Тема
Цель урока
Тип урока
Такого же большого значения поэзии Пушкина оказывал и М.Г. Чернышевский. Он считал, что настоящие поэты, каким был и О.С. Пушкин, являются руководителями людей. Читая их произведения, "мы приучаемся отворачиваться от всего пошлого и плохого, понимать обаяние всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами становимся лучше, добрее, благороднее" В детском чтении вошли стихи и сказки А.С. Пушкина. Лирика поэта, в которой нашли отражение его размышления и переживания, актуальные проблемы того времени, окружающая действительность и освободительное движение, влияла на формирование общественного сознания, поддерживала твердость духа в декабристов, сосланных в Сибирь. Лирика, в которой поэт создает образ передового человека, протестанта и жизнелюба, воспевает дружбу, верная любовь, родную природу, широко известна детям. Хорошо знают стихотворение "Зима" (отрывок из романа "Евгений Онегин"), "Зимний вечер", отрывки из "Осени", "Руслана и Людмилы" и другие произведения. Но наиболее близкие им сказки Пушкина.
Особенно увлекался Пушкин сказками. В письме к брату он писал: "Что за роскошь эти сказки, каждая есть поэма". Сам поэт написал пять сказок: "Сказка о попе и батрака его Балде" (1830), "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидона Салтанович и о прекрасной царевне Лебедици" (1831), "Сказка о рыбаке и рыбке "(1833)," Сказка о мертвой царевне и семи богатырях "(1833)," Сказка о золотом петушке "(1834). В основу большинства своих сказок поэт положил народное творчество. Так, для "Сказки о царе Салтане ..." он использует народную сказку "Косоручка", для "Сказки о рыбаке и рыбке" - "Жадная старуха", а для "Сказки о мертвой царевне ..." - "Волшебное зеркало". Однако сказки А.С. Пушкина - это не поэтический перевод народного творчества. П. Бажов писал, что в чарующих красотой и умом сказках Пушкина мы видим "чудесный сплав, где народное творчество неотделима от личного творчества поэта". Несмотря на талантливость Пушкина-сказочника, многие современники поэта (Е. Баратынский, Гоголь, И. Тургенев и др.) встретили его сказки отрицательно. Критики считали, что Пушкин подражает народное творчество, что по художественным достоинствам его сказки стоят ниже, чем другие произведения.
В сказках Пушкина все изображено просто, в духе народных понятий о морали, в духе народных симпатий и антипатий, им присущ гуманизм, уважение к простым людям, стремление к свободе и счастью, оптимизм, но в них чувствуется кошмар современности, волнение за будущее людей. Большинство сказок Пушкина имеет сатирический характер, и сатира в них еще более социальное обострена, чем в народных. Например, "Сказка о попе и батрака его Балде" - это острая сатира на попов. Жадный поп ищет дешевого слуги, который умел бы "и лошади ухаживать и шить, и варит, и мастерить". Однако поп не только скупой, но и глуп, потому понадеялся на русское "авось". К тому же он еще и трус: дрожа от страха, боясь расплаты, он посылает Балду к чертям собирать оброк (сколько в этой сцене сатиры!) Как и в народном творчестве, во всех сказках А.С. Пушкина сатирически изображено и царей. Так, в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" он создает образ жестокой, напыщенной капризной и самовлюбленной царицы, единственным утешением которой был разговор с зеркалом: "Любэ зеркальце, скажи Услышав, что она "за людей всех милее, и румьяниша, и белее", царица начинает "смеяться и радоваться, - и пидморгувать глазами, и вести плечами", и вертеться перед своим зеркальцем. Образ ее подается в сатирическом плане. Полна черных зависти, царица приказывает прислужницы своей "завести царевну в чаще" и живу покинуть там "на съедение злым волкам". Увидев царевну живых, он от злости умирает. Сатирически изображает А. С. Пушкин царя Дадона в "Сказке о золотом петушке". Дадон ограничен, глуп и ленив, он царствует "лежма на боку". Его не могут разбудить даже тогда, когда государству угрожает опасность: "Царю! Отец милостивый!
Царь - сластолюбивий. Увидев Шамаханская царица, он "перед ней зднимив" и забыл даже о смерти своих сыновей. Дадон - лживый, он не держит слова, данного стаpoму зорезнавцеви. Пушкин рисует бесславный конец Дадона. "Сказка о золотом петушке" - это политическая сатира. Написал поэт ее в период обострения своих взаимоотношений с русским царем. В письме от 1834 г. он пишет: "Не дай бог сыну идти по моим следам, писать стихи и ссориться с царями ... Плетью обуха не перебить. Намекает на это поэт и в сказке: звездочет начал было просить царя отдать ему Шамаханская царица, но тот грозно закричал: "Отойди, как хочешь жить!" О.С. Пушкин беспощадно осуждает произвол, деспотизм царей, весь самодержавно-крепостнический строй. Характерна и не случайна концовка "Сказки о золотом петушке": Сказка-вымысел, однако "Сказка, - как говорит поэт, - добрым молодцам урок". Сатирический образ царицы поэт создает и в "Сказке о рыбаке и рыбке". Чем выше по социальной лестнице поднимается злая баба, тем жестче становится. Вот она, столбовая дворянка, бьет заботливых слуг "за волосы таскает", а мужчину, который делает ей столько добра, совсем не хочет знать.
Баба на старого накричала и на "конюшню к лошадям послала". Став грозной царицей, она ведет себя еще более жестоко. Вокруг нее стоит "грозная стража, за плечами - копья и топора". На деда она и не взглянула, Только гнать из глаз его велела. И в этой сказке, как и в устном народном творчестве, сатирически изображены господствующие классы. В народном духе изображает Пушкин и положительные образы: Балде, труженика деда, Царевну, Гвидона. Как и в народных бытовых сказках, поэт показывает моральные преимущества простого служителя Балды над попом. Балда работящий, он "работает по семи": Еще с ночи у него все ходуном ходит, Балда смелый, ловкий и изобретательный, благодаря чему вышел победителем и в соревновании с чертями, забрал у них ту подать большую, по которой послал его поп. Трудолюбивый, добрый, умный и второй положительный герой из сказок Пушкина - дед ("Сказка о рыбаке и рыбке"). Лучшими чертами характера, присущими людям из народа, наделяет А. С. Пушкин царевну. Она красива хозяйка: в тереме богатырей толком убрала, "засветила богу свечку, разожгла жарко печку ...". Богатырям она уважение отдала: ... Низко в пояс поклонилась, Когда ее угощают, то от "зеленого вина отказывается она, пирожок лишь разломило и кусочек откусила". Царевна умеет искренне и верно любить. Когда семеро братьев, молодцов-богатырей, предлагают ей выбрать между ними мужа, она отвечает, что у нее есть жених - королевич Елисей. Ответ ее очень напоминает ответ деревенской девушки: "Ой вы, ребята молоденькие, Царевне присущи лучшие черты русской женщины: скромность, простота, сердечность, отзывчивость, любовь к труду, верность слову. Образ прекрасной царевны Лебедици, которая является символом девичьей красоты, воспетой в народных песнях, создает Пушкин в "Сказке о царе Салтане ...".
Среди образов положительных героев в сказках Пушкина особенно привлекает малого читателя славный и могучий богатырь князь Гвидон, который спасает жизнь свою и матери. Гвидон изобретательный, смелый, имеет большую силу: Ломит он от дуба сук, В сказках Пушкина тесно переплетаются фантастика с реалистическим изображением тогдашней действительности. Реалистично изображен поп ("Сказка о попе и батрака его Балде"), царица, взаимоотношения между ней и царевной ("Сказка о мертвой царевне"), "ветхая землянка", в которой жили старики ("Сказка о рыбаке и рыбке" ), но во всех сказках находим и фантастические образы, фантастические превращения: лебедей превращается в девушку, мертвая царевна воскресает, белка золотые орешки грызет, золотой петушок охраняет границы государства, бесенята соревнуются с Балдо и др. Фантастике Пушкин предоставляет реалистического очертания, даже чертей поэт рисует так, что они не пугают, а вызывают смех: Вынырнуло то чертенка, После соревнования по Балдо бесенок совсем знесилилось, оно, "высунув язык, мордочку подняв", прибежало, задыхаясь, "мокрое прочь, лапкой вытирая". Писатель использует уменьшительно-ласкательные существительные (бесенятко, котенок), выразительные сравнения (сами они, как пава; разговор поведет - словно горлица гудит). Значительное место в сказках Пушкина занимает природа. Иногда она сочувствует герою. Так, в "Сказке о царе Салтане ..." "Волна свободная водная бочку вынесла легонько и видлинула тихонько". Несколько раз изменяется состояние моря в "Сказке о рыбаке и рыбке", оно по-разному реагирует на капризы и желания прожорливой бабы, осуждает его поведение. Сначала, когда дед пришел к морю, оно слегка задралась, когда пришел во второй раз, скалаламутилось синее море, третий - беспокойное сине море, а четвертый приходит старый - почернело синее море. Когда старая захотела быть морской владычицей, чтобы рыбка золотая была у нее на побегушках, море сердито начало бушевать, поднимать разгневанные волны - ходят волны, и стонут, и воют. Как и в устном народном творчестве, герои сказок обращаются к морю, ветра, солнца, умоляют их помочь. Так, князь Гвидон просит "гульливу и быструю" волну морскую не терять его и матери, а выбросить их на суше. Королевич Елисей, ища свою невесту, расспрашивает у ветра, луны, солнца, не знают, где царевна молодая. И силы природы вступают в разговор с героем: ясное солнышко дает ему совет, белолицый, ясноглазый месяц успокаивает, а ветер, "гордый обладатель", помогает найти невесту. Чрезвычайно простая, внятная и лаконичная речь сказок Пушкина, в них мало эпитетов, метафор, сравнений. В рассказе преобладают существительные, глаголы. Например, бес "под кобылу подлез, и понатужился, и напрягся, поднял кобылу, два шага шагнул, на третьем упал, ножки протянул" ("Сказка о попе и батрака его Балде"). Несколькими словами Пушкин умеет нарисовать портрет и раскрыть внутренний мир своего героя. Так, например, царица из "Сказки о мертвой царевне ...": ... Женщина, Некоторые сказки А.С. Пушкина своей композицией напоминают народные, они имеют зачин: "Жил старик со своей старухой у самого синего моря" ("Сказка о рыбаке и рыбке") или "Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом владычества жил-был славный царь Дадон "(" Сказка о золотом петушке "). В сказках Пушкина встречаем и поговорки и пословицы. Так, царевна Лебедици говорит Гвидон, который собирается жениться, что жена НЕ рукавица, с "ручки женщину не взмахнешь и за пояс не заткнешь". Часто встречаются в сказках простонародные и книжные выражения: Воеводы не дремали, Речь героев Пушкина индивидуализирована, она является одним из средств их характеристики. Да, речь капризной злой бабы ("Сказка о рыбаке и рыбке") пересыпана вульгаризмами. "Ой дуралей ты, недотепа", - кричит на деда злая баба ("Сказка о рыбаке и рыбке"). Не лучше язык и разгневанной царицы ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"), которая выкрикивает перед зеркальцем: "Ах ты, капоснее стекло! Врешь ты мне назло". Нередко А.С. Пушкин пользуется диалогом, который предоставляет живости, динамичности сюжета, выразительности речи персонажей, как, например, разговор деда с золотой рыбкой, с бабой, диалоги между Гвидон и царевной Лебедици, Гвидон и купцами ("Сказка о царе Салтане ...") и др. Игровой, веселый ритм присущ значительной части сказок Пушкина (большинство из них написано хореем). Сказки А.С. Пушкина имели и имеют большое значение для развития детской литературы, он впервые создал сказки острого социального содержания, в них нет скучного морализаторства, которое было свойственно тогдашним произведениям для детей; они воспитывали и воспитывают любовь к трудолюбивых, изобретательных, смелых и мужественных, простых и скромных людей, ненависть к жестоким, злых, коварных, бездельников. Сказки А.С. Пушкина С.Я. Маршак называет сокровищем для человека, который растет, поскольку они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, способствуют воспитанию человечности. С произведениями Пушкина читатели не расстаются никогда. "У каждого возраста - свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки Для десятилетних -" Руслан ...". В двенадцать-три-надцать лет нам открывается пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник" В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма ... и это уже навсегда! " Творческое наследие великого поэта-бессмертна. "Гениальный Пушкин - настоящее олицетворение и символ русского национально-исторического бытия. В его беспримерной творческой мощи, многогранности лица, небывалой бурхливости развития выразилась блестящая одаренность и могучая сила великого народа, которого родил". Список исспользованной литературы1.Урок на тему: "Пушкин в детской литературе" учитель литературы сш №1 г.Чоп
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Китаев В.А. Молачко О.Л.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: