Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Художник жизни .Полные уроки
Тема :А.П.Чехов - художник жизни.
Цель урока: Анализ и исследование поэтической деятельности Чехова.
Тип урока :Учебно - воспитательный.
Ход урока
Исследователи выделяют три основных этапа в творчестве Чехова: первый - примерно до середины 80-х годов, второй - с середины 80-х до начала 90-х; третий - с 90-х годов до конца жизни. Конечно, такое деление весьма условно, ибо творческое развитие писателя был не однолинейным и бесконфликтным, а внутренне драматичным и разносторонним. Его юморески не исчерпываются чистым юмором, в темном мраке повседневности вдруг вспыхивают мотивы красоты, поэзии, чистой любви, изображение жестокого, гнетущего жизнь меняется утверждением веры в человека, в его способность пробудиться от духовной спячки. Да и провести четкую границу между периодами «початкивства», «зрелости» и «расцвета» не совсем просто, потому что у Чехова есть «сквозные» темы и мотивы: судьба «маленького» человека, бесплодные поиски интеллигенции, духовное обнищание ее представителей, трагизм повседневности , в мелочах которой задыхаются герои, нищую и жестокая жизнь простого народа.
Файл:Чехов и толстой 1.jpg Однако общепринятая периодизация чеховской прозы помогает очертить творческую эволюцию писателя, показать путь от смеха над забавными ситуациями и человеческими пороками к осознанию закономерности трагических обстоятельств человеческого существования, к раскрытию глубокой драмы личности, страдающей от безысходности, бессмысленности, дисгармонийности бытия. Первый период иногда называют «осколочным» - с 1883 года Чехов начал работать для петербургского журнала «Осколки», писал для него регулярный обзор «Осколки Московской жизни». В этот период он выступает преимущественно в юмористических изданиях, редакторы и критики требуют от молодого автора краткости, юмора, развлекательности. Внешне «Антоша Чехонте» придерживается этой формы, но большинство его юмористических рассказов не были просто «смешными». Разоблачая низость, плутовство, глупость, жадность, бездуховность, рисуя «мелкие драмы мелких обывателей», писатель замечает и «трагизм мелочей жизни», от которого страдают люди, часто даже не осознают этого трагизма. Парадоксально, что наиболее «веселый» этап чеховской творчества приходится на один из тяжелейших периодов русской истории: после убийства народовольцами Александра II начались аресты, ссылки, цензурные преследования и погромы. Настроения неуверенности, безысходности, недовольство, страх и растерянность перед жизнью, поселившихся в общественном сознании, отразились и на характерах и поведении персонажей чеховских «смешных» рассказов. Среди персонажей ранних рассказов Чехова встречаем представителей разных возрастов, профессий и общественных состояний: фабрикантов, купцов, домовладельцев, ремесленников, приказчиков, служащих - секретарей, кондукторов, телефонистов, кассиров; полицейских, чиновников различного ранга, духовных лиц, студентов, гимназистов, провинциальных актеров, писателей, журналистов, учителей, дворян-помещиков, даже баронов и графов, а также их жен, детей, любовниц, родственников. Все они, по словам автора, «живут в чаду скуки и пошлости». им не свойственны чистые, высокие, благородные чувства, даже любовь у них обыденное, лишенное романтики - выражают свои эмоции, признаются они в сниже-бытовом м плане: «Ведь я, если лезу к вам, то от любви» («Какой из трех »),« Природа постановила, чтобы человек в определенный период своей жизни любила. Наступил этот период, то и люби во все тяжкие »(« Счастливчик »). В юмористических рассказах Чехова торжествует дух меркантилизма, грубого практицизма, житейской прозы, высокие чувства вращаются грязным внизу, главным оказывается в человеке не его честь, достоинство, ум, а ранг, чин, общественное положение, содержимое кошелька.
Примерно с середины 80-х годов Чехов переживает период творческого перелома. Он решительно преодолевает установку: всеми средствами заставить читателя смеяться. Об этом свидетельствуют и рассказ «Горе», «Тоска», «Ванька», «Спать хочется», охарактеризованы выше, и произведения о детях - «Гриша», «Детвора», «Жизненная мелочь». Дети изображены здесь с необычайной теплотой: искренние и наивные, они еще не сталкивались с уродливыми сторонами жизни, они еще ничего не знают о социальном неравенстве, маленькие герои добрые, сочувствующие к окружающим. И тем болезненными для них становятся первые столкновения с несправедливостью, ложью, предательством. В рассказе «Жизненная мелочь» (1886) восьмилетнего мальчика грубо обманули взрослые, горько плачет, потому узнал, что в жизни, «кроме сладких груш, пирожков и золотых часов», является бесстыдная ложь, много темного и несправедливого, почему нет названия в детской речи. В рассказах и повестях Чехова все чаще появляются персонажи, которые противостоят подавляющем среде, страдают именно из-за своей человечности, внутреннюю интеллигентность («Тапер», «Без места», «Переполох»). Все чаще писатель сосредоточивается не на внешних событиях (как в ранних произведениях), а на внутреннем мире человека - его переживаниях, надеждах, разочарованиях. Это чувствуется и в рассказах о людях «из народа», но еще отчетливее погруженность в психологические аспекты оказалась в произведениях, герои которых принадлежат к интеллигенции (учителя, музыканты, гувернантки). В чеховской прозе усиливаются лиризм и психологический анализ, больше места занимает подтекст.
В этот же период появляются чеховские повести. Своим «дебютом» писатель назвал повесть «Степь» (1888), оценив тем самым свои ранние рассказы как подготовку к истинному творчества. В последний период творчества художественная манера Чехова обогащается средствами новейших течений, в частности импрессионизма. Фабульнисть иногда полностью уступает лирической повествования. Проза становится более исповедальной, внимание сосредотачивается преимущественно на мыслях и чувствах героев. Усиливается эмоциональный подтекст, большую роль играют воспоминания, ассоциации, отдельные впечатления, пейзаж, часто созвучен движеньям души. В поздней прозе Чехова усиливается мотив любви, одухотворяет человеческую жизнь, придает ему света и смысла. В свете любви происходит переоценка ценностей, освобождение от гнета обыденности, духовное очищение. Но чеховским героям не суждено стать счастливыми: они обречены на разлуку, страдания, одиночество.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|