KNOWLEDGE HYPERMARKET


Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества .Полные уроки


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества.Полные уроки


   Тема: Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

   Цель урока: Изучение и обсуждение творчества Толстого.

   Тип урока: Образовательно-воспитательный.



                                                                             Толстой.jpg


      Лев Николаевич был младшим сыном в семье; родился 28 августа 1828 в имении Ясная Поляна Тульской губернии.
     Лев Николаевич Толстой принадлежал к вельможного дворянского рода.Самый известный из предков писателя-сподвижник Петра I Петр Андреевич Толстой, и получил от царя графский титул. Мать Льва Толстого происходила из еще более давнего рода князей Волконских, которые свое начало вели от Рюрика.
     Вскоре умерла его мать. Он ее не помнил, поскольку в момент его смерти не имел и двух лет. Но идеальное представление о матери Толстой пронес через всю жизнь. Немало черт ее характера и некоторые подробности жизни Толстой воплотил в судьбе Марии Волконской, у отца - в образе Николая Ростова, в других героях романа-еио-пеи «Война и мир». Семья для Толстого весила очень много в жизни. Именно в родительском доме он узнал ту жизнь, которая станет его идеалом, - прекрасное в гармонии человеческого единения.



    Лев Толстой родился и жил в Ясчий Поляне, родовом имении Волконских в Тульской губернии. Здесь его и похоронили. Гармония и красота природы, которую он познал ребенком, растила в нем потребность жить так, чтобы чувствовать, видеть, слышать прекрасный мир деревьев и трав, зверей и птиц, воды, земли и неба. Это переживание вызвало мысли о настоящем и неиетинне жизнь, противоположность между природой и цивилизацией - и в этом Толстой был продолжателем Руссо, который утверждал, что европейская культура «испортила» нравственность человека. По Толстому, как и за Руссо, правдивой жизнью могут жить только люди, связанные с природой, землей, т.е. крестьяне.Такое парадоксальное убеждение великого графа!  


                      Ясная пол.jpg      Ясн пол.jpg



    Еще юношей Толстой был самостоятельным человеком и стремился всего дойти своим умом. Всю жизнь он делал то, что считал нужным. Что же требовалось Льву Толстому? Например, в сорок лет он за несколько месяцев изучил древнегреческий язык, чтобы читать в оригинале Гомера и Платона. Уже в старости изучил древнееврейский, чтобы прочитать в оригинале Библию.
    Он провел переписки с весьма широким кругом людей во всем мире. Его адресатами были писатели, критики, филологи, государственные деятели, люди разных вероисповеданий и убеждений.
    В литературу Лев Николаевич вошел благодаря повести «Детство», которая сразу привлекла всеобщее внимание  талантливого писателя. Напечатанный 1852 года в журнале «Современник», это произведение стало ориентиром дальнейшего движения Толстого-писателя . Он был убежден и пытался склонить своих читателей к мысли, что «человек рождается совершенным».Именно в детстве человек чувствует гармонию с миром, к которой стремится потом всю жизнь, и в этом – непреходящая  ценность ранней поры жизни.

                      Кавк.jpg                                               Кавказ.jpg
    В 50-е годы Толстой находится на военной службе на Кавказе, с началом Крымской войны - в Севастополе, затем возвращается к мирной жизни, поселяется в Петербурге, впоследствии отправляется в заграничное путешествие в Западную Европу. Его рассказы и повести появляются на страницах прогрессивных петербургских журналов. Кажется, что жизнь литератора вошло в привычное русло. Но для Толстого такое монотонное существование означало длинную остановку в живом и меняющемся движении бытия, и он решает действовать радикально - «отречься» от литературы и заняться педагогикой. Толстой организовал в Ясной Поляне школу для детей крепостных. В те времена крестьянские дети учились в дьячков или отставных солдат.
    Крестьянам сначала не нравились порядки в школе Толстого, потому что они твердо убеждены в необходимости наказаний. Но успехи учеников этой школы были столь заметны, что она приобрела репутацию лучшей в округе.
    До 1861 года в селах, принадлежавших Толстому, было  создан 21 школу. Преподавателями здесь были образованные юноши и девушки, представители молодой русской интеллигенции: Толстой пытался соединить противоположные состояния российского общества.
     Мысль о необходимости и возможности «братского жизни всех людей» владела сознанием Толстого, и он искал путей реализации своего идеала.
В поисках вселенской истины Толстой в начале 60-х годов углубился в историческую науку. В империи именно происходила крестьянская реформа, резко меняла страну и мыслитель почувствовал потребность понять исторические закономерности общественных процессов. Была еще одна причина глубокой заинтересованности историей у Толстого - 1862 исполнялась 50-я годовщина Отечественной войны с французами, и в России эта дата отмечалась очень широко. Толстой думал о том, что во время войны 1812 года россияне объединились, несмотря на разный социальный статус. Итак, бывают времена, когда человек жертвует собственными интересами ради общественного блага. Анализировать исторические события Толстой мог прежде всего в художественных образах, поэтому он начал работу над романом-эпопеей «Война и мир».


     Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
     В 1880 г. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887 - 1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889 - 1890) и повести "Отец Сергий" (1890 - 1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
   
    Это произведение читатели и исследователи литературы считают уникальным. Его тема, которая определена в названии, - сама жизнь в наиболее широком постижении - личности, общества, человечества. Кстати, это название «подсказал» Толстому Пушкин трагедией «Борис Годунов», в которой монах Пимен размышляет, о чем должен писать летописец:
Рассказывай, без мудрствований лукавых, Все то, чему в жизни ты свидетелем будешь: Войну и мир владык земных управу, Угодников святые чудеса ...
    В личной жизни каждый человек в момент совершения поступка имеет свободу выбора. Толстой называет такой момент «бесконечно малым моментом свободы в настоящем». Но каждый данный момент времени становится прошлым и превращается в акт истории. Он уже неповторимый и никогда не вернется. Следовательно, невозможна свобода действий человека относительно прошлого. Определенные события уже произошли, по ряду возможностей выбрана только одна, она и становится историческим фактом.Толстого как философа истории иногда называют фаталистом, т.е. тем, кто верит в запрограммированность, неизбежность определенных событий. Если это так, ход исторических событий человек изменить не может. Вместе человек каждое мгновение делает выбор - сознательный или неосознанный. Сумма всех индивидуальных поступков представляет собой совместную жизнь общества, т.е. историю. Поэтому нет человека, который не был бы участником истории.Итак, ход истории зависит не только от рока, от решений императоров и полководцев, но и от того, что каждый человек совершает в своей жизни.
    Жизнь - это большая тайна, и тот, кто приближается к ее раскрытию, испытывает радость. Толстой утверждал: «Дело жизни человека - радость.Радуйся небу, солнцу, звездам, траве, животным, людям. Исчезает эта радость - значит, ты ошибся в чем, ищи ошибку и исправляй ». Вдумаемся в эту установку. Радость - это открытая и свободная связь со всем живым, большим и малым, и между ними нет разницы, ибо все живое имеет ценность. В XX веке учение Толстого продолжит немецкий моралист Альберт Швейцер, который назовет свою философию благоговением перед жизнью. По Толстому, жизнь человека только тогда полнокровноя, настоящея, когда есть постоянная «связь с общей жизнью».
  

     Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10 (23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку",  которая сохраняла "секрет", как сделать всех людей счастливыми.




Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А




Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.