KNOWLEDGE HYPERMARKET


Природа человека
User16 (Обсуждение | вклад)
(Создана новая страница размером <metakeywords>Гипермаркет Знаний - первый в мире!, Гипермаркет Знаний, Обществозна...)
Следующая правка →

Версия 18:31, 7 сентября 2010

Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 10 класс>> Природа человека




з.
Природа человека

В чем загадка человека? Почему нет единого понимания процесса становления человека? Есть ли смысл в человеческой жизни? Какие проблемы исследуют науки о человеке?

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала ученых, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо. Причем, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? нeмeцкий философ И. Фихте (1762-1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а ко вceму человеческому роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого caмoгo по себе, вне eгo oтношений с другими людьми, т. е. вне общества.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Чтобы уяснить сущность человека, прежде вceгo необходимо понять, как он появился. гениальные догадки вмeсте с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.

Научное исследование происхождения человека (aнтропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился peшающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В ХХ в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

Сегодня исследования процесс а становления человека идут по трем г лавным направлениям. Первое связывает aнтропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека cовpeмeннoгo типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Третье направление занимается уточнением общей теории aнтpoпогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тecнoгo взаимодействия биологических и социальных факторов.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшегo к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются aвстpaлопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Ноmо - Ноmо habilis, или человек умелый. Вид Ното eгecтus, человек прямоходящий, появляется 1 - 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга coвpeмeннoгo человека - 1200- 1600 см 3 ), умел изготавливать дoвольно совершенные орудия охоты, овладел oгнeм, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Eгo прямым потомком и стал Ното sapieпs, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок челове ка на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.
 
Что касается общей теории антропогенеза, то ее ocнoву в течение вceгo ХХ в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением вpeмeни и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики.и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Отличительным свойством человека можно признать eгo стремление к философскому осмыслению мира и себя caмoгo. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает eгo индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек - частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет oгpoмнoe мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установления ми земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. Э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724-1804) и г. гегеля (1770-1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

В ХХ в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900- 1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни - иметь, брать. Смысл жизни других - в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они мoгYт полноценно реализовать себя.

Русский философ С. Л. Франк (1877-1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода... требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает... что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь - это « путь борьбы и отречения - борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла eгo жизни.

Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал еще один наш соотечественник - Н. Н. Трубников (1929-1983). Он писал: «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею,- тоже единственную... Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, xoтя и конечной, но не бесполезной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном - oтношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в eгo детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек coздает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он caмоутверждается и посредством KOтopoгo обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

Вопрос о сущности человека чаще вceгo рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины. В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке гeнoмa человека - совокупности всей гeнeтической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДИК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни И смерти, сущности человека, eгo специфических свойствах.

Психическое - синоним внутpeннeгo мира человека.

Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внYтpeннeгo мира человека во всей eгo мнoгoмepности, сложности и противоречивости.

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология,
социология личности и групп. Человек - это общество в миниатюре. В нем в «свернутом» (концентрированном) виде отражено все общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе в конечном счете изучают человека.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры - мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.

Космическое - еще одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой eгo взаимоотношений со Вселенной. Уже в далеком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосмоса. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кoгo сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в мaкpo- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека
к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.

Однако, несмотря на то что во многих названиях coвременных областей знаний звучит слово -антропология-(культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но все чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась - общее человековедение, теоретическая антропология или просто нaука о человеке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Еще в древности был сформулирован принцип философского познания «Познай caмoгo себя!». Для реализации этого принципа полезно помнить, что человек - cyщество историческое. Каждый из нас как бы «стоит на плечах» многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.

2 В современном мире немало бесчеловечного, жестоKoгo, страшного. Тем важнее осознать значимость человека, понять, в чем смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, понять, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего cтoит жить, а чего стараться избегать, чтобы сохранить в ceбе человека?

3 Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь caмoцeнна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.

4 Помните, что человек - открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы - занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла eгo жизни, обратитесь к работам философов. Но, размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.

5 Имейте в виду, что человековедение - перспективная область развития науки. В ней найдется место для caмых разных ваших дарований и талантов.

Документ

Из работы pyccкoгo философа С. Л. Франка «Смысл жизни».

...Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня,в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» - в политику. борьбу партий и т. п.,- но жизнь уже так устроена, что совсем и нaвceгда отмахнуться от нeгo не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое
всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное
и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не «тeоретический вопрос» , не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и собственно говоря, еще гораздо более стpaшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для yтoления голода. Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» В «обществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла,
и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

И все-таки oгpoмнoe большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от нeгo и находит величайшую жизненную мудрость в такой «Cтpaусовой политике » .

Вопросы и задания к документу

1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?
2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите eгo практическую направленность?
4. Известен ли вам рассказ А. п. Чехова, на который ссылается автор приведенного фрагмента?
5. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чем ограниченность «страусовой политики»?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
2. Какие тeори и положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.
3. Раскройте основные этапы становления человека cOвpeмeннoгo типа.
4. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?
5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
6. Перечислите факторы стaновления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника? 7. Дайте xapaктeристику основных подходов К определению смысла жизни.
8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие - к актуальным?

ЗАДАНИЯ

1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните винтернет.

2. В чем философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на coвpeмeнную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие ученые-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?

4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план тaKoгo сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Человек может быть определен как животное
стыдящееся» .
В. С. Соловьев (1853- 1900). русский философ


Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2009.


Помощь школьнику онлайн, Обществознание для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.