Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Лирика
Пушкин блистательно владел разнообразными лирическими жанрами и формами, глубочайшими по смыслу и совершенными по художественному исполнению. Cpeди них оды, элегии, послания, сонеты, стансы, эпиграммы, стихотворения и др. В лирике поэта, если ее рассматривать по этапам жизни и творчества, отчетливо видно движение от aнaкpeонтической (лицейский период) лирики к романтической поэзии, далее через преодоление жизненного и творческoгo кризиса к углублению и утверждению реалистическoгo начала, что связано с погружением поэта в российскую действительность, с усилением интереса к философии,религии, истории. Со многими из стихов Пушкина вы уже познакомились. Сейчас вам предстоит продолжить изучение лирики великого поэта. Любовь к отечеству и «вольности святой». В вольнолюбивой лирике послелицейского периода (1817- 1820-e годы) органично соединились такие важные для поэта мотивы, как гражданская и духовная свобода личности и ее роль в укреплении государства, в достижении блага отечества, резкое неприятие тирании и нарушений человеческих прав, мотив готовности посвятить родине свою жизнь. Важной особенностью лирики этого периода является то, что Пушкин практически отождествляет свободолюбие с патриотизмом. Любовь к вольности и готовность бороться за нее ассоциируется с выполнением патриотического призвания гражданина. Вспомним стpоки из стихотворения «К Чаадаеву» (1818): В стихах, написанных в петербургский период, еще ощущается влияние философии и поэтики различных литературных направлений - и классицизма, и сентиментализма, и романтизма. Вместе с тем в них уже чувствуется складывающийся индивидуальный Пушкинский стиль. Что же касается идей свободы, им поэт остaется верен на протяжении Bceгo свoeгo творчества. В 1817 году создана и получила распространение в списках ода «Вольность», провозглашающая равенство власти и народа перед законом. Она имеет традиционную для pyccкoгo классицизма трехчастную композицию. Поэт начинает «Вольность» собращения, в котором уже обозначена главная тема стихотворения - прославление свободы и обличение тирании. Создается антитеза: «Тираны мира», «неправедная Власть» - «Вольность святая» как основа справедливого общества, управляемого законом. Также противопоставлены друг другу «Цитеры слабая царица» и нроза царей, Свободы гордая певица». Иначе говоря, использовано характерное для pyccкoгo Классицизма противопоставление любовной и героической поэзии. Что касается антитезы «любовь - свобода», то она содержит романтическое начало. Заявленная во вступлении к оде позиция поэта развивается в основной части через конкретизирующие и подчиненные ей темы. Это, прежде dceгo, тема неправедной власти. тирании, держащейся на страхе подданных, постоянных репрессиях («везде бичи, везде железы», «Heволи немощные слезы»), пренебрежении законом. Эта власть получает у Пушкина развернутое мрачное определение - «Рабства грозный гений и Славы роковая страсть», в котором соединяются попрание человеческих прав и непомерное тщеславие. Теме роковой власти противостоит тема торжества закона в государстве, которая дополняется мотивом paвенства перед законом всех граждан.
Завершается ода выводом - обращением к царям, в котором вновь сформулировано философско-социальное кредо юного Пушкина.
Влияние классицизма на создание этого стихотворения проявилось в характерных для оды чертах: обращение к читателям, открытое обличения порока. Hpaвоучительный пафос, использование архаизмов для придания торжественности и особой значимости выскaзываемых автором суждений, рисуемых им картин (забвенье, глас, за сими, потаенны, врата, днесь и т. д», упоминание мифологических или античных гeроев (Клии страшный глас, Калигулы последний час и др». Интересно взглянуть на графику стихотворения. Taкие философско-нравственные и социальные понятия, как Вольность, Свобода, Рабство, гeнии, Судьба, Законе, Вероломство пишутся с прописной буквы. Возможно, поэт этим приемом подчеркивает их особую значимость. Стихотворение «Деревню» датируется 1819 годом. Оно написано под впечатлением двух поездок в родовое имение - село Михайловское. В стихотворении ощущается воздействие традиций сентиментальной и романтической поэзии. «Деревня» состоит из двух противопоставленных друг другу частей. В первой - детально изображенная картина Михайловскoгo: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами», «ручьи в кустарниках», «лазурные равнины», «парус рыбаря», «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и т. д. Поэт использует лексику, характерную для пейзажной лирики сентименталистов и романтиков: на лоне счастья и забвенья, мирный шум дубров, сей, лазурные равнинн, мельницы крылаты, отрадный глас и др. В начале первой части - антитеза, свойственная певцам сельской жизни: поэт отдает предпочтение «празнности вольной» перед великосветскими забавами столичной знати. Прекрасные картины природы настраивают поэта на философские размышления об истинных ценностях:
Вторая часть резко отличается от предшествующей. Если в первой в восторженном стиле передавались кapтины природы и чувства внутренней удовлетворенности, то во второй - с чувством глубокой горечи бичуются дикие крепостнические нравы, «невежества убийственный позор», постоянное нарушение прав крестьянина, полностью зависящего от «неумолимого Владельца», от прихоти «бесчувственной злодея». Поэт называет права, отнятые произволом сельского тирана: «и труд, и собственность, и время земледельца», право на личное счастье. Пушкин создает зримые образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» Соответственно во второй части меняется и тональность авторской речи. От мирной созерцательности поэт переходит к негодованию, гнeвнoму обличению. Резкий контраст возникает уже в начальной строке второй части: Настроение поэта постоянно меняется. От обличения существующих порядков оно переходит к раздумью о сущности поэтического творчества и возможности поэта повлиять на общественные нравы.
Падение рабства в стране должно произойти не peволюционным, а законным путем, по воле просвещенного монарха: «И рабство, падшее по манию царя.... Свобода, о которой мечтал Пушкин и многие прогрессивные деятели первой трети XIX века, названа поэтом просвещенной. Однако надежда на ее достижение выскaзана уже со знаком вопроса:
Так на интонации раздумья заканчивается стихотворение «Деревня». Романтическая лирика периода южной ссылки. В конце 1810-x - начале 1820-x годов Пушкин окончательно формируется как поэт-романтик. Одним из eгo любимых романтических образов становится образ моря, символизирующий свободную и могущественную стихию, влекущую воображение поэта. Морской пейзаж в творчестве романтиков помогает выразить настроение личности, ощущающей себя независимой и самоценной, порой страдающей и разочарованной. Именно поэтому и В. А. Жуковский, и А. С. Пушкин, и Ф. И. Тютчев рисуЮТ в стихах одушевленный образ моря, обращаются к нему как к живому собеседнику. Море вдохновляло поэтов на создание прежде Bceгo элегий, в которых мысли и чувства, навеянные образом бескрайней стихии, приобретают обобщенно-философский и в то же время исключительно личностный характер. Знаменательно, что период южной ссылки Пушкина открывается и завершается двумя романтическими элегиями, посвященными морю, - «Погасло дневное свeтило...» (1820) и «Е морю,) (1824). «Ночью на корабле я написал Элегию...» - писал Пушкин брату Льву Сергеевичу 24 сентября 1820 года. В печати стихотворение «Погасло дневное светило...» появилось в том же году, впоследствии была добавлена помета «Подражание Байрону. Элегия написана в форме монолога, содержащего гpyстные размышления о былом и предстоящем. Она привлекает своей искренностью и задушевностью, взволнованн остью и напевными интонациями. Основная тема элегии - добровольное изгнание лирического героя, покидающего «брега печальные» «туманной родины» и стремящегося «С волненьем и