Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»
— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя. Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка». Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!» «Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки. Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения. В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники. В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.). В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале. Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей. Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.). Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.). Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания: — Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история? — Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом? — Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете? — Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану? — Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана? — Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми? — Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа. — Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»? — Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти. — Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало? — В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка». — Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете? Закончить урок можно следующим сообщением: «На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как объясняют эти слова учащиеся?
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: