Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Русская литература первой половины XIX века
Русская литература первой половины XIX века
XVIII век. В этом столетии создавался фундамент, на котором возводилось величественное здание русской литературы XIX века. К eгo творцам принадлежат великий реформатор pyccкoгo языка и стиха М. В. Ломоносов, основоположник сатирического направления в русской литературе А. Д. Кантемир, поэт В. К. Тредиаковский, о котором Пушкин говорил, что eгo изучение «приносит больше пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей», «отец» pyccкoгo театра и поэт А. П. Cумaроков, драматург-гуманист, «друг свободы» Д. И. Фонвизин.
На лицейском экзамене 8 января 1815 года Александр Пушкин в присутствии Г. Р. Державина вдохновенно прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Будущий поэт сказал об ушедшем вeке: «И ты промчался, незабвенный!» Чуть позже он вновь вспомнит о минувшем столетии:
Давно ль оно неслось, событий полно,Волнуяся, как море-окиян?
Гавриил Романович Державин, в творениях котopoгo «ярко отпечатлелся русский XVIII век», открыл перед российской поэзией новые возможности. Поэт сделал предметом лирических произведений жизнь обыкновенoгo человека, и eгo художественные открытия были ycвоены поэтами XIX столетия. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская» стало первой попыткой создания pомaна в стихах, на которую впоследствии живо откликнулся А. С. Пушкин «Евгением Онегиным». Близка была поэтаМ золотого века русской литературы и обличительная направленность «грозной лиры» Державина. В стихотво- рении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, утверждая свое место в отечественной литературе, отчетливо обозначил великую роль Державина в истории русской поэзии.
«Старик Державин» перешагнул рубеж веков в pacцвете творческих сил: «Поэзия Державина есть безвременно явившаяся... поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся... поэзия державинская» (В. Белинский).
Oгpoмнoe влияние на русскую литературу оказал Николай Михайлович Карамзин, который, став главой pyccкoгo сентиментализма, смело отступил от канонов и правил классицизма. Сделав русскую словесность выpaзителем духовной жизни человека, он, по выражению В. Г. Белинского, создал читающую публику. Велика роль Карамзина в создании pyccкoгo литературного языка. Не случайно Пушкин отмечал. что «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив eгo к живым источникам народного слова». От повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница» Карамзин сделал шаг к многотомной «Истории государства Российского», которая создавалась в первой четверти XIX века. В ней он открыл русскому обществу родную историю и во многом способствовал развитию в отечественной литературе исторического мышления. «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Kaрамзина» «С благоговением и благодарностью» посвятил Пушкин свою трагедию «Борис Годунов».
Грань веков перешагнул и создатель бессмертного «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев. В 1801 году он написал стихотворение «Осьмнадцатое столетие», в котором дал историческую оценку минувшего века как «мощного, великого», «безумного и мудрого». Открытия Радищева суждено было продолжить писателям последующего столетия. Силу радищевских традиций в литературе XIX века замечательно подчеркнул А. И. Герцен: (.И что бы он ни писал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в «Дyмах » Рылеева, и в собственном нашем сердце » .
Начало XIX века. (.Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца» - эти слова декабриста М. Mypaвьeвa-Апостола отражали внутреннее напряжение российского общества в начале XIX века. Политические события, происходившие в России и мире, влияли на духовную жизнь людей, вызвав подъем национальной культуры и литературы. Широкую известность приобрел и произведения и идеи французских просветителей XVIII века - Вольтера, Ж. Ж. Руссо, немецких философов-романти- ков Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и др. В начале XIX века активность общества в России, как писал Державин, проявлялась в том, что оно (.зажурна- лилось»: количество литературно-публицистических из- даний стало исчисляться десятками. Именно журналы давали возможность проследить за литературным про- цессом эпохи, за расширением Kpyгa интересов читаю- щей публики. Карамзин основал (.Вестник Европы», который стал долгожителем журналистики тех лет (он просуществовал с 1802 по 1830 год). В журнале были напечатаны повести Карамзина (.Марфа-посадница» и « Рыцарь нашего времени », Жуковский поместил на eгo страницах более 70 своих произведений. Здесь же появи- лись первые печатные произведения Пушкина. В. г. Белинский считал Карамзина (.основателем критики в русской литературе». Именно в созданных им (.Московском журнале» и (.Вестнике Европы» отделы критики и библиографии стали постоянными. Явлением культурной жизни страны были MHoгo- численные литературные общества, кружки, салоны. В 1811 году при Московском университете было OCHOBa- но (.Общество любителей российской словесности», KO- торое просуществовало более ста лет. В начале XIX века у деятелей культуры возника- ет интерес к национальному фольклору, обычаям, стари- не, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году впервые появилось в печати (,Слово о полку Игореве»,
10 в 1804 году - сборник «Древнейшие российские стихо- творения.) Кирши Данилова. Начинается деятельность 110 собиранию и исследованию исторических и литера- турных памятников отечественной старины. В литера- турных обществах обсуждается вопрос о национальной самобытности pyccKoгo народа. В 1818 году вышли пер- вые тома «Истории государства Российского.) Карамзи- на. у спех этого издания Белинский объяснял « стремле- нием pyccKoгo общества к самопознанию.). Весомый вклад в развитие российской словесности внес Иван Андреевич Крылов, писатель, журналист, баснописец. Еще в 1789 году он начал издавать ежеме- сячный сатирический журнал «Почта духов». По сме- лости сатирического обличения это было одно из ярких явлений русской журналистики той поры. Затем Крылов создал сатирический журнал «Зритель». Eгo произведе- ния «< Похвальная речь в память моему дедушке....) и др.), опубликованные в этом журнале, обличали поро- ки cовpeмeннoгo ему общества. Только в 1806 году, Koг- да в «Московском зрителе» были опубликованы первые басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста.), начи- нается путь Крылова-баснописца. Однако, как писал В. г. Белинский, «басни Крылова не просто басни; это -
повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, - словом, что хотите, только не просто басня.). - В отличие от своих предшественников Крылов в бас- - нях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев- - Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня - сатира, тем - сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом прос- 8 тодушия,), Нередко басни Крылова были связаны с конк- -
ретными историческими событиями: «Квартет» высмеи- )- вал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» - - всевластье Аракчеева, широко известны басни, отра- -
жающие события Отечественной войны 1812 года. Конеч- - но, возможное толкование басен значительно шире, чем - Факты, которые послужили поводом для их создания. - В начале XIX века литературной общественностью - lUироко обсуждался вопрос о путях развития pyccKoгo - ЯЗЫка. В результате полемики возникли противоборст- - Вующие литературные организации. В 1811 году адми- -
рал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Бесе- - да любителей pyccKoгo слова», заседания котopoгo про- f:
ходили в доме Державина - маститый поэт председа- тельствовал на них. Объектом нападок «Беседы...» BHa- чале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинис- ты», а затем - Жуковский. Не нужно думать, что все, что защищала «Беседа...», было плохо и достойно насмешек. Так, они остро чувст- вовали мощь и энергию поэзии Державина, но при этом были яростными защитниками архаического тяжеловес- Hoгo стиля. Шишков требовал отмены или замены ино- язычных слов, которые ввел в русский язык Карамзин: аудитория, бильярд. zероизм. калоши. Kaтacтpo- фа. моральный. оратор. энтузиазм. эпоха. эсте- тический. Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо аудитория. краснослов вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы BMe- сто калоши... Не принимали «шишковисты» и слова, созданные Карамзиным: развитие. влияние. oттe- 1l0К. троzательный... В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков - Ахиллом, юный Пушкин - Сверчком, а eгo дядя Василий Львович назывался «Вот». Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гy- бителей pyccKoгo слова», распространяли в рукописном виде множество сатир и пародий на оппонентов. Напри- мер, каждый новый член «Арзамаса» должен был в CBO- ей вступительной речи -похоронить» одного из участ- ников -Беседы...». Протоколы общества, которые вел Жуковский, до сих пор восхищают читателей своим OCT- роумием и оригинальностью. «Беседа...» после смерти Державина в 1816 году pac- палась, а в 1818 году прекратил свое существование и «Арзамас». Для «Арзамасских протоколов» Жуковский написал стихотворный текст прощальной речи: Братья - друзья арзамасцы! Вы протокола послушать, Верно, надеялись. Нет протокола! О чем протоколить ? .. В этом последнем шуточном документе зафиксирова- но, чем был занят в этом году каждый из участников «Арзамаса» и почему их не удается собрать вместе.
