Гипермаркет знаний>>История>>История 11 класс>>История: Литература и искусство
23. Литература и искусство
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького - самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман <Фома Гордеев>, пьесы <Мещане>, <На дне>). Куда менее убедиельными в творческом отношении были попытки найти силу,особную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарейяков (<Челкаш>), потом в среде революционного пролетариата (роман <Мать>). На ряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтичетикой среде возникают модернистские течения, стремящиеся отовевать традиционных эстетических норм и представлений, значений марксизм и футуризм и др. При всех их различиях эти тезисы объединяла одна общая черта - отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений - некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. G. Гумилева поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений - А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К- А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля (<Демон>, <Пан> и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения <Мир искусства>, члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, <мирискусники> отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к <чистой красоте> - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В <Мир искусства> вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К- А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая <прозой жизни>, создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов <мирискусники> достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России - подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов оппозицию. Часть <мирискусников> вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. <Союз русских художников>. В <Союзе>, таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юондд , Крылов. Отход от старых традиции в сторону эстетической утонченно поисков новых форм был характерен и для русской музыки начала XX в. В известной степени эти поиски обошли музыкальную культуру, во всяком случае, когда их великие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманин, И В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становятся все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым. Русская архитектура в начале XX в. переживает последний - короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов - Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий - газеты <Утро России> (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие). В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
1. Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX-XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой? 2. На примере одного из деятелей российской культуры начала XX в. раскройте особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период. 3. Согласны ли вы с общей оценкой российской культуры конца XIX -начала XX в. авторов учебника?
Планирование по истории , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по истории для 11 класса скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: