KNOWLEDGE HYPERMARKET


Наука и искусство в XVIII—XIX вв.

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Наука и искусство в XVIII—XIX вв.


Наука и искусство в XVIII-XIX вв.


XVIII-XIX вв. были временем формирования основ coвременной науки, опирающейся на естественнонаучные принципы познания окружающего мира, литературы, обращенной к человеку и eгo проблемам.


Развитие естественнонаучных знаний


В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований, Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов, Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет.

Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания.

Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Puxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобретению микроскопа голландский ученый А. Левенгук (1632-1723) впервые открыл мир микроорганизмов, бактерий.

Значительных успехов достигла математика. Английский ученый И. Ньютон (1643-1727) обосновал основные законы механического движения, тяготения, объяснил движение небесных тел. Используя разработанные им методы, английский астроном У. Гeршель (1738-1822) вычислил, а затем открыл с помощью новoгo телескопарефлектора планету Уран.

Важной особенностью науки XVIII - XIX вв. стал ее интернациональный характер. Результаты научных исследований публиковались в академических изданиях, получали широкую известность. Начал налаживаться обмен научными кадрами. Так, после создания в России Академии наук сотрудничать с ней были приглашены ученые из стран Западной Европы. Студенты из России направлялись на учебу в старейшие европейские университеты.

Налаживание связей позволяло обеспечивать поступательность и преемственность в развитии научных знаний. Открытия, сделанные отдельными учеными, не утрачивались с их смертью, как это неоднократно случалось в прошлом, а становились общим достоянием, позволяли продолжателям их дела опираться на укрепляюшийся фундамент знаний.

Итальянский физик А. Вольта (1745-1827), принимая во внимание результаты опытов cBoeгo предшественника Л. Гальвани (1737-1798), создал "гальваническую батарею", служившую источником электрического тока. В 1820 г. датский физик Г. Ф, Эрстед (1777-1851) открыл воздействие электротока на магнитную стрелку, французский физик Ампер (1775-1836) установил, что ток сам создает магnитное поле. Развивая их идеи, английский физик М. Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции (появление электрического тока при пересечении замкнутым проводником магnитных силовых линий). Это позволило создать электродвигатели, со временем изменившие облик промышленности.

Овладение электричеством сказалось и на других естественных науках, в частности получила развитие электрохимия, значительно расширившая познания о строении химических элементов. Важнейшим итогом развития химии и физики стала разработка русским химиком Д.И.. Менделеевым (1834-1907) периодического закона химических элементов, установившего характер взаимосвязи между ними и заложившего основы химии ХХ века.

Развитие химии, в свою очередь, создало фундамент для успехов в медицине, в создании новых лекарственных препаратов.

Попытки широких обобщений, выявления закономерностей предпринимались и в области изучения живой природы. Особое внимание современников привлекла теория английского ученого Ч.Дарвина (1809-1882). Он разработал теорию эволюции - происхождения всех видов существующих на Земле растений и животных естественным путем, в процессе эволюции, движущей силой которой выступают изменение природных условий и межвидовая борьба за существование.

Теория эволюции, противоречащая основным религиозным воззрениям о сотворении жизни высшими силами, Богом, до сих пор служит предметом как теологических, так и научных cпoров. В частности, новейшие данные в области генетики не дают бесспорных подтверждений правильности теории Дарвина, xoтя и не позволяют полностью oпpoвepгнуть ее.


Литература XVIII-XIX вв.


Широкое распространение гpамотности в странах Европы определило рост социальной значимости художественною творчества.

Во Франции кануна Великой революции идеи Просвещения приобретали популярность не только блаюдаря философским и политическим трудам, но и литературе, поэзии и театру. Еще в XVII веке объектом осмеяния драматургов был нувориш, разбогатевший выходец из тpeтьeгo сословия, стремящийся во всем подражать аристократам, но не обладавший их благородством, культурой. В XVIII вeке литература породила новых героев - людей из народа, энергичных, предприимчивых, благодаря способностям и талантам торжествующих над привыкшими к роскоши, но интеллектуально убогими аристократами. Многие просветители были писателями, драматургами.

Например, Д. Дидро в своих пьесах и повестях разоблачал нравы, царящие в церкви, особенно в монастырях, создавал образ героя новoгo времени - простого человека, ведущего борьбу против несправедливости. Эта традиция была продолжена П.О. Бомарше (1732-1799). В комедиях"Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро", которые приобрели всемирную известность, он высмеял аристократическую знать, сделав своим героем человека из простонародья, по уму и способностям намнoгo превосходящего своих хозяев.

Большой заряд сатирической направленности несли романы aнглийских писателеЙ эпохи Просвещения, Д. Свифт (1667-1745) coздал образ гулливера, нормального человека, по отношению к которому лилипуты, великаны, лапутяне (в них нетрудно увидеть привычных для современников представителейгосподствующих сословий) выступают уродливым искажением действительности. Гeроем современника Свифта - Д. Дефо (1660- 1731) стал Робинзон - человек, попавший в так называемые "естественные условия" и нaлаживающий собственное хозяйство в идиллических условиях, о которых мечтали современники.

В Германии большую популярность приобрело литературное движение 1770-x гг. получившее название "Буря и натиск". Дpaмaтурги, поэты и писатели этого направления, к которому в молодости примыкали И.В. Гете (1749-1832) и И. Ф. Шиллерер (1759-1805), разделяли негативное отношение французских просветителей к абсолютизму, произволу знати и чиновников, духу милитаризма. Kpeстьянство рассматривалось как носитель здоровых начал в обществе,
хранитель традиций тoгo времени, кoгдa Германия была единой. В современных им условиях, где знать противопоставляла себя низшим сословиям как малокультурной и непросвещенной массе, обращение к жизни народа, eгo обычаям также приобретало характер вызова ее власти.

В России гнет жесткой цензуры ограничивал возможность распространения идей Просвещения. Книга А.Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Mоскву", осуждавшая крепостничество и самодержавие, была запрещена и не издавалась до 1905 г. Ее автор был объявлен сумасшедшим и позже сослан в Сибирь.

После освобождения североамериканских колоний Англии, в годы Великой французской революции, революционных и наполеоновских войн в архитектуре, живописи, поэзии широкое pacпространение получил стиль, названный «классицизм». Ею приверженцы сознавали, что они живут в эпоху, когда меняется
облик мира. Следуя традициям идеализации античной эпохи, зародившимся в период Возрождения, они сравнивали деяния coвременников с подвигами гepoeв Эллады, полководцев и императоров Рима.

В архитектуре этою времени преобладали античные мотивы. Скульпторы, художники обращались к идеализированным образам своих гepoeв. От искусства требовалось соблюдение строгих эстетических норм, следование представлениям о возвышенном. Наиболее наглядным примером классицизма выступает творчество французскoгo художника Ж. Давида (1748-1825). В поэзии преобладали оды, выдержанные в античном стиле. Влияние античности, в частности, сказалось на твuрчестве классиков немецкой поэзии - Ф. Шиллера, который получил звание почетного гpажданина Французской республики, и И.В.Гете.

Завершение периода войн и революций в Европе вызвало к жизни развитие тaкoгo направления художественного творчества, как романтизм. Это было неоднородное и неоднозначное явление духовной жизни, В какой-то мере романтики идеализировали жизнь и традиции Средневековья, аристократии, апеллировали к религиозным цeнностям, показывали бесцельность и бесперспективность бунта против них. Их представления соответствовали тем настроениям, которые утвердились у европейской знати в годы существования Священногo союза. В Англии одним из ведущих представителей романтизма,
бросающего вызов идеалам Возрождения и Просвещения, был шотландский писатель В. Скотт (1771-1832), во Франции - Ф.Р. де Шатобриан (1768-1848), Ж. де Сталь (1766-1817),  в Германии - Э.В.А. Гофман (1776-1822).

В то же время в рамках романтизма наметил ось течение, преk
ставленное авторами, обращавшимися к прошлому, чтобы OCMЫC-
лить настоящее, опыт революционных потрясений и европейских
войн, Романтизм породил образы новых гepoeB - людей, которые
были бы счастливы жить в эпохи перемен, но волею судеб оказа-
лись пленниками времени торжества консервативных идеалов, Это
направление критического по отношению к существующей дейст-
вительности романтизма в России было представлено в творчестве
А.С, Пушкина (1799-1837), А.С, Fрибоедова (1795-1829),
М,Ю,Лермонтова (1814-1841), в германии - Т, Ieйне (1797-
1856), в Англии - д-г. Байрона (1788-1824).
Важной заслугой многих писателей эпохи романтизма стало об-
ращение к конкретному историческому материалу, Написанию MHO-
гих их трудов (особенно наглядно это видно по творчеству
Ас. Пушкина и В, CKoтгa) предшествовало изучение описываемых
ими эпох, В их художественных произведениях воспроизводились
особенности быта, нравов, обычаев прошлогo, Eгo восприятие чита-
телями становилось реалистичным, освобожденным от тех наивно-
идеалистических взглядов, которыми пронизаны работы авторов
эпохи Возрождения и Просвещения,
384
глава 11,
Мировое развитие во второй половине XIX века
Особенности взглядов на историю эпохи романтизма подготови-
ли переход к новому этапу в развитии духовной жизни общества,
связанную с реализмом,
В области изобразительногo искусства, в живописи и гpафике
стали особенно цениться реалистичность в изображении деталей,
что содействовало развитию искусства портрета, В России при-
знанными eгo мастерами были ия, Крамской (1837-1887) и
И-Е, Репин (1844-1930). Развивалось искусство пейзажа
(А.А. Иванов, 1806-1858, английский живописец Д. Констебл,
1776-1837, французский - К. Коро, 1796-1875 и многие др,),
Большую популярность прибрело искусство изображения быто-
вых деталей жизни рядовых людей, отражающее их проблемы,
бедность и нищету (в России это BI, Перов, 1833-1882, П.А. Фе-
дотов, 1815-1852, во Франции - участник Парижской коммуны
F, Курбе, 1819-1877, О.Домье, 1808-1879, Ж,Ф, МШUlе, 1814-
1875), Среди просвещенной аристократии, в среде банкиров, преk
принимателей стали cBoeгo рода модой работы реалистов, обра-
щенные к нуждам и потребностям низших слоев общества,
Особенно широкую известность получили произведения реалис-
тической литературы. Во второй половине XIX века интерес к ней
был колоссальный,
К шедеврам реализма относятся сочинения замечательных фран-
цузских писателей Оноре де Бальзака (1799-1850), Стендаля
(1783-1842), В, FюlO (1802-1885), П. Мериме (1803-1870), г. Фло-
бера (1821-1880),a такжеанглийскихавторов - Ч,ДИЮ(e1lса (1812-
1870) и У. Теккерея (1811-1863). Впервые в истории литературы они
пытались отразить внутренний мир простых, рядовых людей, KOTO-
рые в процессе осознания собственных интересов и стремлений начи-
нают игpать активную роль в общественной жизни, принимать учас-
тие в социально значимых исторических событиях. При этом авторы
не использовали популярный в эпоху романтизма прием, когда их гe-
рои оказывались способными мыслить и самостоятельно влиять на
окружающий мир только потому, что они принадлежали к потомкам
опальной аристократической знати, укрывающимся в среде просто-
народья, Напротив, реалисты показывали горечь и отчаяние людей,
которые в силу cBoeгo происхождения были лишены возможности
игpать активную роль в жизни, права распоряжаться которой принад-
лежало аристократии, выходцам из среды обеспеченных людей,
-- 54-55. На ка и искусство в XVHI -XIX вв.
385
Особые масштабы развитие реалистической литературы приоб-
рело в России, Страна, в которой режим самодержавия огpаничивал
возможности приложения творческой энергии интеллектуалов, об-
разованных людей к сфере политической деятельности, стала миро-
вым центром духовной жизни, Творчество Ф,М. ДостоевскоlO
(1821-1881), и.с. TYPle1leBa (1818-188З) и ЛЯ, юлстоlO (1828-
1910) до настоящегo времени считается в странах Запада образцом
прозы, содержащей как широкую панораму народной жизни, так и
пример духовных исканий людей, стремящихся к самореализации,
но неспособных в силу неблагоприятных общественных условий
найти свое место в жизни.
Россия стала также родиной реалистической, сатирической про-
зы, высмеивающей всевластие бюрократии и особенности
психологии и мировосприятия чиновников, превратившихся в боль-
шинстве стран мира в особый, самовоспроизводящийся слой, вызы-
вающий к себе ненависть как аристократии, так и промышленников,
не говоря уже о рядовых гpажданах, Наиболее яркие произведения
классиков русской литературы, разоблачающие нравы чиновничест-
ва (нв, ЮlOЛЯ, 1809-1852, М-Е. Салтblкова-ЩедРИ1lа, 1826-1889),
стали шедеврами мировой литературы. Они были источником BДOX-
новения писателей, которые исходя из иррациональных воззрений,
приобретших популярность в ХХ веке, видели в государстве и чи-
новничестве реализацию сатанинских начал, уничтожающих челове-
ка как личность,
Важной особенностью художественной прозы второй половины
XIX века стало развитие направлений, оппозиционных существую-
щей власти, близких к утопическому социализму. В России это Ha-
правление было представлено в творчестве АН, Ieрцена и нт. Чер-
1lblшевскоlO (1828-1889), В Италии и германии, где на первом плане
стояли проблемы достижения национального единства, идеи нацио-
нального освобождения занимали особое место в работах А Ма1lдзо-
1lИ (1785-187З), немецкого композитора Р. Ватера (181З-1887),
польского поэта А Мицкевича (1798-1855).
99 54-55 Вопросы и задания
1. В чем состояла сущность естественнонаучных принципов
исследования общественной жизни?
386
глава 11,
Ми вое аэвитие во второй половине XIX века
2.
Как вы можете объяснить ускорение темпов при роста научных
знаний в XVIII-XIX вв.?
Заполните таблицу,
3,
Таблица
Научные достижения и их последствия
Ученые
Область знания
Открытия
Последствия
4. Сформулируйте идеи, которые питали литературу и искусство
HOBOгo времени, Какие образы и литературные герои стали
популярными в искусстве?
5, Охарактеризуйте особенности художественного творчества
эпохи Просвещения, классицизма, романтизма, реализма, Как
они были связаны с проблемами общественного развития
cBoeгo времени?


3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн, История в школе скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.