Отголоски споров «Беседы любителей pyccKoгo сло- ва)} и «Арзамаса)} еще долго будут звучать на страницах дитературных произведений. Вы можете найти упоми- пание имени Шишкова в строках «Евгения Онегина)}. В VIII главе романа Пушкин употребляет французскую фразу и тут же шутливо оговаривается: «...Шишков, прости: / Не знаю, как перевести)}. В начале XIX века завершалась эпоха сентиментализ- ма и зарождалось новое литературное направление - ромаnтизм. Романтизм широко охватывает явления действитель- пости. Мы уже не можем сказать, что это только литера- турное направление, - это принцип восприятия мира, поэтому в толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В основе романтического мировосп- риятия и романтического искусства лежит разлад иде- ала и действительности. Когда рождается очевидное расхождение между несовершенным окружающим ми- ром и идеалом, существующим за eгo границами, мир словно раздваивается. Это явление получило вырази- тельное определение: ромаnmическое двоемирие. Ta- кое конфликтное единство заставляет видеть любое яв- ление и в свете тех представлений, которые рождает po- - мантическая душа, и в системе связей, определяемых - <:о реальной жизнью. - Пристрастия авторов-романтиков были на стороне - возвышенной души, стремящейся преодолеть HeCовep- - шенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое - начало, сориентировав художника главным образом на - изображение неповторимого и изменчивого BHуTpeннeгo -
Состояния личности. «Лиризм для романтического ис- .;3 кусства есть как бы стихийная основная черта-, поэзия - Оказалась более Bceгo «способна найти выражения для за- -
Нятого только собою BHуTpeннeгo переживания, eгo целей - и событий)}, - отмечал немецкий философ гегель. - Романтизм противопоставил канонам импровизацию, - Стилистическую свободу, новое отношение к жанрам. - Классицизм доверял прежде Bceгo разуму, сентимента- - ЛИзм - чувству, романтизм - интуиции. - В русской литературе термин ром.аllтизм впервые - УПомянул в 1816 году поэт и друг Пушкина - П. А. Вя- - земский. «Апология личности)}, по словам А. И. Typгe- -
нева, - главное в этом методе. Свойства KOHKpeTHoгo че- ловека, а не обстоятельства или среда, определяют у po- мантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого значения. Вся суть в характере», - пишет один из ярких представителей романтизма французский писатель Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из OДHO- именного романа, созданного в 1815 году) считался об- разцом романтического героя «с eгo озлобленным умом, кипящим в действии пустом -. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинствен- ная почва души и сердца, откуда подымаются все неоп- ределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, твори- мых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором яв- лялись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeB протекала в сюжетах, насыщенных дpaMa- тическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной- стороны души. Английский поэт Джордж гордон Байрон, погибший за свободу греции, стал олицетворением романтического героя эпохи. Это был образец единства поэзии - поступ- ка - судьбы. Именно в творчестве Байрона появился HO- вый литературный образ: романтическая личность, KO- торая бросает вызов миру с eгo косностью и неподвижно- стью? - байроnи-ческий zерой. Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур. В фольклоре они видели один из источников фантазии, увлекавшей в иные миры. Именно тогда братья гримм обратились к литера- турной обработке народных немецких сказок. Интерес к истории cBoeгo народа, к национальным традициям OT- разился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лер- монтова. Таинственный мир Средневековья запечатлел в исторических романах Вальтер Скотт. Романтики вы - двинули принципы историзма и народности в литерату- ре, чем подготавливали приход реализма. «Народность, самобытность - главный признак истинной поэзии», -
выступая в защиту романтизма, пишет П. А. Вяземский в предисловии к поэме Пушкина «Бахчисарайский фон- тан» . Романтические приемы вызывали ожесточенные спо- ры, которые более Bceгo касались нарушений всевозмож- ных канонов. Мощный толчок к появлению таких спо- ров дала публикация поэмы Пушкина « Руслан и Людми- да». Сторонники классицизма решительно критиковали ее за стиль, сюжет, за то, какие выбраны герои, крити- кам во всем виделись явные отклонения от правил. Каждое литературное направление имеет преиму- щественную склонность к конкретным жанрам и даже родам литературы. Для pyccKoгo романтизма начала XIX века это лирические и лироэпические жанры. Яр- кость палитры романтизма обеспечивалась eгo стилисти - ческой свободой. Имена В. А. Жуковского, К. Н. Батюш- кова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. BeHe- витинова, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова связаны с романтизмом. Относят к романтикам и прозаиков В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского. Основоположником pyccKoгo романтизма был Васи- лий Андреевич Жуковский. Вы уже не раз встречались с творчеством этого поэта, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Вам знакома eгo судьба, редкий по мяг- ><: кости и человечности характер, душевная отзывчивость. - 'Умение понять и почувствовать творчество другого чело- :ё! века в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позво- :; лило ему стать блистательным переводчиком. Однако - тонко воспринимая все движения чужой души, Жуков- -
ский свои переводы создает как оригинальные и вполне .; самостоятельные произведения. Таково «Сельское клад- :5 бище» - вольный перевод элегии Томаса грея. По MHe- -
нию Жуковского, именно это произведение было нача- t:j лом eгo творческого пути. - Душевная чуткость и вдохновенное изящество лири- - ки Жуковского покорили современников. Мы и сейчас - Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белин- - ский утверждал, что муза Жуковского «дала русской -
Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат пре- t:j - Красные образцы пейзажной лирики, среди жанров oco- - бенно выделяются элегия, дружеское послание. - Жуковского часто называли «балладником». Белин- ский утверждал, что .этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на Heгo преимущественно как на автора бал- лад». Он расширил Kpyг тем, к которым обращал ась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Инте- ресно сравнить варианты вольного переложения балла- ды Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светла- ну», которая была и остается одним из самых популяр- ных среди десятков созданных Жуковским произведе- ний. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь» Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забы- вать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccKoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения гомepa, гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, 'Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фу- ке «'Ундина., корсиканскую повесть .Маттео Фальконе. идр. «Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы», - писал Белинский. Большую роль в становлении pyccKoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Жи- ви, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Ба- тюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовep- шенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, счи- тавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италиан- ские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. г. Белинский: «Батюшков MHoгo и MHoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно» . .,. ,,-'- ,-г, "
Влияние романтизма на все сферы культурной жиз- НИ Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, проч- но связавших свое творчество с этим направлением: Дж. г. Байрон, п. Б. Шелли, г. гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, г. Мелвилл. Романтизм в музыке развивался в тесной связи с ли- тературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. BaгHep, г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен. В изобразительном искусстве романтическое направ- ление ярче Bceгo проявилось в живописи И графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипрен- cKoгo, А. О. Орловского. 30-40-e годы XIX века. Первые десятилетия XIX Be- ка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуков- ский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лер- монтов, начинается творческий путь гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белин- ский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества. Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, -
в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича - участвуют В. г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. AKca- - ков; в кружке А. И. герцена - н. П. OгapeB. Как уT- >< верждал герцен, «Россия будущего» существовала имен- :! но между этими «мальчиками, только что вышедшими - из детства», - в них было «наследие общечеловеческой - науки и чисто народной Руси». - - Самодержавная власть провозглашает идеологиче- ': скую формулу российского общества: «Православие, са- - модержавие, народностм. Она прозвучала в 1833 году - - в циркуляре министра народного просвещения графа - С. С. Уварова, где говорилось, «чтобы народное образо- - ваниесовершалось в соединенном духе православия, - самодержавия и народности». - Споры о народности литературы, о типе положитель- - Hoгo героя, о патриотизме, об отношении к культуре дpy- о:: гих народов активно велись в периодической печати. - П-должает возрастать роль журналов, среди наиболее - п'?I\t-Iw!,ы-__ - «Московский телеграф» Н. А. Полевого - и (,Телескоп) Н. И. Надеждина, в котором печатались гончаров, Кольцов, Тютчев, Белинский. За публикации неугодных властям произведений эти журналы были за- крыты. На некоторое время (1830-1831) их место за- нимает (,Литературная газета). Это был opгaH писате- лей пушкинского Kpyгa. газету редактировал А. А. Дель- виг, в ней публиковались А. С. Пушкин, П. А. Вязем- ский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский. Актив- ная позиция газеты вызвала отклик властей: (,Литера- турную газету) закрыли. Пушкин не Moг смириться с тем, что исчезла возмож- ность публикации. В 1836 году он создает журнал (,Со- временник), в котором публикует как свои произведе- ния: «Пир Петра Великого-, «Капитанскую дочку'), «Скупого рыцаря.), так и произведения близких ему aB- торов: «Нос) и «Коляску) гоголя, стихотворения ДaBЫ- дова, Баратынского, Кольцова, Тютчева, отрывки из записок об Отечественной войне 1812 года кавалерист- девицы Дуровой и др. Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. Противостояние и взаимодействие литературных Ha- правлений длилось еще долго, и оно проявил о себя не только в творчестве отдельных писателей, но и KOHKpeT- ных произведений. Это свидетельство сложности разви- тия литературного процесс а в России. Яркий пример тому судьба комедии « гope от уMa- Александра Cepгe- евича грибоеДова. Задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-M, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены, KO- медия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «горя от ума.) вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской ли- тературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде Bceгo она поражала резкой картиной нравов, свойствен- ной реализму. «О стихах я не говорю: половина - долж- ны войти В пословицу.) - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин. Для русской литературы XIX века реализм можно считать ведущим направлением. В литературе разных стран он возник параллельно с успехами точных наук. Позиция писателя-реалиста близка позиции ученого, по- скольку они рассматривают мир BOKpyг себя как предмет изучения, наблюдения, исследования. Романтизм тяготел к изображению необычайной лич- ности, необычных сюжетов, к эффектным контрастам и ярким формам выражения. Реализм стремится к изобра- жению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни. (,Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если эта исти- на не совпадает с eгo собственными симпатиями», - уT- верждал И. С. TypгeHeB. Современный литературовед А. М. гуревич так опре- деляет особенность реализма 30-40-x годов XIX века: (,Открытие поэтичности повседневной, прозаически- обыденной стороны действительности, будничного Te- чения жизни, красоты привычных, устоявшихся OTHO- шений между людьми стало важнейшим завоеванием классического реализма». Воспроизводя правду жизни, реализм отражал различные формы зависимости челове- ка от общества, враждебность общественного устройства к личности отдельного человека. Так рождался Kpити- c:s ческий реализм. - q) Однако для pyccKoгo реализма XIX века на первом - плане было не отрицание, а утверждение. (,Динамиче- - ское соотношение давления внешних обстоятельств - и внутренней свободыделается волнующей литера- - туру проблемой», - утверждал историк литературы - Ю. М. Лотман. - В рамках XIX века русский и западноевропейский pe- ,: ализм различались тем, что зарубежные писатели-ре- - алисты тяготели прежде Bceгo к художественно-аналити- - 1: ческому исследованию современности, а в России авторы c:s стремились к преображению мира и человека. Объединя- - ло же их пристальное внимание к исследованию общих - СВойств человеческой натуры. Эти задачи особенно убеди- - тельно возникнут позже, в середине XIX века. - Для pyccKoгo реализма характерна тесная связь - l:Ii С предшествующими литературными направлениями: c:s - сентиментализмом и романтизмом. Романтическая - жажда преобразования не оставляет русских реалистов. - 19 -
- q) - Идеалы, надежды, стремления народа жили на страни- цах произведений русской классики, вновь и ВНОВЬ уT- верждали ее народность. Развитие реализма существенно расширяет тематику произведений литературы, обогащает жанровое своеоб- разие произведений, сферу наблюдений за жизнью. «Ec- ли бы нас спросили, в чем состоит отличительный xapaK- тер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действи- тельностью», - писал В. г. Белинский в обзоре русской литературы за 1846 "од. Могучая плеяда прозаиков BO- шла в русскую литературу в эти "оды: И. С. TypгeHeB, Д. В. григорович, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков- Щедрин. В журнале «Отечественные записки» с 1839 по 1846 "ОД печатался Белинский, в них были опубликова- ны произведения Лермонтова: «Бэла», «Тамань», .Фата- лист» , « Боярин Орша 1) , «Измаил - Бей »; стихотворения Кольцова, OгapeBa, Некрасова. В 30-40-e "оды реализм ищет новые формы и появ- ляется направление, которое называют (f1f,аmураль- пой школой.,. Сочетание духа анализа и детального, даже часто скрупулезного воспроизведения действительности, вкус к «мелочам жизни» шел от наблюдательности гоголя. Изображение «мдлеllЬКОZО человека., было невозмож- но без внимания к мелочам. В этом направлении шли по- иски в рассказах и поэмах TypгeHeBa, ранней прозе и поэзии Некрасова, про изведениях Достоевского иДаля, стихотворениях Кольцова. Одним из самых популярных жанров этого направления был очерк. Названия очерков уже MoгуT служить характеристикой их содержания: .Ямщик», .ДеНЩИКI) В. И. Даля, «Купцы», . Чиновни- киl), .ПомеЩИКI) В. А. Соллогуба В произведениях этого направления сочетается стремление точно изобразить действительность и обоб- щить свои наблюдения. В этом отношении показателен сборник «Физиология Петербурга» (1844-1845). В нем были очерки .Петербургские углы» Некрасова, «Петер- бургский дворник» Даля, .Петербургские шарманщи- киl) григоровича. Во вступительной статье Белинский утверждал, что сборник заставляет читателей мыслить.
Виссарион григорьевич Белинский занял особое Mec- то в литературе тех лет. Eгo имя стало известно с 1834 гo- да, когда была напечатана статья (,Литературные меч- тания. Элегия в прозе». Вслед за этой публикацией в журналах «Телескоп», (,Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник» стали появ- ляться статьи критика. Белинский видел в литературе выражение (,символа внутренней жизни народа». Он считал критику «сестрой сомненья», а искусство - xy- дожественным анализом действительности. В. г. Белинского принято считать основоположником русской реалистической критики. Концепция реализма в eгo работах неотделима от народности литературы. Вам стоит прочесть eгo лучшие работы: (,Идея искусства» (1841), «Разделение поэзии на роды и виды» (1841), .Речь о критике» (1842), «Сочинения Александра Пуш- кина» (1843-1846) и обзоры литературы за 1846, 1847 годы. Хотя eгo литературная деятельность продол- жалась Bceгo 15 лет, она оказала oгpoMHoe влияние на русскую литературу. Идейные поиски критика порой были мучительны. Можно и сейчас с ним не соглашаться, спорить со многи- ми eгo утверждениями, но надо всегда помнить: он помог вырасти поколению русских реалистов. И. С. TypгeHeB называл eгo «отец И командир» и, умирая, просил похо- - ронить рядом С прахом Белинского.
Подведем uтozu Вопросы и задания 1. Назовите известных вам писателей и поэтов XVIII века. Определите их вклад в развитие русской словесности. 2. Охарактеризуйте творчество одного из литераторов XVIII Be- ка. 3. Какие черты писателя или поэта начала XIX века сохрани- лись в вашей памяти? Что более Bceгo привлекло вас в eгo творчестве? 21 4. Какие события первой половины XIX века более Bceгo по- влияли на развитие русской литературы? 5. Чем вызвана полемика о путях развития pyccKoгo языка в XIX веке? Выскажите свою точку зрения. 6. Какую роль игpала журналистика в первой половине XIX Be- ка? 7. Какие литературные направления господствовали в pyc- ской литературе в первые десятилетия, 30-40-e годы XIX века? 8. Охарактеризуйте особенности романтизма. 9. Дайте общую характеристику реализма. Темы докладов и рефератов 1. Преемственность в творческой деятельности писателей или поэтов ХVПI и XIX веков. 2. Общие и отличительные черты романтизма в произведени- ях литературы, живописи, музыки. 3. Лирические и лироэпические жанры в творчестве русских романтиков (на при мере одного из авторов). 4. Соотношение литературных направлений в первой полови- не XIX века (сентиментализм и романтизм, романтизм и реализм). 5. Комедия А. С. грибоеДОВ8 .гope от ума» как свидетельство сложности развития литературного процесса в первой половине XIX века. РекоменДуемая литература Б е л и н с к и й В. г. Сочинения Александра Пушкина: Ст. вторая / / Полн. собр. соч. Т. VП. М., 1955. г у к о в с к и й г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. г у р е в и ч А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980. г у р е в и ч А. М. Динамика реализма. М., 1995. М а й м и н Е. А. О русском романтизме. М., 1975. М а н н Ю. В. Поэтика pyccKoгo романтизма. М., 1976. Ф о х т У. Пути pyccKoгo реализма. М., 1963.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе скачать, библиотека онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|