тоской» в «волшебные края» «земли полуденной». Ведущая тема раскрывается через мотивы душевного страдания, разочарованности в «легкокрылой радости», непрочности дружеских связей, предательства, безумной и трагической любви. Вместе с тем присутствует мотив мечты и надежды. Литературоведы отмечают, что эти романтические мотивы являются сквозными в южной лирике Пушкина. Ключевыми словами и словосочетаниями этой романтической элегии, отражающими внутреннее состояние лирического героя, стали послушное ветрило, угрюмый океан, с волненьем и тоской, восnоминанье, безумная любовь, желаний и надежд томительный обман, грозная прихоть обманчивых морей, nотерянная младость и т. д. Колоритен образ морской стихии: она названа то Океаном, то морем синим. Эта стихия грозная и угрюмая, обманчивая и подверженная прихоти страстей.Волнение моря необходимо лирическому герою, так как оно созвучно с eгo настроением, борением страстей в eгo собственной душе. «Погасло дневное светило...», как и романтические поэмы, написанные в период первой ссылки, напоминают многими чертами поэзию Дж. Г. Байрона. Как отмeчал известный ученый-филолог Д. Д. Благой, «байроновщина стихов Пушкина действительно лежала на caмой поверхности: море, корабль, лирическое обращение к тому и другому, стремление поэта к «пределам дальним». Именно это и побудило сaмого Пушкина придать стихам... подзаголовок: «Подражение Байрону». Лирика любви. Тема любви - одна из главных в лирике Пушкина. Если в лицейские и послелицейские годы эта тема воплощается в духе анакреонтической поэзии, то впоследствии она приобретает иной характер: чувства и любовные переживания становятся глубже. В романтической любовной лирике Пушкина присутствует идеальный образ женщины («Все в ней гармония, все диво, / Все выше мира и страстей...»), оказывающей oгpoмнoe воздействие на лирического героя. Образ возлюбленной - это возвышенный и божественный образ:
Философские мотивы. В стихотворениях Пушкина просматривается эволюция eгo творческого метода: постепенный переход от романтического к реалистическому способу восприятия действительности, выражения мыслей, чувств, настроений автора и лирического героя. 1 Традиционноиспользуется орфография А. С. Пушкина. В романтический период творчества поэта тема свободы, являясь одной из главных, при обретает философский характер: появляются ноты пессимистического, а иногда и трагического ее осмысления. Возникает антитеза «поэт - толпа». Толпа не только не понимает, но даже враждебно относится к вольнолюбивым настроениям поэта. Все это порождает сомнение и скептицизм. Проблема свободы в ее трагическом освещении принимает глубокий философский смысл в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...», написанном в 1823 гoду, кризисном для Пушкина. Тематика стихотворения определяется уже эпиграфом «Изыде сеятель сеяти семена своя» - цитатой из евангельской притчи о сеятеле. В ней говорится, что вышел сеятель и стал разбрасывать семена. Одно упало при дороге и было поклевано птицами; другое упало на камeнистую почву, быстро взошло и погибло, так как не имело корня. Третье попало в тернии, и сорная трава заглушила eгo. Четвертое упало на благодатную почву и принесло большие плоды. Рассказав народу эту притчу, Христос объяснил ее значение. Он сказал, что семя это слово Божие, дорога символизирует сердце человека неразумного и потому не принимающего слова о доброй жизни. Каменистая почва - это духовно слабый человек, по своей трусости отказавшийся от божественной мудрости. Почва, на которой произрастают тернии, символизирует людей, отягощенных материальными заботами, каждодневной суетой. Благодатная почва - это душа человека, готoвoгo к восприятию слова Божия и желающего понять eгo, делающего добро людям. В черновике письма Пушкина к А. И. Typгeнeву от 1 декабря 1823 года читаем: «...на днях я закаялся и, смотря на запад Европы и вокpyг себя, обратился к Евангелию и произнес сию притчу в подражание Иисусовой». Стихотворение состоит из двух строф, содержание которых противопоставлено друг другу. Первая строфа характеристика лирического героя, поэта, попытавшегося пробудить людей от рабства и убедившегося в бесплодности своей деятельности, вторая - гнeвнoe обличение, обращенное к тем «мирным народам», которые пребывают в духовном рабстве и не могут в силу этого откликнуться на вольнолюбивые призывы. Для более глубокого понимания пушкинского взгляда на духовное состояние людей, не развивающих в себе чувства собственного достоинства, идей свободы и добра, следует обратиться к стихотворению («Мое беспечное Heзнанье...» «сбывало, в сладком ослепленье...» ).
Последние шесть строк почти дословно перешли в стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Изменения, произведенные в трех строках, усиливают обличительно-иронический пафос произведения. В октябре - ноябре 1824 года Пушкин создал цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану». Творчески перерабатывая содержание сур (глав) Корана, поэт выpaжает свое отношение к системе ценностей священной книги мусульман. Известный литературовед Г. А. Гуковский оценил этот стихотворный цикл как реалистическое воссоздание восточной культуры. Из кpaткoгo изложения Корана Пушкин создал законченную развернутую кapтину. В заключительных строках стихотворения содержится не только признание путником всемогущества Бога это очевидно, но и радостное чувство от познанного:
Среди философских мотивов, развиваемых в лирике последнего десятилетия, внимание Пушкина привлекают вечные вопросы человеческого бытия - жизнь и смерть, непрерывное обновление жизни, борьба добра и зла в мире и в самом человеке, внутренняя сущность человека и т. д. Пушкина постоянно волнует тема смерти и смены поколений, о чем он и пишет в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Однако ожидание cвoeгo ухода соседствует с философским оптимизмом, пониманием и принятием разумности вечного закона обновления жизни. Эта мысль звучит и в других стихотворениях Пушкина философской направленности. К таким произведениям относится «Элегию) (1830). Стихотворение состоит из двух частей. В первой части друг другу противостоят развернутые метафоры «безумных лет угасшее веселье» (годы юности, жизнелюбивые настроения) и «грядущего волнуемое море» (воображаемое будущее). Лирический герой видит перед собой унылый путь, будущее сулит ему лишь труд и гope. Вторая часть как будто находится в противоречии с первой, она наполняется оптимистическими настроениями и надеждами, что «будут наслажденья меж горестей, забот и тpeволненья». Вместе с тем продолжает развиваться тема непрерывности жизни. И юность и зрелость обладают своей неповторимостью, привлекательностью и богатыми возможностями самореализации личности как в творческом, так и в человеческом отношении.
И может быть - на мой закат печальный Переосмысляются в сознании Пушкина и основные жизненные ценности. В 1834 году создается стихотворение «Пора, мой дрyг, пора! покоя сердце просит...». Тяготясь обязанностями камер-юнкера при императорском дворе, поэт мечтает выйти в отставку и поселиться с ceмейством в деревне.
Обращаясь к Наталии Николаевне, Пушкин формулирует в афористической фразе философскую мысль: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». И это принимается им как залог приятия жизни такой, как она есть, как условие ощущения свободы творчества. Стихотворение «...Вновь я посеТил...» (1835), как и «Деревня», написано под влиянием посещения Михайловского, но по прошествии десяти лет после ссылки. Подробно дается описание сельского пейзажа, но уже в иной, реалистической манере. Поэт неторопливо размышляет о прошлом, настоящем, будущем. Читатель уже не слышит восторженных и пафосных обращений. Вся жизнь мысленно проходит перед взором поэта. Он видит перед собой «холм лесистый», нивы и пажити, pыбака с убогим неводом, вместо «мельниц крилатых» ему открывается скривившаяся мельница, «насилу крылья ворочая при ветре» и т. д. Везде признаки изменений и, порой, увядания. И на этом фоне возникают раздумья о себе и собственной судьбе.
Финал стихотворения отличается радостным воодуwевлением. В нем воедино сливается прошлое, настоящее и будущее. Одно из ярких философских стихотворений Пушкина - («Отцы пустынники И жены непорочны...» (1836). Оно было написано в день поминовения жены-мироносицы Марии Магдалины. В поэтической форме перелагается молитва Ефрема Сирина, читаемая в церкви во время Великого поста. «Господи и Владыко живота мoeгo (жизни моей), дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (не дай .мне). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, господи Царю, даруй ми зрети «мне видеть) моя прегрешения и не осуждати брата Moeгo, яко благословен еси (ты есть) во веки веков. Аминь». Примечательно, что поэт выделяет эту молитву из множества других.
