KNOWLEDGE HYPERMARKET


Составление монолога с включением в него прямой речи. Сравнение прямой и косвенной речи, объяснение знаков препинания.

Проанализируйте приведённые тексты, выполняя задания и отвечая на вопросы.
I. Прочитайте тексты.

Назовите   тему   анализируемого   текста.   Определите   основное   содержание.
Ответьте одним предложением на вопрос: о чем этот текст?
Озаглавьте  текст,   объясните  смысл   названия.  Скажите,   на  что  указывает
подобранное вами название — на тему или основную мысль.
Какую   информацию   вы   получили,    прочитав   текст?   С   какой   целью   он
написан?
К какому типу речи относится данный текст? Определите стиль текста.
В первом тексте назовите средства связи между абзацами.


1. Древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под Мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, Далёкие скалы двигались навстречу песне,  море замирало.

(Из книги «Что такое. Кто такой»)


II. Составьте диалоги (монологи).
1.    Обсудите с другом, что объединяет этих людей — поэтов, мыслителей.
2.    Подумайте, сформулируйте и выскажите свои соображения о том, в чём
заслуга узбекского поэта, мыслителя, государственного деятеля Алишера
Навои.
3.    Какая из трёх выдающихся личностей привлекла ваше внимание? Поче
му? Выскажите свои соображения.
4. Вы узнали, что ваш друг пропустил телевизионную передачу о М. В. Ломоносове. Составьте диалог, в котором выразите огорчение, удивление и совет. Используйте устойчивые формулы общения.
III.    Подготовьте небольшие рассказы.
1.    Как вы понимаете фразу «Внутренняя свобода — чувство врождённое;
именно это чувство даёт художнику силу слова, способную преодолеть века»?
Выскажите своё мнение.
2.    Какая информация об учёном-естествоиспытателе, историке, филологе,
поэте и государственном деятеле М. В. Ломоносове была для вас новой?
Расскажите об этом.
3.    Составьте карточки-выписки о каждом из трёх выдающихся мыслите
лей — Низами Гянджеви, Алишере Навои, М. В. Ломоносове. Прочитайте
их классу.
IV.    Ответьте на вопросы и выполните задания.
1.    Какова роль сложноподчинённых предложений в речи? Подтвердите свой
ответ  примерами из  текста.   Проанализируйте выбранные  вами сложно
подчинённые предложения.
2.    Замените в данных предложениях обособленные определения синони
мической конструкцией — сложноподчинённым предложением с придаточ
ным определительным.
1. Могучий развесистый дуб, одиноко стоявший на опушке леса, был виден отовсюду. 2. Солнце спряталось за тучи, покрывшие небо.
3.    Вам предлагаются синонимические синтаксические конструкции для вы
ражения времени. Прокомментируйте особенности и целесообразность упот
ребления каждой из них.
1. Мы вернулись домой с наступлением сумерек. 2. Наступили сумерки, и мы вернулись домой. 3. Когда наступили сумерки, мы вернулись домой.
4.    Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными
членами; в предложениях с обособленными второстепенными членами; в

 Даже озорство выражено в ней нежными тонкими красками, такова, например, «Пляска скоморохов». А к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» композитор обращался даже дважды. Первая редакция оперы называлась «Кузнец Вакула», вторая — «Черевички». Обаяние сказочной зимней ночи, характеры простодушного силача Вакулы, его невесты красавицы Оксаны, смешного чёрта — всё это нашло своё отражение и воплощение в музыке Чайковского. В 1877 году состоялась премьера «Лебединого озера». Пожалуй, впервые в истории балетной музыки появился не балет-развлечение, а балет-размышление. Музыка Чайковского говорила о силе любви, о добре и зле, о счастье и жертвенности. В 1890 году в Мариинском театре в Петербурге впервые была поставлена «Спящая красавица». И вновь произошло преображение. Известная сказка французского писателя Шарля Перро в музыке Чайковского превратилась в удивительное звучание всех оттенков и полутонов человеческой радости. А 1892 год стал для композитора годом сразу двух премьер: зрители увидели и услышали оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик». «Щелкунчик» — подлинный гимн юной и чистой романтике. В «Иоланте», казалось бы, нет сказочных мотивов. Врач излечивает Иоланту от слепоты, но излечение стало возможным только потому, что девушку полюбил смелый юноша Водемон. Цельность и простота чувства, так свойственные сказке, царят и в этой опере Чайковского. А теперь... один совет. Наверно, вы собираете записи голосов ваших любимых певцов. Но в магазинах грампластинок есть и отдел классической музыки. Купите для себя что-нибудь из произведений Чайковского. Нет, его музыка не заменит вам современные ритмы. Но ведь и современные ритмы не могут заменить романтического очарования мелодий этого прекрасного русского композитора!
(Из журнала.)


II. Составьте диалоги (монологи).
1.    Какую роль играет музыка в вашей жизни? Что она вам даёт? Почему вы
её слушаете? Подготовьте монолог.
2.    Поговорите с подругой (другом) о том,  что общего в сюжетах балетов
П. И. Чайковского. Какой из них вам особенно запомнился? Почему?
3.    Какие направления в  музыке  вы  знаете?  Поговорите  с  товарищем  о
музыке, которой вы отдаёте предпочтение. Назовите наиболее ярких пред
ставителей этого направления.
4. Ваш друг пригласил вас на концерт вашей любимой группы. Вы не сможете Пойти. Составьте диалог, в котором выразите благодарность, извинение. Предложение. Используйте устойчивые формулы общения.
 
Дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые чудом из чудес — музыкой. Вот так ещё в древности признали её силу.
Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует его внутренний мир, помогает правильно оценивать события, воспитывает вкус. Замечательный советский скульптор С. Т. Конёнков говорил: «Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».
Музыка выражает самые высокие чувства и самые тонкие переживания. Трудно представить себе человека, который не любил бы её. Только понимание музыки бывает разным: поверхностным или глубоким. Да и музыка разная — серьёзная и лёгкая. Но это вовсе не значит, что серьёзная музыка хорошая, а лёгкая — плохая.
Лёгкую музыку и слушать, и понимать легче. Это песня, танцевальные мелодии, джазовая музыка. Такая музыка поднимает настроение, легко запоминается. Лёгкую музыку нередко писали и пишут «серьёзные» композиторы. Важно, чтобы это была хорошая музыка.
Музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Грига, Шумана, Рахманинова, Прокофьева — это серьёзная музыка. Её надо научиться понимать, и это вполне доступно каждому. Надо постепенно подготовить себя к знакомству с серьёзной музыкой; узнать о композиторе и его времени, может быть, прочитать литературное произведение, к которому написана музыка. И очень важно, если вы с детства полюбите такие несложные классические произведения, как, например, «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Сурок» Бетховена, «Турецкое рондо» Моцарта, «Венгерские танцы» Брамса, симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк». Позже вам проще будет знакомиться с операми, балетами, с сочинениями для хора, для различных сольных инструментов и симфонического оркестра.
(Из детской энциклопедии).
Кифара — струнный щипковый музыкальный инструмент древних греков.
2. Музыка Петра Ильича Чайковского тесно связана со стихией сказки. Фантастические сюжеты, цельность чувств, яркость характеров — всё это не могло не привлечь композитора. В 1873 году на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского. Пьеса Островского имела подзаголовок «Весенняя сказка». И музыка Чайковского.

 
3. Ядро зажужжало и пролетело над нами, (не)сделав (н..)какого вреда.

4. (Не)без..н-хересный случай, свидетелем которого я (не)взначай оказался, заинтересовал моего (не)возмутимого собеседника.
2.    Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание предлогов.
Пойти (на)встречу с друзьями, (в)следстви.. бе..почве..ой фантазии, спешить (на)встречу солнцу, заменить (в)виду ветхости, крепнет (по)мере роста, вспомнить (в)последстви.., договориться (на)счёт поездки, иметь (в)виду.
3.    Найдите в тексте слова, написание которых могло бы вызвать у вас затруднения. Объясните орфограммы.