Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
РОДНАЯ ПРИРОДА
В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ
XIX ВЕКА
В программе по литературе VI класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.
Главная задача учителя — организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, — это освоить образное содержание стихотворения, добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения. Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя — превратить читателя в зрителя». Затем — выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.
В хрестоматии VI класса поэзия о природе представлена двумя разделами: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.» и «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX в.». Пожалуй, не следует изучать их в одно время. Это может снизить интерес шестиклассников и вызовет большие трудности у учителя. Поэтому лучше стихотворения русских поэтов XX в. отнести на конец изучения темы «Произведения русских писателей XX в.».
Стихотворения поэтов XIX в. — в основном о природе. Поэтому можно изучать их по временам года, другой путь — рассматривать последовательно, так, как они представлены в хрестоматии.
Первый урок можно посвятить стихотворениям Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…». Оба они о грозе. Эти стихотворения можно рассмотреть в сравнении, в сопоставлении. Все основания для этого есть.
Если Я. П. Полонского привлекает динамика, движение грозы в природе, стремительная смена картин, то у Ф. И. Тютчева этот же природный процесс показан в замедленном темпе. «Неохотно и несмело…» — эти слова точно передают картину наступления и завершения грозы. Описание грозы у Ф. И. Тютчева отличается неторопливостью и спокойствием.
Прежде чем разбирать стихотворения, можно провести небольшую беседу о том, когда и какой учащиеся видели грозу, каково их впечатление об этом явлении природы. Затем читается стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…».
После выяснения впечатлений от стихотворения можно предложить учащимся представить картину, которая изображена в нем. Далее обратить внимание на динамичность этого стихотворения, на то, что движение подчеркивается обилием глаголов: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели». 66
Эти глаголы, в свою очередь, связаны с таким художественным приемом, как олицетворение: «тучи блуждали», «сошлись, не уступили», «эхо засмеялось», «скала сказалась протяжным стоном», «тучи не смели повторить удара» и др.
В заключение предлагается подумать о том, какое настроение выражено в этом стихотворении, какие чувства оно несет в себе.
После чтения стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» можно обратиться к словесному иллюстрированию (устному рисованию) строф стихотворения, а именно — предложить ответить на вопросы.
— Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы? — Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию? — Какими словами передает он изменения в природе?
Следует обратить внимание на олицетворения: «неохотно и несмело солнце смотрит», «принахмурилась земля», «солнце взглянуло», на сравнение «вихрем пыль летит с полей».
Завершить эту часть беседы можно вопросами.
— Что вы можете сказать о чувствах поэта? — Как он воспринимает нарисованную им картину грозы? — В каких словах переданы его ощущения?
В заключение можно сопоставить стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», чтобы обратить внимание на своеобразие каждого из них. Для этого достаточно задать один-два из предложенных ниже вопросов, чтобы не дробить впечатления.
— Что привлекает в грозе Я. П. Полонского, а что — Ф. И. Тютчева? — В каком стихотворении больше движения? Подтвердите конкретными примерами. — В каком стихотворении вы ярче видите картины? Почему?
А можно ограничиться такими вопросами.
— Чем различаются картины, нарисованные поэтами, и есть ли что-либо общее в них? — Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов при грозе?
Изучение стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна!» можно было бы отнести к весне, но при всех обстоятельствах, когда бы оно ни изучалось, важно помнить, что при разборе стихотворения нельзя ограничиться только тем, чтобы учащиеся представили те или иные картины природы. В стихотворении Е. А. Баратынского отражается не только природа, но и человек, воспринимающий ее, его душевное состояние. 67
Примерные вопросы для работы в классе — Что увидел поэт в весенней природе? — Что особенно дорого поэту весной? — Выделите слова и выражения, которые наиболее живописно рисуют картину весны.
Обращается внимание на олицетворения: «ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед»; эпитеты: «ветхий лист», «яркая вышина», «незримый жаворонок».
— Какое чувство и настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?
В заключение предлагается прочитать последнее четверостишие, в котором поэт передает полное слияние с природой, и ответить на вопросы. — Как следует прочитать его? — Есть ли разница в тоне последнего и предыдущих четверостиший? — Можно ли с одинаковым чувством читать их?
Задача урока по анализу стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» — дать возможность учащимся почувствовать поэзию разных времен года и увидеть красоту неприхотливого сельского пейзажа.
В стихотворении И. С. Никитина динамично описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Все это дает возможность использовать при работе над ним такой прием, как составление киносценария (диафильм).
С самого начала следует оговориться, что мы не ставим своей задачей составление подробного текста. Это лишь выделение отдельных кадров, картин, что позволит более глубоко проникнуть в текст стихотворения.
Далее мы предлагаем примерный кадроплан:
I. Утро. Деревня. Дождь стучит в окна домов. Туман в виде облаков. II. Угрюмые, мрачные небеса. Сумрачный лес. III. Полдень. Осенняя грязь. Начинает падать первый снежок. IV. Рассвет. Ясно и чисто. Нет облаков. Замерзшая река. V. Дворы и дома покрыты снегом как полотном. Солнце. Снег блестит разноцветными огнями. VI. Безлюдные, просторные белые поля. На опушке черный кудрявый веселый лес. VII. Березы с сосульками, горящими алмазами. 68
Такая работа даст возможность более глубоко вчитаться в текст и получить представление о нарисованных картинах, выявить чувства, которые вызывает смена явлений природы, поможет правильно расставить логические ударения и подготовить выразительное чтение.
Другой вариант работы над стихотворением И. С. Никитина «Встреча зимы» может быть организован следующим образом: учитель или заранее подготовленный ученик читает это стихотворение, а затем школьники отвечают на вопросы хрестоматии. Дома учащиеся пишут сочинение на тему «Ваша прогулка зимой». Требуется заранее продумать план. Подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить картину, а также почувствовать настроение и отношение к увиденному. Озаглавить сочинение.
Стихотворения А. Н. Майкова «Осень» и «Пейзаж» посвящены осени. Задача урока — помочь увидеть новые картины осени, почувствовать их живописность и выразительность, попытаться обнаружить в каждой картине присутствие человека.
Оба эти стихотворения можно рассматривать в сопоставлении. Стихотворения читаются в классе учителем. Затем учащимся предлагается прочитать их еще раз про себя и ответить на следующие вопросы.
— Почему эти стихотворения, изображающие осень, называются по-разному? Можно ли эти названия поменять местами? (Учащиеся вспоминают, что пейзаж — это картина природы в художественном произведении.)
— Как рисует осень А. Н. Майков в первом стихотворении?
Предлагается найти детали, признаки, которые составили бы картину осени: «лист золотой», «влажная земля в лесу», «на листьях лежит… мороз», «сквозь лес видны прозрачные небеса». Как видим, по этим скупым деталям трудно представить осенний пейзаж.
— Каким образом поэт рисует осень в стихотворении «Пейзаж»? Обращается внимание на отдельные признаки, детали, которые составляют осенний пейзаж: «дорожка лесная», «двойная глубокая колея», ей «нет конца пути», «кругом пестреет лес зеленый», «румянит осень клены», «ельник зелен и тенист», «осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу», «солнца луч ложится косо», «вдали — река», «мельница».
Таким образом, становится ясно, что поменять местами названия стихотворений нельзя. Во втором стихотворении нарисован по-настоящему осенний пейзаж.
Для того чтобы выяснить чувства и настроение, которые вызывают оба эти стихотворения, можно предложить найти и прочитать строки, где «присутствует» человек в поэтической картине, и ответить на вопрос: «Что привлекает в осенней природе поэта и какие чувства он при этом испытывает?»
В заключение можно показать репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» или пейзажи других художников для сравнения изображения осени на полотне и в стихотворениях А. Н. Майкова.
Таким образом, рассматривая стихотворения о природе, мы стремились показать различные приемы и методические пути при ее изучении, но в каждом случае анализ стихотворения был связан с задачами литературного развития школьников и формированием интереса к поэзии.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Планирование уроков по литературе онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по литературе 6 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|