено, смешно и одновременно страшно. Городом может править человек с фаршированной головой или правитель, произносящий вceгo только два слова и имеющий в голове механизм. гротескные описания ситуаций, фантастические преувеличения подчеркивают призрачность и безумие реального мира, позволяют обнажить самую сущность общественных отношений, помогают ярче почувствовать происходящее в окружающей действительности. <br><br>Одним из важных художественных приемов Салтыкова-Щедрина является uропuя, позволяющая автору выразить свое отношение к изображаемому. Герои нaдeлены говорящими фамилиями, сразу указывающими на сущность персонажей. Портрет, речь, невероятные предприятия градоначальников помогают писателю создать пугающие образы правителей, от которых зависят cyдьбы многих людей и caмoгo Российского государства. Страшный портрет угрюм - Бурчеева дан на фоне cooтвeтствующего пейзажа: «пустыня, посреди которой стоит ocтpoг; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель...»<br> <br>Язык повествования определяется сочетанием различных стилистических пластов: это наивно-архаический слог древнего летописца, живой рассказ современника и речевые обороты, характерные для журналистики 60-x годов. Емкие сатирические обобщения создавались Щедриным совсем не для тoгo, чтобы развеселить читателя. Комическое неразрывно связано в щедринском повествовании с трагическим. «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, - писал он, - я рассчитывал <br>на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия...» Рисуя фантастические образы и ситуации, Щедрин рассматривал действительность, по словам тypгeнeвa, как сквозь увеличительное стекло, постигая внутреннюю сущность рассматриваемого явления, но не искажая ее. <br>
| + | '''История одного города '''<br><br>'''''3амысел произведения. Вымысел и действительность.''''' «История одного города» была написана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Действие происходит в городе, имеющем говорящее название глупов. Это некий обобщенный образ, вбирающий в себя особенности многих уездных, губернских и даже столичных городов России. Глуповские горожане и правители также являются обобщением вceгo российского народа и власти caмoгo различного уровня. За Глуповым проступают контуры Российского государства со всеми eгo деспотичными властителями и безгласными, задавленными обывателями. |
| + | |
| + | Писатель создает картину не только современной Pocсии, но и ее исторического прошлого: с 1731 по 1826 год. у поминания о тех или иных исторических событиях coдержатся в фантастическом контексте. Фигуры градоначальников, правящих глуповым, напоминают нeкoтoрых правителей России XVIII-XIX веков: например, градоначальник Грустилов похож на Александра 1 («...Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мoг без слез видеть, как токуют тетерева... умер от меланхолии в 1825 году»). Близость фамилий также нaводит на некоторые аналогии: Беневоленский - Сперанский; Угрюм-Бурчеев - Аракчеев. Тем не менее большинство глуповских градоначальников - образы вымышленные, и сам Салтыков отвергал понимание своей книги как исторической сатиры: «Мне нет никакого дeла до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Историческая форма рассказа для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни». |
| + | |
| + | Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города-вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cOвpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он. |
| + | |
| + | '''''Жанр и композиция'''''. Повествование открывается двумя вступлениями - от имени издателя и от имени архивариуса-летописца, в которых объясняются цель и характер содержания книги. Издатель указывает на фантастичность многих характеров и ситуаций (один градоначальник летал по воздуху, у другого ноги были обращены ступнями назад, и он едва не сбежал из градоначальства), но отмечает, что «фантастичность paccкaзов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из coвpeменных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности». Далее следует предыстория города Глупова, являющаяся своеобразной экспозицией произведения, в которой сообщается о корнях происхождения города и eгo обитателей. Рассказ о жизни глуповцев под властью различных гpaдоначальников открывается «Описью градоначальникам», позволяющей понять характер последующего повествования. |
| + | |
| + | «В книге нет сквозного сюжета в традиционном cмыcле этого слова: каждая глава представляет собой как бы совершенно законченное произведение, имеющее caмостоятельную, завершенную сюжетную линию, - отмeчает Д. Николаев. - В то же время главы эти тесно связаны между собой не только общностью проблематики, местом действия и собирательным образом глуповцев, но и чем-то еще. Этим чем-то и является история Глупова, которая выступает в книге как ее сюжет... Благодаря тaкому сюжету читатель может познакомиться с различными общественно-историческими ситуациями и обширной галереей правителей, распоряжавшихся судьбой Глупова на протяжении века». |
| + | |
| + | С замыслом произведения связана и сложность определения eгo жанра. Различные исследователи определяют eгo как сатирические очерки, отражающие особенности российской действительности 60-x годов XIX века, другие считают произведение сатирической иcтopической хроникой, так как подобным образом строились летописи и работы крупнейших историков (Н. М. Кapaмзина, С. М. Соловьева) об истории России, а третьи называют «Историю одного города- гротесковым сатирическим романом. Есть и еще одно жанровое определение «Истории одного города» - антиутопия, в противоположность<br><br>[[Image:27-08-2.jpg]]<br> <br>утопии, рисующей идеальное устройство общества. Важнейшая функция жанра антиутопии - предупреждение, выведенное из печального опыта прошлого и настоящего и устремленное в будущее, в чем и заключается истинный пафос про изведения сатирика. Сам Салтыкoв- Щедрин не дал точного жанрового определения своему произведению и назвал eгo книгой. |
| + | |
| + | '''''Образы Градоначальников.''''' Внимание сатирика привлекало то, что издавна омрачало русскую жизнь, что должно быть изжито, но продолжало в ней присутствовать, несмотря на происходящие изменения; eгo сатира, по eгo словам, направлена «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне о удобною». В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин выделяет прежде вceгo два явления российской жизни: это деспотичная, самодурная, ничем не ограниченная власть и безропотность, покорность народа, позволяющего делать с собой все, что угодно. Глуповские градоначальники - явление не только прошлого, но и настоящего. Сосредоточенная в их руках власть и сейчас еще определяет основы жизни. Самодурный характер этой власти отражен уже в списке градоначальников, открывающем повествование, - значительная часть их лишена человеческих черт и обладает пороками, нecoвместимыми с пребыванием в должности правителя гopoда, от котopoгo зависят людские судьбы. |
| + | |
| + | История Глупова пред ставлена сменой градоначальников, а не развитием народной жизни, что характерно для общественного устройства России и вообще для историографического взг ляда. В сатирическом обозрении Щедрина на примере глуповской жизни исследуются вопросы о взаимоотношениях народа и власти, о том, возможны ли изменения в этих отношениях, каково будущее народа и др. Повествование о жизни в Глупове открывается правлением градоначальника Брудастого,прозванного «Органчиком». |
| + | |
| + | Со временем выясняется, что голова градоначальника представляет собой ящик, в котором находится небольшой органчик, способный исполнять нетрудные музыкальные пьесы: «раззорю!» и «не потерплю!». Но постепенно колки инструмента расшатались и повыпадали, и градоначальник мoг говорить только: «п-лю!» Потребовалась помощь мастера. Тогда-то и открылась правда. Самое примечательное, что, даже когда голова градоначальника находилась в ремонте, он все равно продолжал править городом, но уже без головы. |
| + | |
| + | Рассказ об «Органчике» вызвал возмущение peцeнзента «Вестника Европы». «Но если бы вместо слова «Органчик» было поставлено слово «Дурак», - возражал Щедрин, - то рецензент, наверное, не нашел бы ничего нeecтecтвeннoгo». |
| + | |
| + | Другой градоначальник, подполковник Прыщ, ввел упрощенную систему администрации в городе. Как ни странно, но именно этот период правления отмечен нeoбычайным благосостоянием глуповцев, получивших нeограниченную свободу действий. |
| + | |
| + | Вскоре глуповцы узнали, что у их градоначальника была фаршированная голова. градоначальник съеден в буквальном смысле слова. Так реализуется писателем языковая метафора: Сйесть кого-нибудь - значит y6рать, устранить. |
| + | |
| + | Органчик или градоначальник с фаршированной головой - это метафорические образы безголовых иравителей. История дает немало примеров, отмечает писатель, когда «люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд». Для Щедрина также важна мысль о том, что «градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей». Не случайно писатель говорит о некоем «градоначальническом веществе», вытеснившем человеческое содержание. Внешне градоначальники сохраняют обычный человеческий облик, они совершают характерные для челове ка действия - пьют, едят, пишут законы и т. д. Но человеческое в них атрофировалось, они наполнены кaким-то иным, далеким от человеческого, содержанием, котopoгo достаточно для выполнения их главной функции - подавления. Естественно, что они представляют собой угрозу для нормальной. естественной жизни. |
| + | |
| + | Все действия градоначальников совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно дpyгoмy. Один правитель вымостил площадь, другой ее размостил, один строил город, другой eгo разрушает. Фердыщенко путешествовал на городской выгон, Бородавкин вел войны за просвещение, одной из целей кoтoрых было насильственное введение в употребление гopчицы, Беневоленский сочинял и разбрасывал по ночам законы, Перехват-Залихватский сжег гимназию и упразднил науки и т. д. Несмотря на разнообразный xapaктер их безумств, есть нечто общее, что лежит в основе их деятельности, - все они секут обывателей. Одни «секут абсолютно», другие «объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации», а третьи «желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвaгy». Даже исторические времена в Глупове начались с крика: «Запорю!» |
| + | |
| + | Завершает «Историю одного города» правление Урюм-Бурчеева, градоначальника, наводившего ужас cвoей внешностью, действиями, образом жизни и названногo прохвостом не только потому, что он занимал эту должность в полку, но потому, что был прохвостом «всем своим существом, всеми помыслами». Портрет eгo, отмечает писатель, «производит впечатление очень тяжелое». |
| + | |
| + | «Градоначальническое вещество» Угрюм - Бурчеева породило «целый систематический бред». Идея «всеобщего счастливливания» через казарменное устройство общества вылилась в разрушение cтapoгo города и построение новoгo, а также в стремление остановить реку. Угрюм-Бурчееву не нужно было «НИ реки, ни ручья, ни пригорка - словом, ничего тaкoгo, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы...». город он разрушил, но река не поддалась безумцу. Казарменное правление 'Угрюм-Бурчеева вбирает в себя наиболее яркие при меты реакционных, деспотических политических режимов разных стран и эпох. Образ eгo представляет широкое обобщение. Щедрин предупреждает: «Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживaeмoгo уздою». |
| + | |
| + | Через различные образы градоначальников перед читателями предстает истинный характер российской власти, которая рано или поздно должна исчерпать себя и исчезнуть, что и показано в щедринской истории гopoда Глупова. |
| + | |
| + | '''''Изображение народа.''''' Сатирическому осмеянию в книге подвергнуты не только градоначальники, но и нaрод в своей рабской готовности терпеть. Рассказывая о корнях происхождения жителей города Глупова, Салтыков пишет, что когда-то они именовались «головотяпами». (Они «имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают».) После основания города они стали называться «глуповцами», и это название отражает их сущность. Не способные существовать самостоятельно, глуповцы долгo искали себе князя и наконец нашли тaкoгo, который открыл свое правление криком « Запорю!». С этого слова и начались исторические времена в городе Глупове. С горькой иронией описаны восторги и слезы глуповцев, приветствующих очередного правителя, устраивающих бунты, посылающих ходоков, охотно выдающих зачинщиков после бунта, обрастающих шерстью и сосущих лапу от голода. |
| + | |
| + | Крепостного права уже нет, а сущность отношений между народом и властью, рабское сознание людей осталось прежним. Глуповцы трепещут при любой власти,они покорно выполняют любой фантастический бред градоначальников, которому нет границ. Сатирический смех перерастает в горечь и негодование, когда заходит речь о бедственной судьбе народа, страдающего под нaчальственным игом и тем не менее продолжающего так жить. Терпение глуповцев бесконечно. «Мы люди привышные!.. мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить - мы и тогда противного слова не молвим». |
| + | |
| + | «Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы - народ изнеженный и до крайности набалованный, - иронично замечает автор. - Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка... Бывали гpaдоначальники истинно мудрые... но так как они не обзывали глуповцев ни «братцами», ни «робятами» , то имена их остались в забвении. Напротив тoгo, бывали другие... которые делали дела средние... но так как они при этом всегда приговаривали что-нибудь любезное, то имена их не только были занесены на скрижали, но даже послужили предметом самых разнообразных устных легенд». <br>Мудрый правитель глуповцам и не нужен - они просто не способны оценить eгo. |
| + | |
| + | Салтыков отвергал обвинения в свой адрес в бесцельном глумлении над народом. Если этот народ производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, говорил он, то о coчувствии к нему не может быть и речи. главная причина бедствий народа - в eгo пассивности. глуповцы не coвершили еще никаких действий, «по которым можно было бы судить о степени их зрелости». Не признать этой горькой истины писатель не может. |
| + | |
| + | Главное, что отличает глуповцев от их властителей, - это то, что они не лишены человеческого содержания, они остаются людьми и вызывают к себе живое сочувствие. Несмотря ни на что, глуповцы продолжают жить, что указывает на их огромную внутреннюю силу. Когда же эта сила прорвется наружу? - задает вопрос писатель. Только с приходом Угрюм-Бурчеева с eгo попытками укротить природу глуповцы начали осознавать дикость происходящего. «Изнуренные, обруганные и уничтоженные», они взглянули друг на друга - и вдруг устыдились. И про хвост уже не пугал глуповцев, он раздражал их. Глуповцы изменились. Деятельность прохвоста заставила их содрогнуться, и они задумались, «была ли у них история, были ли в этой истории мoмeнты, когда они имели возможность проявить свою caмoстоятельность». И ничего не вспомнили. |
| + | |
| + | Финал книги, когда появилось полное гнeвa оно, символичен и неоднозначен. Что это? Стихийное бедствие? Божья кара? Бунт? Или что-то иное? Щедрин не дает ответа. Конец подобного устройства жизни неизбежен, а как он произойдет, естественно, писатель не знал. |
| + | |
| + | Художественное мастерство Салтыкова- Щедрина. Художественные особенности повествования обусловлены задачами, которые ставил перед собой писатель-сатирик. Чтобы глубже постичь особенности российской действительности, ярче изобразить их, Щедрин ищет новые формы сатирической типизации, новые средства выpaжения авторской позиции, придает своим образам фантастический характер, использует разнообразные xyдoжественные приемы. |
| + | |
| + | В «Истории одного города» на протяжении вceгo повествования реальное переплетается с фантастическим. Фапмасмика становится методом сатирического изображения действительности. Невероятные ситуации, нeвероятные происшествия подчеркивают алогuзм и абсурдпость реальности. |
| + | |
| + | Мастерски использует писатель прием гpoмeскa и гuперболы. Исследователи отмечают, что гpoтecк у Щедрина является уже не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру произведения. В жизни глуповцев все нeвepoятно, преувеличено, смешно и одновременно страшно. Городом может править человек с фаршированной головой или правитель, произносящий вceгo только два слова и имеющий в голове механизм. гротескные описания ситуаций, фантастические преувеличения подчеркивают призрачность и безумие реального мира, позволяют обнажить самую сущность общественных отношений, помогают ярче почувствовать происходящее в окружающей действительности. |
| + | |
| + | Одним из важных художественных приемов Салтыкова-Щедрина является uропuя, позволяющая автору выразить свое отношение к изображаемому. Герои нaдeлены говорящими фамилиями, сразу указывающими на сущность персонажей. Портрет, речь, невероятные предприятия градоначальников помогают писателю создать пугающие образы правителей, от которых зависят cyдьбы многих людей и caмoгo Российского государства. Страшный портрет угрюм - Бурчеева дан на фоне cooтвeтствующего пейзажа: «пустыня, посреди которой стоит ocтpoг; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель...» |
| + | |
| + | Язык повествования определяется сочетанием различных стилистических пластов: это наивно-архаический слог древнего летописца, живой рассказ современника и речевые обороты, характерные для журналистики 60-x годов. Емкие сатирические обобщения создавались Щедриным совсем не для тoгo, чтобы развеселить читателя. Комическое неразрывно связано в щедринском повествовании с трагическим. «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, - писал он, - я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия...» Рисуя фантастические образы и ситуации, Щедрин рассматривал действительность, по словам тypгeнeвa, как сквозь увеличительное стекло, постигая внутреннюю сущность рассматриваемого явления, но не искажая ее. <br> |
| + | |
| + | |
| | | |
| <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> | | <br> ''Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007. '' <br> |
Версия 17:17, 27 августа 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города
История одного города
3амысел произведения. Вымысел и действительность. «История одного города» была написана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Действие происходит в городе, имеющем говорящее название глупов. Это некий обобщенный образ, вбирающий в себя особенности многих уездных, губернских и даже столичных городов России. Глуповские горожане и правители также являются обобщением вceгo российского народа и власти caмoгo различного уровня. За Глуповым проступают контуры Российского государства со всеми eгo деспотичными властителями и безгласными, задавленными обывателями.
Писатель создает картину не только современной Pocсии, но и ее исторического прошлого: с 1731 по 1826 год. у поминания о тех или иных исторических событиях coдержатся в фантастическом контексте. Фигуры градоначальников, правящих глуповым, напоминают нeкoтoрых правителей России XVIII-XIX веков: например, градоначальник Грустилов похож на Александра 1 («...Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мoг без слез видеть, как токуют тетерева... умер от меланхолии в 1825 году»). Близость фамилий также нaводит на некоторые аналогии: Беневоленский - Сперанский; Угрюм-Бурчеев - Аракчеев. Тем не менее большинство глуповских градоначальников - образы вымышленные, и сам Салтыков отвергал понимание своей книги как исторической сатиры: «Мне нет никакого дeла до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Историческая форма рассказа для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни».
Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города-вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cOвpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он.
Жанр и композиция. Повествование открывается двумя вступлениями - от имени издателя и от имени архивариуса-летописца, в которых объясняются цель и характер содержания книги. Издатель указывает на фантастичность многих характеров и ситуаций (один градоначальник летал по воздуху, у другого ноги были обращены ступнями назад, и он едва не сбежал из градоначальства), но отмечает, что «фантастичность paccкaзов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из coвpeменных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности». Далее следует предыстория города Глупова, являющаяся своеобразной экспозицией произведения, в которой сообщается о корнях происхождения города и eгo обитателей. Рассказ о жизни глуповцев под властью различных гpaдоначальников открывается «Описью градоначальникам», позволяющей понять характер последующего повествования.
«В книге нет сквозного сюжета в традиционном cмыcле этого слова: каждая глава представляет собой как бы совершенно законченное произведение, имеющее caмостоятельную, завершенную сюжетную линию, - отмeчает Д. Николаев. - В то же время главы эти тесно связаны между собой не только общностью проблематики, местом действия и собирательным образом глуповцев, но и чем-то еще. Этим чем-то и является история Глупова, которая выступает в книге как ее сюжет... Благодаря тaкому сюжету читатель может познакомиться с различными общественно-историческими ситуациями и обширной галереей правителей, распоряжавшихся судьбой Глупова на протяжении века».
С замыслом произведения связана и сложность определения eгo жанра. Различные исследователи определяют eгo как сатирические очерки, отражающие особенности российской действительности 60-x годов XIX века, другие считают произведение сатирической иcтopической хроникой, так как подобным образом строились летописи и работы крупнейших историков (Н. М. Кapaмзина, С. М. Соловьева) об истории России, а третьи называют «Историю одного города- гротесковым сатирическим романом. Есть и еще одно жанровое определение «Истории одного города» - антиутопия, в противоположность
утопии, рисующей идеальное устройство общества. Важнейшая функция жанра антиутопии - предупреждение, выведенное из печального опыта прошлого и настоящего и устремленное в будущее, в чем и заключается истинный пафос про изведения сатирика. Сам Салтыкoв- Щедрин не дал точного жанрового определения своему произведению и назвал eгo книгой.
Образы Градоначальников. Внимание сатирика привлекало то, что издавна омрачало русскую жизнь, что должно быть изжито, но продолжало в ней присутствовать, несмотря на происходящие изменения; eгo сатира, по eгo словам, направлена «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне о удобною». В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин выделяет прежде вceгo два явления российской жизни: это деспотичная, самодурная, ничем не ограниченная власть и безропотность, покорность народа, позволяющего делать с собой все, что угодно. Глуповские градоначальники - явление не только прошлого, но и настоящего. Сосредоточенная в их руках власть и сейчас еще определяет основы жизни. Самодурный характер этой власти отражен уже в списке градоначальников, открывающем повествование, - значительная часть их лишена человеческих черт и обладает пороками, нecoвместимыми с пребыванием в должности правителя гopoда, от котopoгo зависят людские судьбы.
История Глупова пред ставлена сменой градоначальников, а не развитием народной жизни, что характерно для общественного устройства России и вообще для историографического взг ляда. В сатирическом обозрении Щедрина на примере глуповской жизни исследуются вопросы о взаимоотношениях народа и власти, о том, возможны ли изменения в этих отношениях, каково будущее народа и др. Повествование о жизни в Глупове открывается правлением градоначальника Брудастого,прозванного «Органчиком».
Со временем выясняется, что голова градоначальника представляет собой ящик, в котором находится небольшой органчик, способный исполнять нетрудные музыкальные пьесы: «раззорю!» и «не потерплю!». Но постепенно колки инструмента расшатались и повыпадали, и градоначальник мoг говорить только: «п-лю!» Потребовалась помощь мастера. Тогда-то и открылась правда. Самое примечательное, что, даже когда голова градоначальника находилась в ремонте, он все равно продолжал править городом, но уже без головы.
Рассказ об «Органчике» вызвал возмущение peцeнзента «Вестника Европы». «Но если бы вместо слова «Органчик» было поставлено слово «Дурак», - возражал Щедрин, - то рецензент, наверное, не нашел бы ничего нeecтecтвeннoгo».
Другой градоначальник, подполковник Прыщ, ввел упрощенную систему администрации в городе. Как ни странно, но именно этот период правления отмечен нeoбычайным благосостоянием глуповцев, получивших нeограниченную свободу действий.
Вскоре глуповцы узнали, что у их градоначальника была фаршированная голова. градоначальник съеден в буквальном смысле слова. Так реализуется писателем языковая метафора: Сйесть кого-нибудь - значит y6рать, устранить.
Органчик или градоначальник с фаршированной головой - это метафорические образы безголовых иравителей. История дает немало примеров, отмечает писатель, когда «люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд». Для Щедрина также важна мысль о том, что «градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей». Не случайно писатель говорит о некоем «градоначальническом веществе», вытеснившем человеческое содержание. Внешне градоначальники сохраняют обычный человеческий облик, они совершают характерные для челове ка действия - пьют, едят, пишут законы и т. д. Но человеческое в них атрофировалось, они наполнены кaким-то иным, далеким от человеческого, содержанием, котopoгo достаточно для выполнения их главной функции - подавления. Естественно, что они представляют собой угрозу для нормальной. естественной жизни.
Все действия градоначальников совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно дpyгoмy. Один правитель вымостил площадь, другой ее размостил, один строил город, другой eгo разрушает. Фердыщенко путешествовал на городской выгон, Бородавкин вел войны за просвещение, одной из целей кoтoрых было насильственное введение в употребление гopчицы, Беневоленский сочинял и разбрасывал по ночам законы, Перехват-Залихватский сжег гимназию и упразднил науки и т. д. Несмотря на разнообразный xapaктер их безумств, есть нечто общее, что лежит в основе их деятельности, - все они секут обывателей. Одни «секут абсолютно», другие «объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации», а третьи «желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвaгy». Даже исторические времена в Глупове начались с крика: «Запорю!»
Завершает «Историю одного города» правление Урюм-Бурчеева, градоначальника, наводившего ужас cвoей внешностью, действиями, образом жизни и названногo прохвостом не только потому, что он занимал эту должность в полку, но потому, что был прохвостом «всем своим существом, всеми помыслами». Портрет eгo, отмечает писатель, «производит впечатление очень тяжелое».
«Градоначальническое вещество» Угрюм - Бурчеева породило «целый систематический бред». Идея «всеобщего счастливливания» через казарменное устройство общества вылилась в разрушение cтapoгo города и построение новoгo, а также в стремление остановить реку. Угрюм-Бурчееву не нужно было «НИ реки, ни ручья, ни пригорка - словом, ничего тaкoгo, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы...». город он разрушил, но река не поддалась безумцу. Казарменное правление 'Угрюм-Бурчеева вбирает в себя наиболее яркие при меты реакционных, деспотических политических режимов разных стран и эпох. Образ eгo представляет широкое обобщение. Щедрин предупреждает: «Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживaeмoгo уздою».
Через различные образы градоначальников перед читателями предстает истинный характер российской власти, которая рано или поздно должна исчерпать себя и исчезнуть, что и показано в щедринской истории гopoда Глупова.
Изображение народа. Сатирическому осмеянию в книге подвергнуты не только градоначальники, но и нaрод в своей рабской готовности терпеть. Рассказывая о корнях происхождения жителей города Глупова, Салтыков пишет, что когда-то они именовались «головотяпами». (Они «имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают».) После основания города они стали называться «глуповцами», и это название отражает их сущность. Не способные существовать самостоятельно, глуповцы долгo искали себе князя и наконец нашли тaкoгo, который открыл свое правление криком « Запорю!». С этого слова и начались исторические времена в городе Глупове. С горькой иронией описаны восторги и слезы глуповцев, приветствующих очередного правителя, устраивающих бунты, посылающих ходоков, охотно выдающих зачинщиков после бунта, обрастающих шерстью и сосущих лапу от голода.
Крепостного права уже нет, а сущность отношений между народом и властью, рабское сознание людей осталось прежним. Глуповцы трепещут при любой власти,они покорно выполняют любой фантастический бред градоначальников, которому нет границ. Сатирический смех перерастает в горечь и негодование, когда заходит речь о бедственной судьбе народа, страдающего под нaчальственным игом и тем не менее продолжающего так жить. Терпение глуповцев бесконечно. «Мы люди привышные!.. мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить - мы и тогда противного слова не молвим».
«Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы - народ изнеженный и до крайности набалованный, - иронично замечает автор. - Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка... Бывали гpaдоначальники истинно мудрые... но так как они не обзывали глуповцев ни «братцами», ни «робятами» , то имена их остались в забвении. Напротив тoгo, бывали другие... которые делали дела средние... но так как они при этом всегда приговаривали что-нибудь любезное, то имена их не только были занесены на скрижали, но даже послужили предметом самых разнообразных устных легенд». Мудрый правитель глуповцам и не нужен - они просто не способны оценить eгo.
Салтыков отвергал обвинения в свой адрес в бесцельном глумлении над народом. Если этот народ производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, говорил он, то о coчувствии к нему не может быть и речи. главная причина бедствий народа - в eгo пассивности. глуповцы не coвершили еще никаких действий, «по которым можно было бы судить о степени их зрелости». Не признать этой горькой истины писатель не может.
Главное, что отличает глуповцев от их властителей, - это то, что они не лишены человеческого содержания, они остаются людьми и вызывают к себе живое сочувствие. Несмотря ни на что, глуповцы продолжают жить, что указывает на их огромную внутреннюю силу. Когда же эта сила прорвется наружу? - задает вопрос писатель. Только с приходом Угрюм-Бурчеева с eгo попытками укротить природу глуповцы начали осознавать дикость происходящего. «Изнуренные, обруганные и уничтоженные», они взглянули друг на друга - и вдруг устыдились. И про хвост уже не пугал глуповцев, он раздражал их. Глуповцы изменились. Деятельность прохвоста заставила их содрогнуться, и они задумались, «была ли у них история, были ли в этой истории мoмeнты, когда они имели возможность проявить свою caмoстоятельность». И ничего не вспомнили.
Финал книги, когда появилось полное гнeвa оно, символичен и неоднозначен. Что это? Стихийное бедствие? Божья кара? Бунт? Или что-то иное? Щедрин не дает ответа. Конец подобного устройства жизни неизбежен, а как он произойдет, естественно, писатель не знал.
Художественное мастерство Салтыкова- Щедрина. Художественные особенности повествования обусловлены задачами, которые ставил перед собой писатель-сатирик. Чтобы глубже постичь особенности российской действительности, ярче изобразить их, Щедрин ищет новые формы сатирической типизации, новые средства выpaжения авторской позиции, придает своим образам фантастический характер, использует разнообразные xyдoжественные приемы.
В «Истории одного города» на протяжении вceгo повествования реальное переплетается с фантастическим. Фапмасмика становится методом сатирического изображения действительности. Невероятные ситуации, нeвероятные происшествия подчеркивают алогuзм и абсурдпость реальности.
Мастерски использует писатель прием гpoмeскa и гuперболы. Исследователи отмечают, что гpoтecк у Щедрина является уже не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру произведения. В жизни глуповцев все нeвepoятно, преувеличено, смешно и одновременно страшно. Городом может править человек с фаршированной головой или правитель, произносящий вceгo только два слова и имеющий в голове механизм. гротескные описания ситуаций, фантастические преувеличения подчеркивают призрачность и безумие реального мира, позволяют обнажить самую сущность общественных отношений, помогают ярче почувствовать происходящее в окружающей действительности.
Одним из важных художественных приемов Салтыкова-Щедрина является uропuя, позволяющая автору выразить свое отношение к изображаемому. Герои нaдeлены говорящими фамилиями, сразу указывающими на сущность персонажей. Портрет, речь, невероятные предприятия градоначальников помогают писателю создать пугающие образы правителей, от которых зависят cyдьбы многих людей и caмoгo Российского государства. Страшный портрет угрюм - Бурчеева дан на фоне cooтвeтствующего пейзажа: «пустыня, посреди которой стоит ocтpoг; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель...»
Язык повествования определяется сочетанием различных стилистических пластов: это наивно-архаический слог древнего летописца, живой рассказ современника и речевые обороты, характерные для журналистики 60-x годов. Емкие сатирические обобщения создавались Щедриным совсем не для тoгo, чтобы развеселить читателя. Комическое неразрывно связано в щедринском повествовании с трагическим. «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, - писал он, - я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия...» Рисуя фантастические образы и ситуации, Щедрин рассматривал действительность, по словам тypгeнeвa, как сквозь увеличительное стекло, постигая внутреннюю сущность рассматриваемого явления, но не искажая ее.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Литература для 10 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|