Тема
Цель урока
Ход урокаРомантизм и реализм в творчестве М. Ю. Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытывает как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэзии М. Лермонтов проявлял интерес к личности - незаурядной, ищущей, свободолюбивой, а потому одинокой, неудовлетворенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, которая стремится определить свое место в современном ему мире. В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался - своим стихотворением-выстрелом, стихотворением-обвинением. Речь идет о стихотворении «Смерть поэта» (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по пути с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что «пред ними суд и правда - все молчи!" И что на их стороне закон силы и власти. Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону. Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»). Судьба поэта, его назначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова.
Позже, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет ... я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности. Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткости и въедливость его шуток, о его бурная светская жизнь.
В стихотворении «Пророк» (1841) поэт говорит, что «вечный судия дал ему и всеведение пророка», т.е. поэтический дар, и с тех пор он, гонимый всеми, обречен жить в одиночестве. Действительно, «нет пророка в своем отечестве», и только после смерти Лермонтова русская литература осознала, что потеряла. Поколение Лермонтова жило в эпоху, которую принято называть безвременья: после поражения восстания декабристов и расправы над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия. Мыслящие молодые люди, пораженные скептицизмом и безверием, не действовали «под бременем познанья и сомненья» и преждевременно «старились». Поэт размышляет о судьбе своего поколения, с сожалением пишет о том, что оно не оставит после себя ни малейшего заметного следа в истории, считает, что его будущее «иль пусто, иль темно» («Дума», 1838).
Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая Лермонтовская ирония и Лермонтовская грусть.
Творческий путь Лермонтова длится чуть более десяти лет. Но за это время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии. Задание
Список исспользованной литературы 1.Урок на тему:Мотив пустыни в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.,учитель литературы Кубышко Р.О.,сш№1 г.Чоп Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Китаев В.А. Кубышко Р.О.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: