KNOWLEDGE HYPERMARKET


Война и мир.Полные уроки


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература:Война и мир.Полные уроки



Тема : " Война и мир".

Цель урока :Обсуждение характера произведения,  персонажей.

Тип урока : урок изучения  теории и основ литературы.



                                                Война книг.jpg


      Это произведение поражает и объемом и количеством персонажей (более пятисот), и масштабностью изображенных событий. Здесь есть любовь и ненависть, счастье и горе, светлые чувства и низкие интриги, детские игры и военные баталии, рождение и смерть, светские балы и бытовые сцены. И каждую действующее лицо, участвующее в этих событиях, автор испытывает временем, историей.




     То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой поместил в одном. И потому сам писатель говорил, что произведение это - «не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». «Войну и мир» сам он называл книгой и сравнивал ее с эпосом Гомера. Исследователи назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.
     Роман - это ведущий жанр литературы, начиная с XVIII века, а XIX века демонстрирует его расцвет. Предмет романного жанра - судьба отдельных людей, их повседневную жизнь, причем герой романа освещается, согласно концепции М. Бахтина, «не как готовый и неизменный», а как такой, что «утверждается, изменяется, воспитывается жизнью». Личная жизнь отдельного человека исследуется в динамике, эволюции, в сложных отношениях героя с окружающим миром.
    С древнегреческим словом эпос прочно связано представление о художественное воссоздание жизни в ее целостности: в эпохе раскрывается епохальнисть жизни народа, его сущность.
    «Война и мир» имеет признаки романа и эпоса. Судьба каждого героя произведения тесно связана с жизнью народа, с эпохой.



    


     Роман-эпопея «Война и мир» начался с замысла Толстого написать роман «Декабристы». После смерти Николая I в 1855 году из Сибири стали возвращаться амнистированы декабристы со своими семьями.
    Эти люди сохранили душевную целостность и чистоту, что контрастировали с душевным состоянием большинства россиян - нервных, торопливых, внутренне разорванных. Что именно помогло сохранить тем, кто тридцать лет отбыл в ссылке в Сибири (а часть этого срока - в подземелье, на каторжных работах), твердость духа и ясный ум? Следовательно Толстой обратился к анализу декабрьских событий 1825 года. Оказалось, что 1825 тесно связан с 1812-м, молодость декабристов, формирование их мировоззренческих, нравственных, политических убеждений совпадали с военной порой и славной победой россиян.
     Поражение войск Наполеона, по мнению Толстого, не была случайной. Но чтобы донести эту истину до читательского сознания, надо было начать от противного, т.е. с эпохи неудач и поражений. Ведь Россия воевала с Францией и в 1805 году, и  1807-го в составе союзнических войск. Почему Наполеон, «гений» войны, со своей непревзойденной армией получая блестящие победы на протяжении длительного времени, потерпел поражение в 1812 году? То фортуна отвернулась от французского императора? То была историческая необходимость? Толстой обработал огромное количество научных работ как ученых французской историографической школы, так и российских историков, но они его не удовлетворили. Ученые давали впечатляющую фактическую картину, даже концептуально ее обосновывали, но ни один не объяснил, почему миллионы людей отправились с Запада на Восток, чтобы убивать себе подобных.
     Наибольший интерес у Толстого вызвала эмоциональная сфера, потому поступки человека определяет прежде всего мир чувств и желаний, а затем уже мыслей. Когда чувства и желания миллионов совершенно разных людей совпадают, происходит большое историческое событие. «Любой исторический факт, - зафиксировал в дневнике Толстой, - необходимо объяснять человечески». С таких позиций и написан роман «Война и мир».
     Толстой не разделяет события на более и менее значимые зависимости от того, изображают они домашний быт или военные события.


          Войн.jpg                        Война и мир.jpg


     Писатель воссоздает психическое состояние человека в момент, когда жизнь выходит из устоявшегося русла. Человеку в такой ситуации кажется, что всему конец, но именно тогда и расцветает вдруг в его  душе ощущение свободы, полноты бытия, «настоящей» жизни, в противовес привычным обстоятельствам существования. Это мнение высказывает Пьер после страданий, испытанных в плену: «Мы думаем, что как нас выкинет из обычной дорожки - все пропало, а тут только начинается новое, хорошее».
     Обстоятельства жизни изменились, возросла общественная роль народа, людей объединила единая цель: противостоять завоевателям.


                                            Дохолов.jpg


     События частной жизни иногда становятся всенародными. Например, Николай Ростов, проигрывая в карты Долохову огромную сумму - сорок три тысячи рублей, знает, что вызывает неизбежно разорение семьи. Николай совсем не картежник, он зашел в Долохова сделать только одну ставку и выиграть сто рублей, чтобы купить подарок матери. Но отчаянный картежник Долохов, более всего в жизни ставя риск свое главенство над всеми, к тому же стремясь отомстить Николаю за то, что ему больше повезло в любви к Соне, - подчиняет Ростова силой воли. Долохов сознательно действует ,как сила зла отношении Николая, и тот это понимает. Почему же он не может противостоять? Сначала попробуем понять, что происходит с Ростовом в этот роковой момент жизни.
     Возвращаясь домой, Николай погружается в атмосферу влюбленности и счастья, музыки и поэзии, то любимый мир, который впервые, под влиянием катастрофического проигрыша, видит сбоку, отстраненно, не воспринимая радости молодых вдохновенных лиц.


                                                      Ноколай.jpg


     Но это счастье слишком драматическое, непосильное  для Николая. Поэтому он пытается замкнуться в кругу привычного и понятного. «Определенные условия полковой  жизни» и становятся тем миром, в котором все ясно и просто, и легко быть прекрасным человеком, «что казалось таким трудным в гражданской жизни» (в оригинале - «в миру» - так Церковь называет жизни, что течет за монастырской стеной). Любимый полк Ростова и был для него своеобразным «монастырем», регламентированным жизнью, в которой невозможно ошибиться.
     У Николая Ростова еще будут душевные кризисы. Но он не позволит себе усомниться, что признано всеми. Поэтому он - обычный, рядовой человек.Толстой не унижает этим героя. Просто он показывает, что иногда следует приложить личные усилия для преодоления трудностей, но не каждый на это способен.
    Образ Долохова вводит в мирный сюжет тему войны. А что это значит - война в мире? Для Толстого - это ситуация, в которой поведение человека основывается только на культе личной активности, вне стремлением к отношениям и взаимопонимании с другими людьми. Так утверждается произвол эгоизма. Долохов - характерный персонаж дворянской культуры начала XIX века, который стремится  к опасным развлечениям, и ищет малейший повод  для дуэли.
     Во время обеда в честь генерала Багратиона в Английском клубе Долохов провоцирует Пьера на скандал и вызов на дуэль. Пьер, произнося слова вызова, осознает, что сплетня о связи его жены с Долоховым - правда.
И вот дуэль, всегда непредсказуема и опасна, завершается ранением Долохова. А для Пьера эта дуэль - духовная катастрофа, которая разбивает все разумные объяснения жизни.
     «Я стрелял в Долохова за то, что считал себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за то. Что плохо? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? »- Спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, нелогичного ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Или все узнаешь, или перестанешь спрашивать ». Но и умереть было страшно.




    Мир разделился на единичные явления, между которыми не было связи. Такое восприятие жизни заводит Пьера в тупик. Он пытается анализировать ситуацию и определяет причину своей катастрофы - жениться на Элен, которую он в действительности не любил. Один неверный шаг в жизни может привести к цепи ошибок и катастрофы.


         Исспользуемая литература:

Урок на тему: "Война и мир" - Эпос или роман  в русской  литературе, учитель литературы Коломиец А. П.,сш №2 г.Луганск .

Звиняцьковський В.Я. Свербілова Т.Г.Чебанова О.Є.Зарубіжна література, 10 клас

 Гусев Н. Н., Л. Н. Толстой в расцвете художественного гения, М., 1928, стр. 126.
Тихомиров Д. И., Из воспоминаний о Л. Н. Толстом, — «Педагогический Листок», 1910, № 8, стр. 556.



 Задание:

1. Что представляет собой роман " Война и мир".

2. Роль исторических событий в создании романа "Война и мир".

3. Составте словстный портрет Николая Ростова и Долохова.
4. Опишите эмоциональную сферу поступков главных героев.

5. Опредиление высказывания "Война в мире".


Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Предмети > Литература > Русская литература 10 клас