Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 8 класс>>Долг и совесть
§ 6 Долг и совесть
А еще раньше, в 1986 г., был Чернобыль — величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были...
Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, четко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали... А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.
Ситуация. Друг поклялся всегда быть рядом — и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть... Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не ризнался, соврал да еще пытался свалить вину на другого — сподличал. А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен... Выросли дети, живут своей жизнью — все вполне -нормально. Но вот старых своих родителей забывают так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны... Что такое долг. Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Серьезное заявление. Что же оно означает? Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности. Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» значает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д. Долг общественный и долг моральный. Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу. Что же такое моральный долг? Начнем с фактов. В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства. Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования пред?,являет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга все идет легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает такие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий IX. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыть. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Совесть. Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? Сушествует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний —само контроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим, опять начнем с фактов. Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе? Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать. Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг оп исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты пе щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. По со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошел на самопожертвование. Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть. На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. По было бы несправедливо утверждать, что любовь, не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя? На наш взгляд, ответ может быть только одни: нет, зто противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга. Как же быть? Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае все решает сам человек — лнчно глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашел единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми... Таковы наши предположения. А теперь давайте вернемся к теоретическим вопросам подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идет о совести. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совести — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А еще про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение. Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляют: на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоким тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит челоку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждет его? (Постарайся сам ответить на этот вопрос.) И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут скрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что на результат долгого развития человеческого опыта. Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть. Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ Л. И. Солженицын. (1918—2008) —русский писатель
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».— М. : Просвещение, 2010.- 223 с.— (Академический школьный учебник)
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: