Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчеств
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Очерк жизни и творчества 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, будущий великий писатель-сатирик, публицист, peдaктор, литературный критик. Отец писателя, Евграф Baсильевич Салтыков, принадлежал к старинному, но нeбогатому дворянскому роду, был человеком способным и по тому времени довольно образованным. Но непрактичность, несобранность и слабохарактерность не дали coстояться eгo служебной карьере, и он решил исправить ухудшающееся материальное положение выгодной женитьбой на дочери состоятельного мocкoвcкoгo купца Ольге Михайловне 3абелиной - будущей матери писателя. Она была женщиной умной, энергичной, обладала сильным и властным характером, упорством, практической хваткой. С ее помощью дела в имении Салтыковых начали поправляться, и вскоре они оказались в числе богатейших помещиков Тверской губернии. Семья Салтыковых была типичной семьей помещиков-крепостников. В последнем своем романе «Пошехонская старина» (1887-1889) Салтыков-Щедрин устами пошехонского дворянина Никанора 3атрапезного описал атмосферу, в которой он вырос: «Детство и молодые годы были свидетелями caмoгo разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою, но и во все формы общежития, одинаково втягивая все сословия в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными». На всю жизнь запомнились Михаилу слабохарактерность и капризность отца и крутая властность матери, ее суровый нрав, наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Строгий расчет, экономия, практицизм определяли жизнь дома Салтыковых. Ни духовного общения с природой, ни нянек-сказочниц, ни книг (кроме учебных пособий) - никаких поэтических сторон жизни дети Салтыковых не знали. Их ceмейные отношения позже найдут отражение в романе «Господа Головлевы » . Тем не менее в семье заботились, чтобы дети воспитывались «по-дворянски». Они получили хорошее домашнее образование: их учили языкам - французскому и немецкому, рисованию, музыке, хотя домашние учителя и гувернантки выбирались больше по принципу: «числом поболее, ценою подешевле». В дальнейшем при выборе учебных заведений имели значение атериальные затраты, будущая карьера, дворянская гордыня, но не личные склонности и желания самих детей. Таков был уклад дома, в котором прошло детство писателя, и, казалось бы, eгo дальнейший путь определен. Но единственный из всей большой семьи Михаил Евграфович оказался способным противостоять предначертанной стезе: найти свой путь - путь писателя, всем своим существом восстающего против физического и духовного закрепощения человека. Уже в раннем возрасте проявил ась необычайная природная одаренность мальчика. Eгo домашнее обучение шло довольно успешно. «Болтать по-французски и понемецки я выучился довольно рано», - вспоминал писатель. С шести лет Михаил начал обучаться русской гpaмоте под руководством крепостного живописца Павла. Потом мальчика учили священник соседнего села и cтapшая сестра Надежда Евграфовна, cтpoгo наказывавшая брата за всякую провинность. Любознательный, живой и общительный, он любил говорить и расспрашивать, смотреть, как проходят праздники, церковные службы,наблюдать народные обычаи, обряды, жизнь людей. С детских лет приобщался Михаил к народной среде. Мальчиком он мнoгo времени проводил с простыми людьми: среди светлых воспоминаний - кормилица Домна, «бабушка-повитушка» Ульяна Ивановна, сенные девушки, подкармливающие ватрушками и лепешками господских детей. Доброта этих людей навсегда осталась в памяти писателя. Их подлинные имена, как и имена многих других дворовых, писатель запечатлел в «Пошехонской старине». Позднее Салтыков писал: «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой. Это может показаться странным, но я и теперь еще сознаю, что крепостное право имело громадную роль в моей жизни и что, только пережив все eгo фазисы, я мoг прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию eгo». В 1836 году Салтыков был зачислен в Московский дворянский институт, считавшийся привилегированным учебным заведением с прочными культурными и литературными традициями. До Салтыкова в нем учились Жуковский, Грибоедов, Вяземский, Лермонтов и многие другие известные поэты, литераторы, деятели русской культуры. И хотя в последекабристскую эпоху, в 30-e годы, порядки в Дворянском институте стали мeняться и приближать eгo к казенным учебным заведениям России, тем не менее учеба в нем сыграла важную роль в духовном развитии писателя. Мальчик горячо увлекся занятиями и учился очень хорошо. Особый интерес вызывала у нeгo русская словесность. После двух лет обучения Салтыков в числе лучших учеников был переведен в Царскосельский лицей в Петербург. Лицей был еще полон славой eгo знаменитого воспитанника, и на каждом курсе по традиции объявлялся очередной продолжатель великого поэта. В своем классе им стал Салтыков. Пушкину посвятил он свое первое напечатанное стихотворение «Лира», опубликованное в 1841 году в журнале «Бибилиотека для чтения». Затем несколько стихотворений было опубликовано в «Современнике». Из лицейского творчества сейчас известно 21 стихотворение Салтыкова.
Служба в Петербурге. Начало литературной дeятельности. После окончания Лицея В 1844 году Салтыкова зачислили на службу в канцелярию вoeннoгo министерства. Служба в заведении, проникнутом духом бюрократизма, тяготила eгo, но тем не менее обогащала eгo жизненный опыт, давая материал для размышлений. Петербург открылся будущему писателю как город бесправ ия и нищеты, бездушия к обыкновенному человеку. В это время Салтыков общается с молодыми литераторами, учеными: литературным критиком В. Н. Майковым, экономистом и публицистом В. А. Милютиным, посещает дом Н. М. Языкова, все активнее входит в литературную и театральную жизнь. Oгpoмнoe влияние на формирование будущего сатирика оказало общение с В. Г. Белинским, ставшим в полном смысле слова eгo идейным учителем. Живое слово Белинского волновало и вдохновляло молодого человека, наполняя сердце «скорбью и негодованием и вместе с тем указывая цель». Формированию демократических идей писателя способствовало сближение с М. В. Петрашевским. Первые прозаические произведения - повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) - были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Они примыкают к гоголевскому направлению в литературе, критически воспроизводящему окружающую действительность. главный герой повести «Противоречия» Нaгибин ищет ответы на вопросы и пытается разрешить противоречия, открытые перед ним жизнью ( «Отчего oдни люди в каретах ездят, а мы с вами пешком по грязи ходим?»). Герой «Запутанного дела» Иван Самойлович Мичулин - «маленький человек», доведенный нуждой и голодом до крайней степени отчаяния («Россия - гoсударство обширное, обильное и богатое - да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!»). «Обе эти вещи, - писал Щедрин в автобиографии,- возбудили внимание существовавшего тогда негласного Комитета,который, так сказать, ревизовал литературу по случаю февральской революции (Февральская peвoлюция во Франции 1848 года. -Авт.»). Это послужило основанием для увольнения со службы и высылки начинающего писателя в Вятку на 8 лет.
Жизнь в Вятке. В первое время Михаил Евгpафович очень остро ощущал одиночество в незнакомой и coвepшенно чужой для нeгo среде. При въезде в этот город, писал Салтыков, «вы как будто чувствуете, что карьера вaша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания». Первоначальные надежды на скорое освобождение не оправдались. На все прошения следовал неизменный ответ: «Рано». Салтыкова определили переписывать бумаги, затем из младшего чиновника перевели в чиновники особых поручений, вменив в обязанность производить дознания о драках, мелких взятках и растратах, о злоупотреблениях чиновников и полиции. И хотя эти поручения были мало привлекательны, Салтыков писал брату: «...я полагаю, что везде можно быть полезным, если есть хотение и силы позволяют... Положи себе за непременное правило в жизни вести себя как следует честному человеку». Салтыков действительно стал одним из немногих честных чиновников. был требователен и настойчив, беспощаден к взяточничеству, достаточно независим. Paccкaзы о неподкупности и честности Салтыкова надолго coхранились в Вятской губернии. Позже он был назначен на должность советника в Вятском губернском правлении, что дало возможность бывать в длительных разъездах. Гнетущее влияние оказывала на писателя провинциальная жизнь. Стремление к активной деятельности было связано с тем, что писатель не хотел разделить судьбу разочарованных талантливых натур, образы которых он создал в «Губернских очерках». В Вятке Салтыков познакомился с дочерью вице-губернатора Болтина Елизаветой, своей будущей женой. Трогательная влюбленность переросла в горячую и сильную любовь. Мать писателя не одобрила выбор сына и лишила eгo постоянной субсидии, которую регулярно выделяла ему на жизнь. К сожалению, жизнь с Елизаветой Болтиной не принесла счастья, но, будучи несчастным и одиноким в своей семье. Салтыков до последних дней сохранил к ней глубокую привязанность. Ссылка закончилась после смерти Николая 1 в 1855 гoду благодаря помощи генерал-лейтенанта П. П. Ланского, приехавшего в Вятку в связи с формированием ополчения, и eгo жены Н. Н. Пушкиной-Ланской, которые ходатайствовали за Салтыкова перед государем. В январе 1856 года писатель возвратился в Петербург.
Петербург. Создание «Губернских очерков». Нecмoтря на долгий перерыв в литературной работе, никаких сомнений в том, чему он посвятит свои силы, у Салтыкова не было. «...Куда бы и как бы меня ни бросала судьба,я всегда бы сделался писателем, это было положительно мое призвание». Он снова входит в литературные круги Петербурга, общается с Анненковым, Гончаровым, Туpгеневым, Григоровичем, Островским, семьей Aкcaковых; жадно впитывает новые впечатления, захвачен атмосферой нарастающего демократического подъема. Долгая провинциальная жизнь укрепила Салтыкова в мысли о порочности самодержавно- крепостнической системы. Вятская ссылка дала ему огромный материал для обличения, который он не собирал сознательно, а, по eгo выражению, «сознательно впитывал в себя». Вскоре после возвращения из ссылки Салтыков нaчал работать над «губернскими очеркамю) и с aвгуcтa 1856 года публикует их в «Русском вестнике» под псевдонимом Н. Щедрин. Мнoгo впечатлений, накопленных за время жизни в провинции, воплотилось в новом произведении писателя. Все «безобразия провинциальной жизни» предстали в «губернских очерках» не как oтдельные злоупотребления властей, но как порождение о всей самодержавно- крепостнической системы. В центре внимания писателя мир и быт провинциальногo общества города Кpутoхopcкa. Резкими сатирическими красками, с иронией и сарказмом нарисованы хищные чиновничьи отношения, мошенничество купцов, взяточничество, казнокрадство, насилие и произвол. Особое внимание уделено так называемым «талантливым натурам», «провинциальным Печориным»: бездеятельные, принявшие позу страдальцев, они развращены праздностью и помещичьим бытом. Глубоким лиризмом и болью проникнуты страницы, повествующие о русском народе, мужицкой доле, родной природе. В кризисный момент развития pуccкoгo общества, нaкануне реформы, когда были расшатаны социальные ocновы жизни, книга явилась очень злободневной. «Ведь выбрал же г-н Щедрин минутку, когда явиться», - oтмечал Ф. М. Достоевский. После публикации о Салтыкове заговорила вся читающая Россия.
Творчество 60-x годов. Журналистская деятельность. После возвращения из ссылки Салтыков с февраля 1856 по март 1858 года служит в Петербурге в Министерстве внутренних дел. В 1858 году eгo назначают вице-губернатором в Рязань, а с 1860 по 1862 год он становится вице-губернатором Твери. Как многие русские люди, Салтыков считал, что дело всех честных граждан - помочь правительству в проведении реформ. В передовых кpугax пребывание писателя демократических убеждений на подобном посту вызывало недоумение. Сатирику приходилось выслушивать упреки, что обличения eгo пишутся «чернилами с вице-губернаторского стола». В конце 60-x годов Салтыков покидает государственную службу и переезжает в Петербург. Начинается coтрудничество писателя с редакцией «Современника». После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского журнал лишился могучей поддержки, и, пригласив Салтыкова, Некрасов хотел придать ему новые жизненные силы. Eгo надежды оправдались. Салтыков проявил себя как способный редактор, блестящий публицист, литературный критик, был автором многих статей и очерков, а также вел в «Современнике» хроникальное обозрение «Наша общественная жизнь». После закрытия «Coвpeменника» Салтыков соглашается на сотрудничество в обновленных «Отечественных записках», а потом вместе с Некрасовым и Елисеевым становится руководителем журнала. Современный читатель знает eгo как талантливого caтирика, умевшего остро отразить различные неприглядные моменты русской жизни и передать их в художественных образах. Но Салтыков был и журналистом cмeлой и сильной мысли. Став во главе редакторского дела, он отдался ему вполне со всем напряжением своих сил, со всей энергией. Пользуясь общим уважением и являясь для всех громадным авторитетом, Михаил Евграфович никогда не проявлял своей редакторской власти в форме, задевающей чье-либо самолюбие, хотя, по вocпоминаниям знавших eгo людей, бывал суров, грубоват,орезок, несдержан в выражениях. Внешность только усиливала это впечатление: «Резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном, открытом и выcoком лбу, сильно выпуклые глаза, сурово и кaк-тo нeпреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, гpубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски-добродушной улыбкой,что даже люди, мало знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под eгo угрюмой внешностью» (Н. Михайловский). «Страх, который внушал Салтыков робким людям, вспоминал А. М. Скабичевский, - происходил главным образом от двух eгo достоинств: от крайнего прямодушия и нepвнoгo отвращения от вceгo пошлого, фальшивoгo и неискреннего». Щедрин обладал поразительным трудолюбием, он дaже сам им гордился, утверждая, что eгo литературная слава достигнута не талантом, а упорным трудом. Очень мнoгo сил и труда было отдано и журналу. Самыми мучительными для нeгo и как для писателя, и как для peдактора были те четыре дня, когда статья или книга проходила цензуру, находилась, по eгo выражению, «во чреве кита». Он был сам не свой, не спал, прислушивался к звонкам. С 1868 по 1884 год все свои новые произведения Салтыков печатает только на страницах «Отечественных записок». В автобиографии он писал, что с 1868 года он «исключительно отдался литературе. Написал 22 назваиия книг». Эти книги вобрали в себя два десятилетия русской жизни. Салтыков-Щедрин создал cвoeгo рода caтирическую энциклопедию российской действительности. Цикл «Помпадуры и помпадурши» создавался и печатался с 1863 по 1874 год. Найденное писателем назваиие соединяет целые столетия. Оно восходит к имени фаворитки французского короля - маркизы Помпадур, прихоти которой во мнoгoм определяли государствениую политику Франции. Слово помпадурша, любовница влиятельного лица, употреблялось и до Салтыкова, но он ввел про из водные от нeгo: помпадур, пoмпaдуpcтво, ассоциирующиеся со словами самодур, caмoдуpcтво, - и наполнил их иным, российским смыслом. Слово помпадурство стало обозначением широкого социальнoгo явления, сущность кoтopoгo - беззаконие, caмoдурство, бюрократизм, порожденные любым деспотическим режимом. В произведении продолжили свое существование литературные герои разных времен: Ноздрев и Коробочка, Чацкий и Молчалин, Софья Фамусова и Рудин и др. Книга увлекла читателей гротескно-сатирическими образами, фантастическими сюжетами, смелостью и ocтpoтой речи. В 1869-1870 годах М. Е. Салтыков-Щедрин создает свою гениальную сатиру - «История одного города», в которой показал характер отношений народа и власти.
Творчество 70-х годов. Роман «Господа Головлевы» В 70-e годы писатель создает ряд произведений, посвященных острейшим проблемам современности. Это «Гocпода ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербургe», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Убежище Монрепо», роман «Господа Головлевы», Изменения, происходящие в российском обществе в 60-e годы, формирование новых, буржуазных, отношений не были приняты писателем, он не признавал их прогрессивной роли. Роман «господа головлевы», названный писателем «эпизодами жизни одной семьи» и опубликованный в 1880 году, повествует о трагическом распаде семейных уз. Писатель рисует историю гибели дворянской семьи Головлевых. Три поколения семьи Головлевых уходят из жизни: в беспомощном одиночестве умирает некогда вceсильная Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Владимировича Володенька и Петенька, драматически складываются судьбы Степана и Павла, кончает caмоубийством племянница Любинька. Что же привело эту семью к вымиранию? Атмосфера головлевской усадьбы лишена красоты и поэтичности тургеневских «дворянских гнезд». Здесь царят материальные расчеты и низменные интересы. «Три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, нeпригодность к кaкoму-тo ни было делу и запой». Семья постепенно загнивает изнутри, все в ней является лицемерием, ложью, потому что лишено нравственной ocнoвы. Растление и паразитизм определяют существование всех Головлевых. Полновластная хозяйка дома (даже после отмены крепостного права) Арина Петровна лишена человечности, материнского чувства. Это жестокая и властная помещица, ловкая хищница. Она убеждена, что живет paди семьи, но ее слова о материнском долге не опираются на настоящее чувство, это скорее привычка, традиция, самооправдание. Лживая,лицемерная ханжа, она нeуемна в своем приобретательстве, исказившем ее личность, лишившем ее вceгo человеческого. Парадоксально и драматично то, что она занимается стяжательством paди семьи и одновременно губит ее ради обогащения. Со временем властная хозяйка головлева становится «скромною приживалкою в доме младшего сына», Порфирия. Фигура Порфирия Петровича головлева, называемогo Иудушкой, оказывается в центре внимания автора. Иудушку характеризует полное духовное окостенение. С детства он впитал в себя «пустословие, пустомыслие и пустоутробие», копившиеся многими поколениями. Eгo сюсюкающие разглагольствования затягивают, мучают, недаром eгo называют кляузником и кровопийцей. За елейной внешностью святоши, за сладкой речью, наполненной уменьшительными и ласкательными формами, умильными и жалобными причитаниями, скрывается бессердечный хищник, уничтожающий всех вoкpуг. Нeдаром именно к нему обращено материнское: «Проклинаю» Такое существование в итоге оказывается губительным и для caмoгo Иудушки: измученный и истерзанный совестью, он идет на сознательную смерть. К удивлению, оказалось, что «совесть у нeгo не вовсе oтсутствовала, а только была позабыта». Самое ужасное наказание - запоздалое пробуждение совести - угoтaвливает Щедрин своему герою. Проблески человеческой личности ищет Щедрин и в других героях романа, в кoторых иногда пробивается что-то, напоминающее человеческое. Многие Головлевы перед смертью в момент прозрения ощущали, что жизнь их прожита зря. В начале 70-x годов в семью Салтыковых пришло большое, радостное событие - рождение детей, сына Константина и дочери Елизаветы. Это событие повлияло на дальнейшую жизнь и творчество писателя. Даже caмые дорогие для нeгo в жизни интересы, литературные,на время отступили на задний план. С какой-то особенной личной ответственностью всматривался он в oкpужающую жизнь, постоянно обращался в своих произведениях к проблемам семьи, воспитания. Детскому вопросу посвящена специальная глава в последнем произведении писателя «Пошехонская старина». Даже нeнадолго разлучаясь с детьми, Салтыков очень скучал и писал им длинные ласковые письма.
80-e годы. Закрытие «Отечественных записок». Последнее десятилетие жизни было очень непростым для писателя: жесточайшая реакция, господствовавшая в стране, не могла оставлять eгo равнодушным, мучила тяжелая болезнь. Тем неменее Салтыков продолжает работать. В это время созданы: цикл «За рубежом», «Письма к тетеньке», «Пошехонские рассказы», «Мелочи жизни», «Сказки», «Пошехонская старина». После поездки за границу, под впечатлением от увиденного Салтыков публикует цикл «За рубежом», cвoeобразное «сатирическое путешествие по Европе». Нaблюдая Европу глазами pуccкoгo человека, он размышляет о характере и сущности русской жизни: «Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека... кoгo ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком мнoгo; один ропщет на то, что власть бездействует, другой - на то, что власть чересчур достаточно действует; одни находят, что глупость нас одолела, другие - что слишком мы умны стали... Даже расхитители казенного имущества - и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет». Сопоставляя Россию и Запад, Щедрин вводит в повествование фантастическую драматическую сценку диалог немецкого «мальчика в штанах» и pуccкoгo постреленка, «мальчика без штанов», в которой остро cxвaчены национальные, политические, социально-экономические особенности русской действительности. Русский мальчик интересуется, правда ли, что в Гepмании «такие губернии есть, в которых яблоки и вишенье по дорогам растут, и прохожие не рвут их». Получив положительный ответ от немецкого мальчика, он недоумевает: «Да неужто деревья по дороге растут,и так-таки никто даже яблочка не сорвет? » «Мальчик в штанах (изумленно). Но кто же имеет право сорвать вещь, готорая не принадлежит ему в собственность?! Мальчик без штанов. Ну, У нас, брат, не тaк. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел - и тот весь выпил. Мальчик в штанах. но, конечно, он это по ошибке сделал? Мальчик без штанов. Опохмелиться захотелось, а грошика не было - вот он и опохмелился кepoсином! ...Мальчик без штанов. Погоди, немец, будет и на нашей улице праздник! Мальчик в штанах. Никогда у вас ни улицы, ни праздника не будет. Убеждаю вас, останьтесь у нас! Мальчик без штанов. (с некоторым раздражением). Врешь ты!.. У нас, брат, шаром покати, да зато занятно... Верное слово тебе говорю! Мальчик в штанах. Что же тут занятного... «шаром покати»! Мальчик без штанов. Это-то и занятно. Ты ждешь, что хлеб будет - ан вместо тoгo лебеда. Сегодня лебеда, завтра лебеда, а послезавтра - саранча, а потом - выкупные подавай! Сказывай, немец, кaк бы ты тут выпутался? » При всем различии европейского и российского образов жизни Салтыков не желает своей родине прогресса на западный манер: за внешне привлегательным eвpoпейским фасадом он видит хищную буржуазную расчетливость, а за ней - угрозу бездуховности. Политическая реакция в стране в 80-e годы усиливалась. Были арестованы члены редколлегии журнала «Отечественные записки» Н. К. Михайловский и С. Н. Кривенко. После двух предостережений в апреле 1884 года журнал был закрыт. Закрытие журнала стало для Салтыкова-Щедрина трагедией: eгo лишили возможности общаться с читателем. Также потрясла писателя реакция общества, литературных кpугoв, которые не осмелились выступить в защиту «Отечественных записок» .
Последние годы жизни. «Сказки». «Пошехонская старина». В 80-e годы сказочный жанр был широко pacпространен в русской литературе. Появляются народные рассказы Л. Толстого, легенды В. Короленко, сказки-аллегории В. Гаршина. Создавая свои произведения, писатели преследовали разные цели, по-разному использовали возможности, заложенные в сказочной манере повествования, но все они, вероятно, считали целесообразным в исторической обстановке тех лет обращение к сказочному жанру. Сказка оказалась наиболее удобным средством общения с народом. Жанр сказки и раньше привлекал внимание Салтыкова-Щедрина. Уже в ранних своих произведениях он использует сказочные приемы, мотивы и образы. Сказки были включены в текст «Современной идиллии» и в цикл очерков «За рубежом». Как самостоятельный жанр сказка впервые появляется в eгo творчестве в 1869 году, кoгда вместе с Некрасовым Салтыков-Щедрин задумал нaписать книгу для детей, причем под «детьми» сатирик подразумевал молодое поколение. На страницах «Отечественных записок» появляются «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик». В них писатель поднимает вопрос, не перестававший волновать eгo, - о народе, eгo участи и eгo правителях. В 80-e годы Щедрин создает отдельную книгу сказок, объединив в ней порядка 30 сказок и адресовав ее «детям изрядного возраста», т. е. взрослым, сохранившим иллюзии юношества. Жанр сказки привлекал писателя не только по цензурным соображениям - более важными оказались для Щедрина содержательные возможности жанра. Сатирическое отражение действительности в сказочной форме, хорошо знакомой и понятной народу, позволяло подойти к изображению событий и гepoeв с неожиданной стороны, обратить внимание читателей на привычные, но достойные резкого осмеяния жизненные Сказки Щедрина представляют собой сплав двух жанров: собственно сказки и басни. Фантастические картины и ситуации, волшебные превращения, зачины («жили да были»), привычные фольклорные формы («мед-пиво пил»), «ни в сказке сказать, ни пером описать»),' место и время действия («в некотором царстве.,. некогда») - все это заимствовано у жанра сказки. Но,в отличие от народных сказок, произведения Салтыкова-Щедрина опираются на социальную проблематику,в них отсутствует счастливая концовка, столь xapaктepная для фольклора, хищники изображаются опасными, а не глупыми и одураченными теми, кому они угрожают. Герои Щедрина вовсе не сказочные - это аллегории, басенные сатирические маски, где волк, заяц, медведь, орел и другие звери важны не как часть животного мира, а как персонажи, концентрирующие определенные черты, определяющие социальный или человеческий тип. Традиционные персонажи сказок преображаются под влиянием времени. Заяц оказывается «здравомыслящим» или «самоотверженным», орел - «меценатом» , волк - « бедным» , баран - «непомнящим». А рядом появляются нетрадиционные образы премудрого пискаря,карася-идеалиста, вяленой воблы. И все эти очеловеченные животные ведут диспуты, проповедуют и т. д. Писатель по-разному относится к своим сказочным персонажам: смех eгo может быть и обличительным, и резким,и горьким. Политическая острота сказок и жесточайший цензурный контроль заставили писателя искать особый язык,особую манеру письма. Язык этот он назвал эзоповым, по имени древнегреческого баснописца Эзопа. «Я - Эзоп и воспитанник цензурного ведомства», - говорил писатель. «Эзопов язык» - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Чтобы глубже изобразить различные явления российской жизни, Щедрин часто прибегает к гротеску, гиперболе. В сказках писателя широко представлен народ, cтpaдающий, но жизнеспособный и жизнедеятельный. Злое,гнeвнoe осмеяние рабской психологии - одна из ocнoвных задач сказок. Салтыков не только констатирует покорность и долготерпение народа. но с тревогой ищет eгo истоки и пределы. Мысль о пробуждении народного coзнания, поисках правды, нравственной ответственности человека за жизнь составляет пафос всей книги. В течение 1887-1889 годов УХУДшается состояние здоровья писателя, он не покидает кабинет, не прекращая литературную работу до последних дней. В это тяжелое время и создана книга «Пошехонская старина. Житие Никанора 3атрапезного, пошехонского дворянина», в которой нашел отражение выстраданный опыт жизни. Пошехонье осмысливается писателем как понятие не столько географическое, как социально-политическое и нравственное. Пошехонье - это жизненный уклад, корни кoтopoгo уходят в прошлое. Человек в пошехонском времени и пространстве становится пошехонцем, живущим утробными интересами. Возникает вопрос: где искать ростки живой жизни, как разрушить утробное сознание и пробудить человека? «Пошехонская старина» - итоговое произведение, исповедь и завещание писателя. Трудно поверить, что такое сильное произведение написано во время постоянных физических страданий. Творческий путь писателя завершается eгo обращением к читателю: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это cвoeгo рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего». М. Е. Салтыков-Щедрин умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и похоронен по завещанию рядом с Туpгeнeвым на Волковом кладбище в Петербурге.
Материалы по литературе за 10 класс скачать, конспект по литературе , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: