Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> А. С. Грибоедов «Горе От Ума»
А. С. Грибоедов «Горе от ума» Известны слова Гоголя: «Драма живет только на сцене». Поэтому надо учить школьников не просто читать, а «мысленно смотреть» драматическое произведение, воображать себе реальное действие, обстановку и участников конфликта. В самостоятельном чтении учащиеся почти никогда не встречаются с драматургией: «Чтение пьесы требует большого напряжения и большой сосредоточенности... ее читать трудно» (Т. В. Чирковская). В этом плане очень полезны задания, как бы роли для читателей-учеников, позволяющие им «войти внутрь персонажа». Предлагается следующая примерная схема работы. 1. Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)? Этой работе предшествует разговор об авторе и о его пьесе как едином целом. Итоговые занятия можно посвятить сопоставлению пьесы с ее сценическим или экранным воплощением. Первое действие читает целиком учитель, чтобы установить отношение к героям. Начать следует с чтения и комментирования афиши: «...Фамусов. Управляющий в казенном месте. Софья Павловна. Его дочь. Лизанька (как ученики объясняют эту форму имени?)... Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее». Ремарки, описывающие место действия, следует развернуть в картину, т. е. ввести учащихся в богатый барский дом Фамусова. 1—4 явления можно прочесть без комментариев. После этого задать вопросы, выясняющие уровень восприятия текста и готовящие учащихся к дальнейшей работе: — Что мы узнали из прочитанных явлений? (Предлагается ответить кратко, не пересказывая содержания.) После ответов учащихся желательно напомнить им, что называется сюжетом произведения, дать определение экспозиции (вступительная часть сюжета: изображение времени и места действия, среды, обстановки, где складывались и развивались черты характеров действующих лиц). Читаем 5 явление. Что важно в этой сцене? Что нового узнали мы о героях пьесы? Чье появление подготавливает автор? После знакомства с 6—8 явлениями выясняем, что конфликт уже наметился; но началось ли действие? Даем определение завязки действия (события, с которого начинается действие в произведении, вызывающего за собой все остальные события). После чтения последних явлений действия уместна небольшая обобщающая беседа о том, что мы узнали по первому действию о взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Что значит реплика Софьи в 8 явлении «Ах, батюшка, сон в руку»? Ведь мы знаем, что Софья не спала всю ночь. Какой же смысл имеют ее слова? — Нельзя ли по репликам Софьи в 7 явлении сделать вывод о сходстве или различии отношения ее и Чацкого к жизни? Для обучения выразительному чтению, пониманию подтекста особенно подходит 7 явление. Задание на дом: повторить значение понятий «экспозиция» и «завязка». Подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «Какова роль (экспозиционная) первого действия во всей комедии?» Подготовить выразительное чтение монологов Фамусова и Чацкого из второго действия. В начале следующего урока полезно вспомнить содержание первого действия, используя домашнее задание. Учитель вводит учащихся в обстановку второго действия и предоставляет слово для выразительного чтения первого монолога Фамусова заранее подготовленному ученику («Петрушка, вечно ты с обновкой...»). В дальнейшем при комментировании второго действия в него включается заранее подготовленное учащимися выразительное чтение наизусть монологов. Затем анализируем характер монолога, внутреннее состояние героя, его произносящего, цель введения этого монолога в комедию. Полезно сопоставить монологи Чацкого и Фамусова с определенным целевым заданием, выяснить, как характеризуют эти монологи героев, их произносящих. Случайно ли столкновение этих героев? Что нового узнали мы о действующих лицах после чтения второго действия? Вводится новое понятие «развитие действия», начало которого положено завязкой; оно дает представление о возможных путях разрешения конфликта, столкновения героев, обнаруживает связи и противоречия между ними, раскрывает различные черты характеров, позволяет автору показать характеры в развитии, в изменении в зависимости от различных условий, показать и воздействие самих героев на окружающую их обстановку. Задание на дом: сравнить монолог Чацкого из первого действия «Ну, что ваш батюшка...» и монолог Фамусова из второго действия «Вкус, батюшка, отменная манера...», сделать вывод об отношении обоих героев к Москве того времени, всем учащимся подготовить для выразительного чтения монологи Фамусова и Чацкого из первых трех действий, группе учащихся подготовить выразительное чтение по ролям диалога Чацкого и Молчалина из третьего действия. После чтения 1 явления третьего действия задайте вопросы учащимся: — Как понимают ум Чацкий и Софья? Комедия называется «Горе от ума». О каком уме, приносящем горе, идет здесь речь? Особое внимание уделяется выразительному чтению и анализу диалога Чацкого и Молчалина по предложенному учителем примерному плану. Завершает чтение всего третьего действия краткая беседа на основе следующих вопросов: — Почему общество таким образом встретило весть о безумии Чацкого? Учитель сообщает учащимся определение кульминации (момента наибольшего напряжения в развитии действия произведения). Задание на дом: охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя из общих и индивидуальные черты; подготовить выразительное чтение монологов четвертого действия. В начале следующего урока учитель может в краткой беседе с учащимися восстановить в их памяти сцену Чацкого и Молчалина из третьего действия и подвести учеников к выводу на основании сопоставления персонажей, анализа их конфликта. Ориентиром в этой беседе могут быть тезисы, предлагаемые В. И. Зольниковой в ее книге «Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением» (М.: Просвещение, 1978): 1. Внешний облик Молчалина и Чацкого. Беседа должна лишь подвести к выводам, так как четвертое действие завершит представление учащихся об этом конфликте. От столкновения двух героев перейдем к столкновению героя со всем обществом, характеризуя гостей Фамусова на балу. Заключительное чтение учителем последних явлений комедии. Определение развязки пьесы — разрешения конфликта, происшедшего в результате развития событий пьесы. Чтение учащимися двух монологов Чацкого из четвертого действия («Что это? слышал ли моими я ушами!» и «Не образумлюсь, виноват...»), краткий анализ вместе с учащимися психологического состояния Чацкого в финале комедии. При этом особое внимание уделяется причинам, обусловившим нарастание гнева Чацкого в сравнительно короткий отрезок времени. — Отличаются ли по тону друг от друга эти два монолога Чацкого? Задание на дом: подготовиться к уроку-беседе на тему «Прошедшего житья подлейшие черты» (защитники «века минувшего» в изображении Грибоедова), повторить подготовленные монологи к уроку для чтения и анализа в рамках общей характеристики. Урок «Прошедшего житья подлейшие черты» состоит из двух частей: первую условно можно назвать «Барин... да!» (типичные черты барина-крепостника в характере Фамусова. Фамусовская Москва), вторую — «Какие-то уроды с того света». В начале урока следует вместе с учащимися определить, какое столкновение, какой конфликт и между кем лежит в основе всех событий в комедии «Горе от ума». Учащиеся довольно быстро приходят к выводу, что «горе от любви», борьба за руку Софьи существуют в пьесе, но не это определяет ее главный конфликт. Можно напомнить слова «как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший...», чтобы образно сформулировать характер главного конфликта. Важно только помнить, что «век нынешний» и «век минувший» — понятия не столько хронологические, сколько политические и морально-нравственные, «активными антагонистами Чацкого в „Горе от ума“ являются не только старики, но в не меньшей мере и ровесники героя — Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Софья и даже недавний друг и товарищ Платон Михайлович Горич» (см.: Борисов Ю. «Горе от ума» Грибоедова. Жизненный контекст и противоречия эпохи // Литература в школе. — 1980. — № 3. — С. 12). И все же чаще всего «век минувший» ассоциируется с Фамусовым, недаром лагерь противников Чацкого часто называют фамусовской Москвой. Чем это можно объяснить? Почему именно Фамусов воплощает в себе полнее всего «прошедшего житья подлейшие черты»? Эти вопросы должны определять весь ход анализа. — Понимает ли Фамусов непримиримость столкновения между двумя «веками»? Как он оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно век «государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным? — «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною покорности к царю» — согласился ли бы с такой оценкой века Екатерины Фамусов, если бы Чацкий произнес эти слова без осуждения? — Москва считалась в то время хранительницей старины, именно поэтому о Фамусове говорят: «Как все московские, ваш батюшка таков...» Да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», понимая под этим милые ему черты. Сопоставление монологов Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» из второго действия и монолога Чацкого «Что нового покажет мне Москва?» из первого действия дает возможность увидеть общее и различное в мнениях двух героев о Москве. Сопоставьте, например, отношение к иностранцам Фамусова и Чацкого. Что общего и что различного в этих мнениях? Вместе с учащимися следует выделить такие важные характеристики фамусовского «московского отпечатка», как «по отцу и сыну честь», «будь плохонький, / Да если наберется душ тысячки две родовых — / Тот и жених», «ведь только здесь и дорожат дворянством», «дверь отперта для званых и незваных, / Особенно из иностранных» и т. д. Обратим внимание учащихся на первые слова Фамусова в пьесе, с которыми он появляется: «Барин... да!» Конечно, это не случайно. Именно барство выделяется прежде всего в Фамусове как в первом лице барской Москвы. Не зря ведь и Лиза говорит: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев и барская любовь». Ведь Фамусов гневается не просто как обиженный отец, а прежде всего как барин-крепостник: «В работу вас, на поселенье вас...», «изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить» и т. д. И это не простая угроза. Фамусов всегда «брюзглив, неугомонен, скор», потому еще до скандала Лиза предупреждала Софью: «...запрет он вас, — добро еще со мной; а то, помилуй Бог, как разом / Меня, Молчалина и всех с двора долой». Об этом же говорит и Молчалин: «...А меня так разбирает дрожь, / И при одной я мысли трушу, что Павел Афанасьич / Раз когда-нибудь поймает нас, разгонит, проклянет!» Учебник предлагает примерную характеристику основных персонажей комедии. Им надо воспользоваться на уроке для общей характеристики Фамусова. Полезно проанализировать с учащимися толкование значащей фамилии Фамусова («известный»), напомнив слова комедии о других персонажах: «известный человек, солидный», «Татьяна Юрьевна. Известная — притом чиновные и должностные — / Все ей друзья и все родные». Пусть ученики сами вспомнят, кто является друзьями и родными Фамусова. Каково положение Фамусова в обществе? («Управляющий в казенном месте», богатый барин, свой человек среди знати — графов, князей, камергеров.) Пусть учащиеся охарактеризуют его отношение к службе, делам, служащим. Комедия называется «Горе от ума». Проблема ума стоит в центре произведения. Умен ли Фамусов? Бесспорно, не глуп. Суждения его подчас метки, остроумны. Но ум Фамусова и ум Чацкого как бы разной природы. Слово «умник» в те времена значило «смутьян», «бунтовщик», поэтому Фамусов скажет в похвалу не «умен», а «смышлен». Ум Чацкого для него чума, как и для других представителей этого общества («Да этакий ли ум семейство осчастливит» — Софья, «Ученостью меня не обморочишь» — Скалозуб и др.). Соответственно складывается и отношение Фамусова к культуре и просвещению, к людям, и его нравственность. Ровесников Фамусова на сцене не так уж много. Откуда же появляется ощущение, что в комедии Фамусовых большинство? В общей беседе следует рассмотреть и образы «толпы мучителей», привлекая для доказательства своих утверждений и внесценические образы. Общая беседа может вестись на основе следующих вопросов: — Какую армию представляет в комедии Скалозуб? За что он получил награды? Каковы его взгляды на культуру, на службу? Отличаются ли они от взглядов Фамусова? Составьте письменный план по теме «Фамусов — главный представитель „века минувшего“» в комедии Грибоедова». Подготовьте развернутые устные ответы на следующие вопросы: — Почему гости с такой охотой поддерживают сплетню о безумии Чацкого? Как складывается общественное мнение в фамусовском обществе? Используя только текст комедии, восстановите полностью биографию А. А. Чацкого. В процессе чтения и комментирования комедии ученики под руководством учителя делали наблюдения, накапливали материал о жизни и характере главного героя. На уроке следует этот материал собрать воедино, обобщить, сопоставляя Чацкого с другими персонажами комедии. На следующем уроке обобщите также материал, связанный с общественно-исторической обстановкой эпохи, пусть учащиеся обоснуют типичность героя. Основным подспорьем в этом станет критическая статья И. А. Гончарова. Беседа о Чацком начинается с проверки домашнего задания подготовленной учащимися биографии героя, анализа его предыстории с обязательной опорой на текст комедии. Учащиеся должны определить примерный возраст Чацкого (ему, пожалуй, не больше 20 лет, так как они с Софьей учились и играли вместе, расстались они три года назад, когда Софье было 14 лет. Вряд ли разрыв в возрасте игравших вместе детей мог быть более трех лет). Из-за раннего сиротства Чацкий воспитывался в доме Фамусова, потом покинул его, очевидно, для более серьезной учебы. Служил в министерстве и порвал с министрами, путешествовал на «кислых водах», оплошно (с точки зрения Фамусова) управлял имением, в прошлом году знался в полку с Горичем, сейчас возвращается на родину из чужих краев. В определенной степени жизнь его напоминает биографию Грибоедова (вспомним с учащимися, что он — литератор: «и славно пишет, переводит»), хотя, конечно, он не Грибоедов, но человек в развитии, в динамике. Уместно вспомнить героя Радищева, выехавшего из Петербурга наивным, доверчивым, восторженным человеком и становящегося к концу путешествия все понимающим, гневным борцом. Можно сказать, что и Чацкий начинает свой «путь» в пьесе в определенной степени наивным романтиком, а заканчивает его человеком, весьма близким Грибоедову по своим взглядам и оценкам. Радостным, влюбленным врывается Чацкий в дом Фамусова, разгневанным и оскорбленным покидает его, испытав «мильон терзаний». Само выражение «мильон терзаний», ставшее крылатым, включает в себя и «горе уму», и «оскорбленное чувство», но при всем том его нельзя воспринимать только как синоним страданий и мучений. Чацкий — боец по натуре, горечь разочарования сочетается у него с активным протестом, гневом, негодованием. Можно снова пройти с учащимися весь «путь» Чацкого, акцентируя внимание на особо важных моментах ( помощь в подготовке вопросов и заданий учитель может получить из учебных пособий по литературе С. И. Севериненко и С. И. Давыдова для средних специальных учебных заведений и И. А. Фогельсона для вечерних и заочных школ), например: — Как автор вводит в комедию Чацкого? Что говорят о нем в первом действии Лиза, Софья, Фамусов? — Как характеризует Чацкий в своих монологах «век нынешний» и «век минувший»? (Монологи вновь читаются учениками в классе.) Какие черты жизни московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе «А судьи кто?» Подводя итог изучению комедии, можно сказать: Чацкий был мечтателем, наивно верил, что в его время «вольнее всякий дышит...», что время скалозубов и молчалиных прошло, но он не сумел увидеть мир в истинном виде и недооценил силу фамусовской Москвы. Чацкого можно погубить, но нельзя превратить в Молчалина или Репетилова, в мужа-мальчика, крепостника, ненавистника разума или бесполезного болтуна. В конце комедии Чацкий разочарован в обществе. Между ним и фамусовской Москвой невозможно перемирие. Чацкий не идеальный герой, а живой человек, сложный, противоречивый («по крайней мере не надутый»). Он может по-мальчишески ревновать, прятаться за колонну, упрекать Софью в том, что она его «надеждой завлекла», чего, как мы знаем, не было. Но он никогда не будет приспосабливаться к подлости, не сломается и всегда останется самим собой. Именно поэтому образ Чацкого — самая большая удача Грибоедова, сделавшая «Горе от ума» вечно живым произведением искусства. Ум Чацкого может принести ему горе, но насколько он выше и благороднее смышлености Фамусова и подобных ему. Задание на дом: составить письменный план по теме «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?», используя материал статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; прочитать отрывки из статьи И. А. Гончарова, помещенные в учебнике, и подготовить черновик плана этих отрывков. Чтение в классе отрывка из статьи Гончарова «Мильон терзаний» (от слов «...Чацкого роль — роль страдательная...» до конца статьи, данной в учебнике). Совместное составление плана статьи, данной в учебнике. Вот примерный образец: II. Значение образа Чацкого в комедии. 1) Человек ума и чувства. Баженов А. К тайне «Горя». Идеи и образы комедии Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — №№ 4, 5.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил. Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: