Гипермаркет знаний>>Естествознание>>Естествознание 11 класс>> Истоки естествознания. Концепции элементалей
1. ИСТОКИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕМЕНТАЛЕЙ
Общей целью естествознания является создание научной картины ми-
ра, показывающей единство и целостность человека и окружающего его ми-
ра. Научная картина мира чрезвычайно важна для формирования мировоз-
зрения человека. Однако она является одной из составляющих личностной
общей картины мира. Другими компонентами служат религиозная картина
мира и метафизическая картина мира. Несколько упрощая, можно предста-
вить следующую схему формирования общей картины мира в сознании кон-
кретного человека.
карт
Религиозная картина мира является самой древней и наиболее догмати-
ческой, неизменной. В свое время она отвечала потребностям человека в
объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения и
появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является
вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.
Физическая картина мира традиционно ограничивается рамками неживой природы. Она изменяется с развитием научных знаний (механическая картина мира - электромагнитная - квантово-релятивистская). На ее базе строится более общая научная картина мира, включающая в себя также знания о живой природе и внутреннем мире человека.
Метафизическая картина мира базируется на суевериях, искаженной вере в возможности таких методов познания природы и воздействия на человека, как медитация, экстрасенсорное восприятие, магические знаки и заговоры, талисманы, пантакли, телепатия, телекинез и тому подобное. Толкование снов, астрологические предсказания, хиромантия и приметы - все это можно найти в программах телевещания и на страницах популярных газет и журналов. Не замечать наличия этих областей человеческой культуры и их взаимодействия с естествознанием невозможно. Наоборот, следует выделить те ра-
циональные идеи, которые имеются в этих областях и которые оказали позитивное влияние на развитие науки.
1.1. Деистические концепции сотворения мира
Согласно Торе, Библии и Корану, в процессе творения мира происходит его структурирование из первоначальной неорганизованности, хаоса.
Первое разделение бинарно - противоположно: Верх и Низ. Следующей “командой на управление” является «Да будет свет!» Свет-Огонь выжигает часть Воды и появляется Твердь-Суша (или земля, в узком смысле слова). Затем в действие вступает Божественное Провидение, которое определяет эволюцию созданного мира. Организуются небесные сферы звезд и планет. Их роль - нести Провидение на землю и воду, быть мерилом времени и источником света. В небе появляются птицы, в воде - рыбы, на суше - звери.
И все оказывается хорошо. Есть структурированный мир - земной рай, но
нет субъекта, который мог бы оценить красоту и совершенство созданного,
оценить роль Творца и возблагодарить Его. Тогда из земного вещества - праха (глины?) Бог создает первочеловека - Адама - и передает ему часть своего Святого Духа в виде Разума. Остальные живые существа его лишены, дух противопоставлен плоти. Так появляется субъект наблюдения Мира и действия в нем.
карт
Третья компонента (Бог-Сын) необходима для того, чтобы научить ставшее многочисленным население земли нормам морали, этики.
Идея триады встречается и в других религиях древних цивилизаций. По дошедшим до нас отголоскам во многих верованиях верховный бог разделяется на отдельные соподчиненные божества, которые имеют свои полномочия. В качестве примера можно привести следующую таблицу, в которой указаны страна и соответствующие боги созидания, существования и разрушения.
Боги: Созидания Существования Разрушения
Египет Аммон Фта Озирис
Персия (Бактриана) Зеруане Ормузд Ариман
Индия Мана Буди Кали
Первые в триадах - это боги созидания мира, вторые - управления им и третьи - боги разрушения, с которыми ассоциируется Зло. В массовой культуре современности нередки обращения к символике древних цивилизаций и обыгрывание обращений (заклинаний) к божествам разрушения.
Нам же важно подчеркнуть, что уже в древних религиях мы находим свидетельства понимания того обстоятельства, что разрушение и возврат в Хаос есть необходимый и существенный элемент мироустройства. Можно сказать, что опыт человечества, отраженный в истоках науки - религии, утверждает существование как борьбу противоположных тенденций. Первая - стремление к организации, другая - к деструкции.
Обратим внимание на некоторые моменты.
Во-первых, неявно полагается, что в Хаосе потенциально содержались все появившиеся в процессе творения структуры. Во-вторых, общее начало подразумевает единство и взаимосвязь созданного Мира. Идеи единства и взаимосвязи мира, содержательной сущности хаоса, единство структурирования и распада являются основополагающими и для современного естествознания.
Концепции современного естествознания. Стародубцев В.А., 2-е изд., доп. — Томск.: Том. политех. ун-т, 2002. — 184 с.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|