KNOWLEDGE HYPERMARKET


Фронтовая судьба «Катюши»

Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Фронтовая судьба «Катюши»


Фронтовая судьба «Катюши»

Восприятие Катюши народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления — рождения множества новых песен-переложений. На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым, называя их одним ласковым именем:

                                                               Не цветут здесь яблони и груши.
                                                               Здесь леса прекрасные растут.
                                                               Каждый кустик здесь бойцу послушен,
                                                               И враги границу не пройдут.

                                                               Не забыл тебя я, дорогая.
                                                               Помню, слышу песенку твою.
                                                               И в дали безоблачного края
                                                               Я родную землю берегу.

                                                               Не забудь и про меня, Катюша,
                                                               Про того, кто письма часто шлет,
                                                               Про того, кто лес умеет слушать,
                                                               Про того, кто счастье бережет.

Но это было все же только началом военной биографии «Катюши». Настоящим «бойцом» она стала в годы Великой Отечественной. Солдаты-фронтовики сочинили большое количество песен о любимой героине. В одной из них девушка оказывается на захваченной врагом территории, ее угоняют в рабскую неволю в Германию:

                                                               Здесь звенела песенка Катюши,
                                                               А теперь никто уж не поет:
                                                               Сожжены все яблони и груши,
                                                               И никто на берег не придет...

«Чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви», — писал поэт-фронтовик Александр Прокофьев. Вот и воины, сочиняя новые и новые варианты песни, говорили о любви. Ведь в образе невольницы-полонянки им представлялись невесты и жены, дочери и сестры, оставшиеся на захваченной фашистами земле.

Обычно в любовных письмах избегают высоких, громких слов. Но в особых условиях фронта, когда сами понятия Жизнь, Смерть, Родина, Любовь становятся не отвлеченными, а обостренно, трагически конкретными, воин говорит в письмах своей подруге самое сокровенное, интимное, которое звучит вдруг возвышенно-обобщенно:

                                                               ...Милая Катюша,
                                                               Буду метко бить я по врагам.
                                                               Наши нивы, яблони и груши
                                                               На позор фашистам не отдам.

В ответных «письмах-песнях» девушка заверяет любимого в том, что и она своим трудом поможет фронту;

                                                               Обещала милому Катюша;
                                                               «Будем честно фронту помогать,
                                                               Будем больше делать мин и пушек,
                                                               Чтоб скорей победу одержать».

Возможно, кто-нибудь из наших юных современников, прочитав строки такой любовной переписки, усмехнется, усомнившись в ее искренности. Напрасно. Нельзя сомневаться в сокровенной правдивости этих клятв и заверений, поскольку путь к любви, к личному счастью тогда был один — через Победу.

Не только на трудовом фронте воевала «милая Катюша». Строки, рожденные в народе, утверждают, что она сражалась и с оружием в руках:

                                                               Отцвели вы, яблони и груши,
                                                               Только дым клубится над рекой.
                                                               В лес ушла красавица Катюша
                                                               Партизанской тайною тропой.
                                                               Завязался рано на рассеете
                                                               Жаркий бой, где яблони цвели.
                                                               Билась с ярым недругом Катюша
                                                               За клочок своей родной земли.

A вот она уже в другой роли:

                                                               Катя слово раненому скажет
                                                               Так, что в сердце песня запоет.
                                                               Катя раны крепко перевяжет,
                                                               На руках из боя унесет.
                                                               Ой ты, Катя, девушка родная,
                                                               Сто бойцов спасла ты из огня.
                                                               Может, завтра, раненых спасая,
                                                               Из огня ты вынесешь меня.

Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали «катюшей». И сразу же солдаты запели о ней — укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов:

                                                               Эй ты, песня, песня огневая,
                                                               Выжигай дотла фашистский сброд,
                                                               Чтоб не смела вражья свора злая
                                                               Лазить в наш советский огород.
                                                               И летят снаряды в тьму густую,
                                                               И огнем окрашен небосвод.
                                                               Пусть услышат «девушку простую»,
                                                               Пусть запомнят, как она поет!

Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживаний, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю. Свод зтих песен по широте и глубине показа человека на войне может сравниться разве что с Василием Теркиным Александра Твардовского. Причем важно то, что главное в этой поэтической энциклопедии — показ войны «изнутри», через сокровенные переживания, доверяемые чаще всего письму, адресованному близкому человеку. Отсюда тот пронзительный лиризм, что и сегодня трогает человеческое сердце.

Вопросы и задания

1. Стихотворения и песни о войне — это тревоги, горечь, сожаление, страдание. Подумайте, какую тему поднимает каждая из песен.

2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Прочитайте или напойте их. Какие из них вы раньше слышали дома, по радио, в концертах? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?

4. Напишите отзыв на одну из понравившихся вам песен.


Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.