Тема: Лирика. Цель урока: Поэтическое развитие в России.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX - начала XX в. называют "серебряным веком", российским поэтическим ренессансом. Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Новая философия выступает как кригична реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, напротив, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторон человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. К основным ее представителей принадлежат М. Федоров, Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, С. Франк и другие, среди которых одна наиболее непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма произвел выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев . Его философские идеи и художественные образы стоят у истоков русского поэтического символизма.
В течение "серебряного века" в русской поэзии ярко проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтивськое (которое родилось в 60-е и в начале 70-х годов XIX века), блоковские (около 1880-го года), гумилевской (около 1886 года) и поколения 90-х годов, представленное именами Г. Иванова, Г. Адамовича, М. Цветаевой, Р. Ивнев, С. Есенина, В. Маяковского, М. Оцуп, В. Шершеневича и многих других. Значительное количество русских писателей вынуждена эмигрировать за границу (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Саша Черный и многие другие). Разгром русской культуры и поэзии "серебряного века" был окончательно завершен осенью 1922 г. принудительным высылкой из советской России за границу 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей, что положило начало формированию мощной эмиграционной ветви русской литературы и культуры.
Русская поэзия "серебряного века" стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития русской поэзии и одновременно обратилась к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие. В истории развития русской поэзии "серебряного века" наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в российском поэтическом модернизме начала XX века занимают так называемые "новые крестьянские" поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.
Символизм. Первым из новых направлений появился символизм, который и положил начало "серебряного века" русской поэзии. Символизм (греч. зутЬоИоп - условный знак, примета) - литературное направление конца XIX - начала XX века, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Символизм рождается во Франции и как сложившийся литературное направление начинает свою историю с 1880 года, когда Стефан Малларме начинает литературный салон (так называемые "вторники" Малларме), в котором принимают участие молодые поэты. Программные символистские акции проходят в 1886 году, когда печатаются "Сонеты к Вагнера" восьми поэтов (Верлен, Малларме, Пль, Дюжарден т.п.), "Трактат о Слове" Р. Гиля и статья Ж. Мореаса "Литературный манифест. Символизм". С символизмом связывают свое творчество выдающиеся писатели и за пределами Франции. В 1880-е годы начинают свою деятельность бельгийские символисты - поэт Эмиль Верхарн и драматург Морис Метерлинк. На рубеже веков выступили выдающиеся австрийские художники, связанные с символизмом - Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. К символистам принадлежал также польский поэт Болеслав Лесьмян, с художественными принципами символизма соотносятся отдельные произведения немецкого драматурга Гергарта Гауптмана, английского писателя Оскара Уайльда, позднего Генрика Ибсена. В украинскую поэзию символизм вошел с творчеством М. Вороного, Александра Олеся, П. Кар-Манского, В. Пачевского, М. Яцкива и др. Школу символизма прошли такие выдающиеся украинские поэты, как М. Рыльский и П. Тычина, "Солнечные кларнеты" которого составляют вершину украинский символизма.
Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии "серебряного века". Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость и тот авторитет,, которые она потеряла в литературе реализма, ориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли (воспринимая или отталкиваясь от них) другие направления развития русской поэзии начале XX в.и прежде акмеизм и футуризм.
Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов, объединившая Николая Гумилева, Анне Ахматовой, Осипа Мандельштама, Сергея Городецкого, Георгия Иванова, Михаила Зенкевича, Григория Нарбута и "сочувствующих" Михаила Кузмина, Бориса Садовсь-кого и других художников .Довольно часто акмеисты именуют свое направление "адамизмом" (от первого человека, праотца Адама, образ которого в данном случае ассоциировался с выражением естественного и непосредственного "начальное" ясного взгляда на жизнь - в противовес абстрагированном от реальности символизма. Н. Гумилев определял адамизм как " мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь "К течения применялся также термин М. Кузмина" кларизм ", которым поэт называет" прекрасную ясность "как одну из основных принципов новой поэзии. Сначала движение возникло в виде свободной ассоциации нескольких поэтов, отмежевались от символизма, точнее, от "Поэтической академии" Вячеслава Иванова в знак протеста против его уничтожающей критике гумилевской поэмы "Блудный сын" (1911 г.). Молодые поэты создали союз под названием "Цех поэтов" (существовал в 1911-1914 годах, затем возобновил свою деятельность в 1920-1922 годах), охвативший широкое поэтическое круг (до "Цеха поэтов" входил и А. Блок).
Акмеизм, по мнению его представителей, был новым направлением, идущий на смену символизму. Акмеисты принимают символизм за своего "отца", но выступают против его чрезмерного иррационализма и мистицизма.Мандельштам писал, что русские символисты "закупорили все слова, все образы, назначив их исключительно для литургического использования. Сложилась очень неудобная ситуация - ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол, нельзя зажигать огонь, потому что это, возможно, означает нечто такое, что потом сам не будешь рад ".Гумилев в связи противопоставлял "зверя" естественность акмеизма символистские "неврастении". "В акмеистов, - замечал по этому поводу С. Городецкий, - роза опять стала прекрасна сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своей выдуманной сходством с мистическим любовью или еще с чем". Поэтому и поэтика акмеизма фактически не имеет абстрактной метафизики и непонятных мифологических образов. Акмеисты выступили за отображение земного, конкретного, предметного и ясного мира, с его формами, очертаниями, красками и ароматами, за ясность и конкретность слова. Отсюда у акмеистов подчеркнутое внимание к предметным, зримым деталей, не только акцентируют отвлеченный смысл образа, но и наглядно очерчивают его материальные, зримые признаки, часто в акмеистов сознательно выдвигаются в центр восприятия и поэтизируются. Уже в 1933 году О. Мандельштам определял акмеизм как "тоску по мировой культурой". И действительно, поэзия акмеистов полна разнообразными культурными ассоциациями, перекличкой с культурными эпохами прошлого. Поэты течения затрагивают в своих произведениях античности и средневековья (О. Мандельштам), мира славянской мифологии (С. Городецкий) и украинской культуры и быта (В. Нарбут), экзотики Китая и Африки (Н. Гумилев). Футуризм (от лат (шлигат - будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве 10-30-х годов XX века. Родиной футуризма была Италия. В 1909 году итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетги печатает в парижской газете "Фигаро" первый манифест футуризма. Сформированный направление быстро приобретает популярность в Европе. футуристское эстетика базируется на антитрадицийности. Футуризм отказывается от художественного наследия, противопоставляет старой культуре новую антикультуры. футуристы пытаются обновить искусство, литературные формы. Футуризм считает необходимым полное уничтожение синтаксиса и пунктуации, отмена прилагательных и наречий, употребление глаголы только в неопределенной форме. В начале 1910-х годов футуризм возникает и в России. Появление русского футуризма - независимо от итальянского группировки - знаменуют "Пролог егофутуризму" (1911) И. Северянина и сборник "Пощечина общественному вкусу" (1913) поэтов-кубофутурист. Рождение футуризма в России обусловила кризис русского символизма и одновременно желание молодых, радикально настроенных поэтов отмежеваться от акмеизма (если первых они презрительно называли "символятиною", то вторых - "стаей Адамов"). Российские футуристы, так же, как и итальянские, уничтожают "границы между искусством и жизнью, между образом и бытом", они ориентируются на язык улицы, на лубок, рекламу, городской фольклор и плакат.
Футуризм в России состоял из четырех группировок: "Гилея", или кубофутурис-ти, - В. Хлебников, Д. и М. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Гуро, А. Крученых, Б. Лившиц; " Ассоциация эгофутуристов "- И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов," Мезонин поэзии "- В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев," Центрифуга "- С. Бобров, Б Пастернак, Н. Асеев, Божидар. Лицо российского футуризма определяли поэты-кубофутуристи-наиболее радикальная и продуктивная группа (название заимствовано от так называемых художников-ку-бистив, пытавшихся эпатировать зрителя, раскладывая изображаемое в простейшие геометрические фигуры - кубы (откуда и название), линии, цилиндры, прямоугольники и т.п. Именно деятельность кубофутурист, или "будетлян" ("предвестников будущего"), как называл их Хлебников, нередко отождествляется вообще с футуристами в России. "будетлянами", как и художники группы Маринетти, объявляют войну традиции: в знаменитом манифесте "Пощечина общественному вкусу "они требуют" сбросить Пушкина, Достоевского, То-лстого ... с парохода современности ". Основные принципы высокомерной языка были произведены в начале XX века, в поэтике русских футуристов, в частности известных теоретиков футуризма - Алексея Крученых и Велимира Хлебникова.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.