Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 9 класс>> Н. В. Гоголь «Шинель»
«Петербургские повести». Тема Петербурга в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести, обоснование его комического характера. 2-й урок. Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо“» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости. 3-й урок. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели». 4-й урок. «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности. 5-й урок. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы. 1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного. 2. Групповые: Подготовить художественный пересказили чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души». 3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»). — Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель». Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор». В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное слово может быть таким. Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла. В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель». Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью. Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией. Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно. «Хорошо известно, что „Шинель“» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову. — Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»? — Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель“: ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч». Г. Гуковский: «Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они». B. Ермилов: «В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести». Г. Макогоненко: «...Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий... Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках...» C. Машинский: «...Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков». — Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.
В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: