Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя
Мастерство Н. В. Гоголя
Удивительный и неповторимый язык гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза - «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю npoпалую, деревня унеслась из виду... Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек». Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза - как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор. Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок... Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев... В творчестве Гоголя сравнение - лаборатория метафор. Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями». Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя. Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый. При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN. Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение. Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «гoBopeHo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев)
1. Как вы воспринимаете Н. в. гоголя и eгo творчество? Дайте доказательный ответ.
1. Путь Н. в. гоголя к реализму.
1. Этапы творческого пути Н. В. Гоголя.
1 Амплификiiция - один из художественных приемов. Обычно он представляет собой или скопление излишних фраз и выражений, воспроизводящих замедленную и постоянно спотыRающуюся речь бестолкового человека, или сознательное нaгнeтание впечатления подчеркнутым скоплением образов, синонимов, сравнений и др.
Планы конспектов уроков по литературе 10 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: