KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. С. Пушкин. «Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>А. С. Пушкин. «Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»



                                                         ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
                                                                                       А. С. ПУШКИН

                                                                    «Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»


В работе над произведениями Пушкина школой накоплен немалый опыт, поэтому нет необходимости  здесь  говорить  подробно  о содержании  уроков. Материал  учебника  дает богатые  возможности  организовать  самостоятельную  работу  учащихся.  Вступительная
статья может быть прочитана в классе. Привлечение коротких, 1—2-минутных сообщений учащихся,  например,  о чтении  Пушкиным  на экзамене  стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (Полн. собр. соч. В 10 т. — М., 1958. — Т. 8. — С. 65); рассматривание
иллюстраций — фотографий Царского Села, репродукции картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском  экзамене»,  видов  Кишинева  и др. —  помогут  восприятию  материала. В пересказе может участвовать весь класс.

В первый  урок  можно  включить  подготовленное  заранее  одним  из учащихся сообщение «Портрет  Пушкина»,  материалом  для  которого  послужат  пособие «Читаем, думаем,  спорим…»,  автопортрет  Пушкина  и гравюра  Т. Райта  в учебнике  и портреты
Пушкина, имеющиеся в кабинете.

На этом же  уроке  школьники  рассмотрят  стихотворение «Узник».  Лучше  всего  его изучение начать с работы над выразительным чтением,  так как  это важнейшее средство, с помощью  которого  шестиклассники  могут  передать  свое  понимание  произведения.
Сначала  стихотворение  прочитает  учитель.  Затем  необходима  пауза,  чтобы  впечатление было пережито слушателями. Если сразу задавать вопросы, переводя язык поэзии на язык логики,  впечатление  разрушится.  После  этого  надо  организовать  работу  учащихся. Задания в учебнике построены так, чтобы активизировать воображение и, вникая в смысл слов, определить необходимую интонацию, почувствовать движение поэтической мысли от темницы к воле и передать это голосом.

При подготовке чтения стихотворения «Узник» обратим внимание на то, как мрачно-сосредоточенна  интонация  начала:  нет  простора,  нет  красок,  нет  света,  движения однообразны («клюет», «махая крылом»). Но вот во второй строфе появляется движение:
«бросает», «смотрит». Пространство  начинает  раздвигаться.  В этой  строфе  очень  много глаголов, это придает речи напряженность, устремленность вдаль. Каждое новое действие начинается  с более  высокой  интонационной  точки,  отчего  возникает  цепь  восходящих, нарастающих  интонаций,  завершающихся  восклицанием.  В последней  строфе торжествует  чувство  свободы.  Появляются  краски —  чистые,  сияющие  синий  и белый цвета.  Вместо  темницы  свет.  Вместо  решеток  простор.  Образ  воли  связан  с картинами природы:  гора,  море,  ветер  говорят  о стихийности,  величии,  свободе.  Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

Пониманию  смысла  стихотворения  поможет  и самостоятельная  работа  над высказыванием В. А. Рождественского. Она служит также выработке важного жизненного умения —  оценивать  чужое  мнение,  видеть  в печатном  слове  не истину  в последней
инстанции,  а суждение,  которое  надо  проверить.  Работу  следует  провести  в классе  под руководством  учителя.  Прежде  всего  определим  главную  мысль  критика:  мысль о свободе — тема стихотворения «Узник», но само это слово в тексте отсутствует. Найдем
все слова, которые говорят об отсутствии свободы (решетка, темница, неволя) или несут в себе  мечту  о свободе (орел,  задумал,  зовет,  улетим,  вольные  птицы).  Особое  место занимают  слова,  обозначающие  свободные  стихии (туча,  гора,  морские  края,  ветер). И сделаем вывод: критик прав.

В начале второго урока обратимся к теме дружбы в поэзии Пушкина. Кроме учебника, можно использовать сообщения, подготовленные индивидуально: «Пушкин и его друзья», «Мой первый друг» (см. «Читаем, думаем, спорим…»). Перед прослушиванием надо дать
классу  задание:  оценить  сообщение  или  ответить  на вопрос:  Какие  факты  биографии Пушкина  и Пущина  помогают  понять  стихотворение?  или:  Сформулируйте  своими словами главную мысль сообщения и т. п.

Затем  выразительное  чтение  стихотворения  учителем.  Помня  о том,  куда  отправлял послание  поэт,  поймем  и то,  как  он теперь  воспринимал  встречу  в Михайловском.  Для Пушкина  приезд  друга  к нему  в ссылку —  главное  событие,  отсюда  и такие  высокие и задушевные  слова: «Мой  первый  друг,  мой  друг  бесценный».  Дружба  выше  всяких преград,  она  освещает  жизнь,  помогает  принять  ее трудности  и преодолеть  судьбу. И в Сибири  голос  друга  дарует  утешение  теперь  уже  Пущину,  луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, дружба сильнее тюремных замков и расстояний.

В стихотворении  раскрывается  мир  души,  интимный  мир,  поэтому  при  чтении стихотворения неуместна риторика, оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.

Не нужны  вопросы,  не нужен  анализ  стихотворения.  Зато  необходима  работа  над выразительным чтением произведения, целью которого является сопереживание читателя чувствам,  выраженным  в стихотворении.  Выразительное  чтение  учащихся  можно
построить по вопросам в сборнике «Читаем, думаем, спорим…».

Возможен  еще  такой  вид  работы,  как  составление  устного  развернутого  ответа (или устного сочинения) на тему «Дружба Пушкина и Пущина», или «Лицейская дружба», или «Дружба  на всю жизнь». При  этом можно  использовать  репродукцию  картины Н. Н. Ге,
помещенную на обложке учебника.

Подробное  описание  подготовки  к выразительному  чтению  стихотворения «Зимнее утро»  дано  в сборнике «Читаем,  думаем,  спорим…»,  а также  в кн.: Буяльский   Б. А. Искусство  выразительного  чтения:  Книга  для  учителя. —  М.: Просвещение, 1986. — С. 114—118.

Обучение выразительному чтению и здесь должно быть не механическим повторением интонации  учителя,  а самостоятельным  поиском  своей  интонации,  выражающей сопереживание, осмысленное учеником настроение. В этой работе примут участие многие ребята. Обсуждается I строфа — ее основной тон, один из учеников пробует передать это в чтении, ребята оценивают его работу, уточняют, поправляют. Затем следующая строфа и т. д.

Понимание  произведения  учениками  выражается  прежде  всего  не в ответах на вопросы,  а в выразительном  чтении.  Вопросы же  служат  лишь  средством  для достижения  этого  результата.  Средством  является  и обращение  к некоторым  понятиям теории литературы. Зачем мы говорим о сравнении, выраженном творительным падежом? Чтобы активизировать воображение, представить себе снег — «великолепный ковер».

Зачем надо обратить внимание на антитезу? Чтобы ярче ощутить красоту солнечного зимнего утра в сравнении со вчерашним вечером.

После  изучения  стихотворения  возможна  домашняя  самостоятельная  работа: творческое сочинение о любимом уголке родной природы.

На третьем уроке учащиеся читают  выученные наизусть  стихотворения, обсуждается домашняя творческая работа и изучается тема «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха». (Трехсложные  размеры  стиха  рассматриваются  после  изучения Некрасова.) При
изучении  этой  темы  надо  показать,  как  расставлять  ударения  и записывать  в схеме слог под  слогом,  чтобы  обнаружить  закономерность  чередования  ударных  и безударных слогов. Эта работа скучна, но необходима, как таблица умножения. Ведь стих — это сам смысл  произведения,  при  чтении  поэзии  надо  воспринимать  ритм  на слух.  Это  умение вырабатывается  упражнениями  и превращается  в навык. И главное —  потом,  встречаясь со стихами, не забывать о роли стиха.

Итак,  главное  на уроках  по лирике —  эмоциональное  восприятие  и чтение стихотворений, попытка  выразить  свои чувства,  вызванные прочитанным и жизненными впечатлениями,  и вместе  с тем  выработка  умений  восприятия  поэтического  слова,  для чего необходимо обращение к некоторым сведениям по теории литературы.




Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.


Сборник конспектов уроков по литературе скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.