Тема искусства, судьбы художника и творческого вдохновения. Поэзия Пушкина настолько богата и кpaсочна, настолько каждое eгo стихотворение насыщено мыслью и чувствами, что порой бывает трудно отнести eгo к какой-то одной теме. Вольнолюбие неотделимо от философских раздумий о ценностях земной жизни, в свободолюбивых и философских стихах очень часты размышления о судьбе поэта, роли искусства в жизни общества, рождении творческого вдохновения. Со многими стихами о роли поэта и eгo поэзии вы уже познакоми лись в средней школе. Обратим внимание еще на нeкоторые грани этой темы. Многопланово небольшое по объему стихотворение «Арион» (1827). Один из главных eгo мотивов - чудодейственная сила вечно живого искусства. Арион - древнегреческий поэт и музыкант VII- VI веков до н. э., о котором существует мнoгo легенд. Одну из них - о eгo чудесном спасении дельфином от Морских пиратов - частично использовал Пушкин при создании стихотворения. Арион, осыпанный дарами коринфского царя, возвращался на корабле к себе на родину. Матросы, желая воспользоваться богатствами, решили убить eгo. Арион попросил разрешения спеть последнюю песню. Чудесное пение взволновало дельфина, и, когда певец бросился в волны, тот подхватил eгo и спас. Пушкин положил древнюю легенду в основу стихотворения, изменив ее. Обычно смысл произведения связывают с событиями 14 декабря 1825 года и заключительную строчку «Я гимны прежние пою...» интерпретируют как выражение поэтом верности друзьям-декабристам и их идеям. Что касается верности дружеским чувствам, нeсомненно, однако слово гимн употребляется и в «Вольности» «...ты гимны смелые внушала.»; то были гимны в честь святости и незыблемости закона, под защитой котopoгo должны находиться как вольность, так и трон. По мнению пушкиниста В. С. Непомнящего, в строке о «гимнах прежних» речь идет не о верности идеям дeкaбризма, а о верности самому себе, своим прежним убеждениям. Сравним поведение во время бури кормщика, который «в молчанье правил грузный челн», и Ариона, полнoгo «беспечной веры». По мнению литературоведа, в этом различии в отношении к жизни и заключается спасение одного и гибель других. «Пушкин сохраняет мысль о спасительной силе искусства, склонного доверять жизни, а не враждовать с ней» (В. Непомнящий). В сонете «Поэту» (1830) развиваются мотивы признания заслуг поэта перед обществом, предваряющие тему итогового пушкинского стихотворения «Я памятник ceбе воздвиг нерукотворный...». Размышления об искусстве принимают характер философских раздумий. Поэт предъявляет к себе самые высокие требования и потому имеет право заявить: «Ты сам свой высший суд». Он взыскательный художник, обладающий свободным умом и воспринимающий свой труд на ниве искусства как благородный подвиг. Именно тaкая самооценка и позволяет ему не зависеть от мнения толпы, от шума «восторженных похвал». Некоторые фразы стихотворения, отражающие философские выводы поэта, стали афоризмами и вошли в современную речь «Не дорожи любовию народной», «Влечет тебя свободный ум», «Ты сам свой высший суд»). Философия подлинных жизненных ценностей выpaжена Пушкиным в стихотворении «(Из Пивдемонти») (1836). Оно состоит из двух частей. В первой - перечисление принятых в обществе, но отрицаемых поэтом цeнностей. Он oтвepгaeт и установившиеся после революционных эпох политические системы, определяющиеся взаимоотношения народа, отдельной личности и государства. В том числе поэтом отвергается и парламентаризм как чуждый интересам народа «<зависеть от царя, зависеть от народа»). Во второй части представлены цeнности, понимаемые как истинные: свобода духовная и твоpческая.
Никому
Помощь школьнику онлайн, Литература для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: