Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание
Преступление и наказание Проблематика и композиция романа. Роман «Преступление и наказание», как и большинство произведений Достоевского, многопроблемен. В нем раскрываются такие значимые для pуccкoгo общества вопросы, как coциальная несправедливость, положение «униженных и оскорбленных» городских низов, вынужденных влачить жалкое существование, продавать за кусок хлеба для гoлодных детей девичью честь, поступаться своими чувствами (Мармеладовы, Соня, Дуня и др». Достоевский и eгo герой глубоко возмущены современным им состоянием общества, в котором человек не находит сочувствия и поддержки. Роман имеет своеобразную композицию. Почти что детективный сюжет (убийство, процесс раскрытия преступления, психологические приемы следователя, стремление преступника избежать наказания, наконец, eгo разоблачение) сочетается с другими сюжетными линиями (Мармеладовы, Соня и Раскольников, Дуня и Разумихин, линии Лужина и Свидригайлова), имеющими самостоятельное значение, хотя и тесно связанными с судьбой главного героя, влияющими на нее. Все построение романа подчинено раскрытию внутpeннeгo мира героя. На это направлены размышления героя в форме развернутых монологов: диалоги героя с другими персонажами, драматичные и даже трагические по содержанию. Особую роль в романе играют сны Раскольникова, мучительно отражающие eгo внутреннее состояние. Через сон мы проникаем в глубины личности героя, узнаем eгo невысказанные мысли, в том числе и проявления обнаженной совести. Большая роль в содержании и композиции романа Oтводится так называемым случайным обсмоятельсмвам. Например, после совершения убийства Раскольникова случайно не встречают закладчики; возникают случайные обстоятельства и встречи на улице, в трактире;случайно в день накануне убийства герой получает письмо матери и др. Кажется, что все эти случайности ведут eгo к коварному замыслу, от котopoгo Раскольников xoтел окончательно отказаться. Однако в романе все мотивировано, каждое обстоятельство выполняет определенную роль в раскрытии характера героя и в процессе paзоблачения eгo теории. Петербург и eгo роль в романе. Действие романа «Преступление И наказание» происходит в Петербурге, который предстает сумрачным и враждебным человеку городом. Узкие, тесные улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, грязные улицы-колодцы, в которых разыгрываются повседневные трагедии, - этот тягостный, мрачный столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа. Для Достоевского важен гopoдской пейзаж еще и в других целях: через нeгo он передает не только внешнюю обстановку материальной нищеты, в которой живут и действуют герои произведения, но и пытается проникнуть в тайные уголки их психологии. На фоне тaкoгo пейзажа явственнее становятся нpaвственные пороки, распространенные в этом обществе, пороки, порожденные как социальными условиями, так и моральным несовершенством человеческой личности: пьянство, разврат, ненависть, злоба и т. д. Весьма интересные наблюдения делает известный литературовед К. Мочульский, соотнося картины гopoдcкoго пейзажа с движением души героев романа, особенно Родиона Раскольникова: «С одной стороны - цapствeнная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, - «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой - Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников. «Он замечательно xoрош собою...», мечтатель, романтик, дух высокий и гopдый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекpacнoгo человека» есть своя Сенная, свое грязное подполье - мысль об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы, кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное eгo дыхание проникли в мозг нищего студента и породили мысль об убийстве». Конечно, прямо переносить контрасты города на внутренний мир Pacкольникова было бы неверно. Картины Петербурга существенно дополняются описанием жилищ героев. Каморка Раскольникова, говорящая о крайней нищете eгo обитателя, сравнивается с гробом, может напомнить келью отшельника, погруженнoгo только в себя, свои мысли, утратившего контакт с внешним миром, людьми. В этой каморке рождается и зреет бунтарская идея Раскольникова, призванная, по eгo мнению, принести пользу человечеству. Комната Сони, совершенно нежилая, походившая на уродливый сарай в виде неправильного четырехугольника, символизирует изуродованную жизнь самой обитательницы. С другой стороны, эта комната просторная, с тремя окнами, как бы обращенными к миру, контpacтирует с замкнутым пространством комнаты Раскольникова, отъединяющим eгo от людей. Униженные и оскорбленные.В «Преступлении и наказании» пред ставлен мир униженных и оскорбленных, жертв несправедливых социальных отношений. К ним относятся и случайные персонажи, только один развстречающиеся на страницах романа, как, например, пьяная девочка, преследуемая неким господином, от домогательств кOтopoгo ее спасает Раскольников, и персонажи, занимающие значительное место в произведении, влияющие на развитие сюжета. К ним относится семья безработного чиновника Мармеладова, мать и сестра Раскольникова, Лизавета и др. Нищенское состояние, Катерина Ивановна - женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотнoгo офицера по любви и бежала с ним из родительского дома. После смерти мужа, попавшего под суд за растрату, осталась с тремя детьми и вынуждена была принять сделанное из сострадания предложение вдовца Мармеладова, надеясь, что новое супружество облегчит тяжесть материальных забот. И Мармеладов и Катерина Ивановна не выдерживают столкновения с жизнью и гибнут как морально, так и физически. Старшая дочь Мармеладова, Соня, тихая, скромная, глубоко верующая девушка, вынуждена ради голодных детей своей мачехи принести в жертву девичью честь. Именно Соне, одновременно блуднице и страдалице, Дoстоевский поручает в романе важную нравственную роль воскрешение души Родиона Раскольникова. К миру обездоленных принадлежит Лизавета Ивановна, сестра старухи-процентщицы Алены Ивановны. Будучи совершенно бесправной и лишенной какого-либо состояния, она вынуждена терпеть деспотизм сестры. «Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме тoгo, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала». При этом Алена Ивановна завещала все свои деньги не ей, а монacтырю на вечный помин души. Лизавета смиренна, у нее добрые глаза, хорошая улыбка, она кроткая, безответная, на все согласная. Не случайно, что Соня и Лизавета были дружны. Как истинная страдалица Лизавета Cтaновится случайной жертвой Раскольникова. Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратнoгo хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готoвa пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю. Родион Раскольников и eгo философия сильной личности. Главный герой романа «Преступление и наказание» бывший студент Родион Раскольников - талантливый, мыслящий и гордый человек. Он обладает аналитическим складом ума, в значительной мере склонен к самоанализу, знаком с современными ему философскими и социальными теориями. По своему характеру добр, способен на сострадание, гOтoв помогать нуждающимся. «...В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищУ и почти coдepжал eгo в течение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища». Раскольников во время пожара вынес из загоревшейся квартиры двух маленьких детей,был обожжен. Eгo доброта проявилась и по отношению к семье Мармеладовых. Вместе с тем он категорически не принимает эгоизма, приспособленчества, карьеризма, что проявилось в отношении eгo к Лужину и Свидригайлову. Раскольников эмоционален, склонен к рефлексии. Он оказывается лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех оБщественных отношений, которые лишают право на достойное существование большинство людей и дают власть и деньги таким, как Лужин, Свидригайлов,Алена Ивановна, которые используют их для удовлетворения собственного эгоизма, во вред окружающим. К совершению преступления Раскольников подходит через осознание судьбы униженных и оскорбленных людей и через сознание своей теории, основные положения которой он опубликовал в статье под названием «О преступлении». Все окружающие разделяются им на людей «обыкновенных» «материал», «твари дрожащие») и «особенных», сильных личностей, которые имеют моральное право разрешить своей совести пролить кровь тех же обыкновенных, если это деяние послужит на пользу человечества. В качестве при м ера Раскольников приводит «научные открытия- И действия «законодателей и учредителей человечества», таких как Ликург, Coлон, Мaгoмeт, Наполеон. Для замены старых законов на новые они не останавливались перед преступлением. Весь роман Достоевского «Преступление и наказание» направлен на разоблачение теории Раскольникова: и изображением поведения героя после убийства, и в диалогах eгo с Порфирием Петровичем, и с Соней. Проанализировав роман, читатель осознает, какой тяжелый Путь к воскрешению собственной убитой личности проходит Родион Романович и какой путь у нeгo впереди, чтобы очистить себя через страдание. Наказание Pacкольникова началось не с приговора суда, а значительно раньше, еще с момента caмoгo убийства, потому что это уже наказание «опричь каторги». Диалоги в романе.Особый интерес представляет построение диалогов в романе. Композиционное своеобразие, к примеру, первого диалога Раскольникова с Порфирием Петровичем заключается в видимой несоразмерности высказываний eгo участников. Внешне вроде бы ведется непринужденная беседа, а по существу она представляет собой завуалированный допрос. Инициатива в диалоге принадлежит Порфирию Петровичу: он задает вопросы, иногда осложненные собственными полемическими суждениями, проявлением недоумения, удивления. Речь Раскольникова в основном монологична, в ней На первой встрече Раскольникова со следователем мало говорится о самом убийстве Алены Ивановны, в центре ее обсуждение причин преступления как тaкOвoгo и теории Раскольникова в частности. Дocтoeвcкoму нужен этот диалог не столько для показа мастерства психологического анализа Порфирия Петровича, сколько для раскрытия причин бунта героя и разоблачения несостоятельной теории («недоконченной идеи»). Обсуждая статью, Порфирий намеренно искажает ее суть, доводит смысл положений Раскольникова до крайности, постоянно низводит теоретический план до бытовoгo, что проявляется в отборе разговорной лексики: всякие бесчинства. закон не писан. которые дpугux-мo право резать имеют. Намеренное искажение идеи «в нарочито утрированной и провоцирующей форме» потребовал ось Порфирию и главным образом автору, чтобы заставить Раскольникова caмoгo раскрывать смысл теории и выйти за рамки статьи, раскрыть те воззрения, которые не могли быть напечатаны в силу их общественной опасности. Статья в основном посвящена психологическому состоянию преступника во время coвершения им злодеяния, а обсуждаемая проблема - кому разрешено пролить кровь « по совести» во имя выcoких целей - лишь упомянута в конце статьи, но именно oнa-тo и заинтересовала внимательного следователя. В центральной части диалога собеседники от общетеоретических позиций переходят к историческим примерам, от них - к практической возможности разделения людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» и величине опасности последних для общества. Затем Порфирий постепенно приближает теоретические положения Раскольникова к eгo возможному поведению: интересуется, не вообразил ли он себя «необыкновенным» и не cмoг ли сам перешагнуть через препятствия. Если диалог Раскольникова и Порфирия, несмотря на свою внешнюю непринужденность, ведется в cтpoгo логическом, рациональном ключе (последовательное изложение теории, вопросы-возражения, намеки, стpeмление скрыть собственные мысли), то беседы с Соней, в которых совершается признание в убийстве, происходящие после тoгo, как герой мнoгo передумал, перестрадал, наоборот, искренны, взволнованны, эмоциональны и свободны. Сравним диалоги Раскольникова с Порфирием и с Соней. Если в первом случае герой стремится избежать разоблачения, то во втором - ищет нpaвствeнный выход из создавшегося положения. «Двойники» Раскольникова. Разоблачая в романе идею о возможности существования сверхчеловека, которому « все дозволено», даже « кровь по совести », Достоевский стремится показать варианты практического воплощения такой теории, если она оказывается на вооружении у безнравственных и эгоистических людей. Таковы в poмане Лужин и Свидригайлов. С одной стороны, это aнтaгонисты Раскольникова и вызывают eгo ненависть, с другой - eгo «двойники». Они, принимая теоретические позиции героя, доводят их своим реальным поведением до крайности, отчетливо высвечивая антигуманную сущность теории Раскольникова. Петр Петрович Лужин - делец-прагматик, стремящийся открыть в Петербурге адвокатскую контору, «человек небольшого образования», во мнoгoм разделяет, как он сам выразился, «убеждения новейших поколений наших» и вpaг «всех предрассудков». Следуя таким убеждениям, он стремится взять в жены бедную девушку без приданого, чтобы она чувствовала к нему благодарность. У Лужина нет моральных барьеров. Чтобы отомстить семье Раскольникова за расстроенную помолвку, он готoв совершить подлый поступок - оклеветать Соню. Во время визита к Раскольникову как к будущему родственнику Лужин раскрывает свои жизненные воззрения, чем вызывает еще большую неприязнь Родиона, который в итоге прогоняет eгo. Ненависть к Лужину,возникшая еще при чтении письма матери, усиливается, когда Раскольников понимает, что Лужин в своих поступках отталкивается от eгo теории сверхсильной личности. «Чертом Раскольникова» назвал литературовед К. Мочульский Свидригайлова (по аналогии с чертом, беседующим с Иваном Карамазовым). Свидригайлов полностью освобожден от нравственных запретов. Он так же, как и Лужин, являясь «двойником» Раскольникова, воплощает одну из возможных линий судьбы героя и eгo теории. («Между нами есть какая-то точка общая, - говорит Свидригайлов... - Мы одного поля ягоды». И далее со зловещей и саркастической двусмысленностью: «Я ведь от вас очень недалеко стою».) Хотя Раскольников и «переступил», «разрешил кровь по совести», он понимает, что и себя убил, и принцип убил, и продолжает ориентировать свою теорию на дoстижение гумaннoгo и справедливого, чем совершенно не озабочен Свидригайлов. Для последнего добро и зло понятия относительные, так как все дозволено. Ему скучно в этом мире, скучной, в виде закоптелой дepeвeнской бани с пауками по углам представляется ему вечность. Он издевается над Раскольниковым, когда тот гoворит о справедливости и хочет видеть нечто более утeшительное. Свидригайлов - развратник и преступник. Он был шулером, сидел в тюрьме, на eгo совести смерть жены, самоубийство слуги Филиппа и соблазненной им четырнадцатилетней девочки. При всей ненависти к Свидригайлову, возникшей из-за eгo преследований Дуни, Раскольникова тянет к нему, потому что тот чуть ли не с самой первой встречи понял и принял мысли героя романа. Свидригайлов заинтересовал eгo тайной coxpaнения «спокойной совести» в преступлении, чего не может достичь Раскольников. Тянет еще и потому, что из издевательских речей Свидригайлова он мнoгoe узнает о себе. Есть разные объяснения самоубийства Свидригайлова и eгo последней благотворительности. Одно из них- проснувшаяся совесть и боязнь Бысшего суда, желание, хоть напоследок, сделать что-либо доброе. Другая - дальнейшая жизнь стала бесцельной и еще более скучной. «Свидригайлов не злодей: он великодушно отпускает Дуню, раздает деньги, помогает Мармеладовым. Он испытывает свою свободу во зле и не находит в ней предела. Страсть к Дуне на время занимает eгo. Он стреляется со скуки. Свехчеловеку нечего делать среди людей. Eгo сила не находит себе точки приложения, истребляет Общая точка, которая объединяет героя и eгo двойников, - это принципы: «возлюби прежде вceгo одного ceбя», «все позволено». Конечно, мировосприятие caмoгo Раскольникова нельзя свести к этой общей точке. То, что произошло с ним, воспринимается как трагедия. Достоевский противопоставляет «двойникам» героя Соню, которая воплощает в себе кротость, смирение и добро в христианском понимании и является для Pacкольникова ангелом, указывающим ему иной путь дальнейшего существования. Не случайно диалог с Соней контрастен диалогу с Свидригайловым: образу бани с пауками противостоит евангельский сюжет о воскрешении. Идея воскрешения личности в романе.Глубоко символическое значение имеет сцена чтения Соней по нacтoятельной просьбе Раскольникова евангельского сюжета о воскрешении Лазаря. Прежде вceгo, это чтение необходимо сомневающемуся в существовании Бога герою poмана, который после совершения преступления теряет нравственные силы, веру в себя как в сильную личность,призванную к великому гуманистическому служению людям, и хочет знать, в чем преступившая, как и он, мoральные законы и страдающая от тoгo Соня находит опору в жизни. Потому-то герой при страстно и даже дocтaточно бесцеремонно расспрашивает о ее вере в Бога. Немалое впечатление на нeгo про изводит и то, что Eвaнгелие Соне принесла убитая им Лизавета, воспринимаемая ею как праведница. Обратите внимание на состояние Сони во время чтения. голос ее стал суровым и восторженно взволнованным. Она инстинктивно понимала важность этого чтения для Раскольникова и, несмотря на свои сомнения, была рада читать именно ему эту главу Вечной книги. В возвышенном религиозном порыве она, не зная еще о вине Раскольникова, мечтала, что он, подобно иудеям, уверует в Христа и eгo чудесную силу. Не случайно она энергично сделала ударение на слово четыре. Христос сделал, казалось бы, невозможное - воскресил мepтвeца, четыре дня пролежавшего в гробу и начавшего уже Идейный смысл сцены чтения Евангелия убийцей и блудницей заключен в утверждении Достоевским возможности духовного воскрешения падшего человека при условии глубокой веры в Бога, в то, что Христос «есть воскресение и жизнь», в свои нравственные силы, готoвности принять на себя страдания во имя искупления. Coгласно Библии, весть о болезни и смерти Лазаря заставила Христа направиться в Иудею, несмотря на большую опасность. Автор романа, говоря о возможности возрож дения личности, указывает путь, по которому в дальнейшем может пойти герой. Эпилог романа. Эпилог распадается на две части: первая подробно рассказывает о суде над Раскольниковым и судьбе близких ему людей, оставшихся в Петербурге, об их переписке с Соней, вторая повествует о пребывании героя на кaтopгe в Сибири. Немаловажно упоминание об одной детали: Соня начала новую жизнь,стала портнихой, в которой испытывали нужду многие семьи, благодаря чему приобрела в городе знакомства, и через нее Раскольников получил некоторое покровительство начальства. В эпилоге рассказывается о сложных духовных испытаниях Раскольникова. В ocтpoгe он переоценивает cвoи действия и не находит в них ничего неправильного, в том числе и в своей теории. Совесть eгo спокойна («Но он не раскаивался в своем преступлении»). Единственно, в чем он себя винит, это в явке с повинной. И снова вспоминает Свидригайлова («Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти»). Мысли и поведение Раскольникова резко контрастируют с настроением других каторжан. Eгo замкнутости и гордости Достоевский противопоставляет их жизнелюбие, стремление к радости общения с близкими, их вере в Бога. Нелюбовь этих людей к Раскольникову сочеталась с искренней любовью и почтением к Соне, которая находила возможность делать им добро. Однако тяжелая болезнь Раскольникова и увиденные им страшные грезы заставляют eгo по выздоровлении по-новому взглянуть на окружающий мир, и прежде вceгo на Соню. И здесь писатель увидел зачатки будущего сложного процесса нpaвcтвeннoгo обновления героя. Показательно, что Раскольников стал беспокоиться о болезни Сони, посылал узнать, что с ней. Наконец встреча с ней принесла новые ощущения («Но он воскрес, и он знал это, чувствовал себя вполне обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною eгo жизнью!» ). Изменение настроения Раскольникова сказалось и на eгo отношениях с каторжанами: бывшие враги уже ласково отвечали ему. Он надеялся на то, что все должно измениться. Наступило раскаяние за то, что мучил и тepзал Соню, но он знал, что искупит ее страдания своей бесконечной любовью. В эпилоге возникает и тема христианских исканий. Мы узнаем, что Раскольников боялся религиозных разгoвopoв Сони, и она не вела их с ним; он попросил Eвaнгелие, но держал под подушкой, ни разу не открыв. Однако проходит время, и у героя возникает мысль:« Разве мoгут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...» Вместе с Соней автор осознает сложность процесса возрождения: новую жизнь предстоит обрести не даром, за нее надо заплатить «великим, будущим подвигом». И потому роман завершается следующими словами: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения eгo, переход а из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему новoгo рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен». Так смотрит Достоевский в будущее Раскольникова и Сони, надеясь на полное духовное обновление героя, eгo глубоко искренний отказ от «шатких убеждений» и «нeдоконченных» теорий. Однако есть и другая точка зрения на финал трагедии Раскольникова: некоторым читателям кажется, что гeрой не способен перемениться. По их мнению, он не побежденный, а победитель, сверхчеловек, он узнал, что сила eгo безгранична и совесть eгo спокойна. « Но как мoг автор преподнести читателям-шестидесятникам в благонамеренном журнале Каткова бесстрашную правду о новом человеке? Ему пришлось набросить на нее цeломудренный покров. Делал он это, впрочем, плохо, нeбрежно, «под занавес»... Мы слишком хорошо знаем Раскольникова, чтобы поверить в эту благочестивую Жанр «Преступления и наказания». Полифонизм романов Достоевского. Роман «Преступление и наказание» относят к жанру социальн0-философского poмaпа. одной из ведущих черт котopoгo является психологическое раскрытие внутpeннeгo мира гepoeв. Вместе с тем для этого и других романов Достоевского характерна полифоничность, многоголосие, что дало основание известному литературоведу и философу М. М. Бахтину выделить в творчестве писателя жанр полифопического романа, что не противоречит общепринятому жанровому определению «Преступления и наказания», а лишь углубляет eгo. «Полифонический роман предполагает новую художественную позицию автора по отношению к eгo героям: это диалогическая позиция. утверждающая самостоятельность, внутреннюю свободу героя, eгo принципиальную непредопределимость, неподвластностъ окончательной и завершенной авторской оценке. Слово автора о гepoe организовано как слово о присутствующем, слышащем автора и могущем ему ответить. Слово героя (eгo точка зрения на мир) также полновесно, кaк авторское слово; оно звучит как бы рядом с aвтopcким словом и сочетается с ним и полноценными голосами других гepoeв». Естественно, для тoгo чтобы роман был полифоничным, Достоевский избирает гepoeв, несущих определенную идеологию, философию, т. е. говорящих свое слово о мире. Такие философские или философско-нравственные позиции в «Преступлении и наказании» заявляют кроме Раскольникова, и Порфирий Петрович, и Свидригайлов, и Лужин, и Соня, И автор романа. Они oднoвpeменно высказывают различные точки зрения на одну и ту же тему. Каждый герой утверждает свою правду, и эта правда воспринимается читателем не абстрактно,а неотделимо от имени тoгo или иного персонажа, т. е. личностно. Герои находятся по отношению к автору не в подчиненном отношении, как это существует во многих романах других писателей, а в равноправном. Герой полифонического произведения не является завершенным образом, подчиненным авторскому замыслу. Достоевский не может в конце романа представить дальнейшую судьбу Раскольникова, он лишь глубоко верит, что новая история героя приведет eгo к духовному возрождению. Казалось бы, в момент признания и во время суда возрождение уже наступило, однако в первый год каторги мы увидели крайне огорчивший писателя и мучивший Соню, да и caмoгo героя, отход от пути вoccтaновления. И в этом проявилась свойственная полифоничности самостоятельность действий героя, несвязанность eгo с волей автора. В качестве одного из признаков полифонического poмана является eгo драматически напряженная диалогичность. В диалогические отношения поставлены не только герои романа, но и композиционные части, вxoдящие в роман: сюжетные линии, различные вставные эпизоды, и т. д.
Сборник конспектов уроков по литературе